Международные отношения и внешняя политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что «у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы». Именно понятие «национально-государственный интерес» является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства, его места в системе международных отношений.

Содержание работы

Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики. (стр. 3)
Международные отношения: понятие, структура и типы. Мировая политика и международное право. (стр. 7)
Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене. (стр. 11)
Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности. (стр. 15)
Заключение. (стр. 19)
Литература и источники. (стр. 20)

Файлы: 1 файл

историябел.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»

 

 

Факультет иностранных языков

 

 

Кафедра истории и культуры Беларуси

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «История и культура Беларуси»

На тему: «Международные отношения и внешняя политика РБ»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр.АН-12

Преснякова  О.А.

 

Проверил:

Кавцевич  С.Б.

                

        

 

 

 

                       

 

 

Могилев 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики. (стр. 3)
  2. Международные отношения: понятие, структура и типы. Мировая политика и международное право. (стр. 7)
  3. Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене. (стр. 11)
  4. Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности. (стр. 15)
  5. Заключение. (стр. 19)
  6. Литература и источники. (стр. 20)

 

 

Сущность, содержание и механизм осуществления  внешней политики.

 

 Внешняя политика представляет  собой деятельность государства  в сфере международных отношений  в целях оказания направленного  влияния на иных участников  международных отношений. Она  определяется не абстрактными  принципами, а конкретными интересами  общества. Широкую известность имеет  высказывание известного английского  политика Пальмерстона о том,  что «у Великобритании нет  постоянных друзей и врагов, а  есть только постоянные интересы».  Именно понятие «национально-государственный  интерес» является ключевым в  понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности  государства отстаивать национальные  интересы. Внешнеполитические интересы  государства выражают потребности  его функционирования и развития  и вытекают из социально-экономической  и политической природы государства,  его места в системе международных  отношений. Внешнеполитические интересы  имеют следующую структуру: интересы  различных социально-политических  сил; национальные интересы; общечеловеческие  интересы.

Первые обусловлены объективным  положением определенного социального  слоя и часто имеют узкоэгоистический  характер. Общечеловеческие интересы связаны с сохранением жизни  и обеспечением прав человека. Национальные интересы – общие потребности  всего общества: безопасность и целостность  государства как целостной социально-экономической, национально-культурной и исторической общности, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних  условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения. Понятно, что приоритетным для государства  должны быть национальные интересы. Их осознание и определение в  качестве целей государственной  политики, деятельность по их осуществлению  – одно из условий построения современного демократического государства. В субъективном значении понятие «национальный  интерес» имеет идеологическую трактовку  в зависимости от режима, проводимого  курса. Поэтому часто за национальный интерес может выдаваться интерес  государства или правящих элит, олигархов  и т.д.

Возможности осуществления интересов  зависят от наличия средств соответствующего воздействия на международную систему. Различают информационно-пропагандистские, политические, экономические и военные  средства. Времена, когда все проблемы можно было решить исключительно  с помощью силы, отходят в прошлое. Сегодня положение государства  на международной арене все больше определяют экономический потенциал, уровень развития науки и технологий, а так же приверженность праву  и моральный авторитет. Внешнеполитический потенциал зависит также от геополитического положения государства и стабильности политического режима. Внешнеполитический потенциал регулирует процесс преобразования интересов в цели. Интересы –  исходный момент внешнеполитических целей, от них зависит сущностная природа целей, их реальность или иллюзорность. Если интерес утопический, то какие бы не были ресурсы, цель будет нереальной. Попытка её реализации приведет к бесполезной трате ресурсов. Достижение реальной цели зависит от того, насколько правильно определены соотношения между интересами и состоянием ресурсов.

Реализация реальных целей зависит  от способа внешнеполитического  действия, т.е. очередности использования  ресурсов. Совокупность внешнеполитических целей и способов их реализации составляет концепцию внешней политики.

Она включает обычно три момента: общее  представление об оптимальном состоянии  международной системы; общее представление  о том, каким образом может  быть создана эта система; обоснование  места и роли данного государства  в создании этой системы.

Внешнеполитическая концепция  реализуется через внешнеполитический курс – целевую направленность данной деятельности государства. Анализ конкретной внешней политики кроме понятийного  аппарата требует учета факторов влияния на нее, а также механизмов и условий их воздействия. Эти  факторы подразделяют на: внутренние социально-экономические и политические отношения; субъективный фактор; международные  отношения.

Внутренние общественные отношения  воздействуют на внешнюю политику по различным направлениям. Так, экономическая  структура определяет экономический  и военный потенциал; этно-национальная – проблемы несовпадения государственных  и этнических границ; политический режим – международный имидж. Но главное в том, что экономические  отношения формируют коренные интересы социальных сил, которые лежат в  основе политики государства, как во внутренней, так и внешней сферах. Поэтому сущность политики внутренней и внешней во многом совпадает, так  как определяется социально-экономической  и политической природой государства. Различно у них содержание, так  как в значительной мере зависит  от среды реализации. Утверждение, что  внутренняя политика определяет внешнюю  основано на признании главной роли общественных отношений. Однако в реальной деятельности государства между  двумя направлениями нет зафиксированного соподчинения. Известны следующие варианты взаимодействия: внешняя политика служит внутренним целям (например, создание внешних благоприятных условий  для реформирования экономики); подчинение внутренней политики внешним целям (например милитаризация общества с  экспансионистскими целями); внешняя  политика служит средством отвлечения внимания народа от внутренних проблем (например, спланированная провокация с целью обострить международную  обстановку).

Внутренние отношения определяют развитие внешней политики в целом, как основную тенденцию. Отклонение зависит от субъективного фактора  и места государства в системе  международных отношений. Субъективный фактор включает состояние общественного  сознания (господствующая идеология, исторические и культурные традиции народа) и  особенности личности руководителя (политико-идеологические, социально-культурные, психологические). Господствующая идеология  обосновывает внешнеполитический курс. Исторически традиции формируют  отношения к народам. Культурные традиции утверждают в обществе моральные нормы международных отношений. Этнопсихология определяет особенности поведения народа. Особая роль принадлежит руководителю государства. Он может придать внешнеполитическому курсу гибкость и реалистичность или авантюризм и волюнтаризм. Проводя свою внешнюю политику, государство выступает и как субъект международных отношений. Поэтому их характер оказывает значительное влияние на содержание самой политики. Первейшее значение имеют отношения с соседними государствами. Когда они враждебные, то усложняются вопросы безопасности, создаются трудности в развитии внешних связей. Принадлежность к определенному блоку повышает военно-политический потенциал страны, но обязывает координировать свой внешнеполитический курс. Степень интегрированности в международные структуры свидетельствует о наличии каналов для проведения эффективной политики.

Таким образом, сущность внешней политики современного государства определяется национально-государственными интересами, которые обусловлены характером социально-экономических и политических отношений. Содержание же конкретного  внешнеэкономического курса зависит  как от внутренних общественных отношений, так и от системы международных  отношений и субъективного фактора.

Осуществление внешней политики связано  с реализацией государством ряда универсальных функций. Так, охранительная  функция предусматривает охрану прав и интересов страны и её граждан  за границей и в международных  делах. Она направлена на предотвращение угрозы для государства, на поиск  мирных решений спорных вопросов. Эффективность этой функции зависит  от взаимодействия с другими государствами  в создании большей безопасности. Информационно-представительская функция  выражается в деятельности по созданию положительного имиджа страны и формированию благоприятных условий для решения  внешнеэкономических задач. Одновременно эта функция предусматривает  накопление и обработку данных о  состоянии международных дел, намерениях других государств. Организационная  функция направлена на поиск выгодных контактов и создание благоприятных  условий деятельности государства  на мировой арене, координации усилий по решению глобальных проблем. Идеологическая функция заключается не только в  пропаганде преимуществ своей системы, а и в разработке, сохранении и  передаче от поколения к поколению  универсальных, цивилизованных форм поведения  государств на мировой арене.

Реализация современным государством внешнеполитических функций осуществляется на правовой основе. Обычно Конституция  определяет полномочия трех ветвей власти в процессе подготовки, принятия и  реализации внешнеполитических решений, порядок их взаимодействия. Это позволяет  избегать чрезмерной концентрации власти во внешнеполитической сфере, предупреждает  субъективизм и волюнтаризм во внешней  политике, делает её прогнозируемой и  подконтрольной общественности. Главную  роль в проведении внешней политики выполняет дипломатическое ведомство  – министерство иностранных дел. Сфера его деятельности – двухсторонние отношения, международные организации и форумы, разрешение крупных международных проблем.

Во внешней политике государство  исходит из реальных условий, реагирует  на них, используя различные средства. В результате внешнеполитическая деятельность приобретает определенные виды и  формы. Выделяют следующие виды внешней  политики: пассивная (приспособление к  международной конъюнктуре); агрессивная (стремление принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства); активная (интенсивный  поиск равновесия между внутренней и внешней политикой); консервативная (охрана достигнутого ранее положения). Форма выражает содержание в конкретных системно-структурных условиях. Каждый исторический этап имеет свой набор  функциональных форм. К ним относят  нейтралитет, политику союза, равновесия сил, изоляционализма, балансирования. Истории известны два основных метода внешней политики – дипломатия и  война. Раньше конфликты разрешались  преимущественно силой и военным  путем. Современные реалии требуют  отказаться от военного метода и находить политические решения через переговоры с учетом законных интересов всех сторон. Только таким (политическим) путем  возможно разрешать конфликты и  обеспечивать в мире стабильность.

Таким образом, эффективность осуществления  внешнеполитических функций обеспечивается конституционно-правовой основой: выбором  формы внешней политики, адекватной геополитическому положению, потенциалу и характеру международной системы; дипломатическими методами, основанными  на балансе интересов.

 

Международные отношения: понятие, структура и  типы. Мировая политика и международное  право.

 

Международные отношения являются объектом исследования многих общественных дисциплин. Ведущая роль среди них  отводится политической науке, так  как только она непосредственно  изучает деятельность государственной  власти, а международные отношения  – это прежде всего отношения  государств. Сложность объекта исследования (отсутствие центрального ядра власти и управления, наличие полицентризма, перевес гетерогенных факторов над  факторами объединяющими, большая  роль стихийных процессов и субъективных факторов), а также различные научные  подходы обусловили наличие нескольких теорий международных отношений. Так, теория международного общества исходит  из того, что, благодаря внедрению  в жизнь государств принципов  права и морали, происходит преобразование человечества в единое общество с  мировым правительством. Теория факторов рассматривает мир как поле динамических отношений взаимодействующих сил, которые зависят от политических, экономических, социальных, психологических  факторов. Материальные факторы определяют силу, а другие её направление. Теория отождествления международных отношений  с международной политикой определяют её как равнодействующую внешних  политик государств. Сущность международных  отношений заключается в захвате, осуществлении и укреплении власти участниками отношений в специфических  условиях международной среды. Правда, тут возникает вопрос: имеет ли категория власти в международных  отношениях универсальный характер, или используется только при отношениях с позиции силы? Возрастание роли права, международных организаций, коллективных действий по обеспечению  мира – ставят под сомнение власть на основе силы как решающее средство реализации национальных интересов. Поэтому  в определении международных  отношений акцент перемещается с  власти на объективное стремление всех участников к максимальной реализации своих интересов. Одним из вариантов  определения может быть следующий: международные отношения – это  процесс взаимодействия суверенных (государств) и несуверенных (организаций, движений) участников с целью создания наиболее благоприятных условий  их функционирования и развития, закрепленный в определенном мировом или региональном правовом порядке.

В зависимости от сферы взаимодействия выделяют виды международных взаимоотношений: политические, экономические, идеологические, военные, культурные. На основании соотношения  интересов участников международных  отношений выделяют формы взаимоотношения: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные соответственно на отличии, совпадении и согласовании интересов.

Политическая наука анализ мировой  политики осуществляет на основе системного подхода. Международные отношения  рассматриваются как система  взаимодействия субъектов международной  политики. Международная система (МНС) – ключевое понятие международных отношений. Структура, участники МНС и внешняя среда придают качественное своеобразие МНС. Структура как способ связи в системе состоит из: центросиловых отношений – отношений между ведущими странами на данном историческом этапе; узлов противоречий – ограниченном в пространстве комплексе отношений, который характеризуется конфликтностью и нестабильностью; структурной надстройки – международных правительственных и неправительственных организаций и международного права.

Основной участник МНС – государство. Это единственный общенациональный институт, который имеет полномочия осуществлять внешнюю политику, заключать  договора и давать гарантии. Субъектами международных отношений являются также негосударственные нации, международные организации, разные социальные институты, группы и индивиды. Внешняя среда МНС – мировая  экономика и социальная сфера. Понятие  мировая экономика представляет собой сумму всех экономических  потенциалов. Она оказывает решающее воздействие на мировую политику.

Международная система выполняет  свои функции через мировые и  региональные политические, правовые, экономические и культурные структуры. К числу основных принадлежат  организации глобального (ООН с  её руководящими органами, Международный  банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального (Большая семерка, ОБСЕ), регионального (ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.

Качественные изменения субъектов  МНС, кардинальные перемены внешней  среды ведут к структурным  сдвигам и историческому развитию международных отношений. История  демонстрирует качественно различные  системы. В качестве критерия типологизации  выступают характер центросиловых  отношений в МНС и борьба за максимальную власть на международной  арене.

Можно определить следующие типы:

  1. Система баланса сил – классическая ситуация второй пол. XIX – первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.
  2. Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.
  3. Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.
  4. Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.
  5. Система «вето» – полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.

Информация о работе Международные отношения и внешняя политика РБ