Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:49, доклад
Швейцария (англ. Switzerland, нем. die Schweiz, фр. la Suisse, итал. Svizzera, ром. Svizra), официальное название Швейцарская конфедерация — горная страна, не имеющая выхода к морю, расположенная в южной части Центральной Европы, в самом сердце Альп. Швейцария граничит с Германией на севере, Францией на западе, Италией на юге, Австрией и Лихтенштейном на востоке. Название страны происходит от наименования кантона Швиц, образованного от древненемецкого «жечь».
Согласно предварительным данным Государственного секретариата экономики Швейцарии, реальный ВВП Швейцарии в 2011г. вырос на 1,9% по отношению к предыдущему году, в текущих ценах рост составил 2,6%, в абсолютных цифрах - 565 млрд. шв. франков. Наибольший положительный вклад в развитие ВВП страны был отмечен со стороны таких сфер, как внутреннее потребление в частном и государственном секторах, товарный экспорт и инвестиции в секторе строительства. В то же время в секторе услуг в течение всего года наблюдалось замедление роста.
В 2011 г. потребление в частном секторе выросло на 1,4%, достигнув уровня 324 млрд. франков, в государственном секторе рост составил 2,8%, до 65 млрд. франков. Повышение частного потребления эксперты связывают, прежде всего, со стабильной ситуацией на рынке труда, низкой инфляцией и ростом доходов населения. В качестве дополнительного фактора поддержки внутреннего спроса следует выделить увеличение в 1,5 раза потока иммигрантов до 75 000 человек (в 2010г.- 50 000 чел.).
Инвестиции в оборудование и строительство выросли на 2,5% и 4,7% и составили соответственно 64,6 и 54,5 млрд. франков. При этом общий рост инвестиций по этим группам составил 3,5%, тогда как в 2010 году аналогичный показатель равнялся 6,3%.
По итогам года наблюдался
незначительный рост объемов производства,
за исключением сельского
Вклад промышленного сектора (горнодобывающая, перерабатывающая промышленности, производство и распределение электроэнергии и водоснабжения) в ВВП Швейцарии вырос по сравнению с предыдущим периодом на 1,9 % (в 2010г. рост составил 5,8%) составив в абсолютном выражении 113,6 млрд. франков. В области строительства рост по итогам года составил 3,2% до 30,4 млрд. франков.
Доля в ВВП сферы
услуг, включающей торговлю, ремонт гостиничные
и транспортные услуги, а также
передачу информации, увеличилась в
2011 г. на 1,5% (в 2010 - 3,7%) достигнув уровня
116,4 млрд. франков. В секторе, объединяющем
банковские, страховые и финансовые
услуги в области торговли недвижимостью,
включая аренду, а также услуги
в области информационных технологий
и научно-исследовательской
Валовой выпуск продукции в области сельского хозяйства сократился по сравнению с предыдущим годом на 0,4% и составил 10,3 млрд. франков.
Внешнеторговый оборот Швейцарии в 2011г. вырос на 1% и составил 371,3 млрд. франков[1], в том числе экспорт составил 197,57 млрд. франков (+2,1%), импорт составил 173,73 млрд. франков (-0,1%). При этом положительное сальдо выросло на 22% в сравнении с 2010г. и достигло рекордной отметки в 24 млрд. франков, с учетом внешнеторгового оборота услуг сальдо составило 66 млрд. франков.
Несмотря на неблагоприятную
внешнеэкономическую ситуацию, положение
на рынке труда Швейцарии
Среднемесячная заработная плата брутто в частном секторе в сфере производства составляет 6 200 франков у мужчин и 5 200 франков у женщин, аналогичные показатели в сфере услуг составляют 6 540 франков и 5 200 франков. Зарплата федерального государственного служащего составляет около 7 600 франков у мужчин и 6 700 франков у женщин, на кантональном уровне соответственно 8 600 франков и 7 200 франков.
При этом средние расходы
предприятий на оплату труда, включая
отчисления на социальное страхование,
составляют 56 франков[2] в час и
значительно различаются в
Уровень инфляции в Швейцарии
в 2011г. находился на исторически
низком уровне, опустившись в октябре
ниже нулевой отметки, он составил по
итогам года 0,2%. При этом уже в
январе 2012г. он опустился до (-0,8%), что
соответствует низшему
Обусловленный укреплением швейцарского франка рост цен на продукцию национальных производителей в 2011г., в сравнении с ценами на аналогичные товары в соседних со Швейцарией государствах, стимулировал увеличение объемов так называемого «закупочного туризма», т.е., когда граждане Швейцарии предпочитали осуществлять свои закупки в приграничных регионах Германии, Франции, Италии. По оценке банка «Crédit Suisse», рост объемов «закупочного туризма» в 2011 г. составил от 20% до 30%, что привело к сокращению внутреннего потребления на 4 млрд. франков. В этой ситуации с целью поддержания уровня продаж многими швейцарскими предприятиями розничной торговли были введены значительные скидки на большинство товарных групп.
Согласно предварительным
данным ряда исследовательских институтов,
под воздействием этих факторов в 2011г.
произошло сокращение объемов внутренней
розничной торговли на 1,5%. Общий
уровень цен в розничной
В условиях неблагоприятной
внешнеэкономической
- увеличение фонда страхования по безработице (500 млн. франков);
- стимулирование научно-
- поддержка туристического сектора (100 млн. франков);
- дополнительная поддержка экспорта сельхозпродукции за счет компенсирования разницы цен на сырьё в Швейцарии и ЕС, обусловленной изменением валютного курса (10 млн. франков);
- компенсация потерь
Кроме того, в сентябре 2011г. Швейцарский национальный банк (SNB) по согласованию с правительством Швейцарии принял чрезвычайные меры, установив минимальную границу обменного курса на уровне 1,2 франка за евро. При этом руководством SNB было отмечено, что даже этот уровень обменного курса не может кардинально изменить положение вещей. По мнению экспертов, это соотношение должно составлять не менее 1,35-1,4 шв. франков за евро.
В рамках федерального пакета
мер по противодействию укреплению
национальной валюты в октябре 2011 г.
было принято также решение по
выделению специальной
Основной целью указанных
мер является поддержка НИОКР, в
условиях сокращения выручки экспортеров,
и ускорение вывода инновационных
продуктов на рынок и, как следствие,
повышение
Перечисленные антикризисные
меры носили ограниченный во времени
и адресный характер, что определило
их эффективность. Благодаря этим мероприятиям
правительству Швейцарии
Дальнейшее развитие экономики
Швейцарии будет определяться состоянием
мировой экономической
Основным фактором риска для экономики, согласно оценке руководства Государственного секретариата экономики Швейцарии, в этот период станет возможность углубления долгового кризиса в Еврозоне, что усилит давление на швейцарский франк. При этом в качестве положительных моментов эксперты отмечают сохранение устойчивого спроса на внутреннем рынке, стабилизация экономики США и дальнейший рост экономик развивающихся стран.
4. Обзор развития основных отраслей экономики в 2011 г.
Важнейшими экспортными отраслями экономики Швейцарии являются: химико-фармацевтическая промышленность и МЕМ-индустрия (машиностроение, электротехника, металлургия), куда включается также производство точных измерительных инструментов и часовой продукции.
4.1. Химико-фармацевтическая промышленность
Учитывая, что внутренний рынок Швейцарии относительно невелик по сравнению с общими показателями отрасли (см. приложение), состояние данного сектора напрямую зависит от внешнего рынка. Анализ тенденций развития химико-фармацевтического сектора, показывает, что ситуация в сфере производства и экспорта химико-фармацевтической продукции оставалась для страны на стабильном уровне. Так, в 2011 году Швейцария экспортировала в разные страны химико-фармацевтической продукции на 74,6 млрд. шв. франков, что на всего лишь на 1,6% ниже показателей предыдущего года и составляет 35,8% от объемов общего экспорта Швейцарской Конфедерации. Наибольший объем швейцарских поставок химико-фармацевтической продукции был осуществлен в страны ЕС (57,2 % - 43,67 млрд. шв. франков), в частности, в Германию на 11,24 млрд. шв. франков (15,0 %), в Италию на 6,74 млрд. шв. франков (9,0 %), во Францию на 5,44 млрд. шв. франков (7,3 %) и в Австрию – 2,33 млрд. шв. франков (3,1 %). В страны Азии химико-фармацевтической продукции было продано на сумму 11,96 млрд. шв. франков, что составило 15,8 % от общего экспорта данного вида товарных групп, а Северной Америки – 11,02 млрд. шв. франков (14,5 %). Швейцарский импорт в 2011 г. химико-фармацевтической продукции снизился на 0,9 % по сравнению с 2010 годом и составил 37,4 млрд. шв. франков (20,3 % от общего импорта).
Необходимо отметить, что в швейцарском экспорте химико-фармацевтической продукции доминируют поставки готовых товаров. Уровень продаж в данном сегменте составил в 2011 г. отметки 68,6 млрд. шв. франков. По сравнению с 2010 годом данный показатель снизился на 1,1 %. При этом существенную часть экспорта составили фармацевтические товары, объем продаж, которых снизился на 0,8 % по сравнению с 2010 годом и в стоимостном выражении достиг отметки 60,1 млрд. шв. франков. Существенные объемы экспортных продаж также были зафиксированы в следующих товарных группах: агрохимическая продукция (1,9 млрд. шв. франков), средства защиты растений и пестициды (1,9 млрд. шв. франков), красители (1,8 млрд. шв. франков), косметические товары и парфюмерия (1,0 млрд. шв. франков).
Необходимо отметить, что в Швейцарии, так же, как и в странах ЕС, наблюдается высокий спрос на медикаменты, произведенные по технологии био- и генной инженерии. Оборот швейцарского рынка по этим видам лекарств в 2011г. имел тенденцию к росту и превысил отметку 500 млн. шв. франков. При этом основную часть в этом сегменте занимают противораковые и противоревматические препараты, далее следуют средства вакцинации, кроветворные и противодиабетические препараты.