Международные отношения: сущность и структура, особенности развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - рассмотреть особенности развития международных отношений.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть особенности и субъекты международных отношений
Особенности развития международных отношений
На примере развития Балтийского региона рассмотерть особенности развития международных отношений.
Выделить проблемы Балтийского региона и пути их решения.

Содержание работы

Введение 3
1.Особенности изучения современных международных отношений 5
1.1. Понятие международных отношений 5
1.2. Субъекты международных отношений 9
1.3. Особенности развития международных отношений 15
2. Балтийский регион 19
2.1. Страны Балтийского региона 19
2.2. Стратегия развития балтийского региона 22
2.3. Взаимоотношения с Россией 27
3.Перспективы и проблемы развития Балтийского региона 30
3.1. Перспективы Балтийского региона 30
3.2. Проблемы Балтийского региона 31
Заключение 39
Список использованных источников и литература 40

Файлы: 1 файл

Mezhdunarodnye_otnoshenia_suschnost_osobennosti_r.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Ш ОПЕК (Организация  стран-экспортеров нефти). На их долю приходится более 40% мировой добычи нефти и примерно 60% ее экспорта. ОПЕК устанавливают текущие цены на нефть на мировом рынке.

Ш АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество). Создано  в 1989 г., занимается широким кругом вопросов: развитие торговли, науки, промышленных технологий, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, сохранения морских ресурсов, рационального использования людских ресурсов.

Ш АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Основана в 1961 г. с целью взаимного содействия развитию Юго-Восточных стран Азии и обеспечение безопасности от вмешательства  извне.

Ш ОАЕ (Организация  африканского единства). Создана в 1963 г., цель - укрепление единства государств континента, развитие политического  и экономического сотрудничества, защита суверенитета и территориальной  целостности.

Также к МПО  можно отнести Лигу арабских государств, Совет Европы и Содружество Независимых Государств.

Что касается неправительственных  акторов, то среди них обычно выделяют:

- международные неправительственные организации;

-транснациональные корпорации;

- внутригосударственные регионы.

НПО весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства. Это могут быть профессиональные организации (Международная организация журналистов); спортивные (Международный Олимпийский комитет); религиозные (Всемирный совет церквей); экологические (Гринпис); гуманитарные (Международный Красный Крест). Для международных неправительственных организаций конца XX - начала XXI в. характерно: резкое увеличение их количества и числа людей, вовлеченных в эту деятельность; расширение географии деятельности; усиление политического влияния; расширение спектра вопросов, которыми они занимаются. Следующий значимый участник международного взаимодействия - транснациональные корпорации. ТНК представляют собой бизнес-структуры, деятельность которых в значительной степени распространяется на несколько стран. В отличии от международных организаций ТНК работают с целью извлечения прибыли. Рост ТНК стимулируется развитием транснациональных банков - ТНБ, которые осуществляют финансовые операции по всему миру. ТНБ делают капитал крайне мобильным, предоставляя возможность быстрого развития транснациональных корпораций. Финансовые рычаги, которыми располагают ТНК, позволяют им порой действовать весьма эффективно на международной арене: инвестиции в экономические проекты дают возможность в ряде случаев предотвратить развитие конфликта. Также ТНК создают рабочие места в развивающихся странах, развивают демократизацию за счет совершенствования рыночных отношений. Одна деятельность ТНК имеет и оборотную сторону. Стремясь к максимальной прибыли, ТНК могут усиливать расслоение мира по линии «богатый Север - бедный Юг» за счет сохранения дешевой, хотя и малоквалифицированной, рабочей силы в странах «Юга». Также ТНК способствуют размыванию национальных особенностей путем внедрения своих технологий и продукции. Одновременно с другими участниками самостоятельные шаги на мировой арене предпринимают внутригосударственные регионы. С правовой точки зрения, они не могут вести самостоятельную внешнеполитическую деятельность, хотя сохраняют внешние связи в области культуры, торговли, науки. Тем самым эти территориальные образования занимаются международной деятельностью. Обычно регионы проявляют наибольшую активность в экономической сфере, поэтому рассматриваются порой как аналоги корпораций, которые конкурируют между собой.

Таким образом, современный мир - это сложнейшее и противоречивое, как никогда  прежде, человеческое общество. В мире господствует политика, затрагивающая интересы всех и вся: социальная, экологическая, военная, культурная, демографическая и т.д. Для решения отдельных проблем, актуальных вопросов в своих интересах, отстаивания этих интересов государства, политические партии, отдельные человеческие коллективы все чаще объединяются в различные международные организации - правительственные и неправительственные. Такова ныне одна из тенденций международного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности развития международных отношений

 

Современный этап международных отношений характеризуется  стремительностью перемен, новыми формами  распределения власти. Ушло в прошлое  противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной. В пестрой картине ломки старых и строительства новых меж-дународных отношений все же можно выделить несколько просматривающихся тенденций развития.

По модулю полярности можно выделить три класса систем международных отношений. Однополярная, двухполярная и многополярная.

В однополярной системе доминирует один центр силы, один полюс. Не часто это бывает. Вспомним Древний Рим. Дальше - большая  пауза. И начало XXI века - Соединенные  Штаты Америки. Однополюсный мир  вполне удобен. Нападение на этот самый «полюс» исключено почти по определению. Порядок, дисциплина, равновесие на политической поверхности часто скрывают разброд и недовольство под этой поверхностью. Двухполюсный мир еще тревожнее. Ведь речь идет не просто о двух государствах, а о двух противостоящих идеологиях, двух антагонистических социальных системах [12, C.43]. Мирное сосуществование СССР и США теоретически не исключало истребительную войну между ними. Двухполюсный мир характеризуется жесткой блоковой дисциплиной, дисциплиной интересов и идеологий. Главная опасность соперничества двух центров силы - постоянная гонка вооружений. Что касается многополярного мира, то мировое сообщество, опирающееся на взаимодействие, равновесие нескольких центров силы, несравненно сложнее, потенциально опаснее, чем мир, держащий равновесие на один или два центра. Не случайно обе мировые войны возникли как следствие нарушения, срыва именно многомерного баланса, который был призван удерживать великие державы тех лет от резких движений. Но существует и другая точка зрения на многополюсный мир - он является и исходной гранью, и основной нормой состояния международных отношений, так как он отвечает формационным и общецивилизационным процессам современности, интересам всего мирового сообщества.

Ныне существует несколько вариантов видения  разделения власти в будущем в  мировом масштабе. Так Бьюзан строит сценарии будущего, исходя из количества сверхдержав, поскольку именно этот фактор, в его представлении, задает вектор развития системы. Сценариев три: 1+х, 2+х и 0+х, где 1,2 и 0 - количество сверхдержав, а х - количество «великих держав». Первый сценарий предполагает сохранение сегодняшнего статус-кво, когда США остаются единственной сверхдержавой, окруженной четырьмя «великими» - Японией, Китаем, Россией и Европейским союзом. Стабильность существующей системы обусловливается тем обстоятельством, что ни одна из «великих держав» не стремится к статусу сверхдержавы [13, C.115]. Только Европейский союз потенциально способен предложить проект «европейскую мечту». Безусловно, при соблюдении ряда «если». Единая внешняя политика ЕС является сколь необходимым, столь и очевидным условием. Кроме того, единая Европа должна быть готова принять на себя глобальные обязательства и глобальную ответственность. Но даже если это произойдет, мир с двумя сверхдержавами будет стабильным, учитывая, что разрыв в идентичностях между двумя сторонами Атлантики минимален. В ближайшие 20 лет появление второго полюса притяжения автор считает маловероятным. Но при каких обстоятельствах США могут утратить свой статус? Бьюзан выдвигает 2 предложения: вследствие имперского перенапряжения или в результате неспособности США легитимизировать свое глобальное лидерство. Другой теоретик Киссинджер утверждал: «Система международных отношений XXI века будет включать в себя, по крайней мере, шесть важнейших участников - США, Европу, Китай, Японию, Россию и, вероятно, Индию» Структура международных отношений будущего будет «шестиполюсной», причем один из «полюсов» - Европа будет представлять собой совокупность нескольких государств.

Наиболее достоверной  и отвечающей современным реалиям  является точка зрения, согласно которой  основной тенденцией международных  отношений является переход от однополярности к многополярности. После падения  режима Саддама Хусейна многие более настойчиво заговорили о наступлении в международных отношениях эры однополюсности, господства США. Конечно, нельзя не признать, что мощь у Америки, действительно, есть. На протяжении 90-х годов американская экономика развивалась беспрецедентно высокими темпами. В военной сфере США тоже лидируют, опережая других по большинству параметров боевой мощи. Но успешно десятилетии кончилось, и американская экономика опять забарахлила. А у некоторых других стран, напротив, имеет место взлет (как в Китае) или наметилось ускорение (как в России). И возможно не за горами очередные перемещения в лидирующей группе государств [13, C.120]. В мире появилось немало вполне самостоятельных, сильных и решительно настроенных на жесткую конкуренцию «игроков». Причем, их число растет: это и Индия, и Южная Корея, и Турция, и Бразилия, и Индонезия. Еще один аргумент, который приводится в доказательство однополюсности современного мира, - это якобы беспрецедентные гегемонистские устремления Вашингтона. Одним за другим стали выходить труды, обосновывающие право США на гегемонию. В них утверждается, что Вашингтон как инициатор и лидер объективного и прогрессивного процесса глобализации является его гарантом. На Америку ложится бремя законодателя, судьи и шерифа. Но мы можем наблюдать, что Вашингтон не имеет шансов на обретение такого титула. Ведь нет пассивного всеобщего принятия американского диктата. Напротив, налицо нарастающее несогласие с гегемонистской политикой со стороны крупных и влиятельных держав - России, Китая, Индии, многих мусульманских и других развивающихся стран. Появились симптомы стремления недовольных к широкому партнерству для сдерживания США. Их можно заприметить даже в Китае, вот уже 20 лет неуклонно проводящем политику невступления в альянсы и гибкого балансирования между великими державами. Существенными препятствиями гегемонии США также являются терроризм, антиамериканизм и грандиозные затраты на создание мировой империи. Средств на экспорт демократии и военную гегемонию в глобальном масштабе становиться меньше. Также развитию многополюсности служит осознание США, что многие из проблем нашего взаимозависимого мира можно урегулировать только при условии тесного и равноправного партнерства с другими членами мирового сообщества.

Таким образом, происходит продвижение к многополярности, что означает снижение удельного веса США в мировой экономике и мировой политике, постепенное растворение однополюсного мира в иной структуре международных отношений. Зависимость мира от США съеживается. Хотя мы продолжаем, зависит от США, но также Америка зависит от нас вследствие глобализации. Можно утверждать, что на протяжении столетия трансформация глобальной структуры международных отношений совершила полный цикл. От многополярности, которая сложилась до конца XIX столетия, она прошла через двухполярность, которая сулила закончиться однополярностью и в начале XXI столетия вернулась к многополярности.

 

 

 

 

 

2. Балтийский регион

2.1. Страны Балтийского региона

 

Понятие “Балтийский регион” не имеет устоявшиеся географических

границ. Узкое его понимание  базируется на практике приграничной кооперации. В таком смысле в Балтийский регион чаще всего включают Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Калининградскую область, выходящие на Балтику административные единицы Дании, Швеции, Финляндии, Германии, страны Прибалтики, а также северные воеводства Польши. Многие города этих территорий входят в Союз Балтийских городов. Иногда это ядро более широкого региона называют Балтийским поясом. В самом широком геополитическом смысле Балтийский регион включает в себя государства, имеющие выход к Балтике: Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Германию, Данию, Швецию и Финляндию; к числу стран региона иногда относят также находящиеся недалеко от Балтийского моря Норвегию и Белоруссию [2, C. 5].

Физико-географическое обоснование  Балтийского региона относит  к нему территорию бассейна рек, впадающих в Балтийское море. Тогда к нему относится почти весь Северо-Запад России, прилегающие части Севера и Центра, а также Калининградская область. Из зарубежных государств целиком в Балтийский регион входят Прибалтийские страны – Литва, Латвия и Эстония, практически вся Польша, основная часть Швеции и Финляндии, больше половины территории Дании и почти половина Белоруссии, северо-восток Германии, часть Норвегии, небольшие участки Украины, Чехии и Словакии.

Балтийский  регион по многим параметрам имеет  исключительно важное значение для  всех европейских государств, его  историческая роль особенна. Раньше здесь  сталкивались интересы крупнейших европейских держав – России, Пруссии, Польши, Швеции. Пожалуй, за всё время «борьбы за Балтику» было пролито крови не меньше, чем воды в Балтийском море. Однако ради будущего сотрудничества и процветания европейские страны не должны больше воевать друг с другом, и об этом сегодня говорится на самом высоком уровне. Не будет преувеличением сказать, что русская история началась с Балтики.

Существует также принцип  исторического развития, в результате которого многочисленные народы, живущие  вокруг Балтийского моря, на протяжении тысячелетий вступали друг с другом в многочисленные контакты разного вида. Историки говорят о балтийском регионе, который может быть рассмотрен как некое североевропейское подобие средиземноморской цивилизации. Однако исторический подход дает слишком аморфное понимание термина «Балтийский регион» и для определения конкретных границ региона может быть использован с большими оговорками, если может быть использован вообще. К сожалению, необходимо отметить, что в исторических исследованиях как правило, происходит педалирование тем, являющихся наиболее актуальными с точки зрения политики и наоборот [1, C.31]. В силу этого для определения понятия «Балтийский регион», имеющего конкретное наполнение, которое может быть выражено в политико-административных границах, необходимо опираться в первую очередь на реалии политической жизни. В современной международной жизни есть несколько вариантов понимания «Балтийского региона», не ограничивающихся эфемерной декларацией существования региона как такового, но очерчивающих конкретные границы этого региона. В целом варианты сходны между собой, различаясь в деталях.

В узком понимании  к странам Балтийского региона относят государства, имеющие непосредственный выход к Балтийскому морю, благодаря чему получают возможности прямых морских коммуникаций между любыми двумя из них без пересечения границ других государств. Это девять стран. В порядке убывания численности населения: Россия, Германия, Польша, Швеция, Дания, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония.

В широкой трактовке принято говорить об одиннадцати странах, являющихся членами образованного в 1992 году Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Помимо уже перечисленных девяти стран в СГБМ входят также Норвегия – с самого основания Совета, и Исландия – с 1995 года. Наконец, в рамках широкого понимания термина к странам Балтийского региона относят также и Беларусь. Термин «страны Балтийского региона» предполагает, что в качестве субъектов политической, экономической, культурной активности выступают государства, при определении, что государство - это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Однако, в современном мире при растущей глобализации и интеграции государств в межнациональные процессы, вертикаль власти центр – регионы становится все менее жесткой, отдельные регионы приобретают все большую самостоятельность. Особенно это характерно для стран – членов Европейского Союза. В рамках ЕС все большую популярность приобретает понимание единой Европы как Европы регионов. В силу этого термин «страны Балтийского региона» становится все менее актуальным. Он все настойчивее вытесняется понятием «Балтийский регион», под которым понимается трансграничный регион, состоящий из микрорегионов различных государств и в силу этого не совпадающий с государственными границами. Существует несколько обоснований этого понятия. В зависимости от каждого конкретного подхода территориальные границы «Балтийского региона» хотя и незначительно, но изменяются. Самое очевидное обоснование Балтийского региона - физико-географическое. В его основе лежит «бассейновый» принцип, в соответствии с которым к Балтийскому региону относится территория дренажного бассейна рек, впадающих в Балтийское море. При таком подходе в Балтийский регион целиком входят Литва, Латвия, Эстония, практически вся Польша, основная часть Швеции и Финляндии, более половины территории Дании и почти половина Белоруссии, северо-восточная часть Германии, небольшие участки Украины, Чехии и Словакии. К региону логично относить также прилегающую к Балтийскому морю часть Северо-запада Российской Федерации - Санкт-Петербург, Псковскую, Калининградскую, основную часть Новгородской

Информация о работе Международные отношения: сущность и структура, особенности развития