Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:22, реферат
Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества. Широкую известность имеет высказывание известного английского политика Пальмерстона о том, что «у Великобритании нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы». Именно понятие «национально-государственный интерес» является ключевым в понимании сущности внешней политики, которая состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы государства выражают потребности его функционирования и развития и вытекают из социально-экономической и политической природы государства, его места в системе международных отношений.
Сущность, содержание и механизм осуществления внешней политики. (стр. 3)
Международные отношения: понятие, структура и типы. Мировая политика и международное право. (стр. 7)
Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене. (стр. 11)
Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности. (стр. 15)
Заключение. (стр. 19)
Литература и источники. (стр. 20)
Сегодня мы имеем переходный период, когда старая биполярная система отошла в прошлое и формируются новые центры международных отношений и новая структура.
Современные геополитические теории стремятся определить перспективу создания нового баланса сил после распада СССР и биполярной системы международного порядка.
Международные отношения базируются
на двух основных принципах: силе и
праве. В вопросе их соотношения
существуют две противоположные
позиции. «Силовой подход» признает
примат силы. Право придает только
внешнюю респектабельность
Международное право возникло вместе
с межгосударственными
Содержание международного права
составляют общепризнанные нормы и
принципы. Под нормой МП понимается
правило поведения, которое признается
государствами и другими
Сущность этого порядка
Таким образом, анализ конкретных внешнеполитических действий и международных отношений кроме теоретического подхода, связанного с использованием понятийного аппарата, предусматривает использование и нормативно-юридического подхода – оценки конкретной политики с точки зрения соответствия Конституции и принципам международного права.
Внешнеполитическая концепция.
Место Беларуси на международной арене.
Внешняя политика Республики Беларусь
служит обеспечению благоприятных
внешних условий для
В настоящее время (2007 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены
в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями
посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими
учреждениями (включая почетных консулов);
международные организации – 12 представительствами.
По совместительству в Республике Беларусь
аккредитовано 87 иностранных
Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.
Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Прежде всего, Россия – не только наш основной торговый партнер, но и источник широкой поддержки Беларуси на международной арене. Для Республики Беларусь сотрудничество с Российской Федерацией имеет стратегическое значение. Важно и то, что, строя свои отношения на союзнической основе, Беларусь и Россия сохраняют свой суверенитет, оставаясь полноправными субъектами международного права.
Следующий приоритет на данном направлении внешней политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ. Беларусь всегда являлась последовательным сторонником восстановления разорванных после развала СССР связей во имя успешного и стабильного развития наших стран и народов. Вместе с тем функционирование существующего сегодня далеко не совершенного механизма взаимодействия государств-участников СНГ испытывает определенные проблемы. Это побуждает Республику Беларусь искать новые формулы взаимодействия в рамках СНГ.
Беларусь придает большое
Активное участие Республики Беларусь в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, которая является стержнем этой международной структуры, появляется все больше потребностей в новых гранях – от сотрудничества в социальной сфере, области здравоохранения и спорта до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.
ОДКБ вносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в регионе. На повестке дня этой организации – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, незаконной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств.
Как неотъемлемая часть европейского континента и сторонница мира и прогресса Республика Беларусь последовательно воплощает в жизнь идею добрососедства. Добрососедские отношения на двусторонней основе, их успешная экономическая составляющая дают Республике Беларусь дополнительные аргументы в переживающем непростые времена диалоге с Евросоюзом. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с преступностью, стратегический транзит, поддержание региональных контактов, экологическое, культурное взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития конструктивных отношений между Республикой Беларусь и Европейским союзом в указанных сферах.
Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США по всем направлениям. Понимая, что потенциал взаимных отношений далек от своего максимума, Республика Беларусь приглашает США и ЕС к конструктивному диалогу на равных условиях.
В качестве одного из перспективных
направлений внешней политики Беларуси
выступает азиатско-
На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Установление политического диалога на высоком уровне с Венесуэлой позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, подогрело интерес к совместной реализации крупных экономических проектов. Эффективно развиваются отношения с нашим традиционным и надежным партнером – Кубой.
Приоритетное место во внешней
политики Беларуси занимает многосторонняя
дипломатия, продвижение и защита
наших интересов в
Значительная часть
Являясь одним из государств-основателей
Организации Объединенных Наций, Республика
Беларусь поддерживает политику ООН
в области сохранения международного
мира и безопасности, в сфере укрепления
и развития существующих международных
режимов по предотвращению распространения
оружия массового уничтожения, сокращения
и ликвидации его имеющихся арсеналов.
Принципиальна позиция Беларуси
в том, что именно ООН должна стать
консолидирующим и
Озвученные Главой белорусского государства
на специальном пленарном
Беларусь – единственная из европейских
стран является полноправным членом
Движения неприсоединения (ДН). Членство
в ДН создает дополнительную возможность
для продвижения инициатив
Активно используя трибуны ООН,
ОБСЕ, Движения неприсоединения для
утверждения мирных и справедливых
подходов к решению любых даже
самых острых конфликтов, Беларусь
тем самым подтверждает на международной
арене имидж миролюбивого государства.
Последовательная политика в сфере
ядерного разоружения, участие в
большинстве режимов
Республика Беларусь исходит из
убеждения, что мировой порядок XXI
века должен основываться на механизмах
коллективного решения ключевых
проблем, на приоритете положений Устава
ООН и общепризнанных норм международного
права. Стабильность системы международных
отношений может быть достигнута
только на основе реального равноправия
всех ее субъектов, взаимного уважения
и взаимовыгодного
Приоритеты
и направления
Внешняя политика Республики Беларусь
служит обеспечению благоприятных
внешних условий для
Базовым принципом стратегии Республики
Беларусь на международной арене
является принцип многовекторности,
сбалансированности внешнеполитических
направлений, доказавший свою эффективность
и жизнеспособность. Неотъемлемые черты
этой стратегии –
Информация о работе Международные отношения и внешняя политика РБ