Международный долговой кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Финансовый кризис - резкое ухудшение состояния финансовой системы, при котором быстро ухудшается финансовое состояние и государственных, и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии выполнять большую часть своих обязательств.
Финансовый кризис бывает разных видов:
валютный (ведет к девальвации национальной валюты

Файлы: 1 файл

мэо.docx

— 52.40 Кб (Скачать файл)

Подход кредиторов: первая половина 80-х годов.  В подходе  кредиторов к проблеме кризиса задолженности  выделяется несколько периодов.

1. В 1983-1985 гг.4 Транснациональные банки стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки или предоставления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. Была повышена надбавка к ставке ЛИБОР до 2%, а комиссионные – до 1,1% стоимости пересматриваемого долга. Было заключено 67 соглашений по пересмотру задолженности, которые затронули почти половину всех банковских кредитов, полученных развивающимися странами. Следует отметить, что структурализация долга по сути не решала проблемы внешней задолженности, а переносила их на более поздние сроки.

Международные валютно-кредитные  учреждения выполняли центральную  роль в решении проблемы внешней  задолженности. МВФ для каждого  должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала  либерализацию или отмену валютного  и импортного контроля, снижение валютного  курса, открытие  экономики страны, принятие жестких антиинфляционных мер. Последние включали контроль за кредитами банков, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль за зарплатой, отмену контроля за ценами и поощрение свобод рынка. С принятием  этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов. Наряду с получением кредитов от МВФ или  МБРР организовывались также гарантированные  кредиты частных банков. С этой целью кредитные ресурсы Международного Валютного Фонда  в 1983 г. были увеличены  в 1,5 раза.

2. В 1986-1987 гг.5 произошло смягчение условий пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение. Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась в три раза, но объем новых кредитов сократился. Соглашения о пересмотре долговых обязательств еще в большей мере стали увязываться с программами МВФ.

3. С 1998 г6. предоставление новых кредитов несколько увеличилось, но они концентрировались в основном на Мексике и Аргентине. И хотя произошло улучшение условий пересмотра долгов, общее количество соглашений значительно уменьшилось.

Подход должников. Среди кризисных развивающихся стран в первое время отмечался политизированный подход к решению проблем международной задолженности. Был, выдвинут тезис об ответственности за сложившуюся ситуацию, как должников, так и кредиторов, раздавались призывы к полному отказу от платежей. Некоторые страны – Заир, Замбия, Нигерия, Перу – ограничили платежи по обслуживанию долга. Бразилия в 1987 г. отказалась на несколько месяцев платить западным частным кредиторам по долгам, которые за время моратория ежемесячно недополучали 400 млн. долл. платежей по процентам.

Во второй половине 80-х  годов развивающиеся страны отошли от политизированных заявлений, стали  подчеркивать необходимость налаживания  диалога на основе разделения ответственности  и сотрудничества между всеми  участниками долговых отношений. Преодолев  разногласия, развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули  совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическим  возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей  доходов от экспорта или долей  ВВП. Развивающиеся страны выступали  за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами. В программе отмечалась необходимость  принятия западными странами мер, облегчающих банкам пересмотр размеров и сроков процентных платежей, продление сроков консолидации кредитных обязательств и погашение основной суммы долга, а также предоставление новых кредитов. В программе содержалось предложение  вести переговоры о пересмотре условий задолженности без предварительного заключения соглашений с Международным валютным фондом.

Выдвижение  единой позиции явилось одной  из предпосылок изменения подходов международных экономических организаций  и индустриальных стран Запада к  разрешению долгового кризиса. Кроме  того, первая половина 80-х годов показала, что решение проблем задолженности  должно дифференцироваться от страны к стране, а увеличение тяжести  обслуживания долгов – бесперспективное дело. Дальнейшее обострение проблемы задолженности, связанное с истощением внутренних ресурсов  стран-должников, привело к потере многими их них  кредитоспособности на международных  рынках ссудного капитала. В результате они не смогли откликнуться на экономический  подъем западных стран ко второй половине 80-х годов. В промышленно развитых странах осознали невозможность  выхода из тупика лишь на основе стихийного действия рыночных сил.

Политика Запада. В 1988 г. был  объявлены предложения, получившие название план Брейди7, по имени министра финансов США. Они были положены в основу политики стран-кредиторов.

Уменьшение долга, снижение процентных ставок стало частью международной  стратегии в отношении задолженности  коммерческим банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой задолженности  в меньшие обязательства, которые  можно было полностью обслуживать, поощрение банков обменивать их требования к стране-должнику на новые обязательства  с различной степенью гарантий. Новые  обязательства должны были финансироваться  из валютных резервов страны-должника и специальными кредитами МВФ  и Мирового банка. При этом страна-должник  должна была принимать жестокую программу  структурной перестройки в соответствии с рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменение ценообразования, либерализацию внешнеторгового  и валютного режима, установление реального валютного курса.

Облегчение тяжести долга  достигалось в каждом конкретном случае. Согласование условий пересмотра  долгов осуществлялось между страной-должником  и комитетом, представляющим банки-кредиторы. Каждое соглашение должно было отвечать интересам всех кредиторов.

Согласованный подход западных стран обращали внимание на ослабление тяжести долгов наименее развитых стран, предусматривая частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Значительные льготы предусматривались  в отношении задолженности по государственным экспортным кредитам.

План Брейди также рекомендовал внести коррективы в методы решения  долговых проблем стран со средним  уровнем дохода, включая продление  сроков долговых платежей, перевод  краткосрочной задолженности в  долгосрочную, снижение общей суммы  задолженности. В число рекомендаций входило увеличение притока внешних  ресурсов в кризисные страны. Для  этого предусматривалось увеличить  средства в существующих международных  фондах и создать новые. В целом  данные предложения  западных средств  были направлены на содействие восстановлению темпов экономического рост стран-должников, усиление роли Транснациональных компаний на рынках развивающихся стран.

В конце 80-х – начале 90-х  годов число  коммерческих банков, снизивших долг, минуя переговоры о пересмотре задолженности, увеличилось. Банки проводили различные операции по разрешению кризисной ситуации, включая обратную покупку долга, обмен долга на национальную валюту и обмен долга на акции.

Обмен долга на акции заключается в том, что потенциальный инвестор покупает со скидкой на вторичном рынке ценных бумаг долг у коммерческого банка, представляет его центральному банку страны-должника для получения средств в национальной валюте, которые затем инвестируются. Такая операция по пересмотру долга получила значительное распространение.

Обмен долговых бумаг – это операция, когда кредиторы продают задолженность развивающейся стране со скидкой по отношению к номинальной стоимости в национальной валюте. Эти операции первоначально разрабатывались, чтобы достичь две главные цели – погасить часть обязательств развивающихся стран по долгу и обеспечить их источниками капитала.

Для снижения задолженности  использовался также обмен в национальной валюте одного долга на другой. В частности, это происходило при пересмотре официальной двусторонней задолженности Бразилии. При осуществлении такой операции правительство-должник покупает со скидкой на вторичном рынке бразильские долговые обязательства и обменивает их по полной стоимости на свой долг Бразилии. Подобные операции были проведены на основе договоренностей Бразилии с Боливией, Гайаной, Парагваем, что позволило последним существенно уменьшить их задолженность Бразилии.

Уменьшение внешней задолженности  в ряде случаев создавало проблемы для стран, участвующих в этих операциях. При обмене долга на акции  правительство может платить  наличными за долговые бумаги или  выпустить инвестиционные сертификаты  или другие ценные бумаги, чтобы  финансировать приобретение акций. Урегулирование внешнего долга, таким  образом, заменяет его на внутренний государственный долг, что также  требует его обслуживание. Чистый бюджетный выигрыш зависит, среди  прочего, от скидки, с какой правительство  перевело долг. Хотя операции по переводу долга в акции могут вызывать инфляцию, при приватизации государственных  предприятий это не отмечается, поскольку  не происходит обычно увеличение денежной массы, а обмениваются активы. Подобного  рода конверсия долга использовалась для финансирования программ приватизации в Чили, Аргентине, на Филиппинах.

Обычно считается, что  конверсия долга в ценные бумаги помогает увеличивать приток капитала в страны-должники, стимулируя дополнительные иностранные прямые капиталовложения. Оценки чистых выгод от притока прямых инвестиций  противоречивы, но в  любом случае эти операции требуют  расходов иностранной валюты. Перевод  прибылей и дивидендов может вызывать давление на платежный баланс в будущем. Проблемы обычно возникают в периоды  экономических спадов, когда компании стремятся репатриировать свои капиталы.

В отношении официальной задолженности западные страны проводили различную политику в зависимости от кредиторов. Пересмотр долгов, которыми владели международные институты, осуществлялся отдельно от долгов, принадлежащих банкам. Обязательства перед международными институтами, в частности МВФ и МБРР, должны были выполняться в полном объеме и не подлежали пересмотру, хотя целый ряд стран имел просроченные платежи. В связи с этим в 1990 г. Фонд принял определенный механизм разрешения проблем просроченных платежей. Ряд промышленно развитых стран Запада выделил дотации или займы странам с просроченными платежами для их погашения. Одна из причин подобного подхода заключается в том, что международные институты, за исключением МВФ, мобилизируют их ресурсы не через правительства, а на финансовых рынках, где размещаются их ценные бумаги. Правительства выступают держателями акций международных институтов, вносят основной капитал, большая часть которого может быть не оплачена, что имеет существенное значение для нормального функционирования институтов. Рынок сохранят конфиденциальность, обеспечивая институтам высокий кредитный авторитет, что позволяет им устанавливать по их долговым бумагам относительно низкие проценты.

В результате произошли  важные изменения в перестройке  государственных долгов – долгов, принадлежащих отдельным правительствам развивающихся стран. Часть задолженности  была списана, большая доля пересмотрена. Списание долгов прошло по официальной помощи развитию, основная масса которой была предоставлена до 80-х годов. Общая сумма пересмотренной задолженности увеличилась в среднем за год с почти 5 млрд. долл. в 1984-1985 гг. до 12 млрд. долл. в 1969-1990 гг. и до 14 млрд. долл. в 1994-1995 гг.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ВНЕШНИЙ ДОЛГ  РФ.

Внешний долг России — обязательства Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это является самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012)[5]. В результате Россия постепенно превращается в страну -кредитора (Кипр, США и т. д.)

Впрочем, такое благоприятное положение  наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и  достиг своего максимума сразу после  кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны[7]. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 июня 2011 года


Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

49 645,5

38 283,1

Задолженность перед членами  Парижского клуба

226,1

174,4

Задолженность перед кредиторами — не членами Парижского клуба

1 096,1

845,3

Задолженность бывшим странам СЭВ

935,7

721,5

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

21,8

16,8

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1 816,9

1 401,1

Задолженность по внешним  облигационным займам

34 273,8

26 429,5

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

5,6

4,3

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 269,5

8 690,2

Информация о работе Международный долговой кризис