Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:47, курсовая работа
Меркантилисты утверждали, что государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Но если все страны будут придерживаться такой доктрины, то о международной торговле не может идти и речи и такая теория может привести только к абсурду, как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях.
1. Теории международной торговли 3
1.1 Классическая теория международной торговли 3
1.1.1. Принцип абсолютного преимущества “Адама Смита” 3
1.1.2. Модель Давида Рикардо “Сравнительные преимущества” 4
1.2. Современные теории международной торговли. Теория Хекшера - Олина 4
1.3. Нетехнологические теории 5
1.3.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) 5
1.3.2. Теория технологического разрыва 5
2. Специализация и принцип сравнительных преимуществ 6
3. Торговые барьеры и протекционизм 6
3.1. Пошлины. 7
3.2. Протекционистские пошлины 7
3.3. Импортные квоты 7
3.4. Нетарифные барьеры 7
4. Квотирование и лицензирование во внешнеэкономической деятельности 9
5. Внешнеторговые показатели ведущих стран 10
6. Значение международной торговли 12
Список использованной литературы 13
1. Конституция США
запрещает отдельным штатам
2. Создание “Общего рынка “ в Европе после первой мировой войны во многом способствовало устранению пошлин между странами - членами. Экономисты считают, что создание такой зоны явилось таким важным фактором, обеспечившим процветание Западной Европы в последние десятилетия.
3. Высокие пошлины,
введенные в соответствии с
законом Смута-Хаули 1930года
В последние годы наблюдается возрождение протекционизма, однако эмпирические данные показывают, что издержки протекционистской политики перевешивают ее выгоды.
Государственное регулирование
осуществляется с использованием административных
и экономических методов
Западная политическая экономия, начиная с Адама Смитта, исходит из того, что свобода торговли является необходимым условием всех других экономических свобод. При этом основой в ней является минимальное вмешательство государства в экономику. Это касается общих теорий, в то время как экономика страны подчиняется конкретным законам в том числе и в области внешне экономического регулирования. Здесь важно найти компромис между противоречивыми национальными интересами в России и межгосударственными отношениями.
В нашей стране после отмены директивно адресного планирования в 1990 году была введена система квотирования и лицензирования. Лицензированием было охвачено 27 товарных групп по экспорту, что составило 70 % его объема и 7 товарных групп по импорту, - примерно 6 %. Кроме того, применялось индивидуальное лицензирование импортных операций с Финляндией, Югославией и КНДР из-за разбалансированности двухсторонних отношений с этими государствами. Введение квотирования и лицензирования для регулирования внешнеэкономической деятельности объяснялось хроническим дефицитом по многим группам товаров, вызванным плохой организацией экономики. При этом совершенно нелогично проводилось более жесткое ограничение экспорта, а не импорта. В этом смысле таможенная война между бывшими странами СЭВ шла за ограничение не ввоза, а вывоза.
В настоящее время наши предприятия и организации довольно часто пытаются вывести за границу и реализовать ценное сырье по заниженным ценам с целью получения валюты , которая далеко не всегда поступает в государственную казну , а больше способствует обогащению отдельных лиц, коммерческих структур , это по сути разбазаривание наших национальных богатств, разворовывание страны. Здесь необходимы достаточно жесткие меры регулирования, способные предотвратить хаос во внешнеэкономических связях и навести порядок в этой области .
Внешнеэкономические связи не сводятся к тому, чтобы что-то продать или купить. Внешнеэкономическая деятельность выполняет функции своего рода компаса для новых инвестиций. Еще Рикардо в теории сравнительных издержек, которую мы рассматривали выше, утверждал, что экспортно-импортные потоки активизируют перестройку национальной политики, оптимизируя ее отраслевую структуру в соответствии с требованиями международного разделения труда.
Генеральные и разовые лицензии являются разрешением на экспорт или импорт товаров в установленные сроки. Генеральные лицензии оформляются заявителю на один календарный год для осуществления экспортных или импортных операций по поставкам продукции для государственных нужд (одна или несколько сделок) .Разовая лицензия оформляется заявителю до 12 месяцев для осуществления экспортной или импортной операции по каждой отдельной сделке.
Если мы обратимся к истории, то увидим, что действительно сильные или находящиеся на подъеме страны практически всегда имеют положительный торговый баланс (обратное, впрочем, неверно Россия тоже имеет большое положительное торговое сальдо, но в успехах нашу экономику не упрекнешь).Это понятно развитие в том и заключается , что ее субъекты начинают предлагать рынкам, в том числе и внешним, товары новые или более высокого качества или, наконец, просто дешевые. Экспорт быстро растет, а вместе с ним поддерживается и положительное сальдо. Напротив, затухающие экономики всегда преследует отрицательный торговый баланс. Англия, например, испытывала серьезные внешнеэкономические трудности уже после первой мировой войны, но тогда она еще оставалась привлекательной для инвесторов, и приток внешних денег поддержал экономику. В шестидесятые годы вновь возникли проблемы, Англии нечего было предложить внешнему рынку, платежный баланс страны катастрофически ухудшился, фунт потерял статус одной из ведущих валют, инфляция поднялась до невиданного ранее уровня. Положение спас Международный валютный фонд.
По существу США повторяют печальный путь Англии. Когда-то американская экономика обеспечивала около трети мирового экспорта, при этом сохраняя положительное торговое сальдо . Депрессия 70-х годов превратила США в нетто-импортера, хотя отрицательное сальдо было терпимым. Но в середине 80-х годов оно настолько выросло, что стало важнейшим фактором не только для экономики США, но и для всего мира. Лежащая на поверхности причина такой динамики - политика растущего курса доллара (с 1980 по 1985 г. он поднялся примерно на 60%), проводимая в свое время с целью привлечения в страну иностранных инвестиций . Снижение курса доллара в последующие годы кардинально не улучшило положение, в прошлом году торговый дефицит США составил уже 111 млрд.$ . Реальные причины лежат глубже. Если вспомнить Японию и Германию, сохраняющих положительные торговые балансы несмотря на постоянно укрепляющиеся в долгосрочном аспекте национальные валюты, нам становится понятным, что беда американской экономики в том, что она уже на протяжении многих лет не в состоянии повысить свою эффективность, сделать свои товары более конкурентноспособными на мировых рынках. Приходится американским властям компенсировать экономическую слабость политической и военной силой. Это касается скандала по поводу неудавшейся попытки сократить ввоз в Россию американских куриных окорочков (Правила ВТО предусматривают возможность запрета импорта , если товар оказывается настолько недоброкачественным, что вредит здоровью, а в 1995 году браковалась каждая пятая партия), долгие споры по поводу запрещения ввоза косметических товаров фирм LANDER, ARTMATIC .
Надо отдать должное
Российским службам, которые в нелегких
условиях проводимых в России экономических
реформ пытаются наводить порядок
на российском прилавке. Примечательно,
что первые мероприятия в области реорганизации
экономики в нашей стране были осуществлены
прежде всего в сфере внешнеэкономической
деятельности еще в рамках бывшего
СССР в августе 1994 г. Это положило начало
либерализации внешнеэкономической
деятельности в России, и прежде
всего благодаря ослаблению государственной
монополии в этой области, обеспечение
непосредственного бесконтрольного выхода
на внешние рынки производственных
предприятий, коммерческих структур и
просто частных лиц, которые плохо
разбираются в товарах , не могут проводить
качественные исследования, не ориентируются
в тонкостях внешнеэкономической деятельности,
а зачастую и просто не знакомы с ее
основами.
В этих условиях назрела острая необходимость в создании жесткого законодательства по вопросам организации, регулирования и контроля осуществляемого государственными структурами во внешнеэкономической деятельности в России.
Международная торговля важна для большинства стран как в количественном, так и во всех других аспектах. Международная торговля жизненно необходима странам по нескольким причинам:
а) абсолютные объемы, например, американского экспорта и импорта превышают аналогичные показатели любой другой страны;
б) по некоторым видам товаров и материалов, которые не могут быть получены внутри страны, США целиком и полностью зависят от международной торговли;
в) изменения в объемах чистого экспорта могут оказать значительное влияние на уровне внутреннего производства и доходов.
Изменения величины чистого экспорта, то есть разницы между стоимостью экспорта страны и ее импорта, оказывают многостороннее влияние на уровень национального дохода примерно таким же образом, как и колебания различных видов внутренних расходов. Небольшие изменения в объеме американского импорта и экспорта могут вызвать серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны.
Международная торговля имеет еще более важное значение для тех стран, у которых доля товарного экспорта в ВНП особенно велика.
Например, для Нидерландов она составляет 45% при общем объеме экспорта 79 млрд.$., а для ФРГ - 27% при общем объеме 243 млрд.$. (данные 1986).
Международная и внутренняя торговля отличаются друг от друга тем, что:
а) экономические ресурсы распределяются между странами неравномерно;
б) каждая страна использует свою валюту;
в) международная торговля более подвержена политическому контролю.
1. Фомичев В.И. “Международная
торговля”, учебное пособие,
2. Петро, Мишель “Международные
экономические валютные и
3. Постоленко М.Л. “Практика
внешнеэкономической
4. Б&Б (Бухгалтерия и банки). Журнал, Январь 1996 г.;
5. Эксперт. Журнал, № 3, 1996 г.
Информация о работе Международная торговля: Сравнительные преимущества