Эволюция Английского паламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа

Описание работы

Изучение процесса формирования парламентского механизма - стержня политической структуры и важнейшего фактора устойчивости государственно-правового развития Великобритании - с XVII в. и по сегодняшний день имеет, большое значение для понимания общих закономерностей становления современного демократического государства, ибо английская государственно-правовая доктрина и английские правовые институты служили образцом и источником для государствоведов, политиков и, в определенной мере, для конституционного развития ряда стран XX в., в том числе России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Становление и развитие английского парламента XIV-XVII в.в. 7
1.1. Исторические предпосылки возникновения парламента в Англии 7
1.2 Правление Реформационного парламента 14
1.3 Реформы Долгого парламента 15
Глава 2. Особенности развития Английского парламента в XVIII – XX в.в. 19
2.1 Организация Парламента XVIII- XIX в.в. 19
2.2 Развитие избирательного права XVIII-XIX вв. 23
2. 3. Развитие и укрепление идей парламентаризма в XX веке 31
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Эволюция Английского парламента.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством.

Но в это время не было еще создано прочного аппарата для того, чтобы контролировать монархию и не допускать злоупотреблений. Парламент все еще оставался старинным феодальным собранием, которое король созывал и даже определял его состав, когда и как ему вздумается. Попытка с аристократическим советом оказалась совершенно несостоятельной[12].

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут о неразрешении налогов. В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будет иметь места без общего согласия духовных и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

О.А. Жидков выделяет три основных полномочия парламента того времени:

1) право на участие в издании законов;

2) право решать вопросы о поборах в пользу королевской казны;

3) право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве судебного органа[13].

В целом, функции средневекового парламента сводились к судебным и финансовым. Созывая парламент, король указывал причину созыва.

Судебные функции парламента проистекали из принципа, что каждый подданный имеет право подать жалобу королю, который олицетворяет высшую справедливость, высший источник права, а парламент – королевский суд.

Осуществление финансовых функций парламента восходили к необходимости для короны получать согласие парламента на дополнительные субсидии. Эдуард III (1327-1377) закрепил это положение как конституционный принцип: палата общин обладает решающим голосом при установлении налогов.

С этого же времени установилось и разделение на две палаты: лордов и общин. С 1377 года должность спикера (председателя палаты общин) стала постоянной; помимо этого назначались лица на две основные исполнительные должности в парламент – клерк короны в парламент (первое упоминание относится к 1316 году) и специальный клерк общин (с 1388 года).

Основной формой парламентской деятельности были петиции, заключавшие в себе жалобы на всевозможные нарушения, а также просьбы о предоставлении местных, специальных или индивидуальных привилегий, не предусмотрены общим правом.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV века постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов, как высшим судом страны, обвинения против того или иного должностного лица короля в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления отдельных королевских советников. В этом случае парламентом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале»[14].

В течение XIV – XV веков в экономике и социальной структуре Англии
произошли значительные изменения, обусловившие становление абсолютизма.

Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах, в период упадка феодализма и возникновения капиталистических производственных отношений. Вместе с тем английский абсолютизм имел. свои особенности, благодаря чему получил в литературе название «незавершенного».

Незавершенность этой политической формы в условиях Англии означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе, также отсутствие некоторых новых элементов, типичных для абсолютизма классического, французского, «образца».

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относятся сохранение местного самоуправления и отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте.


1.2 Правление Реформационного парламента

 

II период (правления поздних Тюдоров) начинается с 1529 года, когда был создан Реформационный парламент, и оканчивается с царствованием Елизаветы в 1603 году. Этот период характеризуется «ростом», «взрослением» парламента, институциональным развитием как парламента в целом, так и палаты общин в частности [15].

Этот период открывается созывом Реформационного парламента в ноябре 1529 года. Парламент работал 7 лет (случай до того времени беспрецедентный) и за это время принял 137 статутов, 32 из которых имели особое значение для дальнейшего развития страны. Акты парламента касались таких сфер законодательства, которых ранее не смел затрагивать ни один средневековый парламент. Правление «короля в парламенте» стало мощным оружием, разрушившим средневековую церковь.

Благодаря столь длительной работе Реформационного парламента общины упрочили свое положение как его часть. Обсуждение большинства публичных биллей начиналось в нижней палате. Потеснив палату лордов, общины стали основной ареной, где обсуждались дела государственной важности. Реформационный парламент положил начало новому этапу парламентского развития Англии.

В XVI веке резко возросло количество членов палаты общин – с 296 до 462. Палата была особенно многочисленной по сравнению с парламентами других стран. Генрих VIII (1509-1547) призвал из непредставленных городов и графств Уэльса и Чешира 31 представителя и 2 от города Кале; Эдуард IV (1547-1553) призвал 34 представителя: Мария Кровавая (1553-1558) – 25; Елизавета (1558-1603) – 62. Подобная деятельность короны по привлечению членов нижней палаты выражала заинтересованность городов  в парламентском представительстве для защиты своих интересов. Это также косвенно свидетельствовало об упрочении положения парламента в стране.

В 70-80-х годах правительство и парламент в целом действовали единодушно как в области внутренней, так и в области внешней политики, если не считать конфликта со сторонниками пуритан в палате общин в 1571 году, когда правительство запретило обсуждение церковных вопросов в парламенте, чем вызвало сильное недовольство. Елизавета Тюдор прекрасно обеспечивала интересы и нужды нового дворянства и буржуазии, интересы торговли и промышленности, уже не говоря о политике подавления протеста народных масс кровавыми законами. Абсолютизм создал необходимые условия для дальнейшего развития  страны. Отсюда, по справедливому замечанию В. В. Штокмар «проистекает характерная черта английского абсолютизма: сохранение парламента в момент наивысшего расцвета абсолютной монархии»[16].

 

1.3  Реформы Долгого парламента

 

III период начинается с восшествия на престол Якова I и заканчивается принятием семилетнего акта в 1716 году.

1625 г. Яков I умер. Его наследник — 25-летний принц Уэльский Карл становится королем Карлом I (1600 — 1649). Все английское общество надеялось, что новый ко­роль поймет необходимость перемен.

Прошло всего три года, а между Карлом I и парла­ментом наметился разрыв. Причиной конфликта служило стремление короля к абсолютизму и его нежелание понять и принять изменения, происшедшие в английском обще­стве. В 1628 г. парламент, используя затруднения прави­тельства, вызванные войной одновременно с тремя госу­дарствами — Францией, Испанией и Австрией, принудил короля подписать «Билль о правах», или «Петицию о праве». Составители этих документов, ссылаясь на «вели­кую хартию вольностей», указывали, что ни один налог не мог собираться без разрешения парламента, объявляли незаконными всякие аресты, проводимые без разрешения суда. Когда Карл I пытался нарушить билль, парламент протестовал. Тогда король распустил парламент, а семь человек из числа вождей оппозиции были брошены в тюрьму, где некоторые из них вскоре умерли.

После этого в Англии на 11 лет установился режим личного правления Карла I. Купечество, новое дворянство, инакомыслящее духовенство были полностью отстранены от участия в государственных делах.

К началу 1640 г. положение в Англии стало катастрофичес­ким. Казна опустела. Попытки Карла I занять денег у испанского короля, генуэзских купцов и даже у римского папы ни к чему не привели. В стране происходили голод­ные бунты, в Лондоне — уличные беспорядки. В это время военные действия против Англии начала Шотландия.

Одна за другой к королю направлялись петиции с требованием созыва парламента. 3 ноября 1640 г. новый парламент собрался. В историю он вошел под именем Дол­гого парламента, так как не расходился двенадцать лет. Это было началом революции[17].

Когда парламент приступил к работе, стало ясно, что короля и его политику поддерживают в основном предста­вители наиболее отсталых районов королевства, где были сильны феодальные традиции и многие придерживались ка­толической веры. Большинство же в палате общин состав­ляли пуритане.

Долгий парламент провел ряд важнейших реформ: уничтожил ненавистные чрезвычайные суды — «Звездную палату» и «Высокую комиссию»; лишил церковный суд права накладывать наказания на светских лиц; отменил высшее судебное право королевского Тайного совета; осво­бодил заключенных в тюрьмы пуритан; установил фактиче­скую свободу печати; ликвидировал епископскую цензуру и полицию. Наиболее важным был закон о том, что палата общин может быть распущена только с ее собственного согласия. Прекратилось взимание незаконных податей и штрафов. Одним из первых актов Долгого парламента, направленных против абсолютизма, было привлечение к суду королевских министров. Многие высшие чиновники, епископы, судьи были отправлены в Тауэр.

В январе 1642 г. произошел окончательный разрыв между королем и парламентом. Карл I решил проучить мя­тежный парламент и собственной властью арестовать руко­водителей оппозиции. В это время 100 тыс. жителей Лондона вышли на улицы для защиты парламента. Из бли­жайших сел новые дворяне привели в город 5 тыс. воору­женных крестьян[18]. И король отступил: он бежал из сто­лицы на север, где мог рассчитывать на поддержку круп­ных феодалов. Началась гражданская война, т. е. война между гражданами одного государства.

Англия оказалась разделенной на два враждебных ла­геря: на сторонников короля — «кавалеров» и сторонников парламента — «круглоголовых».

Этот период характеризуется бурными событиями в истории Англии: постоянными конфликтами с королем в первой половине XVII века, двумя гражданскими войнами (1642-1646;февраль-август 1648 года), казнью короля (1649), установлением республики (1649-1653), протекторатом Кромвеля (1653-1658), реставрацией монархии (1660-1688), государственным переворотом (Славной революцией – декабрь 1688 года), приглашением на престол новой династии (1688), заключением унии Англии и Шотландии – образованием Великобритании (1707). Завершение этого периода связано с принятием Семилетнего акта 1716 года, который ограничил королевские прерогативы по созыву и роспуску парламента и тем самым способствовал институализации парламента как властного института. 

В конституционной истории этот период известен как время постепенного перехода к новой форме правления – дуалистической монархии, установления и закрепления принципа верховенства парламента. Билль о правах 1689 года установил порядок взаимоотношений между парламентом и короной, юридически закрепил результаты Славной революции. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короля без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время. Кроме того Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петициями к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии срок полномочий парламента был определён сначала в 3, а затем в 7 лет[19]

Таким образом, изучение истории конца XVII- начала XVIII веков наводит на мысль, что развитие парламента было циклическим. Изучение истории парламентского права показывает, что развитие парламента в XVII веке шло по спирали. Долгий парламент, заседавший с перерывами около 20 лет, парламенты времен республики и протектората накопили бесценный опыт политической борьбы, научились использовать весь арсенал средств, находившийся в их распоряжении в борьбе за власть и установление верховенства парламента.

Период  конца XVII- начала XVIII веков внес свою лепту в развитие парламентского права. Трехгодичным актом 1694 года, а затем Семилетним актом был установлен порядок созыва и роспуска парламента, определена продолжительность полномочий парламента; работа парламента была разбита на сессии, изменился статус спикера. В отличие от начала XVII века, когда спикер был «слугой короля», к концу века спикер окончательно стал «слугой палаты».

 


Глава 2. Особенности развития Английского парламента в XVIII – XX в.в.

 

2.1 Организация Парламента XVIII- XIX в.в.

 

IV период начинается с 1716 года. Этот период конституционной истории Великобритании характеризуется падением значения палаты лордов, становлением системы партийного правления и, как следствие этого процесса, ожесточенной политической борьбой между различными группировками двух основных партий – тори и вигов. В этот период парламент представляет собой полновластный орган, наделенный законодательной властью, занимающий центральное место в политической системе.

Парламент XVIII-XIX вв. полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права.

Информация о работе Эволюция Английского паламента