Международная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Мировое хозяйство представляет собой сложную систему международных экономических взаимоотношений отдельных национальных хозяйств.
В современных условиях ни одна страна не в состоянии самостоятельно производить весь спектр необходимой продукции высокого качества, да часто это и экономически нецелесообразно. Странам приходится прибегать к международному сотрудничеству и обмену. Кроме того, странам представляется дополнительный рынок сбыта, расширенный доступ к ресурсам (сырьевым ресурсам, капиталу и рабочей силе). В целом в мире постепенно стираются экономические границы, происходит международная интеграция.

Содержание работы

Введение
1. Международная конкуренция
1.1. Сущность и содержание понятия «конкуренция»
1.2. Функции, методы и формы конкуренции
1.3. Конкурентное преимущество и его характеристика
1.4. «Национальный ромб» в конкуренции, его роль и значение
1.5. Структура «национального ромба»
2. Открытая экономика
2.1. Сущность открытой экономики
2.2. Тенденция к открытой экономике
2.3. Факторы развития открытости экономики
2.4. Преимущества открытой экономики
2.5. Роль открытой экономики в мировом хозяйстве
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МЭиВЭД.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

 Специализированные факторы производства образуют более солидную и долговременную основу для формирования конкурентных преимуществ страны на мировых рынках, чем факторы общие. Но самые стойкие преимущества в международной конкуренции страна получает в том случае, если располагает одновременно и развитыми и специализированными факторами в достаточном количестве.

 Так, в производстве оптических приборов немецкие фирмы получили преимущество потому, что постоянно повышали уровень технических характеристик и качество своей оптической продукции (а не «почивали на лаврах»), благодаря наличию выпускников с университетским дипломом, закончивших специальные курсы по оптической физике, а также наличию в стране высококвалифицированных рабочих, подготовленных опять-таки по специальным программам профессионального обучения.

 Конкурентное  преимущество на базе основных  или общих факторов, напротив, является  преимуществом низкого уровня  и к тому же весьма неустойчивым. Оно держится до тех пор, пока  какая-либо страна не получит  что-то превосходящее. Так, знания  инженера выпуска 1985 г. сегодня в  мире уже безнадежно устарели.

 

Такой выпускник может быть востребован в современном производстве только при условии, что он будет постоянно проходить переподготовку и повышение квалификации. Постоянно - а не от случая к случаю. Только тогда он сможет сравниться с выпускником 2005 г.

Но степень специализации растет, и факторы, которые сегодня были востребованы, завтра окажутся общими. Эта тенденция (превращение специализированных кадров в общие) особенно ярко проявляется в научных дисциплинах, где происходит бурное дробление на специализированные подразделы.

 К конкурентному преимуществу страны может привести и невыгодное положение отдельных факторов, например, нехватка рабочей силы, отсутствие сырья и т.д. Это обстоятельство вынуждает страну активно разрабатывать и внедрять соответствующие инновации. Так, например, некоторые страны (Швеция, Германия, Швейцария, Италия) имели после Второй мировой войны дорогую рабочую силу с высоким уровнем зарплаты; Япония - с системой «пожизненного найма» и ограничением в свободном увольнении. Эти страновые особенности в составе рабочей силы вынудили государства активно автоматизировать свое производство.

  Шведские фирмы заняли ведущие позиции на мировом рынке сборных домов потому, что строительный сезон в Швеции намного короче, чем в других странах, а труд строительных рабочих высокооплачиваемый. Это заставило шведские фирмы разработать конструкции, которые можно собирать быстро и без особых затрат.

     Или возьмем для примера цветоводство  в Голландии. Эта страна экспортирует  цветы на мировые рынки на  общую сумму более 1 млрд. долл. в  год и обогнала своих конкурентов, несмотря на холодный климат. Именно такие природные условия  заставили Голландию разработать  оригинальную систему теплиц, вывести  новые сорта, использовать богатые  запасы газа и стать лидером  на мировом рынке цветов.

Даже в спортивной конкуренции просматривается та же тенденция - например, в Швеции нет высоких гор, трассы там короткие. Это заставило шведских горнолыжников делать больше виражей при спуске, оттачивая их мастерство. И на Олимпиадах по слалому именно шведские горнолыжники держат, как правило, «пальму первенства».

 

2. Параметры  спроса в стране

Спрос на внутреннем рынке играет огромную роль в процессе формирования конкурентных преимуществ данной страны. Он характеризуется тремя важными факторами:

1) структурой  внутреннего спроса (или природой  покупательских потребностей);

2) объемом  и характером самого спроса;

3) механизмами, с помощью которых предпочтения  на внутреннем рынке передаются  на рынки мировые. Значение двух  последних черт зависит от

первой, т.е. структуры внутреннего спроса.

Рассмотрим каждый из параметров.

1. Структура  внутреннего спроса определяется  тем, как фирма (товаропроизводитель) способна «уловить» потребности  покупателя и отреагировать на  них раньше, чем сделают это  ее конкуренты. Недовольство покупателей, их запросы по поводу дизайна, сервиса, конструкции, эксплуатации, того  или иного товара, качества и  т.д. обязуют фирму постоянно вносить инновации в производство, причем быстрее, чем делает это конкурент.

Понимание изменений во вкусах покупателя обязывает фирму идти на прямые контакты с ними, учитывать их условия. Это достаточно сложно, тем более в чужой стране, где такого доверия и доступа, как у себя дома, нет. Даже если зарубежный филиал все сделает вовремя и грамотно, отреагировать сразу на эти сигналы в штаб-квартире фирмы очень не просто. Поэтому близость к нужным покупателям является второй по важности составляющей успеха в конкуренции.

 Не менее важно деление спроса по сегментам рынка, что имеет широкое хождение в современной мировой практике. Например, в производстве гражданских самолетов существует несколько классов: по размеру, грузоподъемности, типу двигателей и т.д. Одни сегменты рынка по спросу могут иметь глобальный характер, вторые - локальный, третьи - эпизодический. Одни секторы оцениваются как более прибыльные, другие — как менее; одни секторы считаются первостепенными, другие - второстепенными и т.д. Важность сегментной структуры спроса в том, что, используя такой анализ, страна может определить, в каких сегментах она сильна, а в каких - нет.

 Мировая практика учит, что конкурентной фирма становится в тех сегментах рынка, на которые приходится большая доля внутреннего спроса, но малая - за рубежом. Так, например, швейцарские фирмы давно лидируют в производстве оборудования и услуг, связанных с прокладкой тоннелей, на сооружение которых в данной стране спрос огромен (по природным условиям); шведские фирмы давно завоевали себе авторитет на мировых рынках как производители буров и другого проходческого оборудования, так как шведские шахтеры вынуждены работать в очень твердых горных породах; американцы давно вышли в лидеры по производству оборудования для нефтескважин, поскольку нефте- и газодобыча составляют в США ведущие сегменты их собственного внутреннего рынка.

 Важную роль в успехе на международных рынках играет наличие требовательных и разборчивых покупателей в данной стране. Такие покупатели - своего рода зеркало, которое отражает уровень и качество национального спроса. Требовательный и разборчивый покупатель на своем национальном, внутреннем рынке вынуждает национальных товаропроизводителей постоянно повышать качество выпускаемой продукции, сервис, дизайн, и т.д.

Так, в Японии, например, покупатель электроннной продукции сорок раз все дотошно уточнит, проверит, сравнит, прежде чем что-то купит. Японцы тщательно изучают всю информацию о данном виде товара, хотят иметь самую последнюю модель и т.д. Именно японские компактные и бесшумные модели кондиционеров вышли в лидеры на мировом рынке, так как лето в Японии жаркое, влажное, жилые дома небольшие и громоздкие шумные агрегаты просто неприемлемы для японского покупателя.

 Роль  разборчивых и требовательных  покупателей в развитых странах  нередко выполняют каналы сбыта (посредники). Так, в Италии сеть  специализированных магазинов по  продаже обуви и одежды постоянно  «давят» на производителя, ставя  перед ним жесткие требования  по дизайну, цене, качеству и др.

2. Объем и  характер внутреннего спроса  также влияют на конкурентное  преимущество страны, хотя это  влияние трактуется в экономической  науке неоднозначно: в определенных  отраслях объем и характер внутреннего спроса имеют большое значение (сфера НИОКР, технологии и др.), в других - не очень.

 Но чем  выше уровень внутреннего спроса  и чем он требовательнее - тем  лучше для конкурентных позиций  страны на мировом рынке. Главным  здесь является одно обстоятельство - объем и характер спроса становятся  преимуществом в том случае, если  на данный товар есть спрос  не только у себя в стране, но и на мировых рынках.

  Например, большой по объему сельскохозяйственный сектор экономики США вызвал в этой стране высокий спрос на зерноуборочные комбайны. Но из-за разницы в климате, рельефе местности, методах ведения сельского хозяйства, в правилах дорожного движения по автомагистралям страны американские комбайны оказались значительно больших габаритов, чем европейские и потому неприемлемыми для европейского рынка. Немецкая фирма «Klass» первой предложила модель, значительно более удобную для разнообразных природных условий Западной Европы, чем американская, и завоевала европейские рынки.

3. Наличие  механизмов, «вытягивающих» продукцию  на мировой рынок — третья  черта спроса, играющая серьезную  роль для формирования конкурентных  преимуществ страны на мировых рынках. К таким механизмам относятся: «мобильные» покупатели, которые подолгу ездят по миру; национальные корпорации, производящие продукцию, и ищущие за рубежом сферу деятельности для своих капиталов; приезд в страну на учебу иностранцев; объем научных исследований, проводимых в стране, в ходе которых ученые разных стран общаются, перенимают опыт коллег из других стран; средства СМИ, телекоммуникации, Интернет.

3. Родственные  и поддерживающие отрасли (кластеры)

Кластеры - третий важный детерминант «национального ромба» страны, определяющего, как было сказано выше, конкурентные преимущества данной страны на мировых рынках.

 Например, устойчивые позиции Швеции в  производстве изделий из стали  ( подшипники, режущий инструмент) объясняются уровнем развития и культурой национального производства специальных видов стали и тех отраслей, которые «работают» на эти виды стали. Лидерство Японии на мировых рынках факсимильной аппаратуры объясняется ее успехами в копировальной технике и успехом отраслей-поставщиков.

Лидерство Италии в производстве ювелирных изделий из золота и серебра объясняется тем, что другие отрасли этой страны выпускают 2/3 мирового оборудования для производства ювелирных изделий, а также для переработки драгоценных металлов.

Таким образом, национальные фирмы получают серьезный шанс для лидирующих позиций на мировых рынках, если их поставщики также конкурентоспособны на этих рынках. Только в таком случае они могут рассчитывать на успех в международной конкуренции. Собственные поставщики с сильными позициями на мировом рынке обладают ценными источниками информации и перспективой. Лишение своих поставщиков возможности обслуживать иностранных клиентов в конечном счете ведет к поражению страны. В этом и заключается суть проблемы кластеров. Нужна четкая экономическая политика, с ориентацией на эту цель на перспективу. Поставщики должны иметь выход на мировой рынок, тогда «заработает» нормально и весь кластер.

4. Стратегия  фирм, их структура и соперничество

Это четвертый детерминант «национального ромба». Национальные особенности той или иной страны оказывают существенное воздействие на управление предприятием или фирмой на микроуровне. Например, в Италии существует большой сектор малого и среднего бизнеса, который весьма успешно работает на мировых рынках. В Германии высшие руководители крупного бизнеса имеют великолепное не только техническое, но и экономико-правовое образование, а сами компании — современную организационную структуру (проектно-матричную, адаптивную и др.), что позволяет им поднимать общую культуру производства и управления на высокий уровень.

 Долгое время весь деловой мир изучал американскую систему управления; в 80-х гг. XX в. предметом пристального внимания в мировой экономике стал опыт японцев. Сегодня наука о менеджменте стала настольной книгой каждого уважающего себя управленца. Но ни одна из систем управления не может «слепо» подходить для всех. Каждая из них требует внимательной адаптации к своим национальным условиям.

    

Методы управления и способы организации труда и производства должны умело сочетаться с источниками конкурентной способности товаропроизводителя, отрасли, в которой он работает, страны, в которой живет. Так, итальянские фирмы выступают лидерами по производству мелкой продукции (осветительная техника, мебель, обувь, упаковочные материалы и др.), в которой экономия на масштабах производства незначительна. Фирмы часто избегают стандартной продукции (она требует масштаба производства, его объемов), ищут свою небольшую «нишу» на рынке, имеют свой стиль и вид товара, рассчитывают на «адресного», а не просто на массового покупателя.

 В противоположность Италии германские фирмы предпочитают выпуск продукции интеллектуального характера (оптика, химия, сложная аппаратура), т.е. требующей хорошо продуманной стратегии производства, высококвалифицированного менеджмента.

Различия в управленческих подходах и организационных навыках ведут к формированию как преимуществ, так и недостатков в конкуренции, так как основой способности товаропроизводителя к внедрению инноваций и новшеств является, в первую очередь, отношение между трудом (количеством) и управлением компании (менеджмент).

 На методы организации и управления производством влияют очень многие факторы: это и отношения с властью, и социальные нормы, и индивидуальное и групповое поведение, и профессиональные стандарты, и система образования, и семейные традиции, менталитет общества и др.

Например, тот факт, что каждый 15-й житель Италии владеет небольшим семейным бизнесом, отражает высокий уровень индивидуализма и подозрительного отношения к властям. Италия — страна сильных семейных связей. Даже в наше время люди предпочитают прожить всю жизнь в своей местности, с одним мужем или женой, и т.д. Часто фирма отца создает вторую фирму для сына или дочери.

Информация о работе Международная конкуренция