Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 22:57, курсовая работа
Основным законом в большинство современных стран являются конституции (конституционализм как основа демократического развития). все они пронизаны идеологическими установками, лозунгами, содержат нормы о равноправии всех людей, народном или национальном суверенитете, провозглашают охрану семьи как низовой ячейки общества, охрану здоровья, природы и окружающей среды и т.д. Анализ современных основных законов показывает, что не всегда народ не осуществляет государственную власть.
Введение……………………………………………………………………
1.Понятие, виды, значение конституции ……………………
1.1. Понятие и значение конституции…………………………………
1.2. Виды конституций………………………………………………….
2. Сравнительная характеристика конституций…………………………
2.1. Общая характеристика конституции РФ……………………………
2.2. Общая характеристика конституции Японии…………………………
2.3. Общая характеристика конституции Германии………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список используемых источников ……………………………………
Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд.
До сих пор Конституция 1947 г. ни разу не подвергалась пересмотрам. Одна из причин конституционной стабильности Японии - «жесткий» порядок изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее 2/3 общего числа членов обеих палат. Одобрение таким образом поправки представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов. Существующий в Японии баланс политических сил не позволяет партиям, выступающим за изменение Конституции, достичь в Парламенте необходимого для этого кворума.
Важным фактором в учреждении нового конституционного порядка в Японии стало признание новой роли личности как активного носителя прав и свобод. После капитуляции в 1945 году в Японии сложилась система ценностей, объединившая ее собственные традиции с западной концепцией гражданских прав и свобод, причем в области прав человека японская концепция заимствована из западноевропейской теории естественного права. Все государственные институты и законы основываются на идее достоинства и ценности человеческой личности. Однако в Конституции подчеркивается, что: «Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния» (ст.12).
Конституция 1947 г. гарантирует «нерушимость и вечность» основных прав граждан (ст.11 и 97). Основные права и свободы граждан рассматриваются как абсолютные и присущие человеку от рождения, которые не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения». Особо оговаривается равенство мужчин и женщин, равенство в браке (ст.24) и равенство при замещении государственных постов (ст.44).
В японской Конституции нашли свое отражение три группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы предоставляют конституционную защиту частной жизни граждан, свободу человека от неправомерного вмешательства государства. Право на «жизнь, свободу и на стремление к счастью» закрепляет ст.13.
Право на свободу мысли и совести (ст.19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля. Япония является светским государством.
Конституция Японии в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод.
Политические права связаны с участием в политической жизни государства и управлением государственными делами. Японская Конституция предоставляет гражданам избирательное право (ст.15, 44 и 93) и право подачи «мирных петиций» (ст.16), причем в основном законе обозначен круг вопросов, по которым может быть подана петиция. К ним относятся: возмещение ущерба, смещение публичных должностных лиц, введение, отмена или исправление законов, указов или предписаний. К политическим свободам относятся свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и всех иных форм выражения мнений (ст.21).
Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами и свободами.
Конституция Японии обязывает своих граждан платить налоги (ст.30), трудиться (ст.27), обеспечивать получение обязательного образования детьми, находящимися на попечении (ст.26). Статья 12 устанавливает, что «права и свободы», гарантируемые народу Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа».
Конституция Японии содержит и гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью.
В настоящее время в Японии зарегистрировано около 10 тысяч политических партий, большинство из которых действуют на уровне префектур.
Императорская династия Японии считается самой древней из всех сохранившихся наследственных монархий в мире. Как утверждают исторические хроники, первый Император - 125-й в этом непрерывном ряду. Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, которая начинается с даты вступления на трон нового Императора.
Конституция определяет статус Императора следующим образом: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.
Император совершает действия внешне-политического характера. В этой сфере на него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7). Согласно ст.73 Конституции руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранных государствами, но посещение Императорам других стран вносит гораздо больший вклад в укрепление дружеских отношений, нежели деятельность сотрудников дипломатических служб.
Императорская семья в Японии имеет очень высокий авторитет в обществе, и около 80 % взрослого населения страны поддерживают монархическую форму правления.
Согласно ст.41 Конституции Парламент является в Японии высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны.
Порядок работы Парламента регулируется Конституцией Японии, Законом о Парламенте 1947 г., а также Регламентом Палаты представителей 1947 г. и Регламентом Палаты советников в 1949 г.
Японский Парламент состоит из 2 палат - Палаты советников и Палаты представителей. Палата советников включает 525 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов.
В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких комиссий.
Согласно Конституции Японии Кабинет министров осуществляет исполнительную власть (ст.65). В него входят премьер-министр и другие государственные министры. Конституцией определен принцип гражданского кабинета (ст.66).
В соответствии с Законом о Кабинете министров 1947 г. премьер-министр назначает не более 20 государственных министров, при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов парламента. Все члены Кабинета утверждаются указом Императора.
Иерархия судебных органов в Японии имеет четырехзвенную структуру: Верховный суд, восемь высших апелляционных судов, 50 местных судов, 50 семейных судов и около 450 первичных судов (местные и семейные суды имеют одинаковый статус). Создание специальных судов Конституцией запрещено. Правовой основой судоустройства в Японии служат Конституция и Закон о судах 1947 г.
Верховный суд, высшие, местные и первичные суды рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом, чем выше исковая сумма, тяжелее преступление, тем на более высоком уровне судебной системы рассматривается дело.
Высшим судебным органом является Верховный суд.
Япония является унитарным государством, в то же время в ней получили широкое развитие муниципальные институты.
Наряду с префектурами и муниципалитетами, которые представляют собой обычные органы местного самоуправления, в Японии могут создаваться особые органы местного самоуправления - такие, как особые столичные районы, корпорации регионального развития, ассоциации органов местного самоуправления, финансово-промышленные округа, создаваемые специально для решения конкретных задач.
Принцип местной автономии заложен в Конституции (гл.8) и Законе о местной автономии 1947 г. Наряду с этими источниками действуют несколько десятков иных нормативных актов - законов и подзаконных актов.
Японское
правоведение различает принцип местной
автономии, автономию местной общины и
автономию жителей. Принцип местной автономии
означает автономию административно-
Местным законодательным органом в муниципии является муниципальное собрание, возглавляемое председателем.
С конца 70-х годов в Японии идет обсуждение необходимости административной реформы, в том числе повышения роли регионов. В 80-х годах в ходе местной административной реформы был сокращен перечень работ, выполняемых органами местного самоуправления по поручению правительственных ведомств, упрощены и усовершенствованы структура и аппарат местной администрации. С июля 1992 г. действует система «пилотных органов местного самоуправления», заключающаяся в расширении прав городов с населением более 200 тыс. человек. В июне 1993 г. обе палаты Парламента приняли резолюцию о расширении полномочий местной власти, потребовав от правительства решительных мер, начиная с разработки необходимых законов. В рамках работы над проведением административной реформы Комитет по изучению системы местной власти предложил пятилетнюю схему процесса децентрализации. В начале 1994 г. был создан Комитет продвижения реформ. В феврале 1995 г. правительство внесло на рассмотрение Парламента закон о децентрализации и в мае 1995 г. этот Закон был принят. Признавая необходимость расширения прав органов местного самоуправления, Закон содержит расплывчатую трактовку некоторых важных положений. Так, в компетенцию центра входят «дела, относящиеся к существованию государства», и «дела, подлежащие решению в национальном масштабе», а органом местного самоуправления отводится широкая роль в самостоятельном и комплексном осуществлении политики на местах. Согласно Закону, работа по проведению децентрализации должна быть завершена в течение 5 лет в первую очередь путем внесения изменений в существующие законы, касающиеся вопросов местного самоуправления.
2.3 Общая характеристика конституции Германии
ФРГ - демократическое государство - вся власть принадлежит немецкому народу. Указывается, что народ осуществляет эту власть путем выборов и голосования, через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия. Ограничено проведение референдумов, народных инициатив, народных опросов, эти институты прямой демократии могут проводиться лишь по узкому кругу вопросов (ст. 29), например изменения территориального деления федерации.
ФРГ - социальное государство (ч.1 ст.20). Этот принцип в Основном Законе не конкретизируется. Нормативное содержание принципа можно понять только на практике. Констатация социального характера государства - это задача, цель и правовая норма одновременно. Правовая доктрина ФРГ считает, что социальное государство - это то государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому немцу достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум. Ответственность государства - субсидиарная. Существует примат личной ответственности каждого индивида за собственное благополучие (кроме случаев определенных умственных или физических дефектов). Именно поэтому ФРГ помогает прежде всего социально слабым. ФРГ берет на себя ответственность за доступ каждого немца к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.
ФРГ - федеративное государство (ч.1 ст. 20). Принцип федерализма - основной принцип конституции. Закрепляется вечность, нерушимость этого принципа конституции (ч.3 ст.79), не допускается изменение положений конституции, затрагивающих деление федерации на земли и сотрудничество земель (не подлежат пересмотру). Но это не значит, что не могут изменяться федеральные формы организации земель.
Внешнеполитическая сфера - это исключительная компетенция федерации. Хотя не исключено, что по предметам, относящимся к исключительной компетенции земель, земли не могут участвовать в ВП. Этим правом они пользуются. Однако и по этим вопросам земли должны ставить в известность федеральные органы. Конституция содержит положения, определяющие мирное содержание германской ВП - запрет действий, способных нарушить мирное сосуществование народов, действий, ведущих к агрессивной войне (уголовная ответственность по ч.1 ст.26). По ч.2 ст.26 любая торговля оружием должна осуществляться с разрешения федерального правительства.
После объединения страны упразднена ст. 23; в 1994 г. - новая редакция, которая касается участия ФРГ в ЕС. Подчеркивается, что участие ФРГ в ЕС базируется на общности принципов демократии, правового и социального государства. Федерация ФРГ может передавать с согласия Бундесрата (т.е. путем издания федерального закона) часть суверенных полномочий правовым институтам ЕС. По всем вопросам организации ЕС федеральное правительство информирует парламент. Если федеральное правительство участвует в разработке актов ЕС, то Бундестаг предоставляется возможность дать по ним свое заключение, а если акты касаются земель, то учитывается заключение Бундесрата.
Лишение немецкого гражданства запрещено, утрата возможна лишь на основании закона. Ни один немец не может быть выдан иностранному государству. Основной способ приобретения гражданства ФРГ - по рождению.