Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Для более полного определения туризма ВТО предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием классификации является пересечение государственных границ. Причем данную классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Общее определение туризма как сферы деятельности…………….
1.1 Категорий туризма…………………………………………………………….
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия…………
1.3 Субъекты международного туризма…………………………………………
1.4 Значение международного туризма………………………………………
2.Развитие международного туризма в РБ……………………………
2.1Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь…………………………………………………………….
2.2 Основные направления развития туризма………………………………….
3.Перспективы развития и совершенствования туризма……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)


  1. Общее определение туризма как сферы деятельности

 

1.1 Категорий  туризма

Туризм - явление многогранное, он воплощается во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. Однако описание концепции туризма и по возможности более точная формулировка этого понятия все равно необходимы в силу следующих причин:

1) для целей изучения  туризма - анализ феномена туризма первоначально требует определить, что этот феномен охватывает;

2) для целей  статистики - чтобы измерить феномен туризма, его нужно определить с наибольшей точностью.

Одно из первоначальных и, по-видимому, наиболее точных определений  туризма было дано профессорами Бернского  университета Гунзикерол и Крапфом  и позже принято Международной  ассоциацией научных экспертов  туризма. Ученые считали, что туризм можно рассматривать как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не привело к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли).

Со временем эта концепция туризма модифицировалась, и к туризму стали относить различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию и не подразумевают извлечение прибыли в стране пребывания, поэтому их экономическое значение остается тем же. То есть туризм охватывает «деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями» (ВТО).

Среди иных характеристик  туризма пять должны быть определены концептуально:

1) туризм -результат передвижения людей к туристским пунктам назначения и их остановки там с целью удовлетворения туристских потребностей;

 

2) различные  формы туризма включают два  базовых элемента: путешествие (перемещение)  в туристский пункт назначения и остановка в этом пункте назначения, которая предполагает удовлетворение потребностей в размещении, питании и пр.;

3) путешествие  означает выезд из страны (региона,  места проживания), где турист  постоянно проживает;

4) движение туристов к различным туристским пунктам назначения является временным, т.е. туристы вернутся к местам постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;

5) люди посещают  туристские места с разными  целями, которые не предполагают  постоянное проживание и извлечение прибыли (деловую активность).

Туризм во всех его формах представляет собой деятельность, развитие которой зависит от имеющихся  денежных ресурсов и свободного времени  у индивидуумов. Необходимо отметить, что одна из причин, по которой люди путешествуют,- это развлечения и уход от ежедневных проблем. Туризм является движением путешественников к месту назначения, которое может находиться как в стране, так и за ее пределами. Зачастую количество путешественников может быть сравнимо с местным населением стран, которые они посещают (и даже численно его превосходить). Все формы туризма включают путешествие какого-либо вида, но не все виды путешествия являются туризмом. По рекомендации ВТО все туристы определяются как посетители. Таким образом, все путешественники делятся на посетителей (включаются в туристскую статистику) и прочих путешественников (не включаются в туристскую статистику).

Временный характер туризма отличает его от миграции. Миграция - передвижение населения и постоянное проживание в месте прибытия. Туризм же отличается коротким сроком путешествия и включает сезонные и временные передвижения населения к пунктам назначения, удовлетворяющим их требованиям.

 

Для более полного  определения туризма ВТО предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием классификации является пересечение государственных границ. Причем данную классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона.

Внутренним  туризмом занимаются жители какой-либо страны (региона), путешествующие по своей стране (региону). Этот тип туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий развития туризма этого типа является наличие необходимых средств приема и обслуживания туристов. Другое условие - соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги страны и т.п.).

При изучении экономики  туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как «национальный туризм», «международный туризм» и «туризм в пределах данной страны (региона)». С точки зрения приведенной классификации к национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму - въездной и выездной. Туризмом в пределах данной страны (региона) занимаются как граждане данной страны (внутренний туризм), так и приезжающие из других стран и регионов (въездной туризм). С точки зрения повышения доходов страны (региона) он наиболее привлекателен. Развитие этого направления туристской деятельности позволяет, с одной стороны, увеличить приток валюты в страну (регион), с другой - денежные средства граждан, проживающих в данной стране (регионе), остаются в ее пределах и оказываются вовлеченными в развитие экономики данной страны (региона). Кроме того, внутренний туризм выполняет такую экономически важную функцию, как сглаживание уровней доходов в данном государстве (регионе). Экономический смысл функции сглаживания заключается в том, что осуществляется перераспределение более высоких доходов граждан из промышленно развитых регионов в экономически слаборазвитые регионы, где доходы граждан значительно ниже. Но эти регионы располагают, как правило, более богатыми природными ресурсами (сельскохозяйственные регионы). На рисунке 1.2 схематично представлены типы туризма.

Необходимо  отметить, что часть дохода, который  индивидуальный посетитель выделяет для  туристских целей, расходуется в пункте назначения, а другая часть -при организации и во время путешествия для достижения этого пункта назначения.

Для определения  туризма прежде всего необходимо сформулировать следующие основные постулаты:

1) турист - это тот, кто стремится удовлетворить свою естественную потребность в путешествиях. Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить, и деятельность, в которой он собирается принять участие;

2) туристский  бизнес - это бизнес, который предполагает деятельность с целью извлечения прибыли по производству и реализации продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов;

3) для сферы  гостеприимства туризм в основном  выступает как позитивный фактор, а также как фактор, позволяющий открывать новые рабочие места и увеличивать доходы региона. Однако туризм может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

4) туризм рассматривается  национальными администрациями  как фактор развития экономики,  нередко без учета возможных  негативных последствий (прямой и косвенный ущерб).

В соответствии со сказанным туристская деятельность может быть определена как ряд  явлений и взаимоотношений, представляющих собой результат взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы  гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей.

Туризм - совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, которые предлагаются индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющим место постоянного проживания и путешествующим в определенные туристские пункты назначения.

 

1.2 Классификация  международного туризма по цели  путешествия

В настоящее  время туризм классифицируется:

  • По целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
  • по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
  • по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
  • по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
  • по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
  • по сезонности: активный туристский сезон, межсезон (полусезон), несезон;

 по географии:  межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;

  • по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).

 Международный  туризм оказывает влияние на  развитие как от-дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

 

1.3 Субъекты международного туризма

Основой (субъектами) туризма являются люди, поэтому масштабы туристской экономики будут зависеть от наличия большого числа людей, у которых в перспективе имеются  одинаковые потребности и желания - осуществить туристское путешествие.

Туризм играет важную роль в развитии экономики страны (региона). Большое число людей, посещающих страну, стимулирует производство продукции и услуг. Те, кто имеет туристские потребности и желания, не обязательно являются туристами. Туристы - только те индивидуумы, которые хотят и могут удовлетворить туристские потребности и желания.

Римская Конференция  ООН по международным путешествиям и туризму 1963 г. рекомендовала использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «однодневные посетители» (экскурсанты), предложенные Международным союзом официальных туристских организаций - МСОТО.

По определению ВТО, посетитель - это лицо, которое путешествует в какое-либо место, находящееся за пределами его обычной среды, на срок, не превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Определение относится  к двум основным категориям лиц:

1) к туристам (ночующим посетителям) -- посетителям,  которые делают по меньшей  мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране (регионе). Экипажи самолетов или судов, прибывающих в страну (регион) и находящихся на стоянке или на остановке, также считаются туристами в течение всего времени пребывания на территории этой страны (региона), если они используют средства размещения посещаемой страны (региона);

2) к однодневным  посетителям (экскурсантам) -- посетителям,  которые не осуществляют по  меньшей мере одну ночевку  в коллективном или индивидуальном  средстве размещения в посещаемой стране (регионе). К ним относятся: пассажиры круизных судов, которые прибывают в какую-либо страну (регион) на круизном судне, если они возвращаются каждую ночь на судно для ночевки, независимо от времени стоянки; однодневные посетители; экипажи, остающиеся в стране менее одного дня, но не останавливающиеся на ночь; владельцы и пассажиры яхт (если ночуют на яхте); пассажиры - участники групповой поездки, ночующие в поезде.

Ключевым критерием, по которому определяется внутренний туризм, является страна места жительства. ВТО предлагает следующее определение: внутренний турист (ночующий посетитель) - это лицо, которое путешествует внутри страны своего места жительства в место за пределами его обычной среды и которое пребывает по меньшей мере с одной ночевкой в коллективном или индивидуальном средстве размещения, но не более одного года, с любой целью, кроме осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. В отличие от внутреннего туриста однодневный посетитель (экскурсант) не осуществляет ночевку. То есть единственным критерием, отличающим туриста от однодневного посетителя (экскурсанта), является ночевка в посещаемом месте.

Исследования  современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии  туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития.

В ближайшие  годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти  вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока (таблица1.1)

 

 

 

Таблица 11. - Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам   мира (международные туристские прибытия, млн.чел.)

Регионы мира

Прибытия

Прогноз

1985

1990

1995

2000

2010

2020

1

2

3

4

5

6

7

Всего

327,1

457,2

565,4

667,7

1006,4

1561,1

Южная Азия

2,5

3,2

4,2

5,5

10,6

18,8

Ближний Восток

7,5

9

12,4

18,3

35,9

68,5

Африка

9,7

15

20,2

27,4

47

77,3

Америка (Сев. и  Юж.)

64,3

92,8

108,9

130,2

190,4

282,3

Восточная Азия (Тихоокеанский регион)

31,1

54,6

81,4

92,9

195,2

397,2

Европа

212

282,7

338,4

393,4

527,3

717

Информация о работе Международный туризм