Лекции по "Международной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:56, курс лекций

Описание работы

Международное разделение труда – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.
Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.
Основные черты – Кирееве.

Файлы: 1 файл

Тема 01.docx

— 171.95 Кб (Скачать файл)

Международная экономика и Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты

Международное разделение труда – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.

Основные черты  – Кирееве.

Мировое хозяйство – совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства.

При широкой трактовке  понятия факторов производства любой  товар можно рассматривать как  использованный фактор или факторы  производства.

Однако и полученный в результате товар может быть снова использован как фактор производства. Действительно, добытый  уголь продается на рынке и  поэтому рассматривается как  товар, но ведь продают его для  того, чтобы использовать, например, для плавки стали.

Значит, уголь – фактор производства. Даже любой конечный продукт, например молоко, тоже является и товаром, и фактором производства – его продают в магазине, но потребляется оно для воспроизводства рабочей силы – другого фактора производства.

Основой мирового хозяйства, так же как и мирового рынка, является международное  разделение труда и других факторов производства. Отличие мирового хозяйства  от мирового рынка заключается в  том, что он проявляется не только и не столько через международное  движение товаров, сколько через  международное движение факторов производства. Мировое хозяйство включает все  основные параметры мирового рынка  и дополняет его новыми существенными чертами, связанными с международной мобильностью факторов производства.

Характерные черты  современного мирового хозяйства - Киреев

Международная экономика – Три важнейших момента отличают международную экономику от собственно мирового хозяйства: образование собственной, самостоятельной финансовой системы, становление системы межнациональных и наднациональных механизмов регулирования, прежде всего в виде транснациональных корпораций и международных экономических организаций, и переход к моделям открытых национальных экономик.

Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда (МРТ), экономическими и политическими отношениями.

 

Строение международной  экономики

Существование международной  экономики проявляется через  ряд ее конкретных форм, закономерности, механизмы и тенденции развития которых являются предметом скрупулезного изучения.

Условная структура международной  экономики может быть представлена следующим образом.

• Базовые понятия и  концепции, лежащие в основе международной  экономики, начиная от международного разделения труда и других факторов производства, через мировой рынок  и мировое хозяйство к концепции  международной экономики. Этот уровень  во многом абстрактный и закладывает  главным образом понятийный и  концептуальный аппарат в последующий  теоретический анализ.

• Экономическая политика государств, механизмы государственного регулирования экономики в целом  и ее внешних аспектов в частности. Основные формы регулирования международной экономики на национальном микроуровне — государственное регулирование внешней торговли (тарифные

и нетарифные методы), государственное  регулирование движения факторов производства (экспорта-импорта капитала, рабочей  силы и технологии), а на национальном макроуровне — государственное валютное и финансовое регулирование, включая макроэкономическое программирование открытой экономики.

• Конкретные формы международных  экономических отношений, в которых  проявляется международная экономика, включают международную торговлю (товарами и услугами), международное движение факторов производства (капитала, рабочей  силы, технологии), международную торговлю финансовыми инструментами (валютой, ценными бумагами, дериватами и кредитами), международные расчеты.

• Международные регулирование  и надзор включают деятельность международных экономических и финансовых организаций, которые специально созданы для мониторинга и регулирования международной экономики или отдельных ее элементов.

Функционально международная  экономика разделяется на международную микроэкономику и международную макроэкономику.

Международная микроэкономика – часть теории международной экономики, изучающая закономерности межстранового движения конкретных товаров и факторов их производства, а также их рыночные характеристики (спрос, предложение, цену и др.).

Международная макроэкономика – часть теории международной экономики, изучающая закономерности функционирования открытых национальных экономик и мирового хозяйства в целом в условиях глобализации финансовых рынков.

Этапы становления  МЭ:

 

 

 

Международный бизнес

Международный бизнес –это в первую очередь деловое взаимодействие фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах.

Будучи мощным инструментом экономической  интеграции страны в мировую экономику, а следовательно – инструментом глобализации как таковой, международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:

Доступность и  всеобщность. Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.

Ступенчатость развития. Речь идет о том, что вхождение фирмы в международный бизнес, по существу и, как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы — мультинациональной корпорации.

Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:

- он может эффективно осуществляться  «не выходя из офиса»;

- он может осуществляться в  режиме реального времени;

1. Извлечение прибыли как целевую детерминанту ведения международного бизнеса отличает от аналогичной характеристики странового бизнеса стремление использовать для экономически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ.

2. Стремясь реализовать эти преимущества (а для начала найти их), предприниматели  стремятся использовать дополнительные  экономические возможности, вытекающие  из:

  • ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы любых видов);
  • емкости зарубежных рынков;
  • правовых особенностей зарубежных стран;
  • специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.

3. Международный бизнес существенно  варьируется в зависимости от  двух главных параметров его  развития и в первую очередь  от глубины вовлечения (уровня  интернационализации). Своего рода  ось развития чисто страновый бизнес мультинациональный бизнес как раз и включает этапы роста этого уровня: от разовых экспортных поставок на зарубежный рынок до развитой структуры мультинациональной корпорации, для которой НИОКР, производство и дистрибьюция являются сферами, покрывающими весь земной шар и охватывающими десятки стран и сотни рынков.

4. Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис, то есть абсолютно не зависящий от национальной принадлежности и ориентированный только на экономическую эффективность пакет разнообразных услуг: от научных до финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллективов, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе.

5. Есть ряд непременных условий,  которые ставит международный  бизнес перед любой фирмой, стремящейся  серьезно войти в него, и важнейшее  из них учет в бизнесе культурного  фактора, то есть всей совокупности  требований и ограничений, накладываемых  культурой данной страны на  тех, кто ведет в ней (или  с ней) бизнес. Эта проблема  остра ровно настолько, насколько  разнятся культуры страны базирования  данной фирмы и той или иной  страны ее пребывания. Извлечение (или потеря) дополнительной прибыли  за счет культурного фактора  зависят, естественно, от организации,  ситуационных факторов и т.  д. 

6. Глобальный характер международного  бизнеса есть его важнейшая  определяющая черта сегодня: он, по существу, охватывает мировую  систему информационного делового  обмена, всемирный финансовый рынок,  глобальную структуру технологических  нововведений и т. д. (и сам  охватывается ими). По мере продвижения  от уровня к уровню интернационализации  все более возрастает значение  того, как это качество проявляется  в данном бизнесе или, точнее, как эффективность этого бизнеса  определяется использованием глобализации. А уже сама глобализация органически  переплетает внутри себя те  пять характерных признаков, которые  отмечены выше (доступность и  всеобщность; ступенчатость развития; технологическая глобализация; финансиаризация; дивергентно-конвергентное взаимодействие национального и интернационального).

7. Международный бизнес как система  обновляющихся и сложно взаимодействующих  профессиональных знаний принципиально  более высокого уровня, нежели  имеющаяся в любом страновом бизнесе еще одна и, по-видимому, наиболее важная современная характеристика этой категории.

8. Мультиповерхность соприкосновения с рынком и экстрагирование лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу постоянно впитывать все лучшее в мировой практике. Международный бизнес как опыляющая пчела вызывает сегодня особый интерес.

9. Информация главный стратегический  ресурс, а адаптивность главное  стратегическое оружие.

10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

11. В отличие от внутристрановой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

 

2. Международный менеджмент: сущность, структура, особенности развития

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Данное определение подчеркивает родовую общность международного и странового менеджмента как генетически тесно родственных категорий и, с другой стороны, выделяет его главную видовую особенность — использование в поиске и реализации конкурентных преимуществ всех тех возможностей, которые открываются деловой активностью в рамках стран и взаимодействием этих стран.

Общие черты  международного менеджмента и национального (странового) менеджмента заключаются в наличии общих основных сфер управления:

- исследование, анализ и оценка  внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;

- процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);

- базовые функции управления (стратегическое  планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);

- вопросы групповой динамики  и руководства;

- вопросы эффективности деятельности  фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).

Отличия международной  модели менеджмента от национальной модели:

Анализ внешней и  внутренней среды. Базовым различием выступает содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса, поскольку в случае международного бизнеса речь идет о его выходе за национальные границы.

Оперирование в нескольких иноязычных странах (тем более во всем мире) заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды, и в первую очередь к анализу тех факторов, которые потенциально несут конкурентные преимущества: экономика, политика, право, культура, социальные процессы и иные аспекты жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фирмой на его территории и/ или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ролей и может принести фирме принципиально новые конкурентные преимущества.

Информация о работе Лекции по "Международной экономике"