Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Для более полного определения туризма ВТО предложила ввести следующую классификацию по типам туризма: внутренний, въездной и выездной туризм. Основным критерием классификации является пересечение государственных границ. Причем данную классификацию можно применять как для страны, так и для каждого конкретного региона.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Общее определение туризма как сферы деятельности…………….
1.1 Категорий туризма…………………………………………………………….
1.2 Классификация международного туризма по цели путешествия…………
1.3 Субъекты международного туризма…………………………………………
1.4 Значение международного туризма………………………………………
2.Развитие международного туризма в РБ……………………………
2.1Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь…………………………………………………………….
2.2 Основные направления развития туризма………………………………….
3.Перспективы развития и совершенствования туризма……………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 393.00 Кб (Скачать файл)

 

Изобразим долю регионов в общемировом рынке.

 

Рисунок 1.1- Доля регионов в общемировом рынке

Из рисунка  видно, что самая большая доля выездов туризма приходиться  на Европу, а самая маленькая- Южная Азия.

Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции  на рынке туристического предложения  как следствие появления все  большего числа растущих стран с  амбициозными планами привлечения  туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения.

В результате этого  страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном  рынке, осуществляют планирование туризма  на основе принципов устойчивого  развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках (диаграмма 2)

Основные составляющие стратегий, которые используются в  мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой  соотношения традиционных и перспективных  направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных ме международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.

 

1.5 Значение  международного туризма

Привлечение иностранных туристов - это прежде всего солидный доход для страны. Чем больше они расходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики этой страны, тем выше ее национальный доход. Однако не следует думать, что все деньги, потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ее платежный баланс. Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимающей иностранных туристов.

Расходы на импорт. Менее развитые страны или страны с небольшими материальными ресурсами вынуждены их импортировать и при этом расплачиваться иностранной валютой за многие товары, необходимые туристам, которые эти страны сами не производят и не потребляют.

Расходы на модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест, развитие сети гостиниц и других элементов инфраструктуры может создать большую напряженность в работе сферы обслуживания и других сфер, например, водо- и электроснабжения, канализационной системы, дорог, системы связи, службы безопасности и полиции. Некоторые страны для обеспечения наплыва туристов должны затратить огромные суммы на модернизацию существующих аэропортов, морских портов, дорог или на строительство новых, причем значительная часть денег должна быть получена от внешних займов.

Расходы на оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызывает необходимость на короткий или длительный период использовать труд иностранных  специалистов. Часть заработной платы они переводят в свою страну, кроме того, создают дополнительную нагрузку на местную сферу обслуживания.

Выплата процентов  по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимость привлекать капиталы других государств, т.е. прибегать  к иностранным инвестициям. В случае займа проценты обычно выплачиваются валютой. Кроме того, когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.

Таковы основные причины невозможности автоматического  улучшения платежного баланса страны за счет приезда иностранных туристов.

Для страны очень  важно так сбалансировать доход, получаемый от туризма, с расходами, необходимыми для его развития (включая  возврат инвестиций, долгосрочные расходы  на строительство и благоустройство отелей, дорог, аэропортов и другие проекты, создание комфортных условий для иностранных туристов и т.д.), чтобы в конечном счете получить положительный платежный баланс, т.е. иметь прибыль.

Лица, непосредственно  связанные с обслуживанием туристов: размещением в гостиницах, обеспечением питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валюты и другим родственным бизнесом,-- первыми испытают на себе экономическое воздействие туризма, а заработанные ими деньги будут вновь пущены в оборот для удовлетворения возросших потребностей, в результате чего доход от туризма станет «протекать» через все население страны, попадая даже к тем, кто не имеет никакого отношения к туризму.

 

  1. Развитие международного туризма в РБ
    1. Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь

 

Развитие туризма  в любой стране, регионе зависит  от целого комплекса факторов, условий  и ресурсов. В явном выигрыше те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими знаковыми для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

близость к  Западной Европе, Скандинавии - туристскому  рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма;

древняя и богатая  история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и  архитектурную значимость);

богатый природный  потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща и т.д.

В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных  гостиничных комплексов. Ведется  большая работа по реконструкции  и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

В настоящий  момент в Республике Беларусь функционирует 258 гостиниц, или 92% от всех средств размещения. Гостиницы находятся в различных  формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу или 25% от их общего числа. Тем не менее, в них было размещено 38% всех проживающих, а выручка от размещения превысила 45% от общего объема. Это связано с тем, что частные средства проживания размещены, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан[12].

Общая проблема, присущая подавляющему большинству  гостиниц, состоит в отсутствии классификации, что означает, что многие из них не имеет класса даже «одной звезды».

Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного  круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного  туризма, прибытия и ночевки ограниченного  числа стран - России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.

Питание жителей  и гостей Республики Беларусь в настоящее  время осуществляют свыше 3 тысяч  объектов общественного питания  расположенных в общедоступной  сети.

Учитывая важное географическое положение Республики Беларусь большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса.   В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.

Актуальным  является и развитие сети предприятий  быстрого питания, позволяющих при  относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с  минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тысяч предприятий быстрого питания.

Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование.

Тенденции развития туризма в Республике Беларусь наглядно демонстрирует статистика туризма.

Согласно рекомендациям  ВТО, статистика туризма осуществляется по двум важнейшим разделам:

- статистика  туристских потоков;

- статистика  туристских доходов.

По информации Государственного пограничного комитета, всего в 2012 году иностранные граждане совершили 5 877 200 поездок в Беларусь, что на 203 400 поездок больше, чем годом ранее. Однако в общем потоке на долю туристов пришлось около 1%. С собственно туристическими целями иностранцы пересекали белорусскую границу всего 67 500 раз, что на 12 200 меньше, чем в 2010 году, когда пограничники насчитали 79 700 прибытий с целью туризма.

Количество  туристов, побывавших в 2011 году в Беларуси в составе организованных групп, также уменьшилось и составило  только 96,6% к уровню 2010 года, или 116 049 и 120 073 туристов соответственно. Страной, жители которой чаще всего совершали туристические поездки, предсказуемо оказалась Россия. За 12 месяцев 2011 года в Беларуси побывали 83 843 российских туриста, что почти на три тысячи больше, чем годом ранее. В 23 раза реже, чем россияне, Беларусь посещали туристы из Турции, которая по итогам 2011 года занимает вторую строчку в списке стран, откуда был зафиксирован наибольший въездной туристический поток. При этом количество турецких посетителей сократилось чуть более, чем на одну тысячу, и составило 3596 туристов. Отрицательная динамика наблюдается на семи из десяти направлений, обеспечивающих въездной туристический поток в Беларусь. Кроме туристов из России, в 2011 году по сравнению с 2010 годом Беларусь чаще посещали туристы из Новой Зеландии. Количество жителей этого островного государства, которое находится в юго-западной части Тихого океана, увеличилось сразу в 181 раз и достигло отметки в 3085 туристов. Поток из Новой Зеландии в Беларусь заметно больше потока из близлежащих стран, в том числе Латвии, Польши и Украины.

В целом десятка  стран, откуда в 2011 году в Беларусь приехало больше всего организованных туристов, выглядит следующим образом(таблица 2.1):

Таблица 2.1- Десятка  стран прибывших туристов

Страна

2011 год

2010 год

2009 год

1

2

3

4

Россия

83 843

80 881

56 547

Турция

3596

4707

4680

Литва

3170

4357

2979

Новая Зеландия

3085

17

38

Польша

2983

4006

3729

Великобритания

2412

6220

4962

Германия

2191

2245

2568

Италия

1816

2275

2531

Украина

1693

1919

2423

Латвия

1550

1409

1550

Итого

106 339

108 036

82 007


 

Изобразим динамику за 3 года прибывших туристов.

Рисунок 2.1- Прибытие туристов за 3 года

 

Не считая удивительного  попадания Новой Зеландии в топ  стран – основных поставщиков туристов в Беларусь в 2011 году, этот список существенно не изменился по сравнению с 2010 годом, когда десятую строчку списка занимал Израиль. Однако в 2011 году количество израильских туристов уменьшилось почти в три раза с 925 до 339. Увы, эта тенденция наблюдается практически на всех направлениях: за редким исключением въездной поток заметно сократился, и в первую очередь из стран, не входящих в состав СНГ. Если за счет увеличения российского потока общий въездной поток из Содружества Независимых Государств увеличился на три тысячи туристов – с 83 432 до 86 106, то количество организованных туристов, прибывших из других государств мира, наоборот, сократилось с 36 641 до 29 943. Среди немногочисленных стран, жители которых в 2011 году больше интересовались Беларусью по тем или иным причинам, можно назвать Болгарию (50 и 63 туриста в 2010 и 2011 году соответственно), Боснию и Герцеговину (20 и 137), Вьетнам (29 и 42), Гонконг (1 и 37), Данию (230 и 267), Индию (73 и 97), Ирак (16 и 22) и Иран (298 и 368), Исландию (59 и 476), Корею (14 и 50), Ливан (225 и 245), Люксембург (12 и 53), Монголию (3 и 79), Словакию (118 и 144), Тайвань (20 и 252), Хорватию (89 и 108), Швейцарию (269 и 416) и Японию (197 и 269). Впрочем, вряд ли возможно называть полноценным въездным потоком количество туристов, не дотягивающее даже до полутысячи. Тем более что количество туристов из остальных стран мира в 2011 году сократилось в разы по сравнению с 2010 годом.

К примеру, поток  из Великобритании, которая в 2010 году занимала вторую после России строчку по количеству туристов в Беларуси, уменьшился в три раза. Меньше стали посещать Беларусь туристы из Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Канады, Кипра, Китая, Нидерландов, Объединенных Арабских Эмиратов, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии и даже Венесуэлы, откуда в 2011 году прибыло в 27 раз меньше туристов, чем в 2010-м (3 и 82 соответственно).

Что касается выездного  потока, то «экономического чуда»  не случилось: в 2011 году белорусы стали реже выезжать за границу с туристическими целями. Согласно статистике Государственного пограничного комитета, всего в прошлом году белорусы совершили 7 541 600 поездок за границу, из которых только 201 000 – с туристическими целями. Это почти на 86 тысяч поездок меньше, чем годом ранее. Поток организованных туристов сократился с 414 735 в 2010 году до 319 795 в 2011-м, что составляет всего 77,1%. Самой популярной страной для туристических поездок у белорусов по итогам 2011 года оказалась Турция, где побывали 58 037 белорусских туристов. В то же время поток на турецком направлении по сравнению с 2010 годом, когда в Турцию отправились 83 266 белорусов, сократился почти в 1,5 раза. В 2011 году почти в два раза реже, чем в предыдущий год, белорусы бывали в Украине, которая в 2010 году занимала лидирующую позицию в списке предпочтений белорусов. Выездной поток в украинском направлении сократился с 132 254 до 79 727 туристов. Замыкает тройку Египет, куда в 2011 году выехали 30 068 белорусских туристов, что тем не менее на 20 тысяч меньше, чем в 2010 году, когда в стране побывали 50 786 туристов из Беларуси. Только две из десяти стран, куда чаще всего направлялись белорусы с туристическими целями, продемонстрировали в 2011 году рост потока: на литовском направлении количество туристов выросло почти на 30%, на греческом – на 18%.

Информация о работе Международный туризм