Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:56, курс лекций
Международное разделение труда – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.
Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.
Основные черты – Кирееве.
В частности, в штаб-квартире ТНК группы экспертов-экономистов, как правило, осуществляют функционально-стоимостной анализ операций компании, который рассматривается как необходимый инструмент выбора продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, а также достижение экономии ресурсов и повышения качества экспортируемых товаров и услуг.
Одна из главных задач глобального
менеджера — обеспечение
Конкурентные преимущества международных компаний
Среди ассортимента продукции, на которой специализируется международная компания, эксперты-маркетологи выбирают изделия, которые обеспечивают оптимальную прибыльность продаж и высокие темпы роста сбыта на перспективных рынках. При этом к преимуществам международных компаний следует отнести их более значительные, чем у национальных фирм, финансовые ресурсы, которые путем диверсификации товаров и услуг дают возможность полнее удовлетворять запросы потребителей.
Перед выходом со своей продукцией
на новый рынок маркетологи
Основные факторы сохранения уровня
конкурентоспособности
Условиями использования приведенных преимуществ стали обеспечение устойчивого роста сбыта продукции и эффективность финансовой деятельности компании, основными показателями которой являются:
Наличие собственных активов за
рубежом предоставляет
К преимуществам расположения предприятий международных компаний в начале XXI в. относится прежде всего политика либерализации и приватизации принимающих государств. Она во многом определяет объем рынков сбыта продукции международных компаний.
Преимущества международной
Процессы эконмической глобализации усиливают интенсивность конкуренции на мировом рынке, так как создают возможность для выхода на него многочисленным национальным фирмам. Правительства многих развивающихся государств периодически стимулируют экспорт своих национальных компаний, создавая конъюнктурные колебания на мировом рынке. В соответствии с этим колеблется уровень конкурентоспособности участников рынка. При этом практика показывает, что уже само присутствие на мировом рынке является конкурентным преимуществом для фирмы. Именно постоянное присутствие на мировом рынке характерно для международных компаний. Оно укрепляется политикой либерализации большинства государств, которая предоставляет дополнительные преимущества международным компаниям в соперничестве с национальными фирмами за счет устранения протекционистских барьеров и в ряде случаев дает им возможность выходить на национальные рынки своих конкурентов.
Научно-технический прогресс в средствах транспорта и связи, включая информационные технологии, сокращает международным компаниям расходы на географическую диверсификацию внешнеэкономической деятельности. Благодаря ей ТНК получают возможности удовлетворения спроса национальных потребителей в принимающих странах, а также используют разделение финансовых рисков за счет организации совместных предприятий с местными фирмами.
Успех функционирования международной компании на рынке принимающей страны во многом зависит от быстроты реагирования на запросы местных потребителей. Преимущества ТНК в данной ситуации — возможности гибкого варьирования соотношения цена/качество и организация послепродажного гарантийного обслуживания, чаще всего превосходящего по своим качественным характеристикам возможности местных конкурентов. Главными же факторами высокого уровня конкурентоспособности товаров и услуг международных компаний в принимающих странах выступают сравнительно низкие издержки производства и сбыта, приемлемый для ТНК уровень налогов, субсидии правительства принимающих стран, учет национальной культуры и менталитета местных потребителей.
Примером мероприятий по достижению высокой конкурентоспособности международной компании по сравнению с национальными фирмами в принимающих странах может служить организация сбыта и послепродажного обслуживания компании «1ВМ» (США). Эта компания в целях удовлетворения спроса местных потребителей и в то же время сокращения расходов на сбытовую сеть и послепродажное обслуживание обычно привлекает в качестве партнеров местные фирмы с дешевой рабочей силой и со знанием особенностей спроса местных потребителей. При этом местная фирма — партнер компании «1ВМ» должна своей деятельностью добавлять определенную долю стоимости к продукции «1ВМ». Такие партнеры участвуют в сбыте продукции «1ВМ», добавляя к ассортименту ее товаров и услуг свои изделия для полного удовлетворения потребностей местных покупателей. В обязанности партнера также входит квалифицированное проведение сервисного обслуживания проданной техники и ее ремонт.
Другая категория партнеров «1ВМ» в принимающих странах обязана предоставлять покупателю не только набор товаров и услуг, но и экономическое обоснование с аргументами и расчетом эффективности использования приобретаемой покупателем техники.
Партнеры «1ВМ» третьей
Технологические факторы преимуществ международных компаний проявляются в ускоренной разработке и освоении прогрессивных технологий и в выпуске на их основе новой продукции. В частности, научно-технический прогресс в средствах транспорта и связи обеспечивает снижение стоимости и упрощение проведения международных производственных и коммерческих операций. Транснациональные компании обычно выходят с новой высокотехнологичной продукцией одновременно на все основные рынки. Такие крупные масштабы экспансии расширения рынков сбыта недоступны национальным фирмам.
Система зарубежных филиалов международных компаний способствует использованию эффекта масштаба на мировом рынке путем выпуска и сбыта крупных партий стандартизованной продукции. При этом распространение технологических достижений по всему миру не ограничивается производством. В последние годы во внутрифирменном сотрудничестве международных компаний все четче проявляется тенденция проводить совместные НИОКР с расположением исследо- ii.i им|ьских центров по всему миру. К основным факторам, привлекающим НИОКР международных компаний в той или иной стране, «к чип высокий уровень развития науки и образования, наличие университетов, низкая стоимость квалифицированной рабочей силы, ученых и инженеров.
Такие условия в начале текущего столетия все чаще появляются в развивающихся странах, где многие молодые люди получают высшее образование в развитых государствах. Например, Тайвань известен наличием высококвалифицированных инженеров-механиков, а Индия —специалистами в сфере компьютерного программирования.
Условием
В последнее десятилетие получили
распространение научно-
Уровень конкурентоспособности
В первые годы XXI в. круг конкурентоспособных высокотехноло- I ичных компаний расширился за счет офшорного производства услуг по компьютерному программному обеспечению на фирмах нескольких стран. Дешевая квалифицированная рабочая сила позволяет небольшим национальным фирмам, специализирующимся на разработках программного обеспечения, конкурировать с международными компаниями. Так, в 2004 г. на фирмы Индии, Израиля, Ирландии и Канады приходилось 80% офшорного производства услуг по разработке компьютерного программного обеспечения в мире.
Стоимостные факторы конкурентных преимуществ международных компаний тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Современные наукоемкие технологии и оборудование обусловливают растущую капиталоемкость производственных предприятий и НИОКР. Например, стоимость разработок новых поколений электронно-вычислительной техники и оборудования для их изготовления часто превышает миллиарды долларов. Это ставит международные компании перед необходимостью тщательного выбора географических направлений рационального месторасположения высокотехнологичных предприятий.
К требованиям, предъявляемым к
потенциальным принимающим
Экономия на издержках производства в развитых государствах может быть достигнута, благодаря отсутствию необходимости в дорогостоящих системах контроля качества продукции. Высокое качество изделий там достигается наличием сложившейся десятилетиями культуры производства. В развивающихся странах издержки производства снижаются за счет использования сравнительно простого оборудования и неавтоматизированных трудоемких технологий, так как снижаются расходы на автоматизацию производственных процессов и на подготовку высококвалифицированного персонала.
Дополнительные преимущества организации производства в развивающихся странах международным компаниям может дать низкий паритет национальной валюты принимающей страны.
Примером использования этого преимущества служат корпорации США, часть которых перевели свое производство на заводы в Мексику после девальвации мексиканского песо в середине 90-х годов. Понижение паритета песо по отношению к доллару создало конкурентные преимущества предприятиям, расположенным в Мексике, по сравнению с производством на территории США. Повышенный курс доллара на мексиканском рынке давал американским корпорациям, функционирующим в Мексике, преимущества при закупках местного сырья и полуфабрикатов и, следовательно, экономию на издержках производства готовых изделий.
Макроэкономические факторы конкурентных преимуществ международных компаний в наибольшей степени проявляются в случаях функционирования их зарубежных филиалов на территории интеграционных объединений. Так, в торговле со странами — членами Европейского союза международные компании используют огромный рынок сбыта без тарифных и нетарифных барьеров между входящими в ЕС государствами. Общеевропейские стандарты на товары и услуги позволяют международным компаниям увеличивать объемы продаж на территории Европейского союза как готовых изделий, так и стандартных узлов и деталей в рамках производственных кооперационных соглашений с использованием эффекта масштаба.
Примером кооперирования производства, стимулируемого региональной интеграцией, может служить изготовление телевизоров международной компанией «Филипс» (Нидерланды).
Сборка телевизоров этой компании осуществляется в Бельгии, электронно-лучевые трубки поступают из Германии, транзисторы — из Франции, пластмассовые детали — из Италии.
Условия общего рынка в интеграционных объединениях позволяют международным компаниям в ряде случаев объединять небольшие национальные предприятия путем слияний и поглощений в интегрированные интернациональные производственные комплексы с использованием преимуществ эффекта масштаба. Интернационализация производства предоставляет международным компаниям возможность шире использовать конкурентные преимущества принимающих стран для рационального размещения производств, централизации сбыта и послепродажного обслуживания.