Мероприятия государственных и общественных организаций РСФСР по борьбе с голодом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что современная Россия, с одной стороны обеспечивает населению чувство защищенности перед возможностью лишиться питания, импортируя все больше и больше различных продуктов из заграницы. С другой стороны, тем самым она ставит отечественную экономику в зависимости от зарубежных поставщиков продовольствия и, следовательно, угроза голода не снимается с повестки дня и теперь.
Объектом данного исследования являются мероприятия по борьбе с голодом 1921-1923гг., осуществляемые российскими и иностранными организациями помощи голодающим.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
§1. Мероприятия государственных и общественных организаций РСФСР по борьбе с голодом……………………………………………………………….10
§2. Организация питания населения…………………………………………..13
§3. Работа АРА на территории ТАССР……………………………………….17
§4. Мероприятия международных организаций помощи голодающим России……………………………………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованных источников и литературы…………………………..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Сам Саид-Галиев по этому поводу иначе думал. Он свою вину перекладывал на других. «Если при распределении разверстки на ту или иную волость мы делаем ошибку вследствие отсутствия статистических данных, то это не значит, что в этом виновато бюро областкома. Эта задача лежит на органах на местах, которые должны строго следить, чтобы разверстка падала равномерно, а не так, как в Салаушской волости, где не оставили даже на еду».15

Известно также, что не только неблагоприятные погодные условия (ранняя засушливая весна) стали причиной неурожая 1921 г. Здесь нужно иметь в виду и то, что в 1921 г. крестьяне, даже имевшие в общественных ссыпных пунктах семенной материал, не смогли вовремя засеять свой надел. Это было связано с введением государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Местное руководство ждало от Центра распоряжений на счет весеннего сева, это, во-первых, а во-вторых, крестьянство, из-за нехватки семян, было вынуждено засеять свои поля уменьшенной нормой высева (вместо положенных 10 пудов на десятину засеяло в среднем 6-7 пудов). Ранняя засушливая весна, поздний несвоевременный посев, к тому же редкий, стали основными причинами неурожая 1921 г.

Недород 1921 г. довершил несчастье деревни и поставил сельское население Татарстана лицом к лицу перед всеми ужасами голода. На голодную смерть было обречено 83,3% населения республики.16

Постановлением Президиума Всетатарского центрального исполнительного комитета 22 июля 1921г. были созданы Центральная Комиссия помощи голодающим ТАССР и кантональные комиссии. Руководством Центральной Комиссией Помгол в Татреспублике  занимался председатель ТатЦИКа Р.А.Сабиров. Исполнительным органом являлся Президиум, в который вошли И.М. Казаков (председатель ОК РКП (б)), А.Н. Лаврентьев (председатель Татсовнархоза), А.Н. Злобин (от Татсовнархоза), С.М. Еникеев (от Татсоюза), К.Х. Исмаев (от Горисполкома)17

Комиссия не стала создавать  собственный аппарат и действовала  при участии трех наркоматов –  Наркомпрода, Наркомспроса, Наркомздрава18, позднее к нему добавились Татэвак при НКВД, Татсоюз, Народный комиссариат социального обеспечения. Наркомпрод занимался реализацией всех нарядов Комиссии Помгола, хранением продовольствия, поступающего в его адрес, распределением этого продовольствия по планам и нарядам Комиссии, при нем же функционировала Секция общественного питания на местах, переброской всех продовольственных грузов в кантоны и реализацией материального фонда путем товарообменных операций. Наркомспрос и Наркомздрав при участии Татэвака работали в направлении эвакуации беспризорного детского населения и переселенцев, медицинского обслуживания голодающего населения и борьбы с эпидемиями.

Также на территории ТАССР  работало несколько врачебно – питательных  отрядов Российского Общества Красного Креста (РОКК) и врачебно – питательных  поездов.

 

§2. Организация питания населения

 

Первоначально Помгол предполагал, что реализация программы питания населения пойдет по трем направлениям: 1)иждивение некоторых групп населения средствами государства (пайки снабжения); 2)организация Помгола сети столовых для взрослых и детей на поступающие пожертвования, на продовольственные средства, реализуемые путем товарообмена предметов, отчисленных государством в помощь голодающим и 3) развитие общественного питания за счет местных средств.19 Но фактически, питание населения шло двумя путями – через госснабжения и столовые Помгола. Это вполне понятно, так как на государственном снабжении находился основной контингент рабочих, советских служащих и людей, постоянно пребывающих в лечебные заведения Наркомздрава, детских учреждениях Наркомздрава и Наркомпроса и местах заключения. Помощь остальному населению должна была осуществляться специально созданной Комиссией Помгол.

Первое время Помгол занимался исключительно организационными вопросами, поэтому питание населения продолжало осуществляться лишь в рамках госснабжения.  Татнаркомпрод все время работы в рамках борьбы с голодом (июль 1921 – сентябрь 1922гг.) делится на 3периода: июль – октябрь, ноябрь – декабрь 1921г. и январь – июль 1922г. Далее работа Татнаркомпрода в этом направлении прекращается,  так как было официально признано, что голод побежден.

Сама система распределения  строилась на учете количества едков, разделенных на отдельные группы, по степени полезности их для гогсударствас установлением для них отдельной нормы. В особую группу были выделены общественное питание и индивидуальное детское питание.

Общий план снабжения государством Татреспублики состоял по количеству едков на 1 июля 1921г. из 513 723 потребителей. По социальному положению эти группы разделялись следующим образом:

  • Основное коммунальное питание (больные, призреваемые, заключенные, персонал их обслуживающий);
  • Продфазтоп (рабочие и их семьи);
  • Пролетарское население (взрослое и детское индивидуальное питание).

Кроме основного питания  существовало еще и дополнительные с количеством едков к тому времени в 177 087 человек. Оно распространялось на взрослое пролетарское население и детей (общественные и детские столовые).20

Начиная с июля 1921г., были приняты меры к сокращению норм снабжения. Так как в основу снабжения  был положен принцип полезности государству, конечно же, в первую очередь сокращение коснулось группы «население», во вторую очередь группы – «индивидуальное детское питание», в третью очередь – «Продфазтоп».21 Общее сокращение количества едоков за июль – октябрь 1921г. достигло по основному питанию 401 484, по дополнительному 108 135 человек.

«В течение второго периода – ноябрь – декабрь 1921 г. –система и порядок снабжения видоизменялся в связи с НЭП, с установлением продналога взамен разверстки и отказа государственной власти от исключительной монополий снабжения. Новый план снабжения строится на оснований заявок Центральных государственных учреждений о своей потребности и твердых ресурсов Наркомпрода, определенных на оснований продналога и товарообмена» - так объясняется решение Татнаркомпрода о сокращение групп снабжения. Теперь на государственном снабжении по плану последнего периода остается лишь призреваемые, рабочие и служащие, обслуживающие государственные предприятия и учреждения с их семьями. Исключается неработающее население – дети, временно нетрудоустроенные и старики, находящиеся на иждивении. Если нормальное снабжение в июле 1921г. выразилось в количестве 513 723, то по плану за ноябрь и декабрь состояло из 127 004  едоков.

Контингент потребителей, снабжаемых по Госплану с 1 января по 1 июля 1922 г., состоял из тех же групп, что были включены в план еще в  ноябре 1921 г. Этими группами были: рабочие промышленности, рабочие наркоматов, советские служащие и социально-опекаемые группы.22

Что касается норм и калорийности питания, то и эти показатели не были стабильными. Первоначально, имея опыт неурожая 1920 в губерниях Тульской, Орловской, Царицинской и др., центральное правительство решило, что самым экономным и наиболее  достигающем цели видом помощи голодающим является общественное питание в столовых и питательных пунктах. Этот способ был принят и на 1921 – 1922гг. Так как размер фонда был более чем недостаточный, в ЦК Помголе было решено только подкармливать голодающих, прибегая, к посменному кормлению. Таким образом, на ногах Помгол стремился держать как можно большее количество голодающих. На основании прошлогоднего опыта была установлена норма для детей в 877 калорий против физиологической нормы в 2000 – 2200 калорий и для взрослых в 706 калорий при минимальной физиологической норме в 3500 – 3800 калорий. В хлебе и крупе, которые являлись основными продуктами, эти нормы выразились следующими показателями :

  • Детям – в день 205 г хлеба и 82 г крупы;
  • Взрослым – в день 102,5 г хлеба и 27,3 г крупы

Подводя итоги, следует отметить, что питание голодающих Татреспублики  проходило несколькими путями – через систему госснабжения, через Помгол и врачебно – питательными поездами и отрядами РОКК. Первая обслуживала работающее население городов и социально – опекаемых лиц. Что касается сельского населения, то продовольственную помощь ему оказывали врачебно – питательные поезда и отряды РОКК. А Помгол занимался, главным образом, координацией работ. В тоже время и под эгидой Помгола существовали  столовые. К сожалению, Помгол не смог обеспечить питание должным образом. Многие столовые, не успев открыться, закрывались. Другие почти не выполняли установленных норм снабжения или за неимением продуктов использовали те же самые суррогаты, которыми питались население дома. Поэтому к более или менее стабильному и сбалансированному питанию следует отнести питание, предоставляемое поездами и отрядами РОКК, которые действовали в наиболее отдаленных и пострадавших районах. Именно они по мере своих сил и возможностей заполняли «белые пятна» на карте продовольственного снабжения Татарской республики.

 

§ 3. Деятельность  Межрабпома и Международного комитета помощи России на территории ТАССР

 

Среди всех международных  организаций, с которыми Советская  Россия заключила договор о помощи голодающим, можно выделить три непосредственно работавших на территории Татарской республики. Это Международный комитет помощи голодающим под руководством Фритьофа Нансена, Международная Рабочая помощь и Американская Администрация помощи.

Еще в июле 1921г. Ф.Нансен по просьбе М.Горького убедил норвежское правительство послать несколько сот тонн вяленой рыбы в одну из голодающих губерний России. Но создание самого Комитета нужно отнеести к середине августа того же года, когда Фритьоф Нансен получил телеграмму (12 августа 1921 г.) от Густава Адора, президента Международного Красного Креста. Он просил известного ученого возглавить организацию общеевропейской помощи голодающим в Советской России. Уже 15 августа 1921 г. в Женеве была созвана конференция из представителей правительств 13 государств и 48 обществ Красного Креста, которая утвердила Нансена верховным комиссаром новой организации оказанию помощи России.23

Все европейские организации, входящие в Международный Комитет, распадались на две группы. К первой относились организации, имеющие .вон  самостоятельный аппарат и являющиеся наиболее активными единицами Комитета, а ко второй - все остальные, которые  действовали -грез аппарат первой группы. Первую группу составляли: Международный  Союз помощи детям, Общество друзей (квакеры), Шведский, Германский, Итальянский и Швейцарский Красные Кресты. В состав второй группы входили: Красные Кресты - Голландский, Норвежский, Чехославацкий, Эстонский, Бельгийский, Британский Комитет, Ватикан, Западно-Европейское студенчество и другие.24 Главное руководство миссии находилось Женеве, в Берлине был ее филиал, с которым непосредственно была связана Московская организация Международного комитета русской помощи. Комитет, размещенный в Москве и ведавший Россией и в том числе  Поволжьем, имел еще филиал в Харькове, занимавшейся Украиной и Крымом. На берлинской конторе лежала обязанность доставлять грузы к советской границы, а там их принимали сотрудники Нансеновской миссии. Советская сторона обеспечивала дальнейшие перевозки, организовывала общественные  столовые и ведала распределением продовольствия.25 Но хотя и существовал единый центр в Женеве, все выше названные организации на территории России работали самостоятельно, под собственными именами.

Договор между Советским правительством и профессором Нансеном об оказании помощи голодающим был подписан 27 августа 1921 г.26

Важное место в программе действий Миссии Нансена занимала помощь университетам. Этим делом занимались специально созданные  организации – Европейская помощь студентам и Нансеновская помощь работникам интеллектуального труда.27

Для профессорско-преподавательского состава эта помощь была просто «даром небес», так как они не находились на госснабжении, и не получали помощи  от Помгола – Последгола, а купить что – либо, когда ничего нет, на деньги, обесценивающиеся столь стремительно, как это было в начале 20 – х годов, не представлялось возможным.

Еще одной иностранной организацией, работавшая в Татарии, был международный рабочий комитет помощи голодающим России. Если Международный Комитет помощи России под руководством профессора Нансена (Миссия Нансена) состоял, в основном, из благотворительных организаций, то Международный рабочий комитет состоял из политических партий и объединений.

Уже в июле 1921 г. В.И. Ленин советовал Исполнительному комитету Коммунистического интернационала (ИККИ) создать комитет, который руководил бы интернациональным движением по организации помощи. В начале августа того же года он написал письмо видному деятелю молодежного революционного движения В. Мюнценбергу, в котором развил мысль об организации международного движения рабочей помощи.28 Вскоре при Коминтерне была образована Международная рабочая комиссия по оказанию помощи Советской России. На совместном заседании ИККИ и ВЦИК РСФСР приняли решение о создании временного Заграничного комитета, который занялся бы централизацией рабочей помощи голодающим. Комитет был образован 12 августа 1921 г. в Берлине. Председателем Комитета избрали Клару Цеткин, а секретарем - Вилли Мюнценберга.

Первая Конференция Международной рабочей помощи (МРП) была созвана 16 сентября 1921 г. С этого периода началась планомерная организация национальных комитетов рабочей помощи во всех странах. Они были подчинены центральному Комитету, находящемуся в Берлине. В начале декабря 1921 г. состоялась вторая конференция МРП, которая определила себе в качестве одного из пунктов программы переход от чисто продовольственной к производственной помощи России. Такое решение было принято потому, что МРП не обладал такими финансовыми возможностями, как АРА. Являясь всецело общественной организацией, которую во многих странах правительства не просто не поддерживали, а еще и преследовали в связи с их коммунистическим и социалистическим составом, он пополнял свой фонд исключительно за счет пожертвований. Единовременно собрать крупную сумму и купить на нее орудия труда, машины и т.-п. проще, чем постоянно в течение долгого времени вкладывать средства в кормление людей. Тем более время показало, что совхозы Комитета действительно, в общих неблагоприятных природных условиях смогли обеспечить сами себя и даже отправлять часть своей продукции на реализацию.

Информация о работе Мероприятия государственных и общественных организаций РСФСР по борьбе с голодом