Международный долговой кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Финансовый кризис - резкое ухудшение состояния финансовой системы, при котором быстро ухудшается финансовое состояние и государственных, и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии выполнять большую часть своих обязательств.
Финансовый кризис бывает разных видов:
валютный (ведет к девальвации национальной валюты

Файлы: 1 файл

мэо.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС.

1.ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНА  ВНЕШНЕГО ДОЛГА.

Финансовый кризис - резкое ухудшение состояния финансовой системы, при котором быстро ухудшается финансовое состояние и государственных, и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии выполнять большую часть своих обязательств.

Финансовый  кризис бывает разных видов:

валютный (ведет к девальвации национальной валюты);

банковский (требует большой государственной финансовой поддержки пошатнувшихся банков);

долговой (связан с обострением проблемы внутреннего или внешнего долга);

системный (затрагивает всю финансовую систему страны).

Причины финансовых кризисов многообразны. Прежде всего, это несостоятельная  макроэкономическая политика, слабая национальная финансовая система, неблагоприятные  внешние условия, неправильный обменный курс, политическая нестабильность.

Внешний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. К внешнему долгу  обычно относят долги, платежи по которым производятся в иностранной валюте либо в товарах и услугах и которые влияют на платежный баланс.

Долговой кризис является следствием растущей внешней задолженности. Причинами роста могут послужить: бюджетный дефицит, недостаток собственных  средств, утечка капитала, неправильная внутренняя и внешняя политика.60

Начало кризиса внешней  задолженности обычно датируют августом 1982 года1, когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.

Кризис внешнего долга  является единственным существенным препятствием на пути экономического прогресса развивающихся  стран.

Причины долгового кризиса

Причины возникновения долгового  кризиса объяснить не так-то просто. Как и все сложные явления, долговой кризис определяется не одним, а множеством факторов. Поскольку  десятки стран одновременно попали в тиски кризиса, это дает основание  предполагать, что основную роль в  его возникновении сыграли международные  факторы (например, повышение мировых  процентных ставок).  Нельзя исключать  влияние внутренних факторов, т.к. одни страны все же пострадали больше других.

а) Внешние факторы:

Рост цен на нефть во всем мире в 1973-19742 годах способствовал быстрому развитию рынка евродолларов, сети оффшорных банков, расположенных в Европе, которые занимали и ссужали международные средства (иногда думают, что нефтяной шок сыграл более непосредственную роль, заставив, развивающиеся страны-импортеры нефти занимать средства на мировых рынках для оплаты дополнительных счетов за нефть, фактически и страны-экспортеры, и страны-импортеры нефти быстро наращивали суммы заемных средств, и долговой кризис поразил и те, и другие). Ближневосточные страны-экспортеры нефти помещали огромные суммы дополнительной выручки в международные банки Европы; банки, в свою очередь, ссужали средства с этих депозитов заемщикам из развивающихся стран. Таким образом, нефтяной шок внес свой вклад в существенный прирост мировых кредитов, предоставляемых развивающимся странам.

Правительства ряда развивающихся  стран внезапно обнаружили, что коммерческие банки готовы ссужать средства. Большинству  крупнейших заемщиков (Аргентина, Бразилия, Мексика) казалось, что благодаря  низким ставкам процента в сочетании  с быстрым ростом доходов от экспорта (частично за счет высоких мировых  цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые из этих стран) в будущем у них  не будет никаких проблем с  обслуживанием долга.

Интересно отметить поведение  коммерческих банков в то время. Большинство  из них последовали примеру одного из наиболее влиятельных банков "Ситикорп", председатель которого Уолтер Уристон  заявил, что "государства не могут  быть банкротами"3.

Однако в начале 80-х  годов произошли драматические  изменения в экономической ситуации. Мировые процентные ставки резко  взлетели вверх в результате проведения антиинфляционной политики в развитых странах; в то же время падение  цен на сырьевые ресурсы, экспортируемые странами-должниками, привело к ухудшению  торгового баланса. Таким образом, быстрый рост экспортных доходов  развивающихся стран замедлился, а в некоторых случаях даже стал падать.

Совокупное действие высоких  процентных ставок и падение экспортных цен означали, что должники стали  платить очень высокие реальные проценты по внешним долгам, что  не замедлило привести к тяжелым  последствиям.

Экономика стран-заемщиков  была крайне подвержена влиянию роста  процентных ставок, поскольку их займы  осуществлялись на условиях плавающего процента. Это означает, что в  момент получения долгосрочного  кредита заемщик не знает и  не может знать процентной ставки, по которой он будет расплачиваться за кредит. Большинством кредитных  соглашений между правительствами  государств-заемщиков и коммерческими  банками предусматривалось, что  выплаты по процентам будут зависеть от процентных ставок мирового рынка  на момент выплат. Примерно 65% долга  Латинской Америки было взято  под плавающий процент, поэтому, когда в начале 80-х годов процентные ставки вдруг подскочили, счет Латинской  Америки за обслуживание долга резко  и неожиданно вырос. Одновременно с  этим резко сократился приток иностранных инвестиций.

б) Внутренняя политика:

Большая доля вины за разразившийся кризис должна быть возложена на внутреннюю экономическую  политику. В начале 70-х годов, когда  получение кредитов было легким делом, ни банкиры, ни заемщики не уделяли должного внимания тому, как страны-должники использовали предоставленные им кредитные ресурсы. Инвестировались ли они в проекты, сулящие доходы, достаточные для выплаты долга? Или они просто «предались»? Может быть, заемные средства «уплывали» из государства? Выбор направления использования заемных средств во многом определялся внутренней экономической политикой.

 

в) Фискальная политика:

Доступность внешних кредитов позволила многим правительствам во много раз увеличить расходы, не вводя новых налогов и не прибегая к инфляционному финансированию. Конечно, большие размеры внешнего долга могли поддерживаться только в течение ограниченного периода. Когда в начале 80-х годов приток капитала из-за рубежа внезапно сократился, правительства стран-должников не смогли сократить расходы и увеличить  налоговые поступления на величину, достаточную для компенсации  этого сокращения. Таким образом, дефицит стал финансироваться не за счет средств других государств, а за счет внутренних источников.

В странах с наибольшей внешней задолженностью (Аргентина, Бразилия, Мексика) долговой кризис был  связан главным образом с дефицитов  государственного бюджета.

Политика латиноамериканских стран может быть охарактеризована как популистская. Это означает, что правительства пытались заручиться поддержкой населения, реализуя крупные  государственные программы, даже если у правительства не хватало на это средств.

По-видимому, одной из причин, породившей такую популистскую политику, являлось существенное неравенство  доходов в странах Латинской  Америки. На одном полюсе находились очень богатые люди, на долю которых  приходилась большая часть национального  дохода, и, пользуясь своим экономическим  могуществом, они оказывали политическое давление на правительство, чтобы избежать больших размеров налогообложения. На другом полюсе находились низшие классы, которые распоряжались лишь незначительной частью национального дохода, но чья  огромная доля в общем, количестве населения  требовала существенных расходов на общественные нужды. Такое соотношение  порождает необходимость роста  расходов при низкой способности  правительства к увеличению налоговых  поступлений.

г) Торговая политика:

Другим существенным отличием стран, попавших в кризис, от стран, его избежавших, являлось их отношение  к международной торговле. Страны, которые избежали кризиса, имели  более свободные условия для  мировой торговли, реалистичные обменные курсы, обеспечивающие прибыльность экспортера, и в целом они следовали  политике, стимулировавшей конкурентоспособность  экспортного сектора в международном  масштабе.

д) Утечка капитала:

Побочным эффектом крупных  бюджетных дефицитов и завышенных обменных курсов в странах Латинской  Америки явилась широкомасштабная утечка капитала. Это происходит тогда, когда отечественные резиденты  конвертируют собственные накопления в иностранную валюту, чтобы хранить  их за пределами страны. В экономике  с фиксированным обменным курсом и открытым рынком капитала это может  быть сделано легально, путем простой  конвертации национальной валюты в  иностранную. В стране с регулируемым капиталом приходится прибегать  к нелегальным средствам (таким, как занижение выручки от экспорта).

Связь между утечкой капитала и бюджетным дефицитом часто  бывает непосредственной (существуют и другие причины утечки капитала: например, политическая нестабильность может заставить владельцев богатств переправлять средства за рубеж; кроме того, причиной утечки капитала является стремление уклониться от выплаты налогов). Мы знаем, что при фиксированном обменном курсе попытка правительства финансировать бюджетный дефицит приводит к избытку предложения национальной валюты, находящейся у домашних хозяйств. В свою очередь, домашние хозяйства конвертируют эти средства в иностранную валюту по официальному курсу. Резервы иностранной валюты центрального банка сокращаются, в то время как объемы средств в иностранной валюте у населения растут (если при этом средства перемещаются за границу, то растет и утечка капитала). Утечка капитала возрастет и при ожиданиях будущей девальвации национальной валюты.

е) Проблема иностранного долга и бюджетный кризис:

Поскольку основная доля взятых развивающимися странами иностранных  кредитов приходилась на государство, долговой кризис имел серьезные последствия  для государственного бюджета: правительства  оказались между двух огней: с  одной стороны, резко и неожиданного возросли затраты на обслуживание внешнего долга, с другой стороны, государства  лишились возможности получать иностранные  кредиты, чтобы покрыть бюджетный  дефицит. Нужно было или уменьшит бюджетный дефицит, или использовать внутренние средства для его финансирования.

Бюджетная проблема начала 80-х годов была порождена и  другими причинами. Во многих странах  торговый баланс значительно ухудшился, что снизило экспортную выручку  государственных предприятий, производивших  продукцию на экспорт, и сократило  налоговые поступления от экспорта. Многие частные фирмы в этот период также переживали финансовые затруднения, в некоторых странах правительства  частично или полностью взяли  на себя их долги, что в конечном итоге провело к росту задолженности  государственного сектора. Кроме того, как только разразился долговой кризис, реальные обменные курсы резко упали (т.е. цены экспортируемой продукции  в терминах неэкспортируемой выросли). Поскольку обслуживание долга осуществлялось в долларах, а налоговые поступления  правительства в основном зависели от производства неэкспортируемой продукции, реальное снижение обменного курса  значительно усилило бремя обслуживания долга за счет части внутренних налоговых  поступлений.

Возможные действия, которые  могли бы предпринять правительства, столкнувшись с серьезным бюджетным  кризисом, с политической, экономической  и социальной точек зрения были малопривлекательными. Расходы государственного сектора  были значительно сокращены во всех развивающихся странах. В частности, реальная заработная плата и инвестиции в государственном секторе резко  сокращались, создавая большую политическую и социальную напряженность. Были значительно  урезаны даже расходы на социальные нужды, что отрицательно сказалось  на здоровье и питании людей, особенно беднейших слоев населения; также были снижены расходы на образование.

При росте бюджетного дефицита правительства вынуждены были искать альтернативные источники финансирования. Поскольку внутренние финансовые рынки  не могли удовлетворить растущих потребностей государства в кредитах, правительства вынуждены были обратиться к печатанью денег.

Финансирование  бюджетного дефицита за счет эмиссии  денег подстегивает инфляцию. Таким  образом, одним из результатов долгового  кризиса явилось распространение  инфляции по всему миру.

2. Система управления внешним долгом 
(Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса международной задолженности)

Уже в начале 80-х гг. стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло  привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и  Транснациональных банков сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических  стран. В кризисных странах оказалось  замороженной большая часть вложений Транснациональных банков в развивающихся  странах. Уменьшение валютных поступлений  данных стран привело к сокращению сбыта товаров промышленно развитых стран, поэтому их правительства  и международные экономические  организации предприняли ряд  мер, чтобы стабилизировать мировую  кредитно-финансовую систему. Они оказывали  давление на коммерческие банки с  тем, чтобы те продолжили кредитование должников.

Информация о работе Международный долговой кризис