Исследование уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Понятие уровень жизни, качество жизни в современной научной литературе трактуются по-разному, в зависимости от целей и задач проводимого исследования. Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие "уровень жизни" в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

Введение:

 

 

Важнейшим приоритетом оценки эффективности социально-экономической  политики государства является уровень  и качество жизни населения. Исследование проблем оценки уровня и качества жизни населения занимаются ученые и государственные деятели на протяжении многих лет. В России ею занимались еще в XIX веке Д.П. Журавский, Ф. А, Щербин, А.В. Чаянов и другие. Все  они выявляли отдельные методологические принципы и заложили основы социальной статистики в нашей стране, которая  в то время имела достаточно объективный  и достоверный характер.

 

 В настоящее время  на протяжении веков уровень  и качество жизни населения,  сущностная сторона этих категорий,  а также вопросы их измерения  и оценки, практическая реализация, как на уровне государства,  так и регионов, предприятий, домохозяйств - остается постоянно развивающимся  процессом, требующим системного  исследования и последующего  уточнения.

 

 За последнее время  существенным шагом в этом  направлении стал переход в  учетной практике от среднестатистического  гражданина к семье и домашнему  хозяйству как наиболее репрезентативным  объектам исследования и оценки  уровня и качества жизни населения.

 

 Понятие уровень жизни,  качество жизни в современной  научной литературе трактуются  по-разному, в зависимости от  целей и задач проводимого  исследования. Под уровнем жизни  чаще всего понимается степень  обеспеченности населения необходимыми  материальными и нематериальными  благами и услугами, достигнутый  уровень их потребления и степень  удовлетворения потребностей людей  в этих благах. Понятие "уровень  жизни" в его современной  трактовке является весьма емким,  охватывающим все стороны деятельности  человека, дает представление о  благосостоянии общества в целом  и отдельных его членов, в частности.  Уровень жизни населения –  важнейший критерий оценки эффективности  социально-экономической политики  государства. Его повышение является  основной целью общественного  развития социального государства.

 

Качество жизни – категория, отражающая объективные условия  существования и их оценку на уровне общества и индивида.

 

 Население современной  России живет по-разному. Уровень  и качество жизни в стране  измерить достаточно сложно. Существующие  методики требуют обновления  и учета специфики определенного  периода развития, специфики определенного  периода развития экономики страны, региона что, несомненно, свидетельствует  о большой актуальности выбранной  для исследования темы.

 

 Различные аспекты  теории и практики уровня и  качества жизни населения нашли  свое отражение в трудах отечественных  и зарубежных ученых.

 

 Такие ученые как  Менгер К., Госсен П., Гелбрейт  Дж., Маркс К., Рик-кардо Д., Пигу  А,, Кейнс Дж., Гобсон Дж., Скитовски  Т., Мюллер-Армак, Эдхард Л., Бьюкенен  Дж., Эрроу К., Парето В. в свое  время рассуждали о потребностях, потреблении, благосостоянии, опираясь  на уровень жизни населения.

 

 Советские ученые делали  попытки сформулировать отдельные  понятия уровня жизни, человеческого  капитала, исследовали личное потребление,  личные и общественные потребности.  Это Струмилин С, Янжул И., Аганбе-гян  А., Мстиславский П., Рутгайзер В., Левин А., Махмутов А., Шутов И., Столяров И., Яркин А, Мочалов  Б., Римашевская Н., Чернявский У., Вальгух К. и другие.

 

 В современный период  проблемам уровня и качества  жизни посвящают свои труды:  Бобков В., Глазьев С, Заславская  Т., Каваляускане В., Мо-жина М., Ржаницына  Л., Титова Н., Федоренко А., Древноский  Я., Скотт В., Форстер-Гри-Торбек, Мстиславский  П., Голуб Н. и другие. Среди  представителей региональной научной  школы, уделявших в своих работах  внимание вопросам трудовых и  распределительных отношений, необходимо  отметить: Эйтингона В., Баутина В., Хаустова Ю., Корогодина И.,Хорева  А., Тамошину Г., Воронина В., Овчинникову  Т.

 

 Несмотря на многочисленные  исследования, посвященные уровню  и качеству жизни населения,  остаются проблематичными концептуальные  основы этой проблемы, изучение  уровня и качества жизни как  экономической категории, с вытекающими  отсюда элементами, формами, функциями.  Идут перманентные споры, какие  индикаторы брать за основу  измерения уровня и качества  жизни населения. Недостаточно  изученными остаются вопросы  определения качества трудовой  жизни, не всегда взаимосвязываются  такие категории как: потребности,  потребление, уровень жизни, качество  жизни, благосостояние и т.п.  В связи с этим возникает  необходимость в дальнейшем исследовании  уровня и качества жизни населения.

 

 Целью курсовой работы  является развитие теоретических,  методологических и научно-практических  основ исследования уровня и  качества жизни населения в  российской экономике и путей  его повышения.

 

 Эта цель требует  решения следующих задач:

 

- систематизировать теоретические  подходы к исследованию уровня  и качества жизни населения  с целью выявления диалектики  их развития;

 

- раскрыть уровень и  качество жизни населения как  экономическую категорию с выделением  специфики понятия «качество»;

 

- определить место категорий  «уровень и качество жизни»  в системе категорий потребления  с применением метода восхождения  от абстрактного к конкретному;

 

- выявить уровни, функции  и формы категории «уровень  и качество жизни населения»;

 

- содержательно проанализировать  существующие методики определения  уровня и качества жизни населения  с целью их совершенствования;

 

- просмотреть уровень  жизни населения в томской  области в качестве сравнения;

 

- дать конкретные рекомендации  по регулированию распределительных

отношений уровня и качества жизни населения на микро и  макро уровне.

 

 Предметом исследования  являются экономические отношения  по развитию уровня и качества  жизни населения в современной  России.

 

 Объектом исследования  является существующий уровень  и качество жизни россиян в  национальном и региональном  масштабе.

 

 Теоретической и методологической  базой исследования являются  труды классиков мировой экономической  мысли, концепции, положения и  выводы в научных работах отечественных  и зарубежных экономистов, представляющих  различные школы и направления,  а также директивные и нормативные  документы по трудовым отношениям  в России.

 

 Эмпирической базой  исследования, обеспечивающей достоверность  выводов и предложений, послужили  данные Федеральной службы статистики  России и Томской области, отчетность  промышленных предприятий, а также публикации в научных и периодических изданиях, в том числе, информация, полученная по сети Интернет.

 

 Практическая значимость  результатов исследования определяется  возможностью, использования изложенных  в работе теоретических и практических  разработок, выводов и предложений  для составления целевых программ  повышения уровня и качества  жизни населения.

 

Глава 1. Теоретические и  методологические основы исследования уровня и качества жизни населения

 

1.1. Теоретические подходы  к исследованию уровня и качества  жизни населения

 

 Категории «уровень  и качество жизни населения»  тесно связаны с такими категориями  как личное потребление, потребности,  благосостояние, доходы, потребительский  выбор и т.д., которыми занимались  различные экономические школы.  Так, представители классической  и марксистской школ связывали  потребление с воспроизводством  рабочей силы через анализ  заработной платы и других  доходов. Д. Риккардо, например, рассуждал  о минимуме потребностей наемного  работника, среди которых хлеб  считал основным источником питания.  Соответственно и заработки сводил  к минимуму, потребному для пропитания  и приобретения минимального  количества других жизненных  благ.

 

 К. Маркс расширяет  личное потребление наемного  работника до уровня воспроизводства  сил человека, необходимого для  нормального функционирования работника  в соответствии с требованиями  производства. Он его рассматривает  в контексте с производством  как приоритетной фазой общественного  воспроизводства. При этом потребление  является завершающей воспроизводственной  фазой. К. Маркс указывает в  своих трудах на необходимость  классификации потребления на  общественное и индивидуальное. Так, он рассматривает продукты  индивидуального и производственного  потребления: «Это производственное  потребление тем отличается от  индивидуального потребления, что  в последнем продукт потребляется  как жизненные средства живого  индивидуума, в первом - как жизненные  средства труда, то есть, действующей  рабочей силы этого индивидуума.  Поэтому продукт индивидуального  потребления есть сам потребитель,  результат же производственного  потребления - продукт, отличный  от потребителя».

 

 Фактически, с точки  зрения К. Маркса, личное потребление  - это процесс воспроизводства  человеческого капитала работника.  Именно поэтому проблемы личного  потребления в марксизме связаны,  прежде всего, с проблемами  заработной платы и эксплуатации  наемного труда. 

 

 Личное потребление  - это потребительное производство. Потреблять значит распредмечивать,  производить - значит опредмечивать  труд. Таким образом, К. Маркс,  оставаясь сторонником трудовой  теории стоимости, рассматривал  и личное потребление через  призму труда. Потребление и  производство - это взаимодействующие  и взаимообусловливающие друг  друга воспроизводственные фазы. Нет смысла, производить то, что  не будет потребляться. Потребление  оказывает столь же активное  влияние на производство, как  и производство на потребление,  как с точки зрения социально-экономических,  так и с точки зрения организационно-экономических  отношений между людьми.

 

 Если брать австрийскую  школу, то представители ее  субъективного направления исходили  из того, что анализ экономических  процессов следует начинать с  изучения потребностей людей,  с поиска критерия полезности  благ. Полезность это способность  удовлетворять чью-либо нужду.  Она зависит от потребительских  свойств товара (общая полезность), а также от самого процесса  потребления, от того, кто и  как удовлетворяет свои устремления  (конкретная полезность).Полезность  потребления для человека можно  рассматривать и с точки зрения  его участия в производстве, и  с точки зрения потребления  личного. Общие и конкретные  полезности взаимосвязаны и находятся  в постоянном взаимодействии.

 

 К. Менгер отмечал,  что потребности зависят от  количества потребительских стоимостей, их редкости, возможности воспроизводства.  Поскольку человек нуждается  не вообще в данном предмете (благе), а в определенном его  количестве, то потребность в  нем удовлетворяется в соответствии  с законом насыщения потребностей.

 

 По нашему мнению, потребности  человека, даже по мере насыщения  благами, безграничны. Но если  рассматривать их с точки зрения  ограниченных ресурсов, то потребности  человека ограничены его жизнью, получаемыми доходами. А сама  категория «насыщение потребностей»  достаточно относительна, так как  процесс насыщения потребностей  происходит беспрерывно. 

 

 Если рассматривать  воззрения П. Госсена, то его  первый закон заключается в  том, что по мере увеличения  количества потребляемого товара  его полезность убывает, т.е.  насыщение потребностей связано  со снижением предельной полезности  и падением спроса. Данный закон,  по нашему мнению, относителен.  Например, в современной России, в бедных семьях, человек потребляет  в основном картофель и хлеб  и по мере увеличения потребляемого  продукта, его полезность не убывает,  а, наоборот, в. отдельных случаях,  возрастает. У каждого человека  своя шкала потребностей. Есть  наиболее и наименее неотложные. Люди комбинируют и сопоставляют  ценности. За товары и услуги  надо платить, и поэтому приходится  осуществлять выбор между товарами, удовлетворяющими какую-либо потребность  и денежной платой за них.  Потребности развиваются, формируются  новые, но они определяются  доходом человека и им же  они ограничены.

 

 Ресурсы, которыми располагает  общество, всегда ограничены. Из  этой их ограниченности и нехватки  вытекает необходимость их экономного  расходования, ограничения потребностей  и выбора наиболее приемлемых  вариантов. Выбор проводится между  различными потребностями, между  потребностями более важными  и менее значимыми. Стараясь  повысить свой жизненный уровень,  по нашему мнению, человек использует  право выбора, но ранжирует свои  потребности только в определенной  законами природы очередности.  Человек, прежде всего, должен  есть, пить, одеваться, общаться, иметь  жилище, а потом уже заниматься  наукой, искусством и пр.

 

 Второй же закон  П. Госсена гласит: «Должно существовать  равенство предельных полезностей  на рубль каждого товара». Как  видим, представитель австрийской  школы ценность товаров для  потребления определяет независимо  от затрат труда. Ценность товара, по мнению и других представителей  австрийской школы, чисто субъективна  и выступает как степень полезности, как средство удовлетворения  желаний людей. 

Информация о работе Исследование уровня жизни населения