История создания международных отношений в Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы – подробно рассмотреть процесс создания международных отношений в Испании.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть само понятие «международные отношения».
2. Привести типологии международных отношений.
3. Рассмотреть основные классические концепции международных отношений и выявить их суть.
4. Рассмотреть начало становления дипломатии и системы международных отношений в Испании в XV-XVI вв.
5. Выявить, какую роль в создании Вестфальской системы сыграла Испания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Определение понятия «международные отношения» 6
1.1. Типологии международных отношений 6
1.2. Основные классические концепции международных отношений и их суть 9
Глава 2. Становление международных отношений и дипломатии в Испании 16
2.1. Начало становления дипломатии и системы международных отношений в Испании в XV-XVI вв. 16
2.2. Развитие дипломатии Испании и формирование дипломатического корпуса 25
2.3. Испания и становление Вестфальской системы как нового порядка международных отношений в Европе 30
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Становление и развитие международных отношений в Испании.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Т. Гоббс полагал, что государство  является не божественным установлением, а «искусственным телом», созданным  людьми. Английский философ рассматривал вопрос о происхождении государства через призму теории «общественного договора», которая получила широкое распространение в эпоху Просвещения. Из научной философии государства Т. Гоббса следует, что само понятие «справедливость» немыслимо без существования государства, поскольку вне государства человек живёт в одиночку, в «естественном состоянии», в котором нет представления о добродетели и пороке, нравственных нормах, в «естественном состоянии» человек ведёт с человеком постоянную войну за обладание теми или иными правами и источниками существования12. Так как эта война несёт гибель, люди заключили добровольный договор в целях всеобщего мира и безопасности – отсюда и возникло государство.

Политическая справедливость согласно философии Т. Гоббса немыслима без добровольного ограничения прав и свободы граждан, а также передачи части этих прав и свобод государственным органам и государю. Принципы политической справедливости основываются на абсолютности власти государства по отношению к своим подданным, этой власти граждане должны повиноваться безусловно. Повиновение законам государства является основой политической справедливости и её залогом.

Также необходимо заметить, что политическая справедливость, согласно философии  Т. Гоббса, не может существовать без заботы правителя (государя) о благе своего народа, поскольку благо народа является высшей целью существования государства. В основе принципов политической справедливости всегда лежат идеи охраны мира и всеобщего благоденствия.

В естественном состоянии государства  не связаны какими-либо ограничениями  и стремятся к своему усилению, поэтому войны между ними неизбежны. Однако, в отличие от Макиавелли, Гоббс осуждал войны с морально-этической точки зрения и призывал к устранению их причин. А возможность прочного мира Т. Гоббс допускал только при условии функционирования мирового правительства, стоящего над властью отдельных государств.

На рубеже ХVIII-ХIХ веков развернутый  план перестройки международных отношений был предложен английским мыслителем, одним из основоположников либерализма Иеремией Бентамом. В этом плане предусматривалось создание универсальной международной организации, международного суда, коллективных вооруженных сил. И. Бентам «опередил свое время, предложив полностью отказаться от колоний, поскольку они являются для метрополий бременем, а не источником прибылей, как полагали тогда многие. Международные отношения, по мнению И. Бентама, должны носить демократический характер, строиться на принципах полного равенства государств и исключать господство одних народов над другими»13.

 На рубеже ХVIII-ХIХ веков английский мыслитель, один из основоположников либерализма, Иеремия Бентам предложил свой план глобальной перестройки международных отношений. В частности, Бентам предлагал создать универсальную международную организацию, международный суд, коллективные вооруженные силы. И. Бентам «опередил свое время, предложив полностью отказаться от колоний, поскольку они являются для метрополий бременем, а не источником прибылей, как полагали тогда многие. Международные отношения, по мнению И. Бентама, должны носить демократический характер, строиться на принципах полного равенства государств и исключать господство одних народов над другими»14.

  Иммануил Кант выдвинул свой  план перестройки международных отношений и достижения вечного мира почти одновременно с Иеремией Бентамом. Важно заметить, что этот план во многом явился развитием взглядом И. Бентама. «Поскольку И. Кант отдавал приоритет морали перед правом и политикой, то он полагал, что отношения между государствами  должны регулироваться теми же простыми моральными нормами, какими регулируются отношения между людьми, а сами моральные нормы станут нормами права. Эффективность и результативность любой политики будет зависеть от того, насколько она учитывает эти нормы и принципы»15.

Кант в трактате «К вечному миру»  как основополагающую подаёт идею  международного соглашения.  Трактат выстроен Кантом   в   виде   договора,   то есть, философ пародирует соответствующие дипломатические документы. Сначала помещены прелиминарные статьи, затем окончательные и также есть ещё одна, являющаяся тайной. Прелиминарные статьи «формулируют условия, открывающие путь к мирным отношениям между государствами»16. 1. Ни один мирный договор не должен считаться таковым,  если  при его заключении сохраняется скрытая возможность новой войны.  2. Ни  одно самостоятельное государство (большое или малое - это безразлично) не может быть приобретено другим  государством  путем  наследования,  обмена,  купли или  дарения.  3. Постоянные армии со временем должны полностью  исчезнуть. 4. Государственные долги  не  должны  служить  целям  внешнеполитической  борьбы.  5.  Ни  одно государство   не  имеет  права  насильственно  вмешиваться  в   политическое устройство и  правление другого государства. 6. Ни одно государство во время войны с другим не должно  прибегать  к таким враждебным  действиям,  которые сделали  бы невозможным взаимное  доверие  при будущем  мире , как, например, засылка убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене и т. д17.

 В  заключительных статьях  проекта Канта о достижении  вечного мира философ уделяет  внимание проблеме обеспечения или поддержания мира, который уже достигнут. Как полагает Кант,  каждое государство должно иметь республиканское устройство.  (Республика в концепции Канта это не отсутствие монарха, а наличие правового порядка, гласности и разделения властей. Как полагал Кант, Фридрих II может быть примером республиканского правления).

  Вторая  статья  договора  Канта о вечном   мире  «определяет основу, на которой возникает международное право, а именно - добровольный союз государств, где реализуется устройство, подобное гражданскому  обществу, в котором каждому его члену гарантировано его право. Союз  народов,  «федерализм свободных государств»  не всемирное государство; Кант   недвусмысленно  выступает за  сохранение  национального суверенитета. Третья  статья  ограничивает  «всемирное  гражданство»  лишь правом  на гостеприимство  в чужой стране.  Каждый  человек должен  иметь возможность посетить  любой уголок  земли и  не  подвергаться   при  этом нападениям и враждебным действиям.  Каждый  народ имеет право на территорию, которую  он  занимает,   ему  не  должно  угрожать  порабощение  со  стороны пришельцев».  Кант  являлся яростным противником колониальных захватов, которые считал незаконными и противоречащими правовому порядку в международных отношениях18.

 

  

Глава 2. Становление международных отношений и дипломатии в Испании

2.1. Начало становления  дипломатии и системы международных отношений в Испании в XV-XVI вв.

 

В XV веке Англия представляла собой небольшое государство с 3,5 — 4 миллионами населения. Главенствующее положение занимали Франция и Испания. Это были те державы, в которых закончился процесс территориального объединения (к началу XVI века). В Испании насчитывалось до 10 миллионов населения. Именно в XVI веке исторические события развивались таким образом, что в Испании начался процесс активного становления международных отношений. Более того, Испания играла главенствующую роль в международных отношениях и дипломатии.  Рассмотрим процесс становления международных отношений в Испании более подробно.

В результате предприимчивости португальцев и испанцев в конце XV века состоялось открытие Нового Света, Америки (1492 г.), и морского пути в Индию (1498 г.), обогатившее эти страны. С 1516 году королем Испании стал Карл I (родился в 1500 г.), внук испанских королей-объединителей — Фердинанда и Изабеллы Католических, бывший к тому времени ещё юношей. По своему отцу эрцгерцогу Австрийскому Карл I приходился также внуком императору Германии Максимилиану I Габсбургу. После смерти Максимилиана немецкие князья избрали Карла императором Германии (1519 г.). В состав испанских владений в это время входили вновь открытые колонии в Америке, Нидерланды, Неаполитанское королевство и Сардиния19.

Карл I владел одновременно Германией, Испанией и Италией, а также заокеанскими землями, соответственно, вполне понятно, почему говорили, что в его владениях никогда не заходит солнце. Империя Карла являлась действительно огромной, её можно было даже назвать мировой. 

Важно заметить, что управление и строй в Испании были феодальными, что и предопределило структуру всей монархии Карла V, а также направленность его внешней политики.

Из Америки хлынул поток драгоценных металлов, благодаря  чему правящее испанское дворянство значительно обогатилось, что способствовало укреплению класса феодалов и феодальных отношений в целом.

Тем не менее, именно золото и серебро также и погубили Испанию.  Цены на драгоценные металлы начали падать, а цены на продукты и товары росли. В Испании этот процесс носил особенно выраженный негативный характер. В Испании начался резкий рост цен на продукты первой необходимости, а значит и повысилась заработная плата. Таким образом, испанские купцы, торговавшие с новыми колониями, продавали туда английские, французские и голландские товары, что было значительно выгоднее. Товары испанского производства продавать было невыгодно.

В Испании буржуазия  начала терять интерес к развитию отечественной промышленности. Получилось, что единственной отраслью производства, которая процветала в Испании, было разведение овец, — она работала на вывоз, способствовала обогащению крупных скотоводов-дворян.

Экономическое положений Испании  было настолько тяжёлым, что страна скатилась к уровню экономического развития XIV века. Золото и серебро постоянно обогащали феодальную знать, которая проводила всё своё время в увеселениях в великолепных дворцах, тогда как основная дворянская масса — испанские идальго, не признававшие труд, — оказалась в бедственном положении.

Что касается народа, ремесленников  и крестьян Испании, то нищета их катастрофической. На этой нищете «пышным цветом распустилась католическая церковь: сотнями тысяч тунеядцев-монахов множились монастыри; свирепствовала испанская инквизиция — страшное орудие испанского абсолютизма»20.

Вместе с тем, король Испании и император Германии Карл V мечтал о создании единой монархии, единой католической семьи народов, во главе которой стоял бы светский государь и духовный отец всех правоверных католиков. «То было время, — как отмечал Маркс, — когда Васко-Нуньес Бальбоа водрузил знамя Кастилии на берегах Дариена, Кортес — в Мексике, Писарро — в Перу; то было время, когда влияние Испании безраздельно господствовало в Европе, когда пылкое воображение иберийцев ослепляли блестящие видения Эльдорадо, рыцарских подвигов и всемирной монархии. Свобода Испании исчезала... но вокруг лились потоки золота, звенели мечи, и зловеще горело зарево костров инквизиции»21.

Во внешней политике Карла V «поражает причудливое сочетание реальности с фантастикой. То была политика возрождения средневековой фантазии о единой универсальной католической монархии. «Идеальные» цели этой политики служили прикрытием самой грубой реальности — системы захватов и грабежа»22.

Дворянство Испании стремилось к совершению «рыцарских подвигов» потому, поскольку война означала не только подвиг, но и хорошую добычу. Однако противостоял Карлу V соперник — король французский, в распоряжении которого было более многочисленное и не менее воинственное французское дворянство.

Оно также стремилось к так называемым подвигам и наживе, хотело подражать крестоносцам. В целом, итальянские войны первой половины XVI века как раз и стали результатом соперничества между испанским и французским дворянством из-за добычи – Италии, которая была богатой, однако политически слабой.

Важно заметить, что политическая идея всемирной монархии Карла V, являлась чистейшей утопией. Сама «Священная Римская империя германской нации», состоявшая из столь разнородных частей, как Германия, Италия, Нидерланды, была скорее призраком, чем реальностью. Немецкие курфюрсты, которые избрали Карла императором, заявили ему во время коронации в Аахене 23 октября 1520 г.: «Помни, что этот трон дан тебе не по праву рождения и не по наследству, а волей князей и курфюрстов Германии»23.

Можно даже сказать, что Карл V купил этот трон.  Для его получения Карл истратил на подкуп курфюрстов колоссальные суммы, которые после его избрания были выплачены финансовым агентом императора, знаменитым южногерманским банкирским домом Фуггеров. Глава этого дома Яков Фуггер имел полное основание писать Карлу V в 1523 г.: «Ясно, как день, что без моей помощи вы, ваше величество, не могли бы получить императорскую римскую корону»24.

Времена подобных политических затей ушли в прошлое. Да и ранее большинство таких идей являлись скорее миражами. И совершенно абсурдной эта идея казалась в  тот период, когда начали формироваться национальные государства, сплоченные единством хозяйства и деятельностью буржуазии, выступавшей за создание крепкого централизованного государства, которое смогло бы эффективно защитить интересы нации.

 Карл V между тем не сознавал важность эти обстоятельств, да и сама сущность их его мало волновала. После подавления в Испании восстания городских коммун и утверждения абсолютизма Карлу пришлось начать осуществление иной политики и в Германии.

Реформация и проведенная князьями в свою пользу секуляризация церковных имуществ, а затем неудача Великой крестьянской войны в Германии способствовали усилению власти немецких князей; фактически Германия была превращена ими в набор мелких и мельчайших государств-княжеств, достаточно сильных для противодействия попыткам централизации, к которой стремился император. Но, конечно же, эти княжества по сравнению с другими крупными государствами Запада были крайне слабыми. После неудачи крестьянской войны борьба в Германии «выродилась в грызню между отдельными князьями и центральной имперской властью и имела своим последствием то, что Германия на 200 лет была вычеркнута из списка политически активных наций Европы»25.

Информация о работе История создания международных отношений в Испании