Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:08, контрольная работа
Мировое хозяйство представляет собой сложную систему международных экономических взаимоотношений отдельных национальных хозяйств.
В современных условиях ни одна страна не в состоянии самостоятельно производить весь спектр необходимой продукции высокого качества, да часто это и экономически нецелесообразно. Странам приходится прибегать к международному сотрудничеству и обмену. Кроме того, странам представляется дополнительный рынок сбыта, расширенный доступ к ресурсам (сырьевым ресурсам, капиталу и рабочей силе). В целом в мире постепенно стираются экономические границы, происходит международная интеграция.
Введение
1. Международная конкуренция
1.1. Сущность и содержание понятия «конкуренция»
1.2. Функции, методы и формы конкуренции
1.3. Конкурентное преимущество и его характеристика
1.4. «Национальный ромб» в конкуренции, его роль и значение
1.5. Структура «национального ромба»
2. Открытая экономика
2.1. Сущность открытой экономики
2.2. Тенденция к открытой экономике
2.3. Факторы развития открытости экономики
2.4. Преимущества открытой экономики
2.5. Роль открытой экономики в мировом хозяйстве
Заключение
Список использованных источников
Коэффициент эластичности спроса на импорт по доходам свидетельствует, насколько возрастает импорт в случае увеличения ВВП на 1%. Коэффициент эластичности спроса на экспорт показывает зависимость между темпами роста экспортной продукции данной страны и ВВП государств, импортирующих эту продукцию. Разумеется, чем больше «откликается» экспорт на рост экономической активности в мире, тем лучше это для экономики страны- экспортера. Коэффициент эластичности экспорта или импорта больше единицы свидетельствует об увеличении открытого характера экономики, коэффициент, меньший единицы, - о его уменьшении.
Открытость
экономики связана с влиянием
участия страны в
В хозяйстве более или менее замкнутого характера структура производства зависит, с одной стороны, от имеющихся в стране капитала и ресурсов, с другой – от структуры внутреннего спроса. Для открытой экономики характерно, что международное разделение труда влияет на принятие решений, касающихся формирования внутренней структуры производства.
1. Международная конкуренция
1.1. Сущность и содержание понятия «конкуренция»
Понятие «конкуренция» имеет много определений. Одни авторы считают, что конкуренция - это форма существования капитала, когда один товаропроизводитель соперничает с другим. Вторые полагают, что конкуренция - это соперничество между товаропроизводителями на рынке за наиболее выгодные условия реализации своей продукции для получения максимальной прибыли. Третьи трактуют конкуренцию как фактор, определяющий более выгодную сферу приложения капитала.
Конкуренция выступает ключевым понятием, которым выражают сущность рыночной системы отношений в экономике. Понятия «конкуренция» и «рынок» неразделимы: вся история формирования рыночных отношений есть история формирования конкурентной борьбы товаропроизводителей за покупателя и за лучшие условия реализации своей продукции. Поэтому конкуренция есть бесконечное изменение форм и методов такой борьбы сообразно меняющимся условиям и конъюнктуре рынка. По сути это процесс глубоко динамичный, не равновесие, а постоянные перемены в производстве того или иного товара, поскольку преимущества отдельного товаропроизводителя по отношению ко всем другим существуют сегодня, но завтра они могут уже исчезнуть.
Так что же такое конкуренция? Как надо ее понимать и как к ней относиться? В практическом смысле этого слова конкуренция - как национальная, так и международная -это центр всей системы рыночных отношений, тип экономических взаимосвязей между производителями по поводу установления цен, объемов продажи товаров и услуг, а также предпочтений со стороны покупателя.
Конкуренция способствует наиболее полному удовлетворению потребительского спроса на рынке, используя для этого разные методы - уровень цен, качество продукции и услуг, сервисное обслуживание, товарный ассортимент, условия поставок, сроки платежей, рекламу, информацию, и т.д.
Ключевая роль конкуренции для нормального функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. известным английским экономистом Адамом Смитом, который вывел принцип конкуренции, назвав его принципом «невидимой руки».
Это означает, что каждый производитель товаров и услуг всегда стремится к личной выгоде, но обстоятельства на рынке под воздействием конкуренции складываются так, что товаропроизводитель, преследуя свои узкокорыстные цели, одновременно «работает» на интересы всего общества, поскольку конкуренция заставляет его думать о качестве товара, его цене, сервисе, дизайне, и т.д.
Таким образом, конкуренция, словно «невидимая рука» правит миром, «дергает за ниточки» интересов товаропроизводителей, безжалостно выбрасывая из рыночного оборота халтуру, непрофессионализм, некачественные товары, ненужную покупателю продукцию, а, следовательно, играет на пользу всему обществу. И напротив, товаропроизводители, которые выпускают высококачественную, остродефицитную продукцию по нормальной цене, оказываются в выигрыше.
Моральным стимулом конкуренции является стремление товаропроизводителя превзойти других.
Материальным стимулом - необходимость удержать свои позиции на рынке и «привязать» к себе реальных и потенциальных покупателей.
До середины XX в. международная конкуренция базировалась только на основе факторов производства. Отрасли промышленности в то время были трудоемкие, продукция выпускалась крупносерийная, стандартная, рассчитанная на массового, безадресного покупателя. В этих условиях главную роль в конкуренции играли природные ресурсы, экстенсивный тип производства, факторный принцип.
Сегодня картина радикально изменилась: производимые товары дифференцированы, запросы покупателя необычайно разнообразны, хозяйства масштабны, высокотехнологичны, повсеместно господствует электроника, информационные системы, гибкие производственные структуры. Поэтому главным условием успеха в конкуренции стали доступ к новейшим технологиям, наличие высококвалифицированных кадров, современной рыночной инфраструктуры, прекрасно работающий маркетинг, неценовая конкуренция (т.е. качество продукции, дизайн, сервис, реклама и др.).
Конкурирующие фирмы сегодня
активно проводят глобальную
стратегию во всех сферах
Полная зависимость товаропроизводителя только от наличия природных факторов производства становится все слабее: миграция капитала, рабочей силы приобрела в наше время гигантские масштабы, а развитие ЭВМ, международного транспорта, мировых информационных систем во много раз удешевило обмен информацией, астрономически сократило время ее получения и обработки.
Следовательно, природные факторы, на которых в прошлом вырастало преимущество в конкуренции не только отдельного товаропроизводителя, но и страны в целом, сегодня отходят на задний план. Строить свою стратегию в конкуренции только на природных ископаемых - вчерашний день. Кто бы мог раньше подумать, что Израиль, страна полупустынь, станет в наши дни лидером производства сельскохозяйственной продукции? Или Япония, у которой вообще нет никаких природных ископаемых, выйдет в мировые лидеры по самым современным видам промышленной продукции?
Там, где конкурентные преимущества базируются только на стоимости рабочей силы или наличии природного газа, нефти, других ископаемых, всегда будет очень низкая отдача от инвестиций, так как эти отрасли легко доступны: сюда может войти практически каждый, у кого есть финансовые возможности, поэтому здесь всегда будет много конкурентов. Такие отрасли становятся «коварной» ловушкой для слаборазвитых стран, потому что их экспорт связан только со стоимостью факторов производства, а конкуренция - с ценой. И только! Следовательно, страна сталкивается с постоянной угрозой потери своего конкурентного преимущества на внешних рынках.
Отсюда понятно главное условие успеха в международной конкуренции. - постоянное совершенствование технологий производства, непрерывные финансовые вливания в инновации, в сферу НИОКР, в подготовку высококвалифицированных кадров.
1.2. Функции, методы и формы конкуренции
В рыночной экономике
1. Функция регулирования. Чтобы устоять в конкуренции, производитель обязан разработать изделия, которые придутся по вкусу потребителю.
Поэтому свой капитал предприятие или фирма под воздействием конкуренции старается направить в те отрасли, где обнаружилась наибольшая потребность именно в его продукции.
2. Функция
мотивации. Для производителя конкуренция
3. Функция
распределения. Конкуренция не только
включает стимулы к более
4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого производителя («принцип невидимой руки»). Так, монополист может установить свою цену. Но покупатель в конкурентной среде всегда имеет право выбора, поскольку перед ним несколько производителей одного и того же товара. И это право выбора приводит к тому, что покупатель отдаст предпочтение тому из конкурентов, у кого цена наиболее справедлива. Чем совершеннее конкуренция - тем более справедлива цена. Различают два основных метода ведения конкурентной борьбы - метод ценовой конкуренции и метод неценовой конкуренции. Метод ценовой конкуренции строится на тактике сокращения издержек производства и реализации; снижения цен без изменения качества и ассортимента. Метод неценовой конкуренции предполагает изменение свойств товара или услуги, придание им новых качеств, престижности, модности, удобства и т.д.
В современной практике
-функциональная конкуренция, т.е. в одном отделе магазина собирают, например, товары интеллектуального типа (шахматы, лото, пташки и др.);
-видовая
конкуренция, т.е. реализуются товары,
предназначенные для одной
-предметная
конкуренция, т.е. реализуются товары
идентичные, но разные по качеству
изготовления или имеющие
-скоростная
конкуренция, т.е. метод, который основан
на очень быстром изготовлении
заказов или предоставлении
1.3. Конкурентное преимущество и его характеристика
Мировая
практика показала, что самые
благоприятные условия для
Почему одна страна добивается оглушительного успеха в международной конкуренции, а другая теряет свои позиции одна за другой? Ответ на этот вопрос дает анализ такого понятия, как «конкурентное преимущество».
В мировой практике сложилось правило, получившее силу закона, а именно: конкурентное преимущество создается по всей цепочке производственных ценностей — начиная от разработки изделий до послепродажного сервиса. Успех страны в международной конкуренции - это прежде всего сочетание двух начал: либо уникальность производимой продукции (что бывает достаточно редко), либо наличие конкурентных преимуществ (что встречается сплошь и рядом). Поэтому главная ставка в конкуренции на любом уровне - микро-, макро-, отраслевом (мезо), мировом (мега) - это ставка на формирование конкурентных преимуществ.
Например, рассмотрим Италию - большинство экспертов после Второй мировой войны склонялось к тому, что эта страна должна применять у себя американские, японские, германские варианты развития, хотя итальянская экономика имела совсем иную структуру.
На деле оказалось, что итальянцы очень умело использовали свои национальные особенности, превратили их в свои национальные преимущества и уверенно вышли в разряд стран, сильных по своим конкурентным позициям на мировых рынках. Следовательно, преимущества в международной конкуренции достигаются благодаря различиям, а не сходству.
Мировой
опыт показал, что главные условия
конкурентного преимущества
-высококвалифицированный персонал;
-национальный научный потенциал и опыт (сфера НИОКР);
-хорошо развитая
рыночная и отраслевая
В зависимости от наличия или отсутствия этих условий различают конкурентное преимущество низкого или высокого порядка. В первом случае - это использование иностранных технологий плюс иностранного оборудования плюс дешевая рабочая сила. Эти конкурентные преимущества статичны, пассивны, воспроизводятся путем простого подражания. Ценовой фактор при этом колеблется, «пляшет», как только на рынке изменяется конъюнктура или возникают новые конкуренты.
Во втором случае - конкурентные преимущества высокого порядка - это специализированные, прогрессивные факторы производства, т.е. высококвалифицированный персонал, хорошо развитая отраслевая инфраструктура, местный научный опыт, способность к разработке собственных уникальных технологий, инноваций, стабильная сеть обслуживания, верность клиентуры. Такие конкурентные преимущества требуют непрерывных капитальных вложений в подготовку высококвалифицированных кадров, в нематериальные активы, в качество продукции, соответствующее международным стандартам, высокий ценз обслуживания, очень взыскательный потребительский спрос и т.д.