Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 08:34, реферат
Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами. Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране.
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране
В
многонациональном государстве
составной частью политических
отношений являются
Причинами
межнациональных конфликтов на территории
России можно считать следующие:
допущенные акты несправедливости и беззакония
в отношении некоторых народов (например,
переселение целых народов); неравномерность
экономического, социального и культурного
развития республик, национально-культурных
образований; преобладание отраслевого
принципа управления, в результате чего
не всегда учитывались национальные условия
и традиции, социальные и экономические
интересы комплексного развития территорий;
общий социально-экономический кризис,
охвативший государство; изменение этнического
состава населения отдельных регионов
в результате демографических и миграционных
процессов; проблема взаимоотношений
коренного и некоренного населения регионов;
рост национального самосознания; недооценка
национального фактора властными структурами.
Поиск механизмов и способов их решения
интенсивно ведется сегодня по многим
направлениям. Заключение Федеративного
договора, принятие новой Конституции
и целого ряда законов, прямо или косвенно
регулирующих отношения между субъектами
Федерации, двусторонние договоры о разделении
полномочий — все это создает правовую
базу не только для развития межнациональных
отношений, но и для нормального функционирования
всего общественного организма, успешного
становления новой федеративной государственности.
Накапливаемый в этом направлении опыт
требует своего своевременного и всестороннего
анализа с учетом того, что межнациональные
отношения теснейшим образом связаны
со всеми другими видами общественных
отношений, а их содержание и формы проявления
детерминируются общей ситуацией в стране.
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕФОРМИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ
"Национальный вопрос", понимаемый как состояние национальных отношений в определенных исторических условиях, является одним из важнейших показателей внутренней безопасности и политической стабильности в любом полиэтническом государстве. Национальная принадлежность в реформируемом российском обществе стала заметной составляющей политической мобилизации, активно влияющей на весь политический процесс.
Особенно явной актуализация этнической (национальной) проблематики становится на рубеже веков, о чем пишут сегодня многие исследователи, "Историческая практика показала, - отмечает Н.Г. Скворцов, - этничность, а также связанные с ней формы национализма не только сохранили, но и усилили свою роль в социальных и политических процессах. Нет надобности говорить о том, насколько остро сегодня стоят этнические и национальные проблемы в ряде регионов земного шара, в том числе и на территориях бывшего Советского Союза и современной России".
Негативный опыт распавшихся в недавние годы в результате этно-национальных конфликтов и войн Югославии, Чехословакии, Эфиопии, СССР, построенных по принципу "социалистического федерализма" и выделения "национальных республик", говорит о необходимости уделять этой проблеме особое внимание. Более того, тезис об опасности возможных коллизий в развитии межэтнических отношений для будущего России зачастую становится непременным атрибутом выступлений многих политических лидеров.
Главной проблемой исследования состояния и характера межнациональных отношений становится точная оценка и определение перспектив их дальнейшего развития в различных регионах страны. Возможность научной оценки состояния этих отношений основывается на междисциплинарном подходе и анализе объективных условий, в которых эти отношения формируются. Такого рода подход позволяет получить обоснованный вывод о вероятности возникновения напряженности в межнациональных отношениях и перерастания ее в конфликты, особо опасные вследствие того, что они могут вызывать в условиях современной России рост регионального сепаратизма, угрожающего целостности и стабильности страны.
Усиление внимания исследователей к проблеме межнациональных отношений в последнее время не означает, к сожалению, наличия сложившегося понятийного аппарата, позволяющего определить сущность и специфику этого феномена.
И первое,
с чем сталкивается исследователь,
это использование таких
В рамках
каждой нации как целостного организма
можно наблюдать
В период вызревания революционной ситуации объективной становится необходимость устранения причин и условий возникновения острых социальных конфликтов. Однако неспособность правящих классов решить накопившиеся проблемы приводит к тому, что естественные неантагонистические противоречия национального развития приобретают антагонистический характер. Причем этот антагонизм, как правило, имеет две сферы проявления - внутреннюю и внешнюю. Во внутренней он проявляется в нарастающем несоответствии стратегических задач воплощения "национальной идеи" и реального состояния нации, в расхождении официально провозглашенного курса с реальной практикой утверждения приоритетности своего национального в многонациональном регионе (при определении государственного языка, расстановке кадров, обеспечении людей жилой площадью, работой, земельными участками, возможностью получения высшего образования и т.д.), борьбы за так называемую "национальную чистоту" и "особую" миссию данной нации. Во внешнем самовыражении национальные противоречия способны трансформироваться в межнациональные, поскольку нередко инспираторы внутринациональных конфликтов заинтересованы в искусственной "канализации" народного гнева, вызванного внутренними сложностями национального бытия, в сторону инонационального соседа.
Межнациональные отношения, влияющие на развитие наций и функционирование общества, следует понимать как отношения между различными нациями, народностями, этническими группами в различных сферах жизнедеятельности общества и на различных уровнях взаимосвязей - от национально-личностных до государственных. Субъектами этих отношений являются нации, народности, национальные и этнические группы. Межнациональные отношения, как и другие общественные отношения, представляют собой один из видов направленного социального взаимодействия, социальной активности и деятельности. Они детерминированы экономическими, политическими и психологическими факторами, которые в свою очередь обусловлены природой и социальной средой существования народов, их потребностями, обычаями и традициями. Межнациональные отношения относятся к числу субъектно-субъектных отношений, ибо в процессе этого взаимодействия каждая нация, народность, национальная или этническая группа выступают как субъект.
Структурировать
межнациональные отношения
В первом случае речь может идти об отношениях:
а) между двумя народами;
б) между группами народов;
в) международные отношения. Во втором случае выделяются:
а) отношения более или менее тесного, многоаспектного сотрудничества народов;
б) разноплановые отношения: от благожелательности до неприязни; с) враждебные отношения.
В третьем случае - отношения экономические, политические, культурные и т.д.
Разумеется,
предложенное структурирование является
весьма условным, ибо межнациональные
отношения чрезвычайно
Каждый
из названных элементов
Национальный вопрос всегда имеет конкрегно-историческое содержание, включающее совокупность национальных проблем на данном этапе развития. Причем с решением одних возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возросшим уровнем развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях. Для его решения нет и не может быть рецептов, одинаковых для всех этапов общественного развития всех регионов нашей страны. Каждый новый этап в жизни нашего общества выдвигает и новые проблемы в сфере национальных отношений. Российское государство, соединившее в себе более ста народов, находящихся на разных ступенях и уровнях исторического развития, служит ярким примером того, как отношения между различными национальностями могут служить основой единства или вызывать межэтнические конфликты, ведущие к взаимному отчуждению, к разрушению государственной целостности.
Информация о работе Национальные отношения в современном мире