Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:47, курсовая работа
Меркантилисты утверждали, что государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Но если все страны будут придерживаться такой доктрины, то о международной торговле не может идти и речи и такая теория может привести только к абсурду, как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях.
1. Теории международной торговли 3
1.1 Классическая теория международной торговли 3
1.1.1. Принцип абсолютного преимущества “Адама Смита” 3
1.1.2. Модель Давида Рикардо “Сравнительные преимущества” 4
1.2. Современные теории международной торговли. Теория Хекшера - Олина 4
1.3. Нетехнологические теории 5
1.3.1. Теория снижающихся издержек (эффект масштаба) 5
1.3.2. Теория технологического разрыва 5
2. Специализация и принцип сравнительных преимуществ 6
3. Торговые барьеры и протекционизм 6
3.1. Пошлины. 7
3.2. Протекционистские пошлины 7
3.3. Импортные квоты 7
3.4. Нетарифные барьеры 7
4. Квотирование и лицензирование во внешнеэкономической деятельности 9
5. Внешнеторговые показатели ведущих стран 10
6. Значение международной торговли 12
Список использованной литературы 13
Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Уральский государственный технический университет
УГТУ-УПИ
Кафедра
Общей экономической теории
Курсовая работа
Тема: Международная торговля:
Сравнительные преимущества
Преподователь:
Никифорова Галина Алексеевна
Студент:
Екатеринбург
1996
ОГЛАВЛЕНИЕ
Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена: когда иные направления экономической теории еще небыли развиты.
Доктрина меркантилизма была с XVI века до середины XVIII века, тогда международное разделение труда было преимущественно ограничено двухсторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность еще не оторвалась от национальной почвы и торговля в основном носила типичный, обоснованный особенностями климата, характер.
Меркантилисты утверждали, что государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Но если все страны будут придерживаться такой доктрины, то о международной торговле не может идти и речи и такая теория может привести только к абсурду, как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях.
Автором теории Принципа абсолютного преимущества (absolut advantage) явился польский ученый экономист Адам Смит. Его теория основывалась на “выгодности” производства товара внутри страны и продаже его другой стране, где он производится с большими затратами.
Страна 1 |
Страна 2 | |
Товар А |
10 труд.един. |
20 труд.един |
Товар В |
20 труд.един. |
10 труд.един. |
Из этой таблицы мы видим, что для страны 1 выгоднее производить и продавать товар А, а для страны 2 выгодным является товар В.
В конце XVIII века торговля колониальными товарами составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропиках, а не в Англии, где можно разводить тонкорунных овец и выделывать высококачественную кожу и шерсть.
Со временем, на смену модели Адама Смита пришла модель 2 Давида Рикардо. Это более общий принцип взаимовыгодной торговли Закон Сравнительного преимущества (соmparative advantage)
Англия |
Португалия | |
n единиц сукна |
100 раб./год |
90 раб/год |
m единиц сукна |
120 раб/год |
80 раб./год |
Согласно модели Давида Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества в обоих видах товаров, но Португалия имеет сравнительные преимущества в производстве вина, т.к. ей требуется для его производства 67 % издержек Англии ( 800/120 * 100) и 90% на производство сукна ( 90/100 * 100 ).
В принципе сравнительного преимущества значительную роль играют различия в затратах рабочего времени на производство одного товара.
Теория Давида Рикардо вытекала из фактически существующих в то время различий в издержках производства определенных видов товаров в разных странах, с разными климатическими условиями.
В конце XIX начале XX века произошли существенные сдвиги в экономике международной торговли.
С 1928 г. промышленные изделия занимали около 40% мирового экспорта, сырье и полуфабрикаты 35%, продовольственные товары сократились до 25%.
Основные положения этой теории шведский экономист Хекшнер опубликовал в своей статье в газете, а вот благодаря переводу Оливера и обобщениям экономистов эта теория успешно заняла ведущее место в экономике международных отношений.
...” Страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор.
Основных факторов выделили три - это труд, капитал, земля.
Разные страны в разной степени наделены трудовыми ресурсами, землей и капиталом. Например
Швейцария, Австрия, Англия, Америка страны с развитым капиталом. А Россия, Индонезия, Китай это страны с богатыми людскими ресурсами.
Но, в 1954 году американский ученый экономист Василий Леонтьев попытался проверить теорию Хекшера -Оливера на основе полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт товаров. Предполагалось, что США экспортирует капиталоемкие товары, а импортирует трудоемкие, в итоге получился ... “ Парадокс Леонтьева”! Дело в том, что на 1 чел./год американского труда, приходится 3 чел./год иностранного труда, - это послужило к возникновению новой модели, где выступил еще один ведущий фактор - “квалифицированная рабочая сила“.
В соответствии с этой современной теорией участвуют уже не три, а четыре фактора - квалифицированный труд, земля, капитал и неквалифицированный труд.
Теория снижающихся издержек развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным явилось предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволит снижать издержки за счет массового производства.
В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется при одинаковой наделенности факторов производства и может быть выделена техническими изменениями, возникшими в какой-то отрасли в одной из торгующих стран.
Новые товары с помощью новых технологий можно производить с меньшими издержками и с большей выгодой.
Если новшество в производстве абсолютно нового продукта, то страна производитель обладает так называемой “квазимонополией”. Добавочная прибыль - выпускать не то, что дешевле, а то что никто пока не выпускает, но пользуется спросом у многих стран.
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Первостепенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специализации. По этой причине нередко продукция, произведенная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогичной или точно такой же импортной продукцией.
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран.
Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической специализации.
Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает отечественные предприятия вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции, использовать научные разработки, вкладывать деньги в научные и отраслевые исследования, таким образом содействовать экономическому и научно-техническому прогрессу.
Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров.
Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары, они могут вводиться с целью получения доходов государства или для защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например, для США это кофе, бананы ... ). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.
Протекционистские пошлины
предназначены для защиты
С помощью импортных квот
устанавливаются максимальные
Под нетарифными барьерами
понимается система
Анализ спроса и предложения обнаруживает , что защитные пошлины приводят к повышению цен и снижают объемы товаров , на которые эти пошлины распространяются . Иностранные экспортеры обнаруживают, что продажа их товаров сократилась . Местные производители выигрывают от роста цен и увеличения объема продаж. Пошлины ведут к менее эффективному размещению внутренних и мировых ресурсов.
В определенных случаях наиболее сильными аргументами в пользу защитных мер выступают ссылки на неразвитость промышленности и необходимости в оборонных отраслях. Большинство других аргументов в пользу протекционизма являются полуправдой, эмоциональными призывами либо неверными утверждениями, которые как правило , подчеркивают немедленный эффект от введения торговых барьеров и игнорируют долгосрочные последствия.
Макроанализ экономики государства показывает ,что совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов (С), капиталовложений (I), государственных расходов (G), чистого экспорта (Xn). Чистый экспорт равен разности между экспортом (X) и импортом (М). Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта (М) окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости . Но такая политика имеет серьезные дефекты.
В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве средства стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу. Следует помнить, что через импорт иностранные государства зарабатывают доллары, на которые они покупают товары американского экспорта. В долгосрочном плане, для того чтобы экспортировать, страна должна импортировать.
Считается, что тарифы необходимы также для защиты внутреннего рынка от товаров по демпинговым ценам , когда иностранные производители сбывают свои излишки товаров по ценам ниже себестоимости , демпинг может быть специально введен на некоторые товары, с целью устранения конкурентов или устранения и ликвидации производителей.
Имеются убедительные исторические доказательства, которые подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а протекционизм приводит к противоположным результатам.
Информация о работе Международная торговля: Сравнительные преимущества