Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - рассмотреть особенности развития международных отношений.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть особенности и субъекты международных отношений
Особенности развития международных отношений
На примере развития Балтийского региона рассмотерть особенности развития международных отношений.
Выделить проблемы Балтийского региона и пути их решения.
Введение 3
1.Особенности изучения современных международных отношений 5
1.1. Понятие международных отношений 5
1.2. Субъекты международных отношений 9
1.3. Особенности развития международных отношений 15
2. Балтийский регион 19
2.1. Страны Балтийского региона 19
2.2. Стратегия развития балтийского региона 22
2.3. Взаимоотношения с Россией 27
3.Перспективы и проблемы развития Балтийского региона 30
3.1. Перспективы Балтийского региона 30
3.2. Проблемы Балтийского региона 31
Заключение 39
Список использованных источников и литература 40
области, часть Карелии, небольшие территории Архангельской и Мурманской областей, а также Тверской области, принадлежащей Центру России. В таком составе Балтийский регион фигурирует в инициированной Упсальским университетом (Швеция) международной программе «Балтийский Университет», Программа «Балтийский университет» - это сеть из 225 вузов 14 стран бассейна Балтийского моря. Сеть координируется Секретариатом Балтийского университета, который является частью Упсальского центра устойчивого развития в Упсальском Университете.
В отношении методов и механизмов регионального сотрудничества, служащего укреплению межрегиональных связей можно назвать следующие институции. Международная программа «Видение и стратегии развития государств Балтийского региона 2010» (VASAB 2010). Основы этой программы, реализуются по линии Европейского Союза и по линии Совета Европы. Базовый документ программы – «Видение и стратегии вокруг региона Балтийского моря 2010. Он был принят на конференции в Таллинне 7-8 декабря 1994 года. Вслед за этим, в 1996 году вышел доклад «От видения к действию». Концепция VASAB 2010 объединяет в общую систему 4 основных ценности и 14 целей и программы непосредственных действий для региона Балтийского моря. VASAB 2010 поддерживается 7 действиями - программами, закрепленными в документе «От видения к действию».
Основные ценности:
1. развитие;
2. устойчивость окружающей среды (инвайронментальная);
3. свобода;
4. солидарность;
Ценности могут быть сгруппированы бинарно: развитие и свобода; иинвайронментальная устойчивость и солидарность.
Цели:
Городская система международного значения
1. Конкурентоспособная система городов повышает свое значение,
осуществляя сотрудничество через Балтийское море и с Европой.
2. Система городов
гарантирует пространственное
3. Связи между
городскими зонами и
4. Города создают
привлекательную городскую
Эффективные и устойчивые связи между городами
- Сеть передвижений региона Балтийского моря использует соответствующий окружающей среде транспорт.
- Сеть передвижений обеспечивает условия для эффективной интеграции внутри региона Балтийского моря и региона с миром.
- Производство энергии все более опирается на возобновляемые и соответствующие экологии источники энергии. Области, поддерживающие динамизм и качество жизни.
- Международное сотрудничество способствует пространственному экономическому и социальному согласию.
- Функция островов как туристского ядра в регионе Балтийского моря.
- Прибрежная зона планируется через тонкий баланс между развитием и защитой.
- Балтийская сеть природных территорий обозначена и защищена.
Всестороннее пространственное планирование в действии
- способствует согласованию и пространственному согласию поперек границ.
- основано в принципах субсидианости, участия и транспарентности.
- способствует координации отраслевого и регионального планирования.
Действия:
1. Создание программы
устойчивого расселения и
2. Объединение
развития Европейской
3. Создание набора
пилотных проектов для
4. Создание сети гаваней, принимая во внимание критерии региональной и экологической эффективности.
5. Разработка
морской транспортной
6. Создание системы,
контролирующей
7. Организация региональных конференций для представления ключевых проектов и постоянного руководства проектами по реализации VASAB 2010.
Европейская комиссия активно продвигает концепцию «Морские перевозки на короткие расстояния», основной целью которой является переключение грузопотоков с перегруженных наземных видов транспорта на более дружественный с точки зрения влияния на окружающую среду морской транспорт. Составной частью данной концепции является проект «Морские магистрали», в том числе и отдельно по Балтийскому морю.
Совет государств Балтийского моря (СГБМ) - межправительственная организация, основанная на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря в Копенгагене 5-6 марта 1992 года. В него входят Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. C 1 июля 2009 года статус наблюдателя при СГБМ имеет Беларусь.
Цель Совета - стимулирование всестороннего сотрудничества между странами региона. Задачи и основные направления балтийского сотрудничества были сформулированы в Декларации о создании Совета государств Балтийского моря, принятой в марте 1992 г. В качестве приоритетных направлений работы СГБМ определены оказание заинтересованным государствам экономической и технической помощи; борьба с транснациональной преступностью, незаконной миграцией, торговлей людьми и наркотиками; развитие транспорта и коммуникаций, энергетической сферы; поддержка национальных демократических институтов; сотрудничество по вопросам гуманитарной помощи, здравоохранения, охраны окружающей среды, культуры, образования, информации и туризма [6, C.73]. Эта организация не обладает наднациональными полномочиями и является межправительственным форумом, где страны-участницы обмениваются мнениями по вопросам развития регионального сотрудничества. СГБМ является «зонтичной» организацией, под эгидой которой в 1990 гг. было создано около 60 различных структур, наиболее значимыми из которых являются: Парламентская конференция Балтийского моря, Конференция по субрегиональному сотрудничеству, Союз балтийских городов, Ассоциация торговых палат и Консультативный совет деловых кругов балтийских стран. Примером конкретной работы в рамках СГБМ можно привести Программу Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», презентация которой состоялась 10-11 марта 2008 года в Риге (Латвия) на заседании Рабочей группы по демократическим институтам Совета государств Балтийского моря.
Балтийское море окружено восемью государствами-членами ЕС и Россией. В 2012 было составлено много отчетов и планов мероприятий, но их результаты были ограниченными. Имеется большая потребность в улучшении координации между многочисленными заинтересованными органами. Многие из стоящих в настоящее время перед регионом задач лежат в сфере политики ЕС. Программы структурных фондов ЕС, действующие в регионе, создают необходимую основу для укрепления сотрудничества. Европейская Комиссия обращается со своими предложениями к государствам-членам ЕС, а также признает, что многие задачи могут быть решены только при наличии хорошего сотрудничества с Россией. Европейская Комиссия рекомендует усилить сотрудничество при помощи имеющихся инициатив, главным образом, при помощи инициативы «Северное измерение», являющейся совместной политикой ЕС, России, Норвегии и Исландии.
В разные времена Балтийский регион был и ареной противоборства расположенных здесь государств, и зоной их взаимных торговых связей. Борьба за обладание берегами Балтики длилась многие столетия. Русское государство с момента его основания в IХ веке имело выход к Балтийскому морю. В результате неудачной Ливонской войны в конце ХVI века этот выход был утрачен. И только Петру Великому, ценой неимоверного напряжения сил всего государства, в ходе Северной войны удалось вновь овладеть балтийским побережьем и основать здесь в 1703 году Санкт-Петербург, ставший потом на два столетия столицей России.
С 1992 года сложилась современная политическая карта Балтийского региона. На его берегах расположены девять государств. Среди них и относящиеся к крупнейшим державам мира Россия и Германия. И средняя по размерам и населению Польша. И менее крупные по территории и числу жителей, но обладающие значительным экономическим потенциалом страны Северной Европы – Швеция, Дания и Финляндия. И малые государства Прибалтики, только что вторично получившие независимость [11, C.89].
Развитие экономических и политических связей со всеми странами региона крайне важно для Российской Федерации, которая после распада СССР и роспуска Совета Экономической Взаимопомощи вынуждена строить новую систему отношений в мировом территориальном разделении труда. Германия сейчас занимает первое место по объему российской внешней торговли. Важную роль играют торговые связи с Польшей, Финляндией, странами Прибалтики. Но, к сожалению, Польша и Прибалтийские страны стремятся переориентировать свою торговлю с традиционного восточного направления на западное. Это не всегда выгодно для обеих сторон, и здесь есть предмет для совместных научных исследований. Не исчерпаны возможности для российско-шведских и российско-датских экономических и культурных контактов.
На фоне процесса интеграции многих стран в Европейский Союз, в который уже вошли такие балтийские государства, как Германия, Дания, Швеция, Финляндия, входит Польша, затем, вероятно, Эстония и, возможно, другие Прибалтийские республики, для России очень важен одновременный процесс кооперации стран Балтийского региона. Став его участником, Российская Федерация может в какой-то мере преодолеть негативные аспекты своей изоляции от европейского интеграционного процесса, поскольку вопрос о скором вхождении России в ЕС пока не обсуждается, хотя Россия сотрудничает с органами Евросоюза.
Что касается более отдаленного будущего, то политики и специалисты как в России, так и за рубежом имеют разные точки зрения на перспективы интеграции Российской Федерации в объединенную Европу. Некоторые придерживаются мнения о необходимости возможно более тесной интеграции, вплоть до вхождения во все структуры Европейского Союза. Другие считают, что Россия должна формировать вокруг себя особое экономическое пространство, включающее прежде всего заинтересованные в интеграции страны ближнего зарубежья, входившие раньше в СССР, а, возможно, и не только их. Балтийские порты традиционно считаются “окном” России в Европу. Сейчас таких “окон” у России два – Санкт-Петербург с окрестностями и Калининградская область. Но речь идет не только о том, чтобы иметь на Балтике собственные порты для экспортно-импортных операций. Имеются возможности для вхождения в единую транспортную и энергетическую инфраструктуру, формирующуюся вокруг Балтийского моря, для создания зон приграничного сотрудничества и хозяйственных комплексов, включающих территории соседних (в том числе по морю) стран. Есть предпосылки для осуществления совместных исследовательских, образовательных и культурных проектов.
Без участия России сотрудничество в Балтийском регионе было бы не столь эффективным, как это возможно. Поэтому и многие российские соседи по Балтийскому морю проявляют большой интерес к налаживанию более тесных связей, к участию Российской Федерации, в особенности ее районов на побережье Балтики, в интеграционном процессе в регионе.
Развитие Балтийского региона во многом связаны с усилением связей между расположенными здесь государствами, их кооперации по совместному решению проблем, представляющих взаимный интерес. Таких проблем – экономических, экологических, демографических, политических – достаточно много. Имеются и острые противоречия, требующие своего разрешения, такие, как проблема вытеснения русского населения из государств Прибалтики. Важным для России является и обеспечение жизнедеятельности территориально изолированной от основной части страны Калининградской области. Все государства заинтересованы и во взаимоприемлемом решении задач военной безопасности. Россия, например, весьма озабочена расширением НАТО на восток (включая Польшу,Чехию и Венгрию), и в особенности постоянно муссирующимися слухами о возможном вхождении в его состав Прибалтийских стран.
Однако имеется и опыт тесного взаимовыгодного сотрудничества в регионе. Если говорить о Российской Федерации, то это не только прежние связи с республиками бывшего СССР или странами СЭВ (и Варшавского Договора), Польшей и ГДР, территория которой теперь входит в состав объединенной Германии. Хотя и здесь можно найти много подходящих для нынешнего времени примеров взаимной выгоды. Хорошим примером является сотрудничество России и Финляндии, в том числе их приграничных территорий [15, C.45]. В настоящее время есть прогресс в налаживании приграничных связей Калининградской области и соседних районов Польши и Литвы. Взаимовыгодное сотрудничество способствует решению сложных для постсоциалистических стран проблем реструктуризации их экономики и построения нового хозяйственного механизма.
Одним из факторов экономической интеграции европейских стран является развивающееся сейчас приграничное сотрудничество, поощряемое как ЕС, так и Российской Федерацией и всеми другими странами региона. Делаются попытки в рамках еврорегионов перейти от двустороннего к многостороннему сотрудничеству. Российские территории на Балтике находятся в выгодном положении, поскольку с их участием развитие международного сотрудничества в регионе наиболее эффективно. В самом центре многих районов приграничного сотрудничества находится Калининградская область. В этом заключаются выгоды ее географического положения, которые могут использоваться в интересах всей Российской Федерации.
Информация о работе Международные отношения: сущность и структура, особенности развития