Международная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Мировое хозяйство представляет собой сложную систему международных экономических взаимоотношений отдельных национальных хозяйств.
В современных условиях ни одна страна не в состоянии самостоятельно производить весь спектр необходимой продукции высокого качества, да часто это и экономически нецелесообразно. Странам приходится прибегать к международному сотрудничеству и обмену. Кроме того, странам представляется дополнительный рынок сбыта, расширенный доступ к ресурсам (сырьевым ресурсам, капиталу и рабочей силе). В целом в мире постепенно стираются экономические границы, происходит международная интеграция.

Содержание работы

Введение
1. Международная конкуренция
1.1. Сущность и содержание понятия «конкуренция»
1.2. Функции, методы и формы конкуренции
1.3. Конкурентное преимущество и его характеристика
1.4. «Национальный ромб» в конкуренции, его роль и значение
1.5. Структура «национального ромба»
2. Открытая экономика
2.1. Сущность открытой экономики
2.2. Тенденция к открытой экономике
2.3. Факторы развития открытости экономики
2.4. Преимущества открытой экономики
2.5. Роль открытой экономики в мировом хозяйстве
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МЭиВЭД.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

  Но еще более серьезным фактором успеха в международной конкуренции выступает способность страны, обеспечить не «разовые прорывы» в техническом, организационном, технологическом прогрессе, а умение буднично, регулярно, непрерывно обновлять, совершенствовать свое производство по всем его составляющим.

Фирмы, которые рассчитывают только на чужие мозги и строят свою конкурентную стратегию на слепом подражании, в конечном счете теряют свои позиции на мировых рынках в силу постоянного отставания.

 Поэтому так важно иметь в стране собственную мощную научно-исследовательскую базу, собственный банк инновационных идей, собственные научные кадры (не теряя, однако, тесной взаимосвязи с окружающим научным и практическим миром), собственные высококвалифицированные кадры производственных рабочих и специалистов.

  Понятие «конкурентное преимущество страны» органически увязано с понятием «конкурентная способность страны». И то, и другое взаимозависимы и взаимоопределяемы. Конкурентная способность страны немыслима, если эта страна не располагает своими конкурентными преимуществами. Исходя из этого, рассмотрим сущность понятия «конкурентная способность страны».

  В экономической литературе существует немало точек зрения по этому поводу. Одни авторы считают, что конкурентная способность страны есть явление макроэкономическое, а потому определяемое такими факторами, как курс валюты, процентные ставки, бюджетный дефицит. Но многие страны укрепили свою конкурентную способность на мировых рынках, подняли уровень жизни, невзирая на бюджетный дефицит (Япония, Италия, Южная Корея), падение курса национальной валюты (Германия, Швейцария), высокие процентные ставки (Италия, Южная Корея).

   Другие экономисты полагают, что конкурентная способность страны обеспечена наличием большого количества дешевой рабочей силы. Но Германия, Швеция, Швейцария процветают, невзирая на дефицит рабочей силы и очень высокую зарплату. А Япония начала лидировать на мировых рынках после того, как заметно снизила потребность в рабочей силе, автоматизируя свое производство (роботы, автоматические линии и т.д.)

   Третьи авторы определяют конкурентную способность страны как наличие обширных природных ресурсов. Но Германия, Италия, Япония, Швейцария вынуждены большую часть своих ресурсов завозить, а между тем они — лидеры в международной конкуренции по многим видам продукции и услуг.

  Наконец, существует еще одна версия относительно понятия «конкурентная способность страны». Согласно ей уровень конкурентной способности страны определяется практикой управления производством, включая систему «работник - хозяин». В 50-60 гг. XX в. в этом плане ставили в пример США, в 70-80 гг. - Японию. Но именно опыт этих стран в вопросах управления производством показал, что принципы управления хороши в одной отрасли, но не подходят в другой. Формулу отношений типа «работник - хозяин» нельзя считать универсальной. В Германии и Швеции, например, сильны профсоюзы. И хотя считают, что сильные профсоюзы мешают вырваться вперед в международной конкуренции, но обе страны процветают экономически и лидируют в международной конкуренции.

  Может быть, конкурентная способность страны - это большое положительное внешнеторговое сальдо? Но Швейцария еле-еле выровняла свой торговый баланс, а ее национальный доход растет быстрыми темпами. Может быть, конкурентная способность страны зависит от растущей доли ее в мировом экспорте? Но есть страны с низкой долей в мировом экспорте, а уровень жизни в этих станах высокий, и они лидируют в конкуренции. Или, возможно, это страны, которые конкурентоспособны по всем видам продукции и услуг? Но даже в Японии есть немало секторов экономики, которым далеко до лидерства в международной конкуренции.

  Таким образом, существует очень большой разброс точек зрения, четкого определения понятия «конкурентная способность страны» нет. Есть масса мнений, которые следует учитывать при анализе этой проблемы. Тогда поставим вопрос по-иному: в чем главная цель государства в регулировании экономики?

  Все историческое развитие мирового хозяйства убеждает, что главная цель любого государства — обеспечить своему народу уровень жизни в стране, отвечающий требованиям современной цивилизации. Достичь этой цели государство может только в том случае, если будет ориентироваться в своей политике на грамотное и продуктивное использование основных национальных ресурсов - труда и капитала. А если государство в своей стране будет проводить такую экономическую политику, оно неизбежно достигнет и лидирующих позиций на мировых рынках, и высокого уровня жизни народа.

 

1.4. «Национальный ромб» в конкуренции, его роль и значение

  Мировой опыт показал, что для успеха в международной конкуренции любая страна должна иметь в наличии так называемые «детерминанты», т.е. все необходимые факторы производства родственных или поддерживающих отраслей (или «кластеры»), которые могут гарантировать конкурентную способность продукции или услуги, пользуются спросом на мировом рынке, а также непосредственно сами товаропроизводители должны иметь грамотную конкурентную стратегию.

  Исследуя мировую практику в сфере международных конкурентных отношений во второй половине XX в., известный американский экономист Майкл Портер ввел понятие «национальный ромб». С этим понятием связано понимание роли страны базирования в международной конкуренции. «Национальный ромб» -система, в которой все параметры (детерминанты) взаимосвязаны и взаимодействуют: преимущества в одной детерминанте могут выявить и даже спровоцировать преимущества в другой детерминанте. К этим параметрам (или детерминантам) Портер относит:

1) параметры  факторов производства;

2) параметры  спроса в стране;

3) родственные  и поддерживающие отрасли (кластеры);

4) стратегию  управления предприятий или фирм, их структуру и соперничество

 Эти детерминанты - каждый в отдельности и все вместе как система - создают благоприятную среду для товаропроизводителей. Эта среда принуждает предприятия и фирмы постоянно решать все более сложные производственные и сбытовые проблемы, стараться использовать свои преимущества и непрерывно наращивать их.

  Кроме того, на формирование и развитие «национального ромба» оказывает серьезное влияние еще два фактора: случайное событие и политика правительства.

  Случайные события - те, которые трудно контролировать национальным товаре- и услугопроизводителям: например, изобретения, «прорывы в технологиях», войны, резкие колебания потребительского спроса и т.д.

 

 

 Политика  правительства также может усилить  либо ослабить позиции товаро- и услугопроизводителей на мировых рынках. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции внутреннего рынка; законодательные акты могут повлечь за собой изменение потребительского спроса; ассигнования на образование могут изменить состояние такого фактора производства, как рабочая сила и т.д.

  Страны добиваются успехов в международной конкуренции, как правило, не в отдельных отраслях,(а в группе отраслей, объединенных горизонтальными и вертикальными связями. По сути, процветающая экономика страны -набор именно таких групп. Они являются источниками конкурентного преимущества страны на внешних рынках (или причиной его отсутствия), а также в целом отражают уровень национальной экономики.

Исходя из наличия или отсутствия «национального ромба» в своей экономике та или иная страна получает или не получает шанс на успех в международной конкуренции. В тех отраслях или сегментах экономики, где создан « национальный ромб », возникает совершенно уникальная ситуация, когда все параметры (детерминанты) «национального ромба» взаимно влияют и усиливают друг друга.

  Но конкурентное преимущество на основе одного или двух детерминантов возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Удержать такое преимущество долгое время стране, как правило, не удается, так как это преимущество быстро становится достоянием других стран, а глобальные фирмы легко могут его нейтрализовать.

  Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех четырех детерминантах «национального ромба». Только в этом случае иностранным конкурентам очень трудно преодолеть конкурентные барьеры.

 

 

 

 

 

1.5. Структура - «национального ромба»

1. Параметры  факторов производства

 Первое структурное звено «национального ромба» составляют так называемые «параметры факторов производства». К ним относятся классические факторы производства, которые есть в любой стране - рабочая сила, природные ископаемые, капитал, инфраструктура, сельскохозяйственные угодья и т.д. Разные страны наделены, как известно, разными по количеству и качеству факторами производства.

Конкурентные преимущества той или иной страны зависят в первую очередь от наличия и состояния этих факторов. Но их роль для конкуренции намного глубже, так как факторы, которые наиболее важны для конкурентного преимущества на рынках, не достаются стране по наследству, а создаются ею самой целенаправленно. Причем не только создаются, но и непрерывно совершенствуются, приспосабливаясь к новым условиям на мировых рынках. Рассмотрим эти факторы.

1. Людские  ресурсы. Под ними подразумеваются  количество, квалификация, стоимость (уровень  зарплаты) рабочей силы в стране, включая менеджеров. Плюс нормальное  рабочее время и трудовая этика.

2. Физические  ресурсы. - это количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных угодий, источников гидро- и электроэнергии, рыболовных угодий и т.п. Частью физических ресурсов являются также климатические условия и географическое положение страны. Большое значение имеет и часовой пояс, в котором расположена страна, так как национальные товаропроизводители могут, используя разницу во времени, вести свои дела в Японии или США в течение круглых суток.

3. Ресурс  знаний. Это сумма научной, технической, рыночной информации в данной  стране. Запас знаний сосредоточен  в научно-исследовательских институтах, вузовскои системе страны, в ее статистических структурах, деловой и научной литературе, банках данных о рыночной конъюнктуре, в торговых ассоциациях и т.д.

4. Денежные  ресурсы - это количество и стоимость  капитала, который может быть  пущен на финансирование промышленности. Капитал неоднороден, он имеет  такие формы, как необеспеченная  задолженность, обеспеченный долг, ценные бумаги, акции, венчурный  капитал, и др.

На общий объем денежных ресурсов влияет и уровень сбережений, и структура национального рынка капиталов. И то, и другое в разных странах различно.

5. Инфраструктура. В данном случае подразумевается  тип, качество инфраструктуры и  плата за ее использование. Сюда  входят: транспортные системы, система  связи, почтовые услуги, перевод  платежей или средств из банка  в банки в пределах страны  и за ее пределами; жилой фонд, учреждения культуры и др.

 Для любой страны очень важно иметь в своем распоряжении дешевые и высококачественные факторы тех типов, которые значимы для конкуренции в конкретной отрасли производства. Так, например, расположение Сингапура, на важном торговом пути между Японией и Ближним Востоком, сделало его центром судостроения. Наличие в Швейцарии германо-, франко-италоязычных регионов является преимуществом в сфере деловых и особенно банковских услуг. В Германии исторически велик процент классных специалистов по оптике, что и определило ее специализацию в международной конкуренции по оптической продукции. Но наличие тех или иных факторов в стране перестает быть ее преимуществом, если эти факторы страна теряет.

 Существует два важных принципа различия факторов:

а) деление факторов на основные и развитые;

б) деление факторов по степени их специализации.

в) первом случае к основным факторам относятся природные ископаемые, климат, география, неквалифицированная рабочая сила.

Во втором случае к развитым факторам относятся современная инфраструктура, высокообразованные кадры, НИИ, КБ, сфера НИОКР.

Деление факторов на основные и развитые дает стране возможность определить, чем она отличается от других стран и на этой основе строить свои преимущества в конкуренции. Основные факторы достаются стране по наследству и не формируют ее преимуществ в конкуренции, так как они весьма неустойчивы и легко преодолимы другими странами.

  Для конкуренции наибольшее значение имеют развитые факторы. Они не так распространены, как основные. Для их появления нужны серьезные затраты - и человеческих усилий, и политической воли, и капитала страны.

Развитые факторы трудно приобрести на мировом рынке или разыскать через зарубежные филиалы. Они придают стране уникальность. Так, успех Дании в производстве ферментов - это результат создания в этой стране очень солидной научной базы по изучению процессов брожения, а успех Италии в производстве мебельной продукции -результат подготовки в этой стране большого количества специалистов по дизайну мебели с университетским образованием.

  Деление факторов по принципу специализации дает возможность различать факторы общие и специализированные. Общие - это сеть автомагистралей в стране, персонал с высшим образованием, капитал. Специализированные -это высококвалифицированные кадры с узкой профессиональной специализацией (оптики, приборостроители, и т.д.), это инфраструктура специфического типа, базы данных в определенных знаниях, кадры талантливых программистов, автодизайнеров, наладчиков и др.

Информация о работе Международная конкуренция