Главной особенностью формирующегося
в России рынка стала огромная
социальная цена, которую пришлось
заплатить российскому обществу
за переход к нему. С одной стороны,
резко обострились социальные проблемы,
существовавшие ранее - низкая рождаемость,
низкая доля фонда оплаты труда в
ВВП страны, и как следствие
этого, более низкий жизненный уровень
населения России не только по сравнению
со многими капиталистическими странами,
но и с некоторыми развивающимися
странами, экономика которых базировалась
на экспорте нефти. С другой стороны,
в стране появились новые, ранее
незнакомые в СССР, но не менее острые
проблемы, такие как безработица,
недоступность образования и
медицинской помощи по мере введения
платности за эти социальные услуги,
потеря многих социальных гарантий для
ветеранов, инвалидов, детей, женщин. Но
наиболее серьезным и трагичным
итогом реформирования российской экономики
стало беспрецедентное падение жизненного
уровня населения и его чрезвычайно резкая
и постоянно усиливающаяся социальная
дифференциация.
За 15 лет реформ произошло
не увеличение, а сокращение объема
валового внутреннего продукта
России и, соответственно, его
показателя на душу населения.
В результате значительно снизился
как объем, так и доля распределяемой
части национального дохода в
виде оплаты труда (даже с
учетом скрытой оплаты труда)
и социальных услуг для населения
страны, что выразилось в значительном
снижении индекса реальной заработной
платы рабочих и служащих - 43% в
1995 г. и 59% в 2002 г. по сравнению
со 100% в 1990 г. Поэтому, хотя по
сравнению с периодом СССР
в настоящее время в магазинах
и создано товарное изобилие,
но причины этого изобилия
кроются в значительно сократившихся
доходах большей части населения
страны, которым недоступно большинство
товаров народного потребления
не по причине их дефицита,
как в годы плановой экономики,
а по причине низкой оплаты
труда, а также в значительно
снизившемся объеме доступных
социальных услуг в результате
принятия Госдумой РФ Закона
о монетизации льгот в 2004 г.
К этому следует
добавить, что в результате реформ
в социально-экономической сфере
население России потеряло большую
часть своих сбережений, накопленных
как в дореформенный период, так
и за 15 лет реформ.
Такие провалы в
области социально-экономического
развития были достигнуты во
многом и вследствие того, что
в России за годы реформ
были заметно сокращены затраты
на формирование человеческого
потенциала. Государственная поддержка
сферам образования и здравоохранения
снижалась год от года, а проводящаяся
в настоящее время политика
в сферах образования и здравоохранения
не способствует привлечению
частных инвестиций в отмеченные
области. К сожалению, принятый
в 2004 г. Госдумой РФ Закон
о монетизации льгот в условиях
низких ставок пенсий и пособий,
не достигающих размеров прожиточного
минимума, в перспективе приведет
к дальнейшему падению уровня
жизни населения, особенно малообеспеченных
слоев, и повлечет за собой
в ближайшее время значительный
рост смертности, особенно младенческой
смертности, а также среди населения
пенсионного возраста и инвалидов.
Таким образом, проводившиеся
в стране экономические реформы
в социальном плане принесли
лишь присвоение национального
богатства небольшой частью населения,
резкое социальное расслоение
общества, деградацию значительной
части человеческого потенциала
и уменьшение численности населения
страны в результате превышения
смертности над рождаемостью. Анализ
содержания проводившихся экономических
преобразований убедительно показывает,
что происходящая в России
депопуляция и уменьшение доли
среднего класса по сравнению
с дореформенным периодом являются
результатом целенаправленной политики,
определяющейся целями и интересами
ее преследующими. Цели и интересы
этой политики в полной мере
выражаются в изменениях механизма
распределения собственности и
национального дохода, а также
распределения доходов различных
категорий населения в зависимости
от их отношения к средствам
производства. По мнению академика
Д.С.Львова, за годы реформ в
России сложилось такая система
налогообложения, которая не отражает
как реальную экономическую ситуацию,
так и наличие основных ресурсов производства
в стране - природные ресурсы, капитал
и труд. В результате в России налоговые
ставки на природные ресурсы и капитал
в настоящее время намного ниже, чем ставки
на оплату труда, что в значительной степени
консервирует низкий жизненный уровень
населения страны в целом.
Российские реформы
90-х гг. проводились за счет
постепенного ухода государства
из социальной сферы и за
счет средств населения. Начавшийся
с 1991 г. процесс либеральных
экономических реформ привел
к значительному падению жизненного
уровня и ухудшению качества
жизни населения. Развал системы
социального обеспечения вместе
с обесценением денежных вкладов
и заметным снижением уровня
денежных доходов большинства
населения в результате шоковой
терапии и приватизации предприятий
общественных форм собственности
привел к огромной социальной
дифференциации - 1:14, что даже выше,
чем в развивающихся странах
Азии и Африки, к ухудшению
качества питания населения и
его состояния здоровья, значительному
обострению экологической ситуации
в стране.
В ходе либерализации
цен, ваучерной приватизации, "строительства"
финансовых пирамид, включая пирамиду
ГКО, произошло беспрецедентное
обогащение новой экономической
и политической элиты за счет
народных масс. Рынок наполнен
разнообразными товарами в результате
двукратного снижения реальных
доходов населения и падения
среднедушевого потребления основных
товаров и услуг, а также
за счет избыточного импорта
потребительских товаров, который
составляет практически половину
товарных ресурсов торговли. Однако
при этом государство отказывается
от своих обязательств по социальной
поддержке значительной части
населения - своевременной выплаты
заработной платы, установления
минимальной заработной платы
на уровне прожиточного минимума,
погашения внутреннего долга,
социальной ответственности за
мошенническую деятельность созданных
при посредстве государства фирм-однодневок,
имеют место установление размера
пенсионных ставок и различных
социальных пособий значительно
ниже уровня прожиточного минимума,
отказ от поддержки системы
социального страхования и перевод
на платную основу здравоохранения
и образования.
В результате за
годы реформ в России произошел
значительный регресс в развитии
социально-культурной сферы, в
развитии человеческого фактора.
Удельный вес населения, живущего
за чертой бедности, то есть
с доходами ниже прожиточного
минимума, составил 25% в 2001 г., а минимальный
размер оплаты труда (тарифная
ставка (оклад) 1 разряда ETC по оплате
труда работников бюджетной сферы)
во 2-м квартале 2004 г. составлял
всего 600 рублей в месяц или
25,4% прожиточного минимума (2363 рубля
в месяц). Все эти тенденции
отразились в самооценках населения
об уровне своей материальной
обеспеченности, которое в большинстве
своем относит себя к низшему
либо среднему классу, а по
уровню денежных доходов - к
ограниченным в средствах либо
к бедным. За ухудшением экономических
и санитарных условий последовал
стремительный рост смертности,
связанной с ростом профессиональных
числом заболеваний, избыточного
употребления алкоголя, убийств
и самоубийств.
В результате проведения
антисоциальной политики в ходе
реформ к началу XXI века Россия
по многим социально-экономическим
показателям уже вышла на предельные,
а кое-где и за предельные
критические рубежи. В этом случае
возникают тяжелые социально-экономические
последствия, которые ведут к
социальному взрыву и создается
непосредственная угроза безопасности
государства. В частности, по
данным на 2002 г. в экономической
сфере уже превышены такие
рубежи как доля импортных
продуктов питания - 30% (в России
- 45%), доля в экспорте высокотехнологичной
продукции - 10-15% (в России всего
1%), изношенность основных фондов
добывающей промышленности - 35-40% (в
России - 75-85%); в социальной сфере:
доля населения за чертой бедности
-10% (в России - 34%), соотношение минимальной
и средней зарплаты - 1:3 (в России
- 1:18), уровень безработицы - 8-10% (в
России - 12%), соотношение доходов
по нижнему и верхнему децилю
- 1:10 (в России - 1:14); в области народонаселения:
отношение числа умерших к
числу родившихся - 1 (в России - 1,65),
суммарный коэффициент рождаемости
- 2,14-2,15 (в России -1,19); в экологической
сфере: суммарные поступления
для экологической безопасности
- не менее 5% ВНП (в России - 0,1%),
предохранительные затраты на
экологию - не менее 5% ВВП (в
России - 2%) (см.табл.4.1 приложения). Как
следствие всех вышеуказанных
факторов неуклонно растет число
и доля людей с девиантным (отклоняющимся)
поведением среди населения России.
В частности, в 2002 г. уровень
преступности в России - 6-6,5 тыс.
на 100 тыс.чел. (с учетом латентной
преступности) уже превзошел предельный
критический показатель - 5-6 тыс.чел.,
уровень потребления алкоголя - 14,5
л абсолютного алкоголя на
человека в год уже намного
превзошел критический показатель
8 л.в год на человека, число
самоубийств - 39 на 100 тыс.чел. населения
также намного превзошло предельно
критический показатель - 20 на 100 тыс.
чел. Все это влечет за собой
такие негативные моменты, прямо
и непосредственно угрожающие
безопасности страны, как криминализация
общественных отношений, физическая
деградация населения и фрустрация
массового сознания.
Таким образом, заявленные
в начальный период реформ
цели создания в России на
основе демократизации и либерализации
экономической и политической
жизни общества, во главе которого
будет стоять, человек и все
будет делаться во благо человека,
в котором будут неуклонно
удовлетворяться материальные и
культурные потребности человека,
достигнуты так и не были. Скорее,
наоборот, этап перехода от плановой
к рыночной экономике в России
сопровождался заметным снижением
жизненного уровня населения,
и за разрушение основ прежней
общественной системы была заплачена
непомерная социальная цена.
2.2. Фактор доходности, определяющий
уровень и качество жизни населения
Потребительские бюджеты
являются важным инструментом нормативной
и аналитической оценки, прогнозирования
и регулирования величины и динамики
уровня жизни и разработки обоснованной
политики в области доходов. На практике
используют два вида потребительских
бюджетов: нормативные, являющиеся результатом
исследований различных ведомств и
научных учреждений, и фактические,
полученные в результате статистических
и специальных обследований.
Нормативные потребительские
бюджеты имеют несколько разновидностей.
1.Потребительские бюджеты
высокого достатка.
2.Рациональные потребительские
бюджеты, которые соответствуют
рациональным потребностям населения.
3.Система минимальных
потребительских бюджетов: минимальный
потребительский бюджет (МПБ) и
бюджет прожиточного минимума (БПМ).
В настоящее время Министерством
труда и социального развития
РФ утвержден только БПМ, который
является МПБ низкого стандарта.
Минимальный потребительский
бюджет – стоимость набора потребительских
товаров и услуг, обеспечивающих
социально обоснованный минимальный
уровень потребления материальных
и духовных благ, необходимых для
развития личности.
Прожиточный минимум представляет
собой показатель минимального уровня
потребления материальных благ и
услуг, необходимых для сохранения
здоровья человека и обеспечения
его жизнедеятельности в стоимостном
выражении. Кроме того, он включает
обязательные платежи и сборы.
ПМ определяется в
стоимостном выражении в среднем
на душу населения и по основным
социально-демографическим группам
в целом по Российской Федерации,
ее субъектам, а также может
определяться по отдельным городам
и административно-территориальным
объединениям.
Потребительская корзина
– это минимальный набор продуктов
питания, непродовольственных товаров
и услуг, необходимых для сохранения
здоровья человека и обеспечения
его жизнедеятельности.