Лига Наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

После окончания Первой мировой войны мир был нуждался в такой организации, которая смогла бы предотвратить новые конфликты, решить те последствия войны, которые не могли быть решены каждым государством по отдельности. При содействии крупнейших мировых держав того времени (Англии, Франции и США) была создана Лига Наций. Она просуществовала с 1919 г. по 1939, и официально была распущена в апреле 1946, а все свои обязательства передала Организации Объединенных Наций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ С.3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ ЛИГИ НАЦИЙ С. 6
§1 Идея о создании Лиги Наций во время I Мировой Войны С.6
§2 Официальное создание Лиги Наций С.8
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИГИ НАЦИЙ. ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ С.12
§1 Устав Лиги Наций С.12
§2 Структура Лиги Наций С.17
§3 Деятельности Лиги Наций С.19
ГЛАВА III. СНИЖЕНИЕ РОЛИ ЛИГИ НАЦИЙ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИГИ НАЦИЙ С.22
§1 Снижение роли Лиги Наций С.22
§2 Распад Лиги Наций С.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С.32
ПРИЛОЖЕНИЯ С.35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. 2 курс.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Проанализировав структуру Лиги Наций, можно сказать, что за каждым структурным подразделением была занята определенная задача. Я считаю, что особое значение имели автономные организации, которые боролись с такими серьезными проблемами, как рост вооружения, рабство, контрабанда наркотиков, дискриминация по половому признаку (ограничение прав женщин). Совет, Ассамблея и Секретариат вели активную деятельность по поддержанию мира. Структура Лиги Наций позволяла осуществлять контроль над всеми серьезными проблемами, которые могли возникнуть, т.к. все было четко распределено между структурами.

 

2.3 Деятельность  Лиги Наций

Теперь поговорим  подробнее о тех автономных организациях, о которых было сказано в предыдущих параграфах, и об их деятельности на международной арене.

Начнем с Организации  Здравоохранения Лиги Наций. Она состояла из Бюро здравоохранения, которое состояло из постоянных Членов Лиги, исполнительного раздела Общего консультативного совета или Конференции, которая состояла из медицинских экспертов и комитета здравоохранения.24 Целью этого Комитета являлось проведение различных исследований, контроль над работой Лиги здоровья и подготовкой работ, которые он должен предоставить Совету Лиги. Стоит отметить тот факт, что Организация здравоохранения контактировал с правительством Советского Союза с целью предотвращения заболевания тифом.25

Международная организация труда (МОТ) была создана  в 1919 году как часть Версальского соглашения. Ее первым руководителем  стал Альберт Томас. Эта организация  смогла ограничить использование свинца в красках, смогла убедить некоторые страны сократить рабочий день до 8 часов, а рабочую неделю до 48 часов. Также она пыталась прекратить использование детского труда и восстановить женские права на труд. После ликвидации Лиги Наций, Организация Здравоохранения продолжала свою работу уже в составе ООН с 1946 года.

Постоянный  центральный опийный совет контролировал  статистическую систему управления, которая была введена Международным  опийным соглашением, которое смогло добиться производства, изготовления, торговли и розничной продажи опиума и его побочных продуктов. 26

Вопросами отмены рабства занималась Комиссия по вопросам рабства. Помимо рабства эта Комиссия также боролась с проституцией и  торговлей женщинами и детьми. Комиссия добилась определенных успехов в своей работе: она обязала отменить рабство в Эфиопии и работала в этом же направлении с Либерией. Она также преуспела в том, чтобы уменьшить показатель смертности рабочих, строящих железную дорогу Танганьики, с 55% до 4 %.27

Комиссия по делам беженцев под руководством Фритьофа Нансена заботилась о беженцах, в том числе возвращала их на родину, когда это становилось возможным. Также были созданы паспорта Нансена по которым можно было идентифицировать лица без гражданства. 28

Комитет по исследованию правового статуса женщин стремился  изучить положение женщин во всех странах, и там, где это возможно искоренить дискриминацию по половому признаку.

По окончании  Первой Мировой войны в мире возникло много проблем между государствами по поводу пограничных территорий, а точнее по поводу точного прохождения границ. Как правило, страны не спешили обращаться за помощью к Лиге Наций, т.к. в 1920-е годы она была еще очень молода и не имела соответствующего авторитета среди стран. Но Лига развивалась и уже в середине 1920-ых годов с ней стали тесно сотрудничать такие страны как США и Россия. А позже Великобритания, Франция и Германия использовали Лигу Наций для того, чтобы урегулировать их отношения и устранить возникающие разногласия.

Деятельность Лиги Наций была очень активной и разносторонней. Она занималась сокращением вооружения стран, предотвращением военных конфликтов, пыталась бороться с рабством, распространением наркотиков и проституцией. Стоит отметить, что в самом начале своего пути Лига не была столь популярной среди стран, и к ней обращались только в самых экстренных случаях. Но благодаря своим автономным организациям, которые вели активную деятельность во всем мире, она начала привлекать к себе все больше и больше внимания. В итоге, уже с середины 1920-ых годов Лига Нация стала мировым центром деловой активности, куда обращались как государства-участники Лиги, так и страны, не состоявшие в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. СНИЖЕНИЕ РОЛИ ЛИГИ НАЦИЙ. ПЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИГИ.

3.1 Снижение роли Лиги Наций

Не смотря на положительные стороны работы Лиги Наций, здесь также присутствуют и отрицательные моменты. Лига не смогла предотвратить конфликты  между государствами-членами Лиги, а в последствии и Вторую мировую  войну.

В 1920-е – 30-е годы основными направлениями деятельности Лиги Наций были следующие международные события:

  1. Конфликт Швеции и Финляндии из-за Аландских островов
  2. Конфликт между Польшей и Литвой из-за Вильнюса
  3. Конфликт между Турцией и Ираком из-за пограничных территорий
  4. Конфликт Боливии и Парагвая
  5. Агрессия Японии против Китая вначале 1930-х гг.

Но Лига Наций, как ни пыталась, не смогла урегулировать  эти конфликты. Особенно хорошо это  видно на примере работы Лиги в  отношении агрессии Японии против Китая. 21 сентября 1931 году Китай передал в Лигу Наций в Женеве послание, ссылаясь на ст. 11 Устава Лиги, оно призывало обратить внимание на конфликт между Китаем и Японией и принять меры по для предупреждения эскалации конфликта и восстановления статус-кво. 29

Франция, Великобритания и Япония занимали ведущую роль в Совете, но для того, чтобы решить этот вопрос попросили высказать свое мнение и США. На тот момент Франция и Великобритания не хотели обострять свои отношения с Токио. Эти две страны хотели узнать, есть ли у США претензии к Японии относительно нарушения ею пакта Бриана-Келлога 1928 г. На это государственный секретарь США Генри Стимсон ответил, что штаты не собираются принимать меры в отношении японской агрессии.

Китай настаивал  на том, чтобы Япония вывела свои войска с занятой территории, но японский делегат К. Иосидзава не признавал эти обвинения. Он говорил, что действия Японии не направлены на военный конфликт, который мог бы разрастись в будущем, а носит лишь оборонительный характер. Япония хотела решить конфликт путем двухсторонних переговоров между Токио и Нанкином. Китайская сторона отказывалась от прямых переговоров, поэтому Совет Лиги направил обеим сторонам телеграммы, где он призывал страны не допустить дальнейшего разрастания конфликта и отвести войска к тем позициям, где они находились до начала конфликта. Обе стороны согласились на это предложение, но не брали на себя никаких обязательств.

30 сентября Советом  Лиги была принята резолюция,  по которой обеим сторонам  предлагалось воздержаться от  военных действий, не нарушая мир. Резолюция была одобрена и Японией и Китаем, также этот документ поддержали США. Однако резолюция не смогла сдерживать поведение японской стороны. В Маньчжурию продолжали прибывать оккупационные войска. 8 октября японская авиация впервые в мировой истории подвергла бомбардировке город – Цзиньчжоу. 30

В связи с  этими событиями китайская сторона  снова обратилась за помощью к  Лиге Наций с просьбой остановить вторжение японских войск. Однако в  этот раз члены Лиги Наций отказались предпринимать серьезные действия в отношении Японии. И они снова обратились к США, как к стране, которая была инициатором создания пакта Бриана-Келлога. Из-за действий Японии США изменили свое отношение к тому, чтобы Япония и Китай вели прямые переговоры. Для этого в Женеву был направлен специальный представитель, который должен был участвовать в обсуждении японо-китайского конфликта.

Тем временем председатель Совета министр иностранных дел  Франции Аристид Бриан обратился  к Китаю и Японии с предложением создать совместную программу урегулирования конфликта. Но Китай снова отказался вести прямые переговоры с Токио до того момента, пока японские войска не будут выведены с захваченной территории. Тогда для того, чтобы хоть как-то урегулировать сложившуюся ситуацию Бриан предложил резолюцию, в которой говорилось о том, что Япония должна отозвать свои войска до следующего заседания Совета, т.е. к 16 ноября 1931 г. Китай поддержал эту резолюцию, но Япония отказалась ее поддерживать. В итоге эта резолюция не была признана юридически, но имела моральную силу. Также поддержать эту резолюцию отказался госсекретарь США Стимсон, т.к. условия резолюции носили ультимативный характер, и в случае не выполнения условий, США должны были бы применить силу, к чему штаты были не готовы.

16 ноября 1931 г. на заседании Совета Лиги китайский делегат требовали применить к Японии ст. 16 Устава, которая предусматривала введение экономических санкций. Но представитель США отказывался применять какие-либо санкции против Японии. Тогда японский делегат предложил направить в Маньчжурию специальную комиссию, которая должна была изучить обстановку на месте.

В это время  обстановка в Маньчжурии все ухудшалась, и поэтому в конце ноября 1931 г. Китай потребовал от Лиги Наций  создать в Маньчжурии нейтральную зону в районе г. Цзиньчжоу с временным размещением в ней под командованием Лиги Наций войск нейтральных государств – Великобритании, Франции, Италии и др. 31 Это было последним шансом Китая остановить продвижение японских войск с помощью Лиги. Но и этот шанс не сработал – Совет настоял на том, чтобы Китай вывел свои войска из Маньчжурии за линию Великой Китайской Стены для того, чтобы избежать столкновения с японскими войсками. Войска Чан Кайши были вынуждены покинуть Маньчжурию.

10 декабря 1931 г. было принято решение об образовании специальной комиссии по изучению ситуации в Маньчжурии. Эта комиссия состояла из представителей пяти стран, а руководил ей британский дипломат Виктор Александр Джордж Литтон. Но дальнейшее обсуждение проблемы Маньчжурии было отложено до того, как Литтон подготовит доклад о ситуации в этом регионе.

Из всего  этого мы видим, что Лига Наций  была не в состоянии решить этот конфликт. Споры и разногласия, возникающие  между государствами, принимавшими активное участие в Совете Лиги, мешали здраво оценить сложившуюся ситуацию. Тот факт, что Япония была одним из ведущих государств в Совете, еще более усугубило обстановку т.к. другие члены Совета не хотели портить отношения с Японией.

Еще одним важным обстоятельством, которое подорвало  положение Лиги Наций на международной арене, стало принятие в 1926 году в ее состав Германии.

Германия хотела вступить в Лигу Наций для того, чтобы быть наравне с другими  великими державами. Германия рассчитывала на то, что если она станет членом Лиги Наций, то с нее будут сняты все военные ограничения, которые были наложены на нее Версальским договором. Для того, чтобы вступить в Лигу Наций, Германия угрожала тем, что будет развивать советско-германские отношения, что очень беспокоило стран-участников Лиги. Такими угрозами Германия рассчитывала на вступление в Лигу на выгодных для нее условиях.

В первую очередь  Германия требовала такое же место  в Совете Лиги, какое занимали Великобритания, Франция и Япония. На это Лига готова была пойти, но этот факт мог  вызвать недовольство со стороны других стран, также претендовавших на место в Совете. Одновременно с Германией на это место претендовали в то время Бразилия,  Польша и Испания. Германия утверждала, что из-за ее вступления в Совет не обязательно проводить полную реорганизацию. Франция активно поддерживала вступление Польши, а Германия, наоборот, была против того, чтобы Польша входила с состав Совета. Шведская сторона вообще была против того, чтобы в Совете выделяли дополнительные места. Англия поддерживала Германию, и утверждала, что помимо нее больше никого принимать не нужно. Для принятия решения была созвана специальная сессия, а также были созваны державы, подписавшие Локарнский пакт.

Германская  делегация отказывалась приезжать  в Женеву до того момента, пока ей не будет предоставлено полноправное место в Совете. Помимо этого, она угрожала тем, что начнет сближаться с Россией. Такой жесткий натиск заставил членов совета согласиться и принять Германию в Лигу Наций. Также был поднят вопрос о военном статусе Германии. Таким образом, Германия была принята в Лигу, и уже 10 сентября 1926 года присутствовала на собрании Совета как полноправный член наравне с другими великими державами.

15 сентября 1933 г.  барон фон Нейрат потребовал, чтобы конференция по разоружению  признала равноправие Германии. Но Франция заявила, что если и дальше Германия будет вести активное вооружение, то нет смысла проводить мероприятия по разоружению. Она предложила на время приостановить как политику разоружения, так и вооружения. А тех, кто не будет исполнять данные предписания, наказать предусмотренными санкциями.

Англия и  Италия отказались поддержать французское  предложение. Но американский представитель  Норман Дэвис энергично выступил на его защиту. Соглашение, наконец, было достигнуто. 24 сентября 1933 г., на собрании Лиги наций, барону фон Нейрату от имени четырёх держав — Англии, Франции, Италии и США — был предложен проект нового договора. Он устанавливал два этапа разоружения: первый — период стабилизации от трёх до четырёх лет, в течение которого Германия должна была заменить свою систему долгосрочной службы — краткосрочной; второй этап — тоже от трёх до четырёх лет, в течение которого должно быть проведено фактическое разоружение.32

Информация о работе Лига Наций