Экономика Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:49, доклад

Описание работы

Швейцария (англ. Switzerland, нем. die Schweiz, фр. la Suisse, итал. Svizzera, ром. Svizra), официальное название Швейцарская конфедерация — горная страна, не имеющая выхода к морю, расположенная в южной части Центральной Европы, в самом сердце Альп. Швейцария граничит с Германией на севере, Францией на западе, Италией на юге, Австрией и Лихтенштейном на востоке. Название страны происходит от наименования кантона Швиц, образованного от древненемецкого «жечь».

Файлы: 1 файл

Швейцария.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

 

В 2011 г. продолжилась тенденция  к замещению оригинальных препаратов их более дешевыми, прежде всего, импортными заменителями – «дженериками» (непатентованные лекарственные препараты, являющийся воспроизведением оригинального препарата, на который истёк срок патентной защиты), которые примерно в два раза дешевле оригинальных медикаментов. Основными поставщиками «дженериков» в Швейцарию являются страны ЕС (более 80%) и США. По прогнозам экспертов, в ближайшее время оборот «дженериков» еще более возрастет в связи с тем, что многие популярные оригинальные медикаменты вскоре утратят патентную защиту.

 

Итоги 2011 года показывают, что  стоимостный объем швейцарского импорта из России химико-фармацевтических продуктов в 2011 году снизился на 55,9 % по сравнению с 2010 годом и составил 196,2 млн. шв. франков. В основном швейцарские предприятия осуществляли закупки российского химического сырья и синтетических материалов, объемы которых в прошедшем году сократились на 56,4 % и составили 191,17 млн. шв. франков. Швейцарский импорт готовой химической продукции из России снизился на 17,2 % и составил 5,11 млн. шв. франков. В основном он включал в себя фармацевтическую (2,6 млн. шв. франков) и агрохимическую (2,02 млн. шв. франков) продукцию. Необходимо отметить заинтересованность Швейцарии в поставках из России эфирных масел и ароматизаторов, импорт которых возрос с 294 шв. франков до 123 тыс. шв. франков. Швейцарский экспорт химико-фармацевтических продуктов в Россию в 2011 году по сравнению с прошлым годом возрос на 9,9% и составил 1,4 млрд. шв. франков. Поставки фармацевтической продукции возросли на 12 % и составили 1,26 млрд. шв. франков. Возросли объемы швейцарского экспорта в Россию в следующих областях: неорганические химические элементы (рост составил 567,6 % - 2,17 млн. шв. франков), базовые химические элементы (рост составил 90,5 % - 15,44 млн. шв. франков), химическое сырье (рост 31,5 % - 8,55 млн. шв. франков).

4.2. Машиностроение, электротехника  и металлургия

 

МЕМ-индустрия является крупнейшим промышленным сектором, который насчитывает  около 3,5 тыс. предприятий, более 330 тыс. рабочих мест и занимает ключевые позиции в экономике Швейцарии. Вклад в ВВП страны в 2011 году составил более 17,8%. По объему экспорта в различных сферах машиностроения Швейцария занимает лидирующие позиции в мире. Около 80% продукции МЭМ-промышленности идет на экспорт. В общей сложности доля МЭМ-промышленности в объеме экспорта Швейцарии составляет около 33%.

 

С целью координации деятельности производителей, всестороннего информационного  обеспечения, отстаивания интересов  в стране и представления за рубежом  создан Союз машиностроительной, электротехнической и металлургической промышленности «SWISSMEM». Это объединение формирует  единую производственную, торгово-экономическую  и социальную политику предприятий  отрасли и пользуется авторитетом  в органах государственного управления, парламенте и среди общественных организаций.

 

В рамках этого союза функционируют 27 групп производителей однородной продукции (промышленное оборудование, ткацкие станки, упаковочные машины, литейные установки, машины для обработки  полимеров и т.д.), которым представляется платформа для обмена опытом, а также разработки общих подходов к развитию производства и сбыту товаров. В группах осуществляется сбор и анализ актуальной технической информации, мониторинг перспективных рынков, нормативно-правовая поддержка, в том числе в рамках внешнеэкономической деятельности. Кроме того, ведется активная работа по привлечению научно-исследовательских центров к сотрудничеству в области разработки и внедрения в производство новых технологий, а также по организации выставок, симпозиумов и тематических конференций.

 

Отрасль машиностроения в  Конфедерации представляет собой целостную  систему, в основе которой лежат  рыночные механизмы производства и  распределения конечной продукции, опирающиеся на четкую законодательную  базу, обеспечивающую единые условия  деятельности для промышленных предприятий  страны и учитывающую изменения  конъюнктуры и правовых инструментов регулирования на международном  рынке.

 

Что касается основных экономических  показателей отрасли, то в течение 2011 года отмечался постепенный выход  из сложившейся в 2008 - 2009гг. кризисной  для отрасли ситуации. В то же время ряд показателей продолжает снижаться. Так, общий оборот предприятий  МЭМ-индустрии за 2011 г. сократился на 0,5%[4]. Однако экспорт продукции увеличился почти на 1,4% и составил 68,54 млрд. шв. франков. При этом продажи на рынке стран ЕС составили 63,9% всех продаж (43,78 млрд. шв.франков), продолжая относительно сокращаться (в 2010 г. доля составила 65,0%). В то же время на азиатском рынке доля продаж составила 20,2%, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 1,1%.

 

По заявлениям аналитиков Федерального департамента (министерства) экономики, к концу 2011 года большинство  предприятий МЭМ-индустрии вернулись  к докризисным показателям. Одновременно с этим, правительство Швейцарии  активно лоббирует интересы национальных производителей (в первую очередь  – предприятий машиностроительной отрасли), делая при этом ставку на государства БРИК. В результате такой  деятельности рост экспорта в эти  страны по итогам 2011 года составил от 15 до 30% (что касается России, то экспортные показатели в 2011 году выросли на 17,8% и достигли 2,7 млрд. шв. франков). В этой связи, приоритетными рынками сбыта для отрасли в 2012 году, наряду с основным торговым партнером Конфедерации – ЕС, станут рынки России, Бразилии, Индии и Китая.

 

Экспортные цены, по данным крупнейшего в Швейцарии профессионального  объединения в области машиностроения, электротехнической и металлургической промышленности ассоциации «SWISSMEM», вследствие укрепившегося швейцарского франка снизились па 4% по отношению к  уровню предыдущего года. При этом среднегодовая загрузка производственных мощностей составила около 90%.

 

Вместе с тем, по информации «SWISSMEM», в четвертом квартале 2011г. было отмечено резкое снижение получения  новых иностранных заказов по отношению к соответствующему кварталу 2010г., которое составило (-18,6%), что, указывает  на дальнейшее охлаждение мировой конъюнктуры. Это, в свою очередь, вызывает серьезную  озабоченность у руководства  предприятий, входящих в «SWISSMEM», так  как именно внешняя торговля обеспечивает около 75% от общих продаж отрасли.

 

Основными угрозами сохранения позиций швейцарских машиностроителей на международном рынке в 2012 году могут стать такие факторы: рост цен на энергоносители (что связано, в первую очередь, с нестабильной политической ситуацией на Ближнем  Востоке), увеличение стоимости на импортируемые  металлы и рост курса швейцарского франка к основным валютам. Кроме  того, Швейцария обязалась до 2034 г. отказаться от использования ядерной  энергии, выводя из эксплуатации действующие  энергоблоки. Их закрытие может привести к дополнительному росту цен  на электроэнергию, и, как следствие, повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности производимой продукции такими энергозатратными предприятиями, какими являются компании МЕМ-индустрии.

 

Что касается возможности  российско-швейцарского сотрудничества в данной сфере, то представляется целесообразным способствовать дальнейшему развитию связей российских машиностроительных и металлургических предприятий  со швейцарскими компаниями, занятыми в указанной отрасли.

 

Учитывая тот факт, что  Швейцария практически не имеет  собственных запасов железной руды, цветных и редкоземельных металлов, она вынуждена закупать сырье, а  также изделия металлопроката и  т.п. В этой связи российские производители  данного вида продукции способны составить серьезную конкуренцию  для поставщиков из других стран, что в свою очередь, может привести к развитию долговременного взаимовыгодного  сотрудничества.

 

Кроме того, продукция точного  машиностроения, является востребованной на российском рынке и представляет значительный интерес для машиностроительных предприятий России, о чем свидетельствует  рост экспорта такого оборудования в  РФ в 2011 году на 23,1%. Налаживание двусторонних связей между ведущими российскими предприятиями и швейцарскими производителями, несомненно, будет способствовать практической реализации федеральных целевых программ по модернизации национального промышленного сектора.

4.3. Часовая промышленность  Швейцарии

 

Значимым сектором швейцарской  экономики традиционно является часовая индустрия, одним из основных показателей развития которой считается  объем продаж готовых изделий  и комплектующих на внешний рынок (вследствие относительно небольшого размера внутреннего рынка).

 

В 2011 году в Швейцарии  был отмечен значительный рост экспорта часовой продукции (+19,4%) по отношению  к 2010 г., что в абсолютных цифрах составило 19,3 млрд. шв. франков. При этом поставки на экспорт готовой продукции в отчетный период составили 29,8 млн. шт. на сумму 18,1 млрд. швейцарских франков, что на 2,9 млрд.швейцарских франков (+19,3%) больше, чем в 2010 году. Это лучший результат за последние десять лет. Основная масса продаж (в ценовом выражении) приходится на часы элитного класса (ок. 75%). По объему продаж (в денежном выражении) Швейцарская Конфедерация почти в два раза обгоняет своего ближайшего конкурента - Гонконг, хотя производит часов в 15 раз меньше.

 

По оценке специалистов Ассоциации, наиболее результативным в 2011 году по объему закупок являлся азиатский  рынок, на втором месте традиционно  шли европейские страны и на третьем - США. При этом отмечается, что средняя  цена готовых часов, поставляемых в  Азию, в 2011 году составила ориентировочно 800 швейцарских франков, в то время, как в Европу – 415 швейцарских франков.

4.4. Туризм

 

В туристическом и гостиничном  секторах прошедший год был отмечен 2%-ым сокращением количества ночевок в отелях на 700 000 единиц до уровня 35,5 млн. ночевок. Причиной этому послужил ряд факторов: укрепление франка, неблагоприятная мировая конъюнктура и позднее начало зимнего туристического сезона в 2011г. При этом количество туристов из стран-членов ЕС, которые занимают более 70% данного рынка услуг, сократилось на 7,3%. Однако это сокращение было компенсировано увеличением потока туристов из других регионов, в том числе Китая, Индии, России и Бразилии. Рост количества китайских туристов составил 47,3%, достигнув 600 000 ночевок. В текущем году, по прогнозам Швейцарской туристической организации, ожидается так же 2%-ое сокращение числа ночевок, которое будет обусловлено, в том числе, структурными изменениями отрасли.

5. Состояние и развитие  внешней торговли Швейцарии

 

Швейцарская Конфедерация по сложившейся мировой классификации  относится к группе так называемых «высокоразвитых малых стран». Неоднородность современного мира, различие уровней  социально-экономического развития отдельных  государств позволяют провести определенную градацию экспортного потенциала того или иного государства. Несмотря на идущую интеграцию европейских стран, можно четко вычленить список так называемых стран «первого эшелона», определяющих социально-экономическое  развитие всего европейского региона. Именно к таким странам относится  и Швейцарская Конфедерация, так  как это небольшое по своей  территории государство по размерам своей экономики, а еще больше – по своей доле в мировой торговле и движению капитала стоит на передовых  позициях Европы.

 

Чрезвычайная развитость внешней торговли Швейцарии имеет  свои исторические причины. Еще относительно недавно горные хребты Швейцарии  являлись непреодолимой преградой  для создания единого внутреннего  рынка товаров. Развивалась периферийная торговля входящих в Швейцарский  союз кантонов с окружающими иностранными государствами. В Швейцарии бытует мнение, что внешняя торговля здесь  возникла раньше промышленности. Эта  историческая привязанность экономики  к внешнему рынку в полной мере актуальна и сегодня. Показатели оборотов внешней торговли Швейцарии  сопоставимы с показателями валового внутреннего продукта страны. По отношению  экспорта товаров и услуг к  ВВП страны Швейцария является одним из мировых лидеров.

 

За последние пять лет  внешнеторговый оборот Швейцарии имел выраженную тенденцию к росту. Ежегодно, кроме кризисного 2009 г., показатели товарооборота Швейцарской Конфедерации увеличивались в среднем на 3-4%. Швейцария стабильно имеет положительное  сальдо своего торгового баланса  в 8% от объема товарного экспорта. В  абсолютных цифрах за 2011 г. внешняя  торговля Швейцарии товарами составила: оборот – 391,6 млрд. шв. франков; швейцарский экспорт товаров достиг суммы в 207,9 млрд. шв. франков; импорт – 183,7 млрд. шв. франков, сальдо составило +24,2 млрд. шв. франков (см. Приложение 2).

 

Исключением стал лишь 2009 г. – год мирового экономического и  финансового кризиса, который серьезно повлиял на внешнюю торговлю товарами Швейцарии. Напомним, что швейцарский  экспорт в 2009 г. из-за кризиса в  экономиках основных стран - покупателей  швейцарской продукции (прежде всего, ЕС) по итогам года упал на 14,7% в реальных ценах и откатились на уровень 2006 года. За 2010 - 2011 гг. спад во внешней торговле Швейцарской Конфедерации был полностью преодолен и показатели вернулись к докризисному 2008 г.

 

Страна

Доля в товарном экспорте Швейцарии 

 

(в % и млрд. шв. франков)

Доля в товарном импорте  Швейцарии

 

(в % и млрд. шв. франков)

Германия

20,2%

32,3%

Италия

7,8%

10,4%

Франция

7,1%

8,7%

США

10,2%

5,0%

Великобритания

4,8%

3,4%

Китай

4,2%

3,4%

Австрия

3,2%

4,4%

Нидерланды

2,5%

4,4%

Испания

2,8%

2,8%

Япония

3,2%

2,1%

Информация о работе Экономика Швейцарии