Введение:
Важнейшим приоритетом оценки
эффективности социально-экономической
политики государства является уровень
и качество жизни населения. Исследование
проблем оценки уровня и качества
жизни населения занимаются ученые
и государственные деятели на
протяжении многих лет. В России ею
занимались еще в XIX веке Д.П. Журавский,
Ф. А, Щербин, А.В. Чаянов и другие. Все
они выявляли отдельные методологические
принципы и заложили основы социальной
статистики в нашей стране, которая
в то время имела достаточно объективный
и достоверный характер.
В настоящее время
на протяжении веков уровень
и качество жизни населения,
сущностная сторона этих категорий,
а также вопросы их измерения
и оценки, практическая реализация,
как на уровне государства,
так и регионов, предприятий, домохозяйств
- остается постоянно развивающимся
процессом, требующим системного
исследования и последующего
уточнения.
За последнее время
существенным шагом в этом
направлении стал переход в
учетной практике от среднестатистического
гражданина к семье и домашнему
хозяйству как наиболее репрезентативным
объектам исследования и оценки
уровня и качества жизни населения.
Понятие уровень жизни,
качество жизни в современной
научной литературе трактуются
по-разному, в зависимости от
целей и задач проводимого
исследования. Под уровнем жизни
чаще всего понимается степень
обеспеченности населения необходимыми
материальными и нематериальными
благами и услугами, достигнутый
уровень их потребления и степень
удовлетворения потребностей людей
в этих благах. Понятие "уровень
жизни" в его современной
трактовке является весьма емким,
охватывающим все стороны деятельности
человека, дает представление о
благосостоянии общества в целом
и отдельных его членов, в частности.
Уровень жизни населения –
важнейший критерий оценки эффективности
социально-экономической политики
государства. Его повышение является
основной целью общественного
развития социального государства.
Качество жизни – категория,
отражающая объективные условия
существования и их оценку на уровне
общества и индивида.
Население современной
России живет по-разному. Уровень
и качество жизни в стране
измерить достаточно сложно. Существующие
методики требуют обновления
и учета специфики определенного
периода развития, специфики определенного
периода развития экономики страны,
региона что, несомненно, свидетельствует
о большой актуальности выбранной
для исследования темы.
Различные аспекты
теории и практики уровня и
качества жизни населения нашли
свое отражение в трудах отечественных
и зарубежных ученых.
Такие ученые как
Менгер К., Госсен П., Гелбрейт
Дж., Маркс К., Рик-кардо Д., Пигу
А,, Кейнс Дж., Гобсон Дж., Скитовски
Т., Мюллер-Армак, Эдхард Л., Бьюкенен
Дж., Эрроу К., Парето В. в свое
время рассуждали о потребностях,
потреблении, благосостоянии, опираясь
на уровень жизни населения.
Советские ученые делали
попытки сформулировать отдельные
понятия уровня жизни, человеческого
капитала, исследовали личное потребление,
личные и общественные потребности.
Это Струмилин С, Янжул И., Аганбе-гян
А., Мстиславский П., Рутгайзер В.,
Левин А., Махмутов А., Шутов И.,
Столяров И., Яркин А, Мочалов
Б., Римашевская Н., Чернявский У.,
Вальгух К. и другие.
В современный период
проблемам уровня и качества
жизни посвящают свои труды:
Бобков В., Глазьев С, Заславская
Т., Каваляускане В., Мо-жина М., Ржаницына
Л., Титова Н., Федоренко А., Древноский
Я., Скотт В., Форстер-Гри-Торбек, Мстиславский
П., Голуб Н. и другие. Среди
представителей региональной научной
школы, уделявших в своих работах
внимание вопросам трудовых и
распределительных отношений, необходимо
отметить: Эйтингона В., Баутина В.,
Хаустова Ю., Корогодина И.,Хорева
А., Тамошину Г., Воронина В., Овчинникову
Т.
Несмотря на многочисленные
исследования, посвященные уровню
и качеству жизни населения,
остаются проблематичными концептуальные
основы этой проблемы, изучение
уровня и качества жизни как
экономической категории, с вытекающими
отсюда элементами, формами, функциями.
Идут перманентные споры, какие
индикаторы брать за основу
измерения уровня и качества
жизни населения. Недостаточно
изученными остаются вопросы
определения качества трудовой
жизни, не всегда взаимосвязываются
такие категории как: потребности,
потребление, уровень жизни, качество
жизни, благосостояние и т.п.
В связи с этим возникает
необходимость в дальнейшем исследовании
уровня и качества жизни населения.
Целью курсовой работы
является развитие теоретических,
методологических и научно-практических
основ исследования уровня и
качества жизни населения в
российской экономике и путей
его повышения.
Эта цель требует
решения следующих задач:
- систематизировать теоретические
подходы к исследованию уровня
и качества жизни населения
с целью выявления диалектики
их развития;
- раскрыть уровень и
качество жизни населения как
экономическую категорию с выделением
специфики понятия «качество»;
- определить место категорий
«уровень и качество жизни»
в системе категорий потребления
с применением метода восхождения
от абстрактного к конкретному;
- выявить уровни, функции
и формы категории «уровень
и качество жизни населения»;
- содержательно проанализировать
существующие методики определения
уровня и качества жизни населения
с целью их совершенствования;
- просмотреть уровень
жизни населения в томской
области в качестве сравнения;
- дать конкретные рекомендации
по регулированию распределительных
отношений уровня и качества
жизни населения на микро и
макро уровне.
Предметом исследования
являются экономические отношения
по развитию уровня и качества
жизни населения в современной
России.
Объектом исследования
является существующий уровень
и качество жизни россиян в
национальном и региональном
масштабе.
Теоретической и методологической
базой исследования являются
труды классиков мировой экономической
мысли, концепции, положения и
выводы в научных работах отечественных
и зарубежных экономистов, представляющих
различные школы и направления,
а также директивные и нормативные
документы по трудовым отношениям
в России.
Эмпирической базой
исследования, обеспечивающей достоверность
выводов и предложений, послужили
данные Федеральной службы статистики
России и Томской области, отчетность
промышленных предприятий, а также публикации
в научных и периодических изданиях, в
том числе, информация, полученная по сети
Интернет.
Практическая значимость
результатов исследования определяется
возможностью, использования изложенных
в работе теоретических и практических
разработок, выводов и предложений
для составления целевых программ
повышения уровня и качества
жизни населения.
Глава 1. Теоретические и
методологические основы исследования
уровня и качества жизни населения
1.1. Теоретические подходы
к исследованию уровня и качества
жизни населения
Категории «уровень
и качество жизни населения»
тесно связаны с такими категориями
как личное потребление, потребности,
благосостояние, доходы, потребительский
выбор и т.д., которыми занимались
различные экономические школы.
Так, представители классической
и марксистской школ связывали
потребление с воспроизводством
рабочей силы через анализ
заработной платы и других
доходов. Д. Риккардо, например, рассуждал
о минимуме потребностей наемного
работника, среди которых хлеб
считал основным источником питания.
Соответственно и заработки сводил
к минимуму, потребному для пропитания
и приобретения минимального
количества других жизненных
благ.
К. Маркс расширяет
личное потребление наемного
работника до уровня воспроизводства
сил человека, необходимого для
нормального функционирования работника
в соответствии с требованиями
производства. Он его рассматривает
в контексте с производством
как приоритетной фазой общественного
воспроизводства. При этом потребление
является завершающей воспроизводственной
фазой. К. Маркс указывает в
своих трудах на необходимость
классификации потребления на
общественное и индивидуальное.
Так, он рассматривает продукты
индивидуального и производственного
потребления: «Это производственное
потребление тем отличается от
индивидуального потребления, что
в последнем продукт потребляется
как жизненные средства живого
индивидуума, в первом - как жизненные
средства труда, то есть, действующей
рабочей силы этого индивидуума.
Поэтому продукт индивидуального
потребления есть сам потребитель,
результат же производственного
потребления - продукт, отличный
от потребителя».
Фактически, с точки
зрения К. Маркса, личное потребление
- это процесс воспроизводства
человеческого капитала работника.
Именно поэтому проблемы личного
потребления в марксизме связаны,
прежде всего, с проблемами
заработной платы и эксплуатации
наемного труда.
Личное потребление
- это потребительное производство.
Потреблять значит распредмечивать,
производить - значит опредмечивать
труд. Таким образом, К. Маркс,
оставаясь сторонником трудовой
теории стоимости, рассматривал
и личное потребление через
призму труда. Потребление и
производство - это взаимодействующие
и взаимообусловливающие друг
друга воспроизводственные фазы.
Нет смысла, производить то, что
не будет потребляться. Потребление
оказывает столь же активное
влияние на производство, как
и производство на потребление,
как с точки зрения социально-экономических,
так и с точки зрения организационно-экономических
отношений между людьми.
Если брать австрийскую
школу, то представители ее
субъективного направления исходили
из того, что анализ экономических
процессов следует начинать с
изучения потребностей людей,
с поиска критерия полезности
благ. Полезность это способность
удовлетворять чью-либо нужду.
Она зависит от потребительских
свойств товара (общая полезность),
а также от самого процесса
потребления, от того, кто и
как удовлетворяет свои устремления
(конкретная полезность).Полезность
потребления для человека можно
рассматривать и с точки зрения
его участия в производстве, и
с точки зрения потребления
личного. Общие и конкретные
полезности взаимосвязаны и находятся
в постоянном взаимодействии.
К. Менгер отмечал,
что потребности зависят от
количества потребительских стоимостей,
их редкости, возможности воспроизводства.
Поскольку человек нуждается
не вообще в данном предмете
(благе), а в определенном его
количестве, то потребность в
нем удовлетворяется в соответствии
с законом насыщения потребностей.
По нашему мнению, потребности
человека, даже по мере насыщения
благами, безграничны. Но если
рассматривать их с точки зрения
ограниченных ресурсов, то потребности
человека ограничены его жизнью,
получаемыми доходами. А сама
категория «насыщение потребностей»
достаточно относительна, так как
процесс насыщения потребностей
происходит беспрерывно.
Если рассматривать
воззрения П. Госсена, то его
первый закон заключается в
том, что по мере увеличения
количества потребляемого товара
его полезность убывает, т.е.
насыщение потребностей связано
со снижением предельной полезности
и падением спроса. Данный закон,
по нашему мнению, относителен.
Например, в современной России,
в бедных семьях, человек потребляет
в основном картофель и хлеб
и по мере увеличения потребляемого
продукта, его полезность не убывает,
а, наоборот, в. отдельных случаях,
возрастает. У каждого человека
своя шкала потребностей. Есть
наиболее и наименее неотложные.
Люди комбинируют и сопоставляют
ценности. За товары и услуги
надо платить, и поэтому приходится
осуществлять выбор между товарами,
удовлетворяющими какую-либо потребность
и денежной платой за них.
Потребности развиваются, формируются
новые, но они определяются
доходом человека и им же
они ограничены.
Ресурсы, которыми располагает
общество, всегда ограничены. Из
этой их ограниченности и нехватки
вытекает необходимость их экономного
расходования, ограничения потребностей
и выбора наиболее приемлемых
вариантов. Выбор проводится между
различными потребностями, между
потребностями более важными
и менее значимыми. Стараясь
повысить свой жизненный уровень,
по нашему мнению, человек использует
право выбора, но ранжирует свои
потребности только в определенной
законами природы очередности.
Человек, прежде всего, должен
есть, пить, одеваться, общаться, иметь
жилище, а потом уже заниматься
наукой, искусством и пр.
Второй же закон
П. Госсена гласит: «Должно существовать
равенство предельных полезностей
на рубль каждого товара». Как
видим, представитель австрийской
школы ценность товаров для
потребления определяет независимо
от затрат труда. Ценность товара,
по мнению и других представителей
австрийской школы, чисто субъективна
и выступает как степень полезности,
как средство удовлетворения
желаний людей.