Международное движение капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 19:50, лекция

Описание работы

Первое толкование причин и сущности международного движения капитала связано с Дж Миллем. Он показал, что капитал перемещается между странами из-за разницы в норме прибыли. При этом важно, чтобы разница в норме прибыли была существенной, иначе капитал (из-за высоких рисков в чужой стране) теряет стимулы к перемещению.
Большой вклад в развитие теорий движения капитала внесли Эли Хекшер и Бертил Олин. Созданная ими теория соотношения факторов производства базируется на неодинаковой наделенности стран капиталом или трудовыми ресурсами. Б. Олин также показал ряд дополнительных факторов, оказывающих влияние на международное движение капитала: таможенные барьеры, стремление фирм к гарантированным источникам сырья и географической диверсификации капиталовложений, а также уход от высокого налогообложения на родине.

Файлы: 1 файл

К_лекции-Международное движение капитала- 2 курсДПА.docx

— 248.10 Кб (Скачать файл)

№39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений." Принят Государственной Думой 15 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года;

№160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года, одобрен Советом Федерации 02 июля 1999 года (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 26 июня 2007 г., 29 апреля 2008 г.);

Федеральный закон Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 1 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации." Принят Государственной Думой 21 января 2014 года, одобрен Советом Федерации 29 января 2014 года.

 

Международно-правовое регулирование отношений, связанных с иностранным частным инвестированием, получило закрепление во многих документах ООН и других международных организаций. В декабре 1974 г. была принята Хартия экономических прав и обязанностей государств. В соответствие с ней каждое государство вправе свободно распоряжаться своими ресурсами, контролировать и регулировать иностранные инвестиции в своих интересах.

В марте 1965 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о разрешении инвестиционных споров (Вашингтонская конвенция). Цель Конвенции – создание специального международно-правового института по разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств. На основе Вашингтонской конвенции «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами» был создан при МБРР Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), целью которого является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между соответствующими субъектами.

В 1985 г. была подписана Сеульская конвенция, а на основе Сеульской конвенции – создано Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ).

Задача Агентства - стимулировать поток инвестиций в производительных целях между странами-членами и, особенно, в развивающиеся страны, дополняя, таким образом, деятельность Международного Банка Реконструкции и Развития (далее именуемого Банк), Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития.

 

Кроме того, важнейшим источником системы регулирования иностранных инвестиций являются международные договоры и соглашения. В двусторонних соглашениях фиксируются следующие основные положения:

- о национальном режиме для  иностранных инвесторов;

- о защите иностранных инвесторов;

- о порядке разрешения споров;

- по страхованию от ущерба  на случай политических рисков.

Существенная либерализация международного движения капитала достигнута в рамках региональных экономических и интеграционных союзов и группировок. Например, в ЕС были решены проблемы так называемых «четырех свобод» - свободы движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

Однако наиболее глобальным с точки зрения масштабности охвата современного мира инвестиционным соглашением является принятое в рамках ГАТТ/ВТО Соглашение «О торговых аспектах инвестиционных мер» (ТРИМС), в котором, содержится прямой запрет на использование мер государственной промышленной политики по отношению к иностранным инвесторам.

Международная инвестиционная политика нового поколения ставит перед правительствами стран более широкий и сложный спектр задач в области развития, которые должны решаться вместе с формированием или поддержанием общего благоприятного инвестиционного климата. В рамках инвестиционной политики “нового поколения” главным смыслом привлечения инвестиций и получения от них выгод становятся инклюзивный рост и устойчивое развитие. Эти общие аспекты политики “нового поколения” в области иностранных инвестиций преобразуются в конкретные задачи в области инвестиционной политики на национальном и международном уровнях (таблицы 6 и 7).

КСО – соблюдение кодексов корпоративной социальной ответственности

Так как РС и страны с переходной экономикой, уступают ПРС по уровню экономического развития, социально-экономической стабильности и другим параметрам, они стремятся привлечь иностранные инвестиции путем создания льготного режима хозяйствования для иностранных инвесторов. С этой целью используются меры промышленной политики, направленные на стимулирование межфирменной кооперации между отечественными и иностранными инвесторами, поощрение экспортной деятельности предприятий с иностранным участием, проведение широкомасштабных программ приватизации государственной собственности и т.д. (т.е. меры, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата).

Инвестиционный климат – это экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны.

Одним из направлений исследования международного движения капитала выступает бегство (утечка) капитала. Дискуссионным остается как определение «бегства капитала», так и методы измерения данного показателя. Большинство исследователей полагают, что бегство капитала – это такое его движение из страны, которое противоречит ее интересам и происходит из-за неблагоприятного для многих его отечественных владельцев инвестиционного климата в стране, а также из-за незаконного происхождения капитала.

При этом обычно имеется в виду нелегальный перевод денег за границу или отказ от их репатриации в нарушение действующего нормативного режима.

 

Согласно подсчетам ЦБ РФ, в 2011 г. из России было выведено 80,5 млрд. долл. США, а по итогам 2012 г. – 56,8 млрд. долл. США.

1 UNESCAP (2003) Investment Promotion and Enterprise Development. Bulletin for Asia and Pacific, No 1

 

 

 


 


 


 



Информация о работе Международное движение капитала