Китай в отношении внешней миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: является ли политика Китая во внешней миграции поощряющей. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
Рассмотреть общие сведения о внешней миграции в Китае;
Изучить специфические особенности развития Китая;
Проанализировать внешнюю миграцию Китая;
Изучить политику Китая во внешней миграции

Содержание работы

Введение 3
1. Общие сведения о внешней миграции в Китае 5
2. Специфические условия развития Китая 8
3. Внешняя миграция Китая 12
4. Политика Китая во внешней миграции 18
5. Политика Китая во отношении внешней миграции. Миграция в республику Бурятия 27
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Д 12041408(т) Доработка кур.р. междунар. отношения-2 от 28.03.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

Социально-демографическое развитие Республики Бурятия в 2002 г. сохраняло характеристики депопуляции. С 1992 г. сокращается численность жителей республики в результате сочетания факторов естественной убыли и миграционного оттока населения. На 1 января 2003 г. численность постоянного населения Республики Бурятия составила 1013,5 тыс.человек, потери населения в течении 2002 года составили 5,9 тыс. человек, в том числе за счет естественной убыли на 1,6 и миграционного оттока на 4,3 тыс. человек. Всего за последние 10 лет республика потеряла 43 тыс. человек своего населения. 10

Основным фактором снижения численности  населения республики по-прежнему выступает  миграционный отток. Со второй половины 1990-х гг. отмечается тенденция усиления миграционной убыли населения республики. При этом среднегодовой показатель миграционных потерь за 1997-2002 гг. составил 4575 человек. Хотя в 2002 г. отмечается некоторое  снижение уровня миграционной убыли  по отношению к уровню 2001 г. (на 8,9%), по-прежнему сохраняется определяющая тенденция выбытия населения. 

Следует подчеркнуть, что за последние 10-12 лет резко снизилась миграционная подвижность населения. Интенсивность  миграции, характеризующаяся коэффициентом  миграционного оборота (сумма прибытий и выбытий населения), уменьшилась  почти в 2,5 раза, если в 1990 г. показатель составил 88 перемещений на 1000 населения, то 2002 г. 38. Низкая миграционная подвижность  населения республики позволяет  предположить неполную реализацию его  миграционного потенциала. С учетом повышения в составе населения доли трудоспособного населения в первой половине 2000-х гг., что связано с вступлением в трудоспособный возраст многочисленного поколения 1980-х гг. рождения, следует ожидать усиления миграционной активности. В этих условиях миграционный отток населения из республики может повыситься до уровня 1997-1998 гг. (4,8 тыс. человек). 

С 1992 г., когда была достигнута максимальная численность населения республики, процесс снижения численности населения  отмечается во всех муниципальных образованиях. В тоже время скорость процессов  сокращения численности населения, а также соотношение факторов естественной убыли и миграционного  оттока заметно отличаются в различных  районах Республики Бурятия. 

Анализ миграции по районам показывает, что положительный миграционный прирост отмечался в 2002 г. в шести  муниципальных образованиях республики: городе Северобайкальске, Иволгинском, Закаменском, Мухоршибирском, Окинском и Тарбагатайском районах. В большинстве  из указанных районов миграционный прирост населения незначителен и не превышает уровня 100 человек.11 Миграционная привлекательность Иволгинского и Тарбагатайского районов (в последнем уровень миграционного прироста оставался положительным с 1992г.) объясняется их близостью к г. Улан-Удэ. Особо выделяется развитие миграционной ситуации в Закаменском районе. Сложившийся в последние 4 года показетель прибытия населения в район более 800 человек, повысился в 2002 г. до до уровня 1,1 тыс. человек. На наш взгляд, обоснованным является предположение о возвратной миграции населения, выехавшего из района в первой половине 1990-х гг. Возвратная миграция возможна в связи с общим улучшением социально-экономической ситуации в районе. Локальным центром миграции населения на Севере Бурятии выступает г. Северобайкальск, однако миграционный прирост его населения сопровождается убылью населения Северо-Байкальского и Муйского районов. 

В 2002 году 25,6% миграционной убыли населения  республики приходится на г. Улан-Удэ. Данное обстоятельство необходимо учитывать  как новый фактор, определяющий характер миграционнной ситуации в республике. Складывается отрицательная тенденция  миграционной убыли населения столицы  Бурятии. Впервые зарегистрированный в 1999 году показатель оттока населения  из Улан-Удэ составил всего 11 человек, в 2001 году 685, в 2002 году - 1103. 

В большинстве районов республики отмечается превышение числа выбывших над числом прибывших. Значительный миграционный отток наблюдается  в Джидинском, Заиграевском, Кяхтинском, Северо-Байкальском, Тункинском районах (300-500 человек), особо выделяется Селенгинский район (773 человека). Необходимо подчеркнуть, что кроме этих районов стабильная отрицательная миграция в течение  последних 5-7 лет наблюдается также  в Баргузинском, Баунтовском, Еравнинском, Кижингинском, Курумканском, Муйском  и Хоринском районах. 

Некоторое снижение уровня миграционного  оттока в данных районах не является показателем общего улучшения ситуации, так как сохраняется вся совокупность факторов и условий, способствующих миграционной убыли населения. Стабилизация ситуации и закрепление населения  в районах возможно при условии  устойчивого повышения уровня социально-экономического развития территории. Пример Закаменского района демонстрирует, что в таком  случае наблюдается возвратная миграция выехавшего населения и заметное снижение числа выбытий.  
В целях преодоления отрицательного действия миграционного фактора реали12зуется целый ряд республиканских нормативных правовых актов: Концепций демографического развития, реформирования системы заработной платы и доходов населения, развития персонала на производстве; Программ подготовки персонала на производстве, улучшения условий и охраны труда; Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест; отраслевых программ Кадры и др. Определенные результаты должно дать осуществление республиканской целевой программы Жилье для молодых специалистов и подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия на 2003-2010 годы республиканской целевой программы Молодежь Бурятии, способствующих не только укреплению материальной базы семьи, но и закреплению молодых специалистов в республике. Эффект полномасштабного осуществления данных документов объективно должен повлиять на закрепление населения в Республике Бурятия. 

Заключение

За последнее десятилетие  в Китае наблюдался исключительно  быстрый экономический рост. В стране, особенно в южной ее части, вырос могущественный частный сектор, а вместе с ним значительный слой буржуазии, начал зарождаться средний класс. В будущем эти группы смогут придать импульс продвижению к большей политической открытости, плюрализму и, возможно, даже демократии. Шаги в этом направлении не будут, однако, быстрыми и легкими. Крестьяне все еще составляют преобладающую часть китайского населения; конфуцианские ценности и практика по-прежнему сохраняют сильные позиции, а политическое руководство Китая, демонстрируя открытое пренебрежение к принципам западной демократии и правам человека, не намерено отказываться от авторитарной политической системы. Тем не менее, если заглянуть несколько дальше, экономический рост при условии, что он будет продолжен, способен сломать культурные и политические препятствия, стоящие на пути демократизации. Итак, будущее демократии в России не ясно как в близкой, так и дальней перспективе. Виды же на демократию в Китае неблагоприятны в близкой и могут оказаться благоприятными в далекой перспективе. Примерно то же самое, что о Китае, можно сказать и о других недемократических странах Азии.

Споря по поводу ситуации в  Азиатско-Тихоокеанском регионе, отечественные  ученые и политики учитывают, пожалуй, все влияющие на нее факторы, кроме  одного - взаимоотношений между "двумя  берегами Китая". Причина этого  видна невооруженным глазом: испытывающая экономические и внешнеполитические трудности Россия заинтересована прежде всего в развитии отношений с  могучим соседом - континентальным  Китаем. Следует ли из этого, однако, что "тайваньский" фактор, а точнее, существование другого государства, называющегося Китайская Республика, несущественно для наших национальных интересов на Дальнем Востоке? Ведь от того, чем кончится растянувшийся  на полвека спор, разделивший Китай, может в решающей степени зависеть обстановка как во всем регионе, так и на дальневосточных границах России.

Оценка развития отношений  между двумя китайскими республиками, требует, на мой взгляд, более широкого исторического контекста, позволяющего понять истоки китайской революции, феномен китайского коммунизма и  будущее реформ в разделенном  Китае.

В заключение можно сказать, что изменения в политической культуре Китая произошли из-за особенности  и последствий маньчжурских завоевания.

Китайские мыслители и  политики того времени неизменно  подчеркивали при этом, что отказываться от собственной цивилизационной  идентичности и культурно-исторической традиции недопустимо. Они ставили  задачу объединить достижения многовековой китайской культуры с опытом Запада.

 

Список  литературы

  1. Балабанов И.Т. Балабанов А.И. Внешнеэкономические  связи: Учебное пособие. – М.: Финансы  и Статистика, 2001. – 512 с.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев М.М. Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 260 с.
  3. Вдовин А.И. Указ. соч.; Торукало В.П. Нация: история и современность. М.: 2003.-541с.
  4. Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея, 1997. — С.360—362
  5. Китайский фактор.// Независимая газета. — 9. VII. 1998.
  6. Лисичкин В. Лишь тогда все поймут, почему пуста госказна.// Патриот. — 1998. - №30.
  7. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.:Финансы и кредит, 2003. – 312с.
  8. Мелихов Г.В. Маньчжурия далёкая и близкая. М.: ИНФРА, 2005.-383с.
  9. Митрофанов А.В. Шаги новой геополитики// Русский вестник — М., 1997. —С.211.
  10. Мясников В. С., Шепелева Н. В.. Империя Цин и Россия в XVII— конце XX в../ Китай и соседи// Под ред. С.Л. Тихвинского. М.: Эллис лак, 2003.-541с.
  11. Носов М. Российский Дальний Восток и Китай. Доклад в Московском Центре Карнеги. М., 1995.-15с.
  12. Полис. - 1995. - №6. - С.43
  13. Русско-китайские отношения 1689—1916 гг. — М., 1958. — С. 9—11.
  14. Сборник договоров России с Китаем 1689—1881 гг. — Спб.: Изд. МИД,1882. С.110-121
  15. Сладковский М. И. Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая. М.: ИНФРА, 2005.-384с.
  16. Чжунго цзинцзиннянь. Китайский экон. ежегодник. — Пекин, 1998.—С. 827-828, 840.
  17. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 97с.
  18. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения: уч. пособия для вузов/ Шмырёва А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. – Спб.: Питер, 2005. – 266с.
  19. http://egov-buryatia.ru/index.php?id=876&print=1&no_cache=1 Официальный сервер органов государственной власти республики Бурятия
  20. Петонов, В.К. Миграция населения Республики Бурятия: этнодемографический аспект / В.К. Петонов // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» - Вып. 2007 www.omsk.edu/volume/2007/human/.
  21. Петонов, В.К. Миграционная политика государства в Республике Бурятия в 1960 – 1980-е гг. / В.К. Петонов // Исследования молодых ученых: межвуз. сб. Вып. 11. – Улан-Удэ: изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. – С. 165-181.
  22. Петонов, В.К. Миграционная политика государства в Республике Бурятия в 1960 – 1980-е гг. / В.К. Петонов // Исследования молодых ученых: межвуз. сб. Вып. 11. – Улан-Удэ: изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. – С. 165-181.

 

1 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.:Финансы и кредит, 2003. –173с.

2 Русско-китайские отношения 1689—1916 гг. — М., 1958. — С. 9—11

3 Сборник договоров России с Китаем 1689—1881 гг. — Спб.: Изд. МИД,1882. С.110-121.

4 Цит. по: Cannes H. Walm China Unites. N. Y., 1937. p.3.

5 Полис. - 1995. - №6. - С.43.

6 Дугин А. Основы геополитики. — М.: Арктогея, 1997. — С.360—362.

7 Митрофанов А.В. Шаги новой геополитики// Русский вестник — М., 1997. —С.211

8 Китайский фактор.// Независимая газета. — 9. VII. 1998.

9 Лисичкин В. Лишь тогда все поймут, почему пуста госказна.// Патриот. — 1998. - №30.

  1. 10 Петонов, В.К. Миграция населения Республики Бурятия: этнодемографический аспект / В.К. Петонов // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» - Вып. 2007 www.omsk.edu/volume/2007/human/.

11 Петонов, В.К. Миграционная политика государства в Республике Бурятия в 1960 – 1980-е гг. / В.К. Петонов // Исследования молодых ученых: межвуз. сб. Вып. 11. – Улан-Удэ: изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. – С. 165-181.

12 Петонов, В.К. Миграционная политика государства в Республике Бурятия в 1960 – 1980-е гг. / В.К. Петонов // Исследования молодых ученых: межвуз. сб. Вып. 11. – Улан-Удэ: изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. – С. 165-181.

 


Информация о работе Китай в отношении внешней миграции