Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:38, контрольная работа
Финансовый кризис - резкое ухудшение состояния финансовой системы, при котором быстро ухудшается финансовое состояние и государственных, и частных финансов и субъекты хозяйствования оказываются не в состоянии выполнять большую часть своих обязательств.
Финансовый кризис бывает разных видов:
валютный (ведет к девальвации национальной валюты
Динамика государственного внешнего долга России
В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря |
67,9 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158,7 |
2001, 1 января |
143,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 ноября |
36,0 |
2012, 1 января |
33,5 |
2013, 1 января |
50,8 |
Общий внешний долг (частного и федерального сектора) России
Внешний долг России вырос за первый квартал 2013 года с 632 до 684 миллиардов долларов. Увеличение объёма задолженности составило 52 миллиарда долларов, или около 8,3 процента.
Этот рост был обеспечен в
основном нефинансовым сектором, чьи
долги увеличились с 366 до 412 миллиардов
долларов. Задолженность банков поднялась
с 201 до 205 миллиардов, обязательства
государства уменьшились с 47,8 до
46,4 миллиарда долларов.Общий
Дата |
Сумма, млрд долл. США. источник ЦБРФ |
1994, 1 января |
117,8 |
1995, 1 января |
126,7 |
1996, 1 января |
132,7 |
1997, 1 января |
153,0 |
1998, 1 января |
182,8 |
1999, 1 января |
188,4 |
2000, 1 января |
178,2 |
2001, 1 января |
160,0 |
2002, 1 января |
146,3 |
2003, 1 января |
152,3 |
2004, 1 января |
186,0 |
2005, 1 января |
213,5 |
2006, 1 января |
257,2 |
2007, 1 января |
313,2 |
2008, 1 января |
471,0 |
2009, 1 января |
479,9 |
2010, 1 января |
467,2 |
2011, 1 января |
488,9 |
2012, 1 января |
545,3 |
2013, 1 января |
623,963 |
2013, 1 июля |
703,866 |
Долги иностранных государств
В результате резкого снижения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну-кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5 % годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15 % годовых. В 2008 году Россия предоставила кредит Исландии в размере 4 млрд евро. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т. д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0 % до 3 %. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98 % всего своего госдолга, или 157,8 млрд долларов.
Из всего выше сказанного мы выяснили, что и за финансовую помощь, и тем более за получение извне на коммерческих условиях займов, кредитов и ссуд необходимо платить. Именно так образуется внешний долг (внешняя задолженность) страны. Та его часть, которая ложится на плечи государственных органов (из-за того, что они сами брали в долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долга частным банков, фирм и местных органов власти), называется официальным (государственным) внешним долгом. В развивающихся и постсоциалистических странах он обычно намного больше, чем частный внешний долг, т.е. внешний долг частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированный государством.
Растущее долговое бремя может привести к тому, что страна оказывается в так называемой долговой петле, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд. Подобная ситуация сложилась во многих развивающихся странах и грозит ряду постсоциалистических государств, у которых растущая часть их ВВП и экспортных доходов уходит не на собственное развитие, а на обслуживание внешнего долга, если у них вообще хватает средств на это обслуживание. В результате у таких стран возникает долговой кризис, как, например у России.
Для того чтобы
внешний долг не превратился в
острую экономическую проблему для
страны, ей требуется активное управление
своим внешним долгом. Этот термин
применяется для обозначения
набора мер по предотвращению или
смягчению долгового кризиса. В
их числе меры экономические (минимизация
величины внешних заимствований, реструктуризация
накопленной задолженности, повышение
эффективности использования
1 В.К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 163 с.
2
Ю.К. Алексеев «Финансовые кризисы в международной
экономике» (http://fincrisis.narod.ru/
3 А.А. Стриженко «Глобализация мировой экономики: основные тенденции» (http://aomai.ab.ru)
4 В.К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 170 с.
5 В.К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 171 с.
6 В.К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 172 с.
7
Дж. Сорос «Кризис мирового капитализма»
(http://forex-kiev.narod.ru/
8 В.К. Ломакин «Мировая экономика: Учебник для вузов».-М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 176 с.