МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»
Факультет иностранных
языков
Кафедра истории
и культуры Беларуси
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«История и культура Беларуси»
На тему:
«Международные отношения и внешняя политика
РБ»
Выполнила:
студентка гр.АН-12
Преснякова
О.А.
Проверил:
Кавцевич
С.Б.
Могилев 2013
СОДЕРЖАНИЕ
- Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики. (стр. 3)
- Международные отношения: понятие, структура и типы. Мировая политика и международное право. (стр.
7)
- Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене. (стр. 11)
- Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности. (стр. 15)
- Заключение. (стр. 19)
- Литература и источники. (стр. 20)
Сущность, содержание и механизм осуществления
внешней политики.
Внешняя политика представляет
собой деятельность государства
в сфере международных отношений
в целях оказания направленного
влияния на иных участников
международных отношений. Она
определяется не абстрактными
принципами, а конкретными интересами
общества. Широкую известность имеет
высказывание известного английского
политика Пальмерстона о том,
что «у Великобритании нет
постоянных друзей и врагов, а
есть только постоянные интересы».
Именно понятие «национально-государственный
интерес» является ключевым в
понимании сущности внешней политики,
которая состоит в способности
государства отстаивать национальные
интересы. Внешнеполитические интересы
государства выражают потребности
его функционирования и развития
и вытекают из социально-экономической
и политической природы государства,
его места в системе международных
отношений. Внешнеполитические интересы
имеют следующую структуру: интересы
различных социально-политических
сил; национальные интересы; общечеловеческие
интересы.
Первые обусловлены объективным
положением определенного социального
слоя и часто имеют узкоэгоистический
характер. Общечеловеческие интересы
связаны с сохранением жизни
и обеспечением прав человека. Национальные
интересы – общие потребности
всего общества: безопасность и целостность
государства как целостной социально-экономической,
национально-культурной и исторической
общности, защита суверенитета, укрепление
позиций на международной арене,
создание благоприятных внешних
условий для внутреннего развития
и повышения уровня жизни населения.
Понятно, что приоритетным для государства
должны быть национальные интересы. Их
осознание и определение в
качестве целей государственной
политики, деятельность по их осуществлению
– одно из условий построения современного
демократического государства. В субъективном
значении понятие «национальный
интерес» имеет идеологическую трактовку
в зависимости от режима, проводимого
курса. Поэтому часто за национальный
интерес может выдаваться интерес
государства или правящих элит, олигархов
и т.д.
Возможности осуществления интересов
зависят от наличия средств соответствующего
воздействия на международную систему.
Различают информационно-пропагандистские,
политические, экономические и военные
средства. Времена, когда все проблемы
можно было решить исключительно
с помощью силы, отходят в прошлое.
Сегодня положение государства
на международной арене все больше
определяют экономический потенциал,
уровень развития науки и технологий,
а так же приверженность праву
и моральный авторитет. Внешнеполитический
потенциал зависит также от геополитического
положения государства и стабильности
политического режима. Внешнеполитический
потенциал регулирует процесс преобразования
интересов в цели. Интересы –
исходный момент внешнеполитических целей,
от них зависит сущностная природа
целей, их реальность или иллюзорность.
Если интерес утопический, то какие бы
не были ресурсы, цель будет нереальной.
Попытка её реализации приведет к бесполезной
трате ресурсов. Достижение реальной цели
зависит от того, насколько правильно
определены соотношения между интересами
и состоянием ресурсов.
Реализация реальных целей зависит
от способа внешнеполитического
действия, т.е. очередности использования
ресурсов. Совокупность внешнеполитических
целей и способов их реализации составляет
концепцию внешней политики.
Она включает обычно три момента: общее
представление об оптимальном состоянии
международной системы; общее представление
о том, каким образом может
быть создана эта система; обоснование
места и роли данного государства
в создании этой системы.
Внешнеполитическая концепция
реализуется через внешнеполитический
курс – целевую направленность данной
деятельности государства. Анализ конкретной
внешней политики кроме понятийного
аппарата требует учета факторов
влияния на нее, а также механизмов
и условий их воздействия. Эти
факторы подразделяют на: внутренние
социально-экономические и политические
отношения; субъективный фактор; международные
отношения.
Внутренние общественные отношения
воздействуют на внешнюю политику по
различным направлениям. Так, экономическая
структура определяет экономический
и военный потенциал; этно-национальная
– проблемы несовпадения государственных
и этнических границ; политический
режим – международный имидж.
Но главное в том, что экономические
отношения формируют коренные интересы
социальных сил, которые лежат в
основе политики государства, как во
внутренней, так и внешней сферах.
Поэтому сущность политики внутренней
и внешней во многом совпадает, так
как определяется социально-экономической
и политической природой государства.
Различно у них содержание, так
как в значительной мере зависит
от среды реализации. Утверждение, что
внутренняя политика определяет внешнюю
основано на признании главной роли
общественных отношений. Однако в реальной
деятельности государства между
двумя направлениями нет зафиксированного
соподчинения. Известны следующие варианты
взаимодействия: внешняя политика служит
внутренним целям (например, создание
внешних благоприятных условий
для реформирования экономики); подчинение
внутренней политики внешним целям
(например милитаризация общества с
экспансионистскими целями); внешняя
политика служит средством отвлечения
внимания народа от внутренних проблем
(например, спланированная провокация
с целью обострить международную
обстановку).
Внутренние отношения определяют
развитие внешней политики в целом,
как основную тенденцию. Отклонение
зависит от субъективного фактора
и места государства в системе
международных отношений. Субъективный
фактор включает состояние общественного
сознания (господствующая идеология, исторические
и культурные традиции народа) и
особенности личности руководителя
(политико-идеологические, социально-культурные,
психологические). Господствующая идеология
обосновывает внешнеполитический курс.
Исторически традиции формируют
отношения к народам. Культурные
традиции утверждают в обществе моральные
нормы международных отношений. Этнопсихология
определяет особенности поведения народа.
Особая роль принадлежит руководителю
государства. Он может придать внешнеполитическому
курсу гибкость и реалистичность или авантюризм
и волюнтаризм. Проводя свою внешнюю политику,
государство выступает и как субъект международных
отношений. Поэтому их характер оказывает
значительное влияние на содержание самой
политики. Первейшее значение имеют отношения
с соседними государствами. Когда они
враждебные, то усложняются вопросы безопасности,
создаются трудности в развитии внешних
связей. Принадлежность к определенному
блоку повышает военно-политический потенциал
страны, но обязывает координировать свой
внешнеполитический курс. Степень интегрированности
в международные структуры свидетельствует
о наличии каналов для проведения эффективной
политики.
Таким образом, сущность внешней политики
современного государства определяется
национально-государственными интересами,
которые обусловлены характером
социально-экономических и политических
отношений. Содержание же конкретного
внешнеэкономического курса зависит
как от внутренних общественных отношений,
так и от системы международных
отношений и субъективного фактора.
Осуществление внешней политики связано
с реализацией государством ряда
универсальных функций. Так, охранительная
функция предусматривает охрану
прав и интересов страны и её граждан
за границей и в международных
делах. Она направлена на предотвращение
угрозы для государства, на поиск
мирных решений спорных вопросов.
Эффективность этой функции зависит
от взаимодействия с другими государствами
в создании большей безопасности.
Информационно-представительская функция
выражается в деятельности по созданию
положительного имиджа страны и формированию
благоприятных условий для решения
внешнеэкономических задач. Одновременно
эта функция предусматривает
накопление и обработку данных о
состоянии международных дел, намерениях
других государств. Организационная
функция направлена на поиск выгодных
контактов и создание благоприятных
условий деятельности государства
на мировой арене, координации усилий
по решению глобальных проблем. Идеологическая
функция заключается не только в
пропаганде преимуществ своей системы,
а и в разработке, сохранении и
передаче от поколения к поколению
универсальных, цивилизованных форм поведения
государств на мировой арене.
Реализация современным государством
внешнеполитических функций осуществляется
на правовой основе. Обычно Конституция
определяет полномочия трех ветвей власти
в процессе подготовки, принятия и
реализации внешнеполитических решений,
порядок их взаимодействия. Это позволяет
избегать чрезмерной концентрации власти
во внешнеполитической сфере, предупреждает
субъективизм и волюнтаризм во внешней
политике, делает её прогнозируемой и
подконтрольной общественности. Главную
роль в проведении внешней политики
выполняет дипломатическое ведомство
– министерство иностранных дел. Сфера
его деятельности – двухсторонние отношения,
международные организации и форумы, разрешение
крупных международных проблем.
Во внешней политике государство
исходит из реальных условий, реагирует
на них, используя различные средства.
В результате внешнеполитическая деятельность
приобретает определенные виды и
формы. Выделяют следующие виды внешней
политики: пассивная (приспособление к
международной конъюнктуре); агрессивная
(стремление принудить к изменениям
во внутренней и внешней политике
другие государства); активная (интенсивный
поиск равновесия между внутренней
и внешней политикой); консервативная
(охрана достигнутого ранее положения).
Форма выражает содержание в конкретных
системно-структурных условиях. Каждый
исторический этап имеет свой набор
функциональных форм. К ним относят
нейтралитет, политику союза, равновесия
сил, изоляционализма, балансирования.
Истории известны два основных метода
внешней политики – дипломатия и
война. Раньше конфликты разрешались
преимущественно силой и военным
путем. Современные реалии требуют
отказаться от военного метода и находить
политические решения через переговоры
с учетом законных интересов всех
сторон. Только таким (политическим) путем
возможно разрешать конфликты и
обеспечивать в мире стабильность.
Таким образом, эффективность осуществления
внешнеполитических функций обеспечивается
конституционно-правовой основой: выбором
формы внешней политики, адекватной
геополитическому положению, потенциалу
и характеру международной системы;
дипломатическими методами, основанными
на балансе интересов.
Международные
отношения: понятие, структура и
типы. Мировая политика и международное
право.
Международные отношения являются
объектом исследования многих общественных
дисциплин. Ведущая роль среди них
отводится политической науке, так
как только она непосредственно
изучает деятельность государственной
власти, а международные отношения
– это прежде всего отношения
государств. Сложность объекта исследования
(отсутствие центрального ядра власти
и управления, наличие полицентризма,
перевес гетерогенных факторов над
факторами объединяющими, большая
роль стихийных процессов и субъективных
факторов), а также различные научные
подходы обусловили наличие нескольких
теорий международных отношений. Так,
теория международного общества исходит
из того, что, благодаря внедрению
в жизнь государств принципов
права и морали, происходит преобразование
человечества в единое общество с
мировым правительством. Теория факторов
рассматривает мир как поле динамических
отношений взаимодействующих сил,
которые зависят от политических,
экономических, социальных, психологических
факторов. Материальные факторы определяют
силу, а другие её направление. Теория
отождествления международных отношений
с международной политикой определяют
её как равнодействующую внешних
политик государств. Сущность международных
отношений заключается в захвате,
осуществлении и укреплении власти
участниками отношений в специфических
условиях международной среды. Правда,
тут возникает вопрос: имеет ли
категория власти в международных
отношениях универсальный характер,
или используется только при отношениях
с позиции силы? Возрастание роли
права, международных организаций,
коллективных действий по обеспечению
мира – ставят под сомнение власть
на основе силы как решающее средство
реализации национальных интересов. Поэтому
в определении международных
отношений акцент перемещается с
власти на объективное стремление всех
участников к максимальной реализации
своих интересов. Одним из вариантов
определения может быть следующий:
международные отношения – это
процесс взаимодействия суверенных
(государств) и несуверенных (организаций,
движений) участников с целью создания
наиболее благоприятных условий
их функционирования и развития, закрепленный
в определенном мировом или региональном
правовом порядке.
В зависимости от сферы взаимодействия
выделяют виды международных взаимоотношений:
политические, экономические, идеологические,
военные, культурные. На основании соотношения
интересов участников международных
отношений выделяют формы взаимоотношения:
противостояние; сотрудничество; приспособления
государств, основанные соответственно
на отличии, совпадении и согласовании
интересов.
Политическая наука анализ мировой
политики осуществляет на основе системного
подхода. Международные отношения
рассматриваются как система
взаимодействия субъектов международной
политики. Международная система (МНС)
– ключевое понятие международных
отношений. Структура, участники МНС и
внешняя среда придают качественное своеобразие
МНС. Структура как способ связи в системе
состоит из: центросиловых отношений –
отношений между ведущими странами на
данном историческом этапе; узлов противоречий
– ограниченном в пространстве комплексе
отношений, который характеризуется конфликтностью
и нестабильностью; структурной надстройки
– международных правительственных и
неправительственных организаций и международного
права.
Основной участник МНС – государство.
Это единственный общенациональный
институт, который имеет полномочия
осуществлять внешнюю политику, заключать
договора и давать гарантии. Субъектами
международных отношений являются
также негосударственные нации,
международные организации, разные
социальные институты, группы и индивиды.
Внешняя среда МНС – мировая
экономика и социальная сфера. Понятие
мировая экономика представляет
собой сумму всех экономических
потенциалов. Она оказывает решающее
воздействие на мировую политику.
Международная система выполняет
свои функции через мировые и
региональные политические, правовые,
экономические и культурные структуры.
К числу основных принадлежат
организации глобального (ООН с
её руководящими органами, Международный
банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального
(Большая семерка, ОБСЕ), регионального
(ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.
Качественные изменения субъектов
МНС, кардинальные перемены внешней
среды ведут к структурным
сдвигам и историческому развитию
международных отношений. История
демонстрирует качественно различные
системы. В качестве критерия типологизации
выступают характер центросиловых
отношений в МНС и борьба за
максимальную власть на международной
арене.
Можно определить следующие типы:
- Система баланса сил – классическая ситуация второй пол. XIX – первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.
- Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.
- Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.
- Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.
- Система «вето» – полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.