Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа
Изучение процесса формирования парламентского механизма - стержня политической структуры и важнейшего фактора устойчивости государственно-правового развития Великобритании - с XVII в. и по сегодняшний день имеет, большое значение для понимания общих закономерностей становления современного демократического государства, ибо английская государственно-правовая доктрина и английские правовые институты служили образцом и источником для государствоведов, политиков и, в определенной мере, для конституционного развития ряда стран XX в., в том числе России.
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие английского парламента XIV-XVII в.в. 7
1.1. Исторические предпосылки возникновения парламента в Англии 7
1.2 Правление Реформационного парламента 14
1.3 Реформы Долгого парламента 15
Глава 2. Особенности развития Английского парламента в XVIII – XX в.в. 19
2.1 Организация Парламента XVIII- XIX в.в. 19
2.2 Развитие избирательного права XVIII-XIX вв. 23
2. 3. Развитие и укрепление идей парламентаризма в XX веке 31
Заключение 37
Список литературы 39
40
Содержание
Введение
Глава 1. Становление и развитие английского парламента XIV-XVII в.в.
1.1. Исторические предпосылки возникновения парламента в Англии
1.2 Правление Реформационного парламента
1.3 Реформы Долгого парламента
Глава 2. Особенности развития Английского парламента в XVIII – XX в.в.
2.1 Организация Парламента XVIII- XIX в.в.
2.2 Развитие избирательного права XVIII-XIX вв.
2. 3. Развитие и укрепление идей парламентаризма в XX веке
Заключение
Список литературы
Выбор пути движения к построению демократического государства, созданию гражданского общества предполагает определение приоритетов и принципов построения эффективной представительной системы, стабильного партийно-политического механизма. Именно этим обусловлена необходимость освоения и критического осмысления подобного опыта, накопленного другими странами.
Обращение к английскому опыту объясняется тем, что эволюционная история парламента позволяет выявить основные закономерности становления и развития Английского парламента, его роль в становлении парламентаризма.
Изучение процесса формирования парламентского механизма - стержня политической структуры и важнейшего фактора устойчивости государственно-правового развития Великобритании - с XVII в. и по сегодняшний день имеет, большое значение для понимания общих закономерностей становления современного демократического государства, ибо английская государственно-правовая доктрина и английские правовые институты служили образцом и источником для государствоведов, политиков и, в определенной мере, для конституционного развития ряда стран XX в., в том числе России.
Стремление Российской Федерации направить свое движение в демократическое русло отразилось, в том числе, и на историко-правовой науке, поскольку стала насущной потребность критически-позитивного переосмысления зарубежного опыта государственно-правового регулирования. Открытость России сама по себе порождает потребность в научном познании исторического опыта государственного права демократических стран Запада, ибо российский парламентаризм, не имея основательных отечественных корней, формируется под влиянием идей, выработанных, прежде всего, европейской политико-правовой мыслью.
Накопленные английским парламентом теоретические доктрины представительной системы, практика парламентских процедур, богатейший опыт ведения публичных дебатов и дискуссий исключительно важны, ибо английский парламент демонстрирует способность влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства, и эта его роль со всей очевидностью обнаруживается в моменты острых социальных и политических кризисов. Это делает тему курсовой работы актуальной для современной России.
В данной работе изучается становление и функционирование Английского парламента в XVII - начала XX в.в.
Целью данного исследования является: анализ процесса становления и развития института парламента в Англии XVII - начала XX в.в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить становление и развитие английского парламента;
- изучить особенности развития Английского парламента в XVIII – XX в.в. ;
Объектом исследования является политическая система Англии в XVII - начале XX в.в. Предметом исследования выступает институт английского парламентаризма в обозначенный период времени.
В работе использовались труды зарубежных и отечественных ученых, посвященных истории парламента.
В.В. Штокмар создатель школы исследователей Англии, сосредоточилась на изучении наиболее сложных, спорных, переходных эпох.
Монография Е.В Гутновой «Возникновение английского парламента»[1] посвященной этой теме. В работе раскрыты такие вопросы как социальный состав и сословная структура английского средневекового парламента, основные этапы политической борьбы, политические функции английского парламента.
Важным вкладом в изучение данного аспекта английской истории являются статья «Парламент в политико-правовой мысли предреволюционной Англии» современного отечественного историка СВ. Кондратьева[2], детально проанализировавшего деятельность юристов в Англии, многие из которых являлись либо активным деятелями парламентской оппозиции, либо выступали в парламенте в защиту королевских прерогатив. Автором привлечен новый для отечественной историографии источниковый материал, проанализированы политико-правовые воззрения наиболее видных представителей каждой из сторон, сделаны выводы о причинах и сущности идеологического размежевания в английском обществе.
Марина Ибрагимовна Романова в статье «Парламентская реформа 1832 года в Англии и ее последствия»[3] исследует реформу 1832 г. как первую реформу избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительства от количества населения.
В 2000 г. была опубликована монография М.И. Левиной «Парламентское право Великобритании XVIII - начала XIX вв.»[4] Ее автор, используя достижения зарубежной историографии и, что особенно важно, опираясь на широкую источниковую базу, обращается к вопросам формирования и развития английского парламента, придя к выводу о том, что к началу XIX в. процесс оформления британской политической системы не был завершен. Новую точку зрения на политическое движение высказывают в своих работах Н.А. Акимкина.
Использованы работы по проблемам становления и развития правовых институтов парламентаризма зарубежных авторов - М. Амеллера, Д. Локк, Пти-Дютайи, Тарбер Джеймс. В монографии Тарбер Джеймс[5] основное внимание уделяется рассмотрению идейно-политической борьбы в обществе и парламенте. Возникновение конфликта между президентом и парламентом автор связывает с кризисом старых идей и господствовавших представлений о государственном строе Англии.
Среди публикаций российских исследователей, вышедших в конце XX в. особо следует сказать о статьях Н.Н. Яковлева[6], посвященных внутриполитической истории Великобритании конца XVIII - начала XIX вв. Автор не только знаком с достижениями зарубежной историографии, исследования Н.Н. Яковлева основаны на обширной источниковой базе, в том числе и материалах российских архивов. Н.Н. Яковлев обращается к изучению парламентских дебатов конца XVIII в. и теоретических воззрений членов вигской оппозиции. В целом необходимо отметить, что история Английского парламента рубежа XVII - XX вв. в отечественной историографии изучена явно недостаточно. И тем не менее, появление в российских периодических изданиях ряда статей, посвященных актуальным проблемам истории Англии, свидетельствует о возрастающем интересе к ней отечественных исследователей
Теоретико-методологической базой исследования явился метод сравнительного анализа, что позволило изучить политические явления и факты в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и действовали.
Вопрос о том, когда и как появились первые сложносоставные представительные органы, весьма не прост. Еще в античности были разработаны принцип и процедуры последовательного рассмотрения одного и того же нормативного акта двумя взаимосвязанными, но автономными собраниями. Например, в Афинах эпохи Перикла действовали Народное собрание и Совет пятисот. В эпоху позднего средневековья в Испании и Англии, в Священной Римской империи германской нации и в германских княжествах, во Франции, в Польше и Венгрии, Дании и Швеции возникли более или менее регулярно созывавшиеся монархами собрания. Они состояли из представителей основных сословий и принимали порой весьма существенное
участие в законодательстве, в решении важнейших государственных вопросов - войны и мира, престолонаследия, взимания дополнительных сборов и т.д. В Испании эти собрания назывались кортесами, во Франции - Генеральными штатами, в германских государствах - рейхстагом и ландтагами, в Польше — сеймом[7].
Известно, что в Англии такое собрание именовалось парламентом (Parliament). Менее известно то, что уже в XIII веке, к которому, собственно, и относится возникновение английского парламента, это слово употреблялось и как собирательное обозначение совещательных собраний при монархах.
Первоначально «парламенты» представляли собой не более чем традиционные для раннего средневековья советы владетельных князей с родственниками и ближайшими сподвижниками. Такие съезды проводились при Каролингах и императорах Саксонской династии в Священной Римской империи, при англосаксонских королях и Плантагенетах в Англии; в христианских королевствах Пиренейского полуострова они практиковались с середины Х века, на Руси — со времен Игоря и Святослава. По существу это были придворные, семейные собрания во главе с государями, рассматривавшими свои владения как личную собственность. Однако к XII веку ситуация стала изменяться: в обществе начали складываться и заявили о себе сословия. Если высшее духовенство и светская знать входили в придворные советы и ранее, то третье сословие - жители набирающих силу городов - заявило о себе впервые. Постепенно оно включилось в процесс принятия государственных решений - где по доброй воле монархов, а где и вопреки ей. В придворных советах раннего средневековья светские и духовные магнаты участвовали на личной основе по персональному вызову короля. И если курии духовенства и светской знати в парламентах еще долго формировались по личному принципу, то делегаты третьего сословия с самого начала участвовали в работе этих учреждений как представители своего сословия - либо избранные, либо выделенные по каким-то признакам королевскими чиновниками[8].
Подключение горожан к работе придворных советов знаменует появление качественно нового государственного института, опирающегося на тот же базовый принцип, что и современные парламенты, — представительство. Разумеется, верны указания на то, что такое представительство имело совершенно иной характер, что участники средневековых парламентов представляли не страну, а сословия. Но это не меняет по существу того факта, что именно с данного момента начинается история представительных органов у новых европейских народов. Часть ее - и история современных парламентов. Характерно, что крупнейшие русские исследователи XIX века именно так рассматривали процесс развития представительных органов в европейских странах.
В Англии парламент более или менее регулярно созывался королем с 1230 года.
В XIII — XVII веках почти во всех государствах Западной и Центральной Европы сословные парламенты были неотъемлемой частью государственного механизма. Короли часто находили их неудобными, стремились манипулировать ими, раскалывать их состав. Парламенты отвечали борьбой за расширение своих прав и привилегий. Но в целом за три века сложились устойчивая традиция участия земель в отправлении государственных дел, организационные формы и процедуры такого участия. К концу XVI — середине XVII века в большинстве европейских стран сословный парламентаризм пришел в упадок: преуспев в создании мощной королевской бюрократии и централизованной системы принуждения, монархи не нуждались более в согласии провинций на какие-либо государственные решения. Но восторжествовавший в большинстве случаев абсолютизм часто воспринимался как нарушение традиций (об этом свидетельствовала постоянная фронда городов в большинстве европейских государств), а возрождение представительных начал в новых условиях конца XVIII - начала XIX века рассматривалось как возврат к древнему принципу «quod omnes tangit, ab omnibus comprobetur» («что касается всех, должно всеми и решаться»)[9]. К тому же на европейском континенте не исчезла полностью альтернативная модель правления, характеризующегося не ослаблением, а, напротив, постепенным усилением представительного начала.
Классическим примером в этом плане была Британия. Синтез ее политического опыта, привлекательного хотя бы в силу экономических и колониальных успехов англичан, и опора на глубоко укоренную и еще не забытую к концу XVIII века традицию сословного представительства определили формы, в которых произошло обновление государственного устройства европейских стран. Достигнув экономического доминирования, третье сословие явилось ядром формирующихся современных наций и потребовало адекватного политического представительства. В данном смысле можно говорить о непрерывной парламентской традиции, уходящей корнями в средневековье и пережившей абсолютизм.
История парламентского права, рассматриваемого на примере Британии, может быть разделена на следующие периоды (по Кэмпиону)[10] .
I период – от установления парламента до появления первых протоколов палаты общин – примерно с 1300 до 1547 года;
II период – с 1547 года до Реставрации 1660 года;
III период – с 1660 года до времени принятия Семилетнего акта в 1716 году;
IV период – с 1716 года до 1832 года – года парламентской реформы
V период – с 1833 до 1911 года, когда был принят Акт о парламенте, ограничивающий полномочия палаты лордов.
Надо заметить, что время учреждения первого сословно-представительного органа в Англии спорно. Некоторые историки утверждают, что прототип современного парламента возникает уже в IX веке. Тогда Альфред Великий, объединив Англию, созывал парламенты. Но согласно другой точке зрения, наиболее распространённой и наиболее обоснованной, английский парламент появляется вследствие острых социальных противоречий лишь во второй половине XIII века.
В середине XIII столетия Англия переживает период острой борьбы между баронами, с одной стороны, горожанами и рыцарством - с другой. Первые стремились установить такой строй, который отдавал бы Англию в их руки, вторые выступали с оружием в руках, чтобы не допустить этого.
В 1265 году коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. В него наряду с баронами и духовными феодалами были приглашены представители от рыцарей и наиболее значительных городов. В ходе гражданской войны пришли в движение значительные массы крестьянства. Подъем крестьянского движения окончательно ослабил оппозиционную коалицию, что в конечном итоге привело к гибели де Монфора. Однако королевская власть уже осознала необходимость компромисса, политического соглашения между нею, феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической стабильности. Следствием такого соглашения явилось окончательное оформление органа сословного представительства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по 2 представителя от 37 графств (рыцари) и по 2 представителя от городов. До середины XIV века они заседали вместе[11].