Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Основы теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

Содержание работы

1. Теории международной торговли: теория сравнительных преимуществ; модель Хекшера-Олина; современные неотехнологические теории международной торговли 3
2. Россия я в международном движении капиталов. 10
Тестовые задания 19
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Международная торговля 3 вариант.docx

— 68.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Теории международной торговли: теория сравнительных преимуществ; модель Хекшера-Олина; современные неотехнологические теории международной торговли 3

2. Росси я в международном движении капиталов. 10

Тестовые задания 19

Список используемой литературы 23

 

 

1. Теории международной торговли: теория сравнительных преимуществ; модель Хекшера-Олина; современные неотехнологические теории международной торговли

 

Теория сравнительного преимущества

Теории международной  торговли прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием  экономической мысли. Однако их главными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе международного разделения труда? Какая международная специализация является наиболее эффективной для стран?

Основы теории международной  торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к. могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.

Рикардо в своей работе « Начала политической экономии и налогового обложения» доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна1.

Эти преимущества могут, с  одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности.

С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.

Относительные цены товаров  на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на внешнем рынке  должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем  в стране-импортере.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться  в приросте потребления, который  может быть обусловлен 2 причинами2:

изменением структуры  потребления;

специализацией производства.

До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.

Совокупный объем выпуска  продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться  той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.

Модель Хекшера-Олина

В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли. К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации, а в экспорте развитых стран стали преобладать промышленные товары. Модель Хекшера-Олина призвана объяснить причины международной торговли товарами обрабатывающей промышленности.

По мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что3:

  • в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;
  • неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

Отсюда следует закон  пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие.

Таким образом, в скрытом  виде экспортируются избыточные факторы  и импортируются дефицитные факторы  производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.

В процессе международной  торговли происходит выравнивание цен  факторов производства. Первоначально  цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала.

Если же в стране в избытке  труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.

Современные неотехнологические теории международной торговли

Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны) - новатора. Отсюда и  новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

Изменилось и отношению  к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

К неотехнологическим относятся следующие теории:

  • теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);
  • теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);
  • теория жизненного цикла продукта Р. Вернона (1966 г.);
  • теория внутриотраслевой торговли Б. Баласа (1967 г.);
  • теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).

Теория технологического разрыва

Технология и её перемещение (международная передача технологии) между странами вызвали к жизни  ряд теоретических моделей. Так, согласно модели технологического разрыва  американского экономиста Майкла Познера (1961) создание новой технологии даёт стране временную монополию в производстве и экспорте основанного на этой технологии товара. В результате страна получает сравнительное преимущество по такому производственному фактору, как технология (знания). Эта идея также использована в следующей модели.

Модель жизненного цикла продукта

Модель жизненного цикла  продукта была разработана американцем  Раймондом Верноном. Эта теория пытается объяснить функционирование мировой торговли готовыми изделиями на основе жизненного цикла товара. Суть ее в том, что каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные потоки между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. Данная теория основывается на допущении о монопольном положении развитой страны в технологии, что дает ей возможность превосходства в изобретении новых или усовершенствованных продуктов.

Движущей силой рынка  является стремление национальных субъектов  хозяйствования максимизировать чистую экономическую прибыль. Это возможно только при условии, если они занимают на мировом рынке монопольное положение по созданию новых видов продукции. Вначале это монопольное положение означает то, что технологически развитая страна будет стремиться увеличить выручку за счет роста объемов продаж, а следовательно, увеличить свою долю на мировом рынке за счет экспорта нового продукта. Со временем продукт получает всеобщее распространение, стандартизируется и может производиться в массовом масштабе в большинстве стран мира. Максимизация прибыли на этом этапе возможна, прежде всего, за счет снижения переменных издержек, то есть использования относительно неквалифицированных трудовых ресурсов. На этой стадии зрелости продукт будет дешевле производить в странах с относительно низкой зарплатой (и, следовательно, менее развитые страны начнут производить его и экспортировать в страну, в которой он был первоначально изобретен)4.

Классическим примером, подтверждающим эту теорию, является опыт США и  Японии по развитию отраслей электроники  в послевоенную эпоху. Инновации  в радио-, теле-, стерео- и компьютерных отраслях пришли из США, которые сначала  имели успех от их экспорта. Затем  Япония адаптировала американские технологии и начала производить эти же товары с меньшими затратами, которые, соответственно, продавала по более низким ценам. В 80-е годы основной объем сборки электротехнических товаров производился в развивающихся странах. Последнее уничтожило американское и японское преимущество в торговле. Теперь в США и Японии выгоднее импортировать эти товары из развивающихся стран с низкими уровнем переменных и постоянных издержек. Теория жизненного цикла продукта соответствует наблюдаемым явлениям в реальном мире, а также объясняет изменения в торговых моделях во времени (таблица 1).

Таблица 1

Жизненный цикл товаров и международная  торговля

Наименование

Этапы жизненного цикла

Внедрение

Рост

Зрелость

Упадок

Размещение производства

В стране нововведения

В стране нововведения и других развитых страна

Во многих странах

В развивающихся странах

Размещение рынка

В стране нововведения с небольшой долей экспорта

В стране нововведения и развитых странах. Рост экспорта

В развитых и развивающих странах. Стабилизация спроса

В развивающихся странах с небольшой  долей экспорта. Спад спроса

Конкурентные преимущества

Монополия. Цена покрывает все издержки, в том числе на создание товара. Максимизируется чистая экономическая прибыль

Олигополия. Конкуренция на качестве, ноу-хау, постоянных издержках. Увеличиваются имплицитные издержки

Совершенная конкуренция. Цены стабилизируются

Конкуренция на переменных издержках. Снижение цен и уменьшение экономической прибыли

Много продавцов и мало покупателей  Снижение цен. Чистая экономическая  прибыль равна нулю

Технология

Мелкосерийне производство. Высокая квалификация. Трудоемкое и наукоемкое

Крупносерийное производство. Стандартизация технологий. Капиталоёмкие и высокие затраты на труд

Массовое стандартизированное.

Высокая доля капитала. Снижение затрат на труд

Массовое. Автоматизированное с высокой долей неквалифицированного вспомогательного труда


Теория конкурентных преимуществ

Теория конкурентных преимуществ, созданная американским профессором Майклом Портером, посвящена вопросу эффективного использования факторов производства. Суть теории в том, что международные конкурентные преимущества действующих в отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке, развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства. Сочетание этих шести главных параметров определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

Теория эффекта масштаба и несовершённой конкуренции

Теория эффекта масштаба Кэмпа (1964) и несовершенной конкуренции Пола Кругмана (1979) объясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаково наделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства, издержки производства каждой единицы продукции снижаются. Отсюда таким странам становится выгодным специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией. Примером может служить торговля автомобилями между странами – их производителями.

Теория внутриотраслевой торговли

Теория внутриотраслевой международной торговли английского  экономиста венгерского происхождения Белы Балассы, который обратил внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение сельскохозяйственных сезонов5.

 

2. Россия в международном движении капиталоа

 

Размеры международного движения капитала, то есть ввоза и вывоза из стран и территорий мира, рассчитываются на основе национальных платежных балансов. Однако из-за различного толкования термина "капитал" эти расчеты различаются. В широком значении экспорт и импорт капитала той или иной страны охватывают все статьи счета операций с капиталом и финансовыми инструментами ее платежного баланса в нейтральном представлении, в том числе капитальные трансферты, приобретение/продажу непроизведенных нефинансовых активов и движение официальных резервов. В узком (наиболее распространенном) значении международное движение капитала не включает последние три статьи платежного баланса. Далее мы будем использовать именно узкое значение. Добавим также, что МВФ рекомендует странам с большим нелегальным экспортом капитала включать в его вывоз другие статьи платежного баланса, что и делает Банк России в своих расчетах чистого ввоза/вывоза капитала частным сектором нашей страны.

Информация о работе Международная торговля