Лига Наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

После окончания Первой мировой войны мир был нуждался в такой организации, которая смогла бы предотвратить новые конфликты, решить те последствия войны, которые не могли быть решены каждым государством по отдельности. При содействии крупнейших мировых держав того времени (Англии, Франции и США) была создана Лига Наций. Она просуществовала с 1919 г. по 1939, и официально была распущена в апреле 1946, а все свои обязательства передала Организации Объединенных Наций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ С.3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ ЛИГИ НАЦИЙ С. 6
§1 Идея о создании Лиги Наций во время I Мировой Войны С.6
§2 Официальное создание Лиги Наций С.8
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИГИ НАЦИЙ. ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ С.12
§1 Устав Лиги Наций С.12
§2 Структура Лиги Наций С.17
§3 Деятельности Лиги Наций С.19
ГЛАВА III. СНИЖЕНИЕ РОЛИ ЛИГИ НАЦИЙ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИГИ НАЦИЙ С.22
§1 Снижение роли Лиги Наций С.22
§2 Распад Лиги Наций С.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С.32
ПРИЛОЖЕНИЯ С.35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. 2 курс.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Комиссия, которая  обсуждала вопрос о создании Лиги, первый раз собралась 3 февраля 1919 г., а последний раз 13 февраля. Заседания проходили в отеле «Крильон», поэтому их и прозвали «Комиссия отеля Крильон».

14 февраля на  третьем пленарном заседании  конференции проект комиссии  был заслушан и принят. Но в  это время в Америке начались активные выступления против политики Вильсона, в частности против его проекта Лиги Наций. Он срочно отправился в Америку, но положение изменить не удалось. Поэтому Вильсон принял решение пойти на некоторые уступки и снова изменить проект  лиги. Но к тому времени в Париже отношение к проекту Лиги изменилось, и прошли новые заседания с 22 января по 19 февраля. Комиссия хотела внести больших поправок: французская поправка касательно контроля над вооружениями, японская поправка  о равенстве рас и американская поправка о применении доктрины Монро. Японская поправка была отменена, американская – нашла свое отражение в Статуте.

28 апреля на  пленарном заседании судьба проекта  решилась – Лига Наций была  создана. Первым ее руководителем  стал Джеймс Эрик Драммонд.

Подводя итог, можно  сказать, что создание Лиги Наций, как  первой международной организации  по ведению мира и урегулирования конфликтов, было очень трудной задачей. Каждая страна предлагала свои варианты того, как должны быть устроена Лига. Проекты много раз пересматривались, вносились поправки, но в итоге Лига все-таки была создана. И в ее основу легки идеи таких стран как Англия и США, как самых влиятельных стран того времени. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИГИ НАЦИЙ. ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МЕЖДУНРОДНОЙ АРЕНЕ

2.1 Устав  Лиги Наций

Устав Лиги Наций  является важным документом, определяющий все основные принципы работы Лиги. Он состоит из 26 статей и приложения. В преамбуле Устава провозглашались  основные принципы мирового сотрудничества для достижения мира и безопасности: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров. 18

Первая статья посвящена членству в организации. Выделялось три типа государств-членов Лиги Наций. К первой группе относятся государства, которые являлись учредителями Лиги и которые подписали мирные договоры по окончании войны. Ко второй группу относились страны, которые не участвовали в Первой Мировой войне, а значит не подписывали никаких мирных соглашений. И, наконец, к третьей группе относились все остальные государства. Чтобы вступить в Лигу Наций, за государство должно проголосовать две трети Собрания, «поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства…».19  Так же в этой статье говорилось о том, как государство может прекратить свое членство в Лиге. Для этого за два года до выхода из Лиги оно должно предупредить об этом. Прекращение членства возможно в том случае, если выполнены все международные обязательства.

Вторая статья довольно короткая: в ней говорится  о том, что деятельность Лиги осуществляется Собранием и Советом, при котором  действует постоянный Секретариат.

Третья и  четвертая статьи посвящены структуре  Собрания и Совета Лиги. Об этом подробнее  будет говориться ниже.

В пятой статье Устава  речь идет о том, как принимаются  решения во время заседания Лиги Наций. Решения принимаются единогласно всеми членами Лиги, представленными в собрании.

Шестая статья посвящены постоянному Собранию и Генеральному Секретарю Лиги. Генеральный  Секретарь назначается Советом  Лиги, а секретари и персонал Секретариата назначается непосредственно Генеральным Секретарем.

Седьмая статья устанавливает местом пребывания Лиги Наций Женеву. В любой момент Совет  может установить любое другое место. Здесь нужно выделить тот факт, что членами Лиги могли быть как  мужчины, так и женщины. Земля  и здания, где располагается Лига, являются неприкосновенными. 

В статье восьмой  Статута говорится об ограничении  вооружения. Советом устанавливается  то количество вооруженных сил, которое  может иметь государство-член, и  этот предел не должен превышаться  без согласия Совета. Все Члены Лиги должны обмениваться подробной информацией о своих вооруженных силах, которые могут быть использованы для войны.

Нужно выделить десятую статью Статута, в которой  говорится о том, что «Члены Лиги обязуются уважать и сохранять  против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги».20

В статье одиннадцатой говорится о том, что опасность  войны касается всех Членов Лиги и  Лига Наций должна предотвращать  любую подобную угрозу. Если существует угроза войны, то Генеральный Секретарь должен немедленно собрать Совет, на котором в срочном порядке будет обсуждаться вопрос, как решить это проблему.

Статьи 12 и 13 фиксируют  тот факт, что если между Членами  Лиги возникает спор, то этот спорт  должен подвергнуться третейскому обязательству. Члены Лиги не имеют права начинать войну против друг друга. Они должны подчиняться решению третейского суда, в противном случае Совет должен принять меры для того, чтобы решение выполнялось.

15 статья является  одной из самых больших статей. В ней говорится о том, что между Членами Лиги возникает спор, который не подвергался третейскому разбирательству, то Члены Лиги должны предоставить его Совету. Для этого одна из сторон участника спора должна представить Генеральному Секретарю все соответствующие документы. В самое короткое время Совет должен изучить дело и предложить способы решения возникшего спора. Составляется доклад, в котором излагаются все факты дела. Если этот доклад принимается голосованием, то стороны обязуются не прибегать к войне. В том случае, когда не удается единогласно принять доклад, то представители сторон вправе сами решить, как поступить в сложившейся ситуации.

Статья 16 гласит, что если один из Членов Лиги нарушает статьи 12, 13 или 15, то он автоматически рассматривается как совершивший акт войны против других участников Лиги. С ним немедленно разрывают все политические и финансовые отношения, прекращают контакты между гражданами стран-участников и гражданами страны, нарушившей вышеупомянутые пункты. В этом случае Члены Лиги соглашаются оказывать друг другу взаимную поддержку, как в экономическом, так и в военном плане.

Статья 17 очень  похожа да предыдущую статью, только речь в ней идет о споре между  государствами, где одна из сторон является Членом Лиги, либо ни одна из сторон не состоит в Лиге Наций. В этих случаях посылается приглашения государствам, не состоящим в Лиге, вступить в нее. Таким образом, эти государства обязуются подчиниться Уставу Лиги, что может разрешить спор между сторонами. Если в приглашении будет отказано и будет объявлена война против Члена Лиги, то к государству, объявившему войну, будет применена 16 статья Статута.

18 и 19 статьи  Устава посвящены договорам, которые  заключаются Членами Лиги. Все  они носят обязательный характер их исполнения. Каждый договор должен быть зарегистрирован Секретариатом и опубликован. До этого времени договор является недействительным.

20 и 21 статьи  тоже посвящены договорам, но  смысл их иной. Член Лиги не  может  заключать какие-то другие  договора, которые противоречат Статуту Лиги. Если такой договор был заключен до вступления в Лигу, то он должен быть немедленно расторгнут. Но такие международные обязательства, как договор о третейском разбирательстве или соглашения, которые обеспечивают достижения мира (доктрина Монро) не рассматриваются, как несовместимые с Уставом Лиги.

Большое значение имела 22 статья, посвященная мандатной  системе. После Первой Мировой войны  многие неевропейские страны остались без опеки тех государств, которым  раньше они принадлежали. В первую очередь речь идет о странах Африки, Океании и арабских провинциях Оттоманской Порты. Эти государства были настолько слабы, что не могли далее развиваться. В таких условиях Лига решила предоставить опеку над ними «передовым нациям мира», чтобы они управляли переданными в их владение территориями от имени Лиги Наций в качестве ее мандатариев.

Всего Лига выделяла три вида мандатов. Третий мандат был  самым жестким, он не допускал проникновения  в подмандатную страну иностранного капитала. Вообще, тип мандата зависел от различных условий, в том числе географических, финансовых. К первому типу относились территории Порты, ко второму типу – Германские владения в Центральной Африке, и к третьему типу относились Юго-Западная Африка и острова Тихого океана.

Великобритания  получила мандат на Палестину и Месопотамию, а также Танганьику, части Того и Камеруна. Франция – на Сирию, Ливан и фрагменты Камеруна и  Того, не вошедшие в мандат Великобритании. Бельгия – на Руанду-Бурунди. Япония – на Маршалловы, Каролинские и Марианские острова. Южно-Африканский Союз – на бывшую германскую Юго-Западную Африку, Австралия – на о. Науру, бывшую германскую часть о. Новая Гвинея и острова к югу от экватора. Новая Зеландия – на о-ва Западное Самоа. 21

Статьи 23-25 провозглашаются правила международного гуманитарного сотрудничества. Другой важный пункт этих статей то, что Лига обязывалась создать гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей не только на своей территории, но и на территории других стран. Также Лига брала под свой контроль продажу опиума, соглашений о продаже детей и женщин, а также продажу оружия. Лига готова сотрудничать с организацией Красного Креста, которая борется с болезнями и старается облегчить жизнь на планете.

И, наконец, 26 статья, которая посвящена поправкам, которые могут быть внесены в Статут Лиги. Поправки принимаются ратификацией только теми Членами Лиги, которые непосредственно составляют Совет.

В приложениях  перечислены страны, которые были первыми, подписавшими договор о  вступлении, а также было прописано имя первого Генерального Секретаря Лиги Наций.

Проанализировав каждую статью, можно сделать вывод, что Статут был тщательно продуман. Каждая статья закрепляет определенное обязательство, которое берет на себя Лига Наций. Такие пункты, как контроль над опиумом, контроль над производством оружия, предоставления гуманных условий труда всем без исключений впервые упоминались в таком роде документа. Большое значение имела мандатная система, которую вела Лига Наций, это оказало большое влияние на мировое устройство того времени.

 

2.2 Структура  Лиги Наций

Для начала следует  сказать об участниках Лиги. За все  время существование Лиги с 1919 по 1946 год ее членами были 63 государства. 22 По уставу государствами-учредителями, которые подписали договор, было 31 государство, а 13 государств были приглашены присоединиться к Лиге. Список государств будет в приложении номер 2. Стоит отметить особый статус США, которые так и не вступили в Лигу Наций, потому что не успели ратифицировать подписанный пакт о вступлении.

Лига Наций включала в  себя Ассамблею (общее собрание представителей государств-членов Лиги), Совет Лиги Наций, Постоянных (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и непостоянных членов Собрания (четыре, менялись каждый год), Секретариат во главе с Генеральным Секретарем и Мандатную комиссию.

В Ассамблею входили все  государства, которые были членами  Лиги Наций. Сессии Ассамблеи проходили  ежегодно в сентябре, но в особых случаях собирались специальные  сессии. У каждого Члена Лиги был один голос, который он мог использовать во время принятия решения. В Уставе Лиги говорится, что Ассамблея вправе решать все вопросы, касающиеся мира. Ассамблея включала в себя также 7 постоянных комиссий.

Статья 4 Устава описывала  структуру Совета Лиги. Он состоял из постоянных представителей (Англия, Франция, Италия и Япония) и временных представителей, которые избирались раз в год в количестве четырех представителей. Самыми первыми временными представителями были Греция, Испания, Бразилия и Бельгия. Совет собирается как минимум раз в год по месту пребывания Лиги. Каждый Член Лиги обладает лишь одним голосом на голосовании. Совет решает все проблемы, которые касаются мировой безопасности, в особенности проблемы которые связаны с мандатной системой, проблемой меньшинств и невыполнения предписания Устава.

Статья 6 характеризует структуру  Секретариата Лиги. Секретариат включал  в себя Генерального Секретаря, а  также других необходимых секретарей и помощников. Состав Секретариата утверждался на Ассамблее Лиги Наций. Первым Генеральным Секретарем стал Эрик Джеймс Драмман. Он занимал пост с 1920 до 1933 года. Далее этот пост перешел в руки французскому дипломату Жозефу Луи Авенолю (1933-1940), и третьим Генеральным Секретарем стал ирландский дипломат Шон Лестер (1940-1946). Он же руководил закрытием Лиги. Секретариат отвечал за подготовки повестки дня для Ассамблеи и Совета, а также занимался публикацией отчетов с заседаний Совета.

Помимо основных структурных  подразделений, которые составляли Лигу, существовали также так называемые автономные организации:

    1. Постоянная палата международного правосудия (Международный суд)
    2. Комитет по изучению правового статуса женщин
    3. Комиссия по разоружению
    4. Организация Здравоохранения
    5. Международная Организация Труда
    6. Комиссия Мандатов (для реализации мандатной системы)
    7. Международная комиссия по интеллектуальному сотрудничеству (предшествует ЮНЕСКО)
    8. Постоянный центральный опийный совет
    9. Комиссия по делам беженцев
    10. Комиссия по вопросам рабства23

Информация о работе Лига Наций