Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:50, лекция
Первое толкование причин и сущности международного движения капитала связано с Дж Миллем. Он показал, что капитал перемещается между странами из-за разницы в норме прибыли. При этом важно, чтобы разница в норме прибыли была существенной, иначе капитал (из-за высоких рисков в чужой стране) теряет стимулы к перемещению.
Большой вклад в развитие теорий движения капитала внесли Эли Хекшер и Бертил Олин. Созданная ими теория соотношения факторов производства базируется на неодинаковой наделенности стран капиталом или трудовыми ресурсами. Б. Олин также показал ряд дополнительных факторов, оказывающих влияние на международное движение капитала: таможенные барьеры, стремление фирм к гарантированным источникам сырья и географической диверсификации капиталовложений, а также уход от высокого налогообложения на родине.
- подчинение стран-импортеров капитала политическому и экономическому влиянию стран-экспортеров.
Источниками формирования ссудного капитала выступают:
- временно свободные денежные средства предприятий;
- денежные накопления государства;
- денежные накопления населения в банках, пенсионных фондах, страховых компаниях, трастовых фондах;
- денежные средства МЭОр.
Инвестиции: понятие, сущность, виды.
Инвестиции - это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Инвестиции рассматриваются в контексте их взаимосвязей с реальной экономикой, т.е. производством и потреблением товаров и услуг, - иными словами, речь идет об изменениях в основном капитале.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала (страна-реципиент) и обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
ПИИ имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения (покупки) контрольного пакета акций иностранной компании в целях участия в управлении предприятием.
Экономический эффект от ПИИ состоит в том, что за счет более рационального использования факторов производства происходит одновременное увеличение мирового производства и снижение издержек. При этом в стране, вывозящей капитал, растут доходы владельцев капитала, а доходы владельцев других факторов производства снижаются. В принимающей стране наоборот.
Согласно классификации ЮНКТАД, к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают устойчивую вовлеченность в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или «материнская» компания) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора.
Соответственно к ПИИ рекомендовано относить:
• приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее 10-20% от суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
• реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доли инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и любой репатриации части прибыли.
По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества.
Согласно российскому законодательству прямые иностранные инвестиции - приобретение иностранным инвестором не менее 10%-ной доли, долей (вклада) в уставном или складочном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Через вывоз прямых инвестиций инвесторы могут:
- учреждать за рубежом новую фирму;
- покупать существенную долю в уже действующей за рубежом фирме;
- полностью покупать (поглощать) фирму.
К ПИИ относят не только первоначальные инвестиции, но также все последующие сделки между инвестором и предприятием за рубежом.
Структура ПИИ
- Первоначальные инвестиции за рубеж могут быть как собственными средствами инвестора, так и заемными. В результате образуется капитал филиалов, дочерних и ассоциированных компаний за рубежом.
- Реинвестирование прибыли показывает, какая доля прямого инвестора, не распределенная на дивиденды, вкладывается в развитие предприятия за рубежом.
Реинвестирование – повторное дополнительное вложение собственного или иностранного капитала в экономику в форме наращивания ранее вложенных инвестиций за счет полученных от них доходов, прибыли.
- Внутрифирменные переводы в форме ссудного капитала между прямым инвестором и предприятием за рубежом.
Следует различать понятия «иностранные инвестиции» и «заграничные инвестиции».
Заграничные инвестиции - долгосрочные вложения частного или государственного капитала в иностранные предприятия с целью получения прибыли.
Иностранные инвестиции - инвестиции, вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами и иностранными банками, компаниями, предпринимателями.
В настоящее время выделяют следующие виды предприятий, уставный капитал которых формируется благодаря привлечению ПИИ:
1. Филиалы;
2. Дочерние компании;
3. Ассоциируемые компании.
4. Отделение.
Роль ПИИ в экономике страны
1. Главная выгода для принимающих стран – получение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд, а ввоз предпринимательского капитала может благоприятно повлиять на платежный баланс. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукции и дохода, ускоряют экономический рост.
2. Для стран-доноров основная выгода – возможность получения максимальной прибыли, в том числе за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Задание: Анализ доклада ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2013 гг.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) подготовила обзор о положении с глобальными прямыми инвестициями в 2013 г. ……….
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
Портфельные инвестиции – представляют собой вложение капитала в иностранные ценные бумаги, не связанные с возможностями реального контроля над объектами вложений, а лишь дающие право на доход.
Такие инвестиции также имеют частное происхождение, хотя может использоваться и государственный капитал.
Портфельные инвестиции – это такая форма инвестиций, при которой иностранному инвестору принадлежит менее 10% уставного капитала предприятия за рубежом, не дающая ему право осуществлять контроль над предприятием.
В отличие от ПИИ к портфельным инвестициям, по версии ЮНКТАД, причисляются вложения в покупку акций, не дающие право их владельцам влиять на функционирование предприятия и составляющие менее 10 % в его общем акционерном капитале. К ним же относятся инвестиции в покупку облигаций, векселей, паев и другие долговые обязательства.
В практике большинства стран десятипроцентное (и выше) акционерное участие в капитале иностранной компании квалифицируется как прямые иностранные инвестиции. В ряде стран (например, в Германии, Великобритании) этот порог составляет 20%, а все более мелкие капитальные трансакции относятся к портфельным вложениям. Ввиду этих различий межстрановая статистика в отношении прямых иностранных инвестиций не всегда сопоставима.
Формами портфельных инвестиций являются:
- инвестиции в акционерные ценные бумаги;
- инвестиции в долговые ценные бумаги (облигации).
Следовательно, целью портфельных инвестиций является получение дохода от операций с ценными бумагами, а основной моделью их осуществления выступает купля-продажа крупных пакетов акций и облигаций на фондовых биржах.
Вывоз капитала в форме портфельных инвестиций обосновывается четырьмя факторами:
1. уровнем доходности иностранных ценных бумаг;
2. степенью
риска по отдельным видам
3. уровнем ликвидности ценных бумаг;
4. стремлением
диверсифицировать
Различные сочетания действия этих главных факторов приводят к тому, что портфельные инвестиции, их объемы и динамика особенно сильно зависят от колебаний политической и экономической конъюнктуры как в странах происхождения, так и в принимающих инвестиции государствах.
В прочие инвестиции входят в основном международные займы и банковские депозиты.
По срокам вложения капитал подразделяется на: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Краткосрочный капитал – предоставляется на срок до 1 года и выступает обычно в виде ссудного капитала в торговых кредитах.
Среднесрочный капитал – средства, предоставляемые, как правило, на срок от 1 до 3 лет.
Долгосрочный капитал – вложения предпринимательского капитала в формах прямых и портфельных инвестиций, а также ссудный капитал в виде государственных кредитов (и займов), на срок более 5 лет.
По направлениям потоков капитала различают:
- валютно-кредитное
и расчетное обслуживание
- зарубежные
инвестиции в основной и
- операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;
- валютные операции;
- перераспределение
части национального дохода
Регулирование международных инвестиционных процессов
В современной мировой практике существуют и взаимно дополняют друг друга два основных вида регулирования международного движения капитала:
- государственное;
- международное.
Государственное регулирование международного движения капитала.
В последнее время наблюдается активное вмешательство государства в процесс международного движения капитала. При этом государство реализует следующие основные функции:
- регулирующую;
- контролирующую;
- стимулирующую.
В современном государственном регулировании международного движения капитала проявляется определенное противоречие: государства, с одной стороны, стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой – принимают меры по ограничению международного движения капитала.
Усиление государственного регулирования наиболее четко прослеживается в двух областях политики:
- изменение условий допуска ПИИ путем введения новых барьеров на пути выхода на рынок или усиления процедур проверки;
- усиление режима регулирования в добывающих отраслях, включая требования относительно национализации, экспроприации или изъятия инвестиций, а также увеличение ставок корпоративных налогов, роялти и изменение сроков пересмотра условий соглашений. Оба вида мер частично продиктованы соображениями промышленной политики.
Среди основных форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства (в том числе и стран базирования капитала) можно выделить следующие:
1. Предоставление государственных гарантий. Например, предоставление национальным инвесторам гарантии возврата всей суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств по причинам стихийных бедствий, неконвертируемости валюты, невозможности перевода прибыли и других непредвиденных обстоятельств.
2. Страхование зарубежных инвестиций. Оно осуществляется как государственными, так и частными страховыми агентами. Суть его состоит в том, что инвестор приобретает страховку от обусловленных в ней рисков (как правило, до 1% суммы инвестирования). Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов. Например, в США такого рода страхованием занимается государственная корпорация по страхованию и гарантии инвестиций ОПИК.
3. Урегулирование инвестиционных споров (выполняется как на основе национальных законодательств страны, принимающей капитал и страны базирования прямого инвестора), так и на основе международного арбитража.
4. Исключение двойного налогообложения. В соответствии с соглашением об исключении двойного налогообложения иностранная корпорация платит в принимающей капитал стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
5. Административная и дипломатическая поддержка.
Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы, постановления и административные процедуры.
В Австралии, Германии, Исландии, Израиле, Канаде, Китае, Корее, Мексике, Новой Зеландии, США, Франции и Японии действует законодательство, позволяющее правительству блокировать иностранные инвестиции в любые секторы экономики - в случае угрозы национальной безопасности или «ключевым национальным интересам».
В России прияты следующие нормативные акты о допуске иностранцев в стратегические секторы экономики: