Международные отношения и внешняя политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что «у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы». Именно понятие «национально-государственный интерес» является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства, его места в системе международных отношений.

Содержание работы

Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики. (стр. 3)
Международные отношения: понятие, структура и типы. Мировая политика и международное право. (стр. 7)
Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене. (стр. 11)
Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности. (стр. 15)
Заключение. (стр. 19)
Литература и источники. (стр. 20)

Файлы: 1 файл

историябел.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

Ключевой приоритет внешней  политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером  Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной  арене. Строя отношения с Россией  на союзнической основе, Беларусь считает  принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей

в Содружестве. Обеспеченный за последние  годы стабильный рост товарооборота  практически со всеми странами СНГ  – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов  на постсоветском пространстве.

Беларусь уделяет серьезное  внимание участию в Евразийском  экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о  коллективной безопасности (ОДКБ) –  перспективных, динамично развивающихся  интеграционных объединениях.

Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической  интеграции – стержня данной международной  структуры, появляется все большая  потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый  вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового  поражения, наркоторговле, нелегальной  миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии  обеспечить защиту национальных интересов  входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.

Естественным приоритетом внешней  политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.

Взаимные объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и  культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между  Беларусью и Евросоюзом, а также  отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются  с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами  Америки. Принимая во внимание накопленный  опыт двустороннего взаимодействия, его значительный потенциал, Республика Беларусь приглашает США к конструктивному  взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного  интереса.

В качестве перспективных направлений  внешней политики Беларуси выступают  азиатский и африканский векторы. В основе их потенциала – созвучность  позиций сторон по актуальной международной  тематике, реальные договоренности и, зачастую, открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты наряду с экономическим  ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают  предпосылки для наращивания  торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

Особое место в системе белорусских  внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские отношения  приобрели отчетливые черты стратегического  партнерства, подтверждая серьезную  нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов  по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень  вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно  выстраивается белорусско-венесуэльский  диалог. Установление эффективного политического  взаимодействия с другими ключевыми  государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических  проектов. Традиционно эффективно развиваются  отношения с надежным партнером  Беларуси – Кубой.

В результате углубления отношений  с Азией, Африкой и Латинской  Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров  Республика Беларусь вышла на качественно  новый уровень работы со странами мирового Юга.

Приоритетное место во внешней  политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных  региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего  сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

Являясь одним из государств-основателей  Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН  в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных  режимов по предотвращению распространения  оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся его арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать  консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии  и тактики действий международного сообщества в деле борьбы с международным  терроризмом.

Озвученные Главой белорусского государства  А.Г.Лукашенко на специальном пленарном  заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2005 г.) инициативы о необходимости активизировать деятельность мирового сообщества по борьбе с торговлей людьми, о признании  многообразия путей прогрессивного развития государств нашли отражение  в Итоговом документе юбилейного Саммита ООН, резолюциях Генассамблеи и получили широкую международную  поддержку.

Беларусь вошла в число стран-лидеров  борьбы с одной из самых острых проблем современности — торговлей  людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы  ООН и находит свою практическую реализацию.

Республика Беларусь – лидер  в таких вопросах, как борьба с  любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская  проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым  противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором  резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

Существенная часть политического  диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает  в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны  в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более  полного учета интересов каждого  государства-участника.

Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свои подходы  к НАТО, Беларусь исходит из общепризнанного  права каждого государства на коллективную оборону и вступление в союзы на основе свободы выбора. Интересам Беларуси отвечает пошаговое  углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую  территорию контрабанды, нелегальных  мигрантов, оружия, наркотических средств.

Беларусь – единственная из европейских  стран – является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в качестве стабилизирующего центра силы, способного стать фундаментом  многополярного мира. Членство в Движении создает дополнительную возможность  для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по Движению Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой  политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся  стран и стран с переходной экономикой в мировую хозяйственную  архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей политического, социально-экономического и культурного  развития человечества.

Активно используя трибуны ООН, ОБСЕ, ДН для утверждения мирных и справедливых подходов к решению  любых, даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж  миролюбивого государства. Последовательная политика в сфере ядерного разоружения, участие в большинстве режимов  нераспространения, наряду с мирными  инициативами, обеспечивают Беларуси высокое международное признание.

Сохранение суверенного права  на выбор собственного пути развития, на принятие самостоятельных решений  является обязательным элементом демократического, справедливого мироустройства. Республика Беларусь решительно не приемлет вмешательства  в свои внутренние дела, не позволяя себе при этом подобных шагов в  отношениях с другими странами, и, соответственно, осуждает в международных  отношениях практику применения односторонних  принудительных мер для оказания давления на суверенные государства. Такая  принципиальная позиция делает Беларусь уважаемым и привлекательным  партнером для членов международного сообщества.

Как донор международной безопасности Беларусь играет существенную роль в  формировании новой системы общеевропейской  безопасности. Работа на этом направлении  включает в себя, с одной стороны, создание целостной системы национальной обороны, с другой – последовательное расширение участия Беларуси в процессах  укрепления международной и региональной безопасности и стабильности.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных  отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия  всех ее субъектов, взаимного уважения и сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена  мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

 

 

Заключение

 

Итоги внешнеполитической деятельности Республики Беларусь представляют собой  сочетание успехов и неудач, достижений и просчетов. С одной стороны, страна добилась всеобщего международного признания, доказала способность к  независимому существованию в сообществе суверенных государств, урегулировала  отношения с соседними государствами, содействовала своей политикой  в области ядерного разоружения  укреплению мировой стратегической стабильности.

С другой стороны, во второй половине десятилетия накапливались трудности  и проблемы, вызванные причинами  субъективного порядка. Несбалансированность восточного и западного векторов белорусской внешней политики существенно  влияет на государственность Беларуси и ее международные позиции. Ухудшение  отношений с Западом, который (нравится это кому-то или нет) становится все  более влиятельным и активным фактором на западной периферии постсоветского пространства, оказывает негативное воздействие на социально-экономическую  ситуацию внутри Беларуси и ее международное  положение. Нормализация отношений  с ведущими государствами Запада и такими влиятельными международными организациями, как Европейский  союз, Совет Европы, НАТО и МВФ, является приоритетом номер один для внешней  политики Республики Беларусь. Как  нам представляется, в решении  этой задачи заинтересованы как правительственные  круги, так и оппозиционные политические силы.

Опыт развития Республики Беларусь второй половины 1990-х гг. доказывает неразрывность внутренней и внешней  политики белорусского государства, внутренних и внешних факторов его функционирования. Это дает основания предполагать, что демократизация внутриполитической жизни будет вести к ослаблению внешнеполитической изоляции. С другой стороны, воздействие соседних государств и международного сообщества на правящий режим может и должно влиять на достижение национального согласия между оппозиционными силами и правительством.

Важнейшим фактором развития Беларуси была и остается Россия. От того, как  будут развиваться отношения  с восточной соседкой, какие силы будут у власти в Москве, будет  зависеть во многом и судьба белорусского государства.

Однако решающей и определяющей силой развития Беларуси как государства  и этнотерриториальной общности остается белорусский народ во всей совокупности его социальных и национальных структур. Его патриотическая и гражданская  позиция определит сущность и  направления исторической трансформации  Беларуси, ее роль и место в международном  сообществе в начале XXI в.

 

Литература

 

  • Круглова Г.А. Политология: Учеб. пособие.–Мн.: ЗАО “Веды”, 2007.
  • Мельник В.А. Политология: Учебник. Минск, 2006.
  • Мельник В.А. Республика Беларусь: власть, политика, идеология.–Мн., 2008.
  • Белорусский сайт «Развитие» (Международное общественное объединение).

Адрес сайта - http://evolutio.info/.

  • Белорусский интернет-портал Президента Республики Беларусь.

Адрес сайта - http://www.president.gov.by

 


Информация о работе Международные отношения и внешняя политика РБ