Конституции стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Основным законом в большинство современных стран являются конституции (конституционализм как основа демократического развития). все они пронизаны идеологическими установками, лозунгами, содержат нормы о равноправии всех людей, народном или национальном суверенитете, провозглашают охрану семьи как низовой ячейки общества, охрану здоровья, природы и окружающей среды и т.д. Анализ современных основных законов показывает, что не всегда народ не осуществляет государственную власть.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1.Понятие, виды, значение конституции ……………………
1.1. Понятие и значение конституции…………………………………
1.2. Виды конституций………………………………………………….
2. Сравнительная характеристика конституций…………………………
2.1. Общая характеристика конституции РФ……………………………
2.2. Общая характеристика конституции Японии…………………………
2.3. Общая характеристика конституции Германии………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемых источников ……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ.

Народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа - указывается в Конституции РФ (ст.3), - является референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 №42. Ст.3921., референдум - это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России.

Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.

Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Собрание законодательства РФ 1997 №38. Ст.4339. №14 Ст.1653., на референдум субъекта РФ и местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах - то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. В ст.10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Демократизм в РФ означает наличие в ней местного самоуправления. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление согласно ст.12 Конституции РФ.

Местное самоуправление связано с демократией, ибо в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юристъ. 2002. с.160-164

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых называются в Конституции РФ государствами, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т.е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ - унитарными являются республики - субъекты Федерации.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформированные в ст.5 Конституции, следующие:

1) РФ  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных  округов - равноправных субъектов  Федерации;

2) республики  имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и  законодательство;

3) федеральное  устройство основано на государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Федерации и ее субъектов, равноправии  и самоопределении народов в  Российской Федерации;

4) во  взаимоотношениях с федеральными  органами государственной власти  все субъекты Федерации между  собой равноправны. Баглай М.В. Конституционное  право РФ. М. Норма 2002. с.110-114.

В соответствии с Конституцией (ст.1) Российская Федерация является правовым государством.

Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Выделяют основные признаки.

Согласно Конституции (ст.7) РФ является социальным государством.

Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7). Ч.2 ст.7 К РФ дает расшифровку обязанностей государства:

- охрана  труда и здоровья людей;

- установление  гарантированного минимального  размера оплаты труда;

- обеспечение  государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие  системы социальных служб;

- установление  государственных пенсий, пособий;

- иные  гарантии социальной защиты.

Россия светское государство, т.е. государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Ст.1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - республика, что означает выборность главы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общая характеристика конституции Японии

История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов. В результате реставрации Мэйдзи 11 февраля 22 года эпохи Мэйдзи (1889 г.) вступает в силу Конституция Великой Японской Империи, так называемая Конституция Мэйдзи. Согласно Конституции особа Императора объявлялась священной и неприкосновенной (ст.3), Император обладал всей полнотой верховной власти (ст.4), императорские указы имели высшую юридическую силу. Он имел право объявлять войну и являлся верховным главнокомандующим. По Конституции император выступал гарантом конституционных прав: право свободного выбора места жительства, профессии, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний и право на справедливый суд. Конституция 1889 года прокламировала принцип разделения властей. Высшей фигурой в государстве был Император, законодательной властью при нем обладал Парламент, административной - Кабинет, судебные полномочия осуществляли суды.

Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г.

Структура Конституции состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.

Конституция отличается от предыдущей:

- особа  Императора более не признается  священной и существует в качестве  символа государства и единства  нации, а единственным носителем  государственного суверенитета  становится народ (ст.1)

- принцип  разделения властей осуществляется  на более демократической основе. Император не обладает исполнительной  властью. Он имеет право выполнять  лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции.

- круг  основных прав и свобод человека  расширен.

- Япония  «отказывается от войны как  суверенного права нации, а также  от угрозы или применения вооруженной  силы как средства разрешения  международных споров» (ст.9).

- ликвидация  всех аристократических институтов (ст.14). Бывшая Палата пэров заменяется  Палатой советников, члены которой  избираются как представители  всего народа;

- местное  самоуправление осуществляется  в широких масштабах (ст.92-95).

Особенностью Конституции 1947 года является закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принцип соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст.41).

Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитаризма. 9-я статья Конституции является самой проблемной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой - выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях и в спасательных операциях при стихийных бедствиях.

Информация о работе Конституции стран