Международные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:15, реферат

Описание работы

Грузино-осетинский конфликт — типичный образец этнического конфликта, порожденного стремлением национального меньшинства, являющегося или считающего себя дискриминированным, реализовать свое право на самоопределение. Кроме того, в результате национально-территориального устройства бывшего СССР осетины оказались фактически разделенной нацией со всеми проблемами, присущими разделенным народам.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 75.83 Кб (Скачать файл)

В июле 2006 года Грузия в нарушение  базового Московского соглашения о  прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994-го ввела подразделения  армии и полиции в верхнюю  часть Кодорского ущелья Абхазии. Между  тем в соответствии с Московским соглашением эта зона была объявлена  демилитаризованной. Теперь статус-кво  был нарушен и там. Переговоры между конфликтующими сторонами  прекратились.

Таким образом, в период с 2004 по 2008 год на территории Южной  Осетии происходили постоянные стычки между конфликтующими сторонами (инцидент с падением ракеты в районе посёлка Цителубани) В ходе боевых столкновений погибло порядка 70 человек, а в последующие годы число жертв с обеих сторон (по разным оценкам) составляло 100.

Фаза кризиса (4 фаза) В  начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией.

6 марта 2008 года было  объявлено, что Россия вышла  из режима запрета торгово-экономических  и финансовых связей с Абхазией; решение Москвы было расценено  МИД Грузии как «поощрение  сепаратизма в Абхазском регионе  и неприкрытую попытку посягательства  на суверенитет и территориальную  целостность Грузии.» 

16 апреля 2008 года МИД России сообщил, что Президент России В. Путин дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией отношения фактически как с субъектами РФ.

17 апреля 2008 года Кокойты заявил, что грузинские военные подразделения подтягиваются к границам его республики и призывает «воздержаться от необдуманных шагов, которые могут привести к трагическим последствиям».

30 апреля — Россия увеличила численность миротворческого контингента в Осетии с 2-х до 3-х тысяч человек, что вызвало протест грузинской стороны.

7 июля — около высоты Сарабуки на мине подрывается кортеж лояльного Тбилиси лидера «югоосетинского правительства в изгнании» Санакоева. Среди охраны есть жертвы, сам Санакоев не пострадал.

2 августа — Осетинские вооруженные формирования захватывают грузинское село Нули и высоту над ним, убиты двое солдат грузинской части миротворческих сил.

2 августа — Начало обстрела в Южной Осетии — под обстрелом находятся грузинские села Лиахвского ущелья. 6 человек погибло, 7 ранены. Осетинской стороной начата эвакуация женщин и детей из Цхинвали, также власти республики призывают добровольцев из республик Северного Кавказа. Цхинвали фактически превращен в военный лагерь.

Таким образом, в конце  июля — начале августа происходила  эскалация грузино-южноосетинского  конфликта. Регулярно происходили  перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке  стали покидать зону конфликта.

Фаза вооруженного конфликта (5 фаза) – В ночь на 8 августа (ок. 00.15 мск) грузинские войска подвергли Цхинвали (осет. Цхинвал) обстрелу из реактивных установок «Град», а примерно в 03.30 мск начали штурм города с применением танков. Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. Более десяти российских военнослужащих было убито, несколько десятков — ранено. Продолжалась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки. В течение 5 дней продолжался обмен артиллерийским огнём и удары российской авиации по территории Грузии. 10 августа произошло российско-грузинское военно-морское столкновение. Российские миротворцы заняли грузинское село Хурча в зугдидском районе. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

Фаза урегулирования (6 фаза) – 12 августа, на рабочей встрече  в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

После этого во время визита в Москву председателя ЕС президента Франции Н. Саркози, в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, были согласованы шесть принципов мирного урегулирования План Медведева — Саркози:

1. Не прибегать к использованию  силы.

2. Окончательно прекратить  все военные действия.

3. Свободный доступ к  гуманитарной помощи.

4. Вооружённые силы Грузии  возвращаются в места их постоянной  дислокации.

5. Вооружённые силы РФ  выводятся на линию, предшествующую  началу боевых действий.

6. Начало международного  обсуждения о вопросах будущего  статуса Южной Осетии и Абхазии  и путей обеспечения их прочной  безопасности.

После этого президент  Саркози посетил Тбилиси, где провёл встречу с президентом Грузии Михаилом Саакашвили.

16 августа президент России  Дмитрий Медведев поставил подпись  под планом по мирному урегулирования  грузино-осетинского конфликта.  До этого документ подписали  руководители непризнанных государств  Южная Осетия и Абхазия, а  также президент Грузии Михаил  Саакашвили. Подписание этого документа  сторонами конфликта окончательно  обозначило завершение военных  действий.

3.Итоги для Грузии

Михаила Саакашвили в российских СМИ сейчас характеризуют как  склонного к истерикам, психически неуравновешенного и интеллектуально  неполноценного человека. Однако не следует  забывать, что его план (точнее, предложенная выше реконструкция) увенчался практически  полным успехом. Через несколько  часов после начала вторжения  Цхинвал уже был в руках  грузинской армии, значительная часть  Южной Осетии была оккупирована, мировые  лидеры и Россия никак не отреагировали  на эти события, было начато формирование грузинской администрации на занятых  территориях, и Грузия громогласно  заявила об успехе операции по «восстановлению  конституционного порядка». 

Ответная акция России стала для грузинского лидера неожиданностью – но при этом грузинские войска смогли оказать достойное  сопротивление авангарду российской армии и даже, видимо, перейти  в контрнаступление, так как вечером в субботу 9 августа часть Цхинвала, об освобождении которого сообщило Министерство обороны РФ, снова оказалась под грузинским контролем. Российская армия даже по официальным сводкам потеряла несколько десятков танков и несколько самолетов, что также указывает на хорошую боеспособность грузинских вооруженных сил. Однако, разумеется, долго сопротивляться России Грузия оказалась не в состоянии, уже в воскресенье 10 августа тактическая инициатива оказалась полностью в руках российских войск, и грузинская армия начала беспорядочное отступление, перешедшее в бегство. Военно-морские силы Грузии понесли большие потери, как и ВВС, были полностью уничтожены две новые военные базы грузинских войск, российской армии в качестве трофеев досталось большое количество бронетехники, артиллерии, стрелкового оружия и транспортных средств. Военному потенциалу Грузии (в том числе командной инфраструктуре) был нанесен урон, на определенное время исключающий ведение военных действий этой страной.

Паника в Грузии была очень  сильна, так как неоднократно сообщалось об организации обороны Тбилиси (свидетельство того, что грузинское руководство ожидало скорого появления российских войск у стен своей столицы), а также о бегстве тбилисцев, включая и часть политического руководства. Саакашвили был явно перепуган, судя по новостным кадрам, и не знал, что делать, а его попытки хоть как-то договориться с российским руководством натыкались на стену молчания. Именно это поведение грузинского президента и стало причиной презрительных отзывов о нем в российской прессе. Российские аналитики и грузинская оппозиция заявляют о том, что следует ждать скорого ухода Саакашвили с политической сцены – как уже говорилось выше, свой рейтинг он растерял, а население Грузии вряд ли сможет простить ему военный разгром (причем не только в Южной Осетии от российских войск, но и в Абхазии – от абхазских вооруженных сил, окончательно вытеснивших грузинскую армию из Кодорского ущелья), недостойное государственного лидера поведение и окончательную утрату Абхазии и Южной Осетии. Однако такой прогноз, хотя и имеет под собой основания, все же не столь достоверен, как многим хотелось бы – напротив, нельзя исключать, что Саакашвили, разыгрывая карту противостояния российской агрессии и выдавая себя за борца за национальную самобытность Грузии, за ее суверенитет, за демократические ценности в кавказском регионе, наоборот, сумеет сплотить вокруг себя население Грузии. Вторжение чужеземных войск на национальную территорию, насколько бы спровоцированным они ни было, и какие бы благородные цели ни преследовало, всегда воспринимается большинством народа крайне болезненно. С учетом этого фактора, а также принимая во внимание грузинский менталитет и поддержку Саакашвили со стороны ведущих западных держав (несмотря на появившиеся в последнее время заявления с осуждением его действий, проект «Саакашвили» слишком важен для Запада, и – по крайней мере, в краткосрочной перспективе – поддержка США и Великобритании ему гарантирована), шансы нынешнего грузинского президента на политическое выживание можно оценить весьма высоко. Отметим, что даже если Саакашвили окажется вынужден покинуть свой пост, то вряд ли его преемник окажется более сговорчивым партнером для России – наша страна воспринимается грузинами как виновник утраты территорий, и любой политик, который возглавит Грузию, будет вынужден поддерживать достаточно высокий накал антироссийской риторики.

Отделившиеся республики для Грузии окончательно потеряны – просто потому, что после истребления осетин в Цхинвале не грузины больше не смогут жить в одном государстве с Грузией. Как это часто бывает, план, суливший быстрое и эффектное решение проблемы сепаратизма, в результате своего провала привел к прямо противоположным результатам, сделав единственно возможным выбором для абхазов и осетин независимость, а для России – признание этой независимости (будучи гарантом мира в регионе, Россия может эффективно защищать права населения Южной Осетии и в Абхазии лишь в том случае, если эти территории будут находиться вне суверенной грузинской территории; а события августа 2008 г. показали, что в такой защите есть насущная необходимость). Таким образом, если раньше переговоры о широкой автономии этих республик при их пребывании де-юре в составе Грузии были теоретически возможны, то сейчас о них навсегда придется забыть. 

Важно отметить, что не было никакой информации об участии в  боевых действиях на стороне грузинских войск ни сторонников администрации  Дмитрия Санакоева (марионеточного лидера подконтрольной Тбилиси части  Южной Осетии), ни «правительства Абхазии  в изгнании». Это – провал официальной  политики Тбилиси в мятежных регионах: у режима Саакашвили не появилось  преданных сторонников ни среди  осетин, ни среди абхазов. Даже если бы планы по захвату Южной Осетии и Абхазии увенчались бы успехом, обезопасить себя от длительной партизанской войны и постоянных вспышек сепаратизма  в этих регионах грузинское руководство  смогло бы только путем их очищения от коренного населения – т. е. при помощи геноцида. Поставить своих  марионеток во главе Южной Осетии и Абхазии Тбилиси бы не смог –  ввиду отсутствия подходящих кандидатур.

Первый этап информационной войны Грузия однозначно выиграла. Лидеры большинства стран мира выступили  с осуждением действий России и единодушно высказались в поддержку Грузии. При этом в их речах ничего не говорилось о вероломстве грузинского  руководства, начавшего вторжение  буквально через несколько часов  после призыва к мирным переговорам, и о неоправданной жестокости грузинской армии по отношению к  мирному населению Южной Осетии. Они лишь акцентировали внимание на «неадекватности» военной реакции  России. Правда, трудно сказать, насколько  велика заслуга грузинских пропагандистов в обеспечении столь единодушной  поддержки – просто проект «Михаил  Саакашвили и демократическая Грузия»  слишком важен для США и  НАТО, и признать его провал, а  тем паче – преступления, совершенные  под его прикрытием, Запад не мог. 

Мировые масс-медиа крайне тенденциозно подавали материал о конфликте, не гнушаясь прямой фальсификацией. Россия преподносилась как агрессор, а Грузия – как «маленькая свободолюбивая страна», под руководством своего прозападного руководителя героически сопротивляющаяся вторжению. Любые попытки рассказать о событиях с точки зрения России и Южной Осетии пресекались –  достаточно вспомнить нашумевшее интервью двух осетинок на канале Fox, где им просто не дали говорить, как только стало  ясно, что они будут благодарить  Россию за защиту. Иными словами, мир смотрел на конфликт глазами Тбилиси.

Политические итоги конфликты  на первый взгляд могут показаться выгодными для Грузии. Страны НАТО готовы помочь Грузии в восстановлении ее военного потенциала, и, по некоторым данным, эта помощь уже начала оказываться. В Черное море введены боевые корабли НАТО, которые, помимо явно декларируемой цели – оказание гуманитарной помощи Грузии, также занимаются доставкой грузов военного назначения и обеспечивают прикрытие грузинской территории  с моря.

Однако упоминания об этих внешнеполитических успехах Тбилиси – всего лишь попытка сделать хорошую мину при плохой игре, паллиатив от военного и геополитического разгрома. В результате вторжения в Южную Осетию Грузия лишилась армии и навсегда утратила треть своей территории. Цхинвалская авантюра Саакашвили завершилась полным крахом. Даже если Грузия когда-нибудь действительно будет принята в НАТО, это не сможет компенсировать политические потери Тбилиси.  

4.Итоги для России

 Россия, выступив в защиту истребляемого грузинскими войсками населения Южной Осетии (большая часть которого является российскими гражданами) и поддержав своих военнослужащих из миротворческого контингента, на которых было совершено неспровоцированное нападения, сделала единственно возможный в сложившейся ситуации шаг. Логика защиты мирного населения в зоне своего миротворческого контроля безупречна как с политической, так и с моральной точки зрения. Операция российских войск в этой связи была совершенно правильно охарактеризована как «принуждение Грузии к миру» – не война против Грузии, а миротворческая акция, призванная вынудить агрессора прекратить свои действия. 

Военные и внутри политические итоги операции можно оценить  как успешные:  
- российское военное командование сумело оперативно организовать контратаку против грузинских вооруженных сил; 

- грузинская армия вытеснена из Южной Осетиии;

- военному потенциалу Грузии нанесен существенный урон, делающий в ближайшей перспективе невозможным повторение агрессии;  
- действия российского политического и военного руководства одобряет большинство населения России (не считая, разумеется, радикальных оппозиционеров);  
- Россия эффективно и корректно выполнила операцию по принуждению Грузии к миру, ограничившись вытеснением грузинской армии из Южной Осетии и ликвидацией грузинской военной машины. Наша страна не поддалась соблазну пройти победным маршем до Тбилиси и сменить режим изрядно утомившего Россию Саакашвили;  

Информация о работе Международные конфликты