Национальные отношения в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 08:34, реферат

Описание работы

Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами. Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране.

Файлы: 1 файл

Национальные отношения в современном мире.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Национальные  отношения в современном  мире. Проблемы межнациональных  отношений в нашей  стране 

 В  многонациональном государстве  составной частью политических  отношений являются межнациональные  отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений. В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей. По существу все вопросы межнациональных отношений приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос. Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая. Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое и социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопроса отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, национального состава населения, исторических и национальных традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях. Национальный вопрос в бывшем СССР был решен в нескольких аспектах: уничтожен национальный гнет и в определенной мере — национальное неравенство (экономическое и культурное), созданы условия для экономического, социального и культурного прогресса бывших национальных окраин. Вместе с тем были допущены и серьезные ошибки и нарушения в ходе проведения национальной политики. Противоречия и конфликтные ситуации порождались самим фактом совместного проживания в одном союзном государстве более 130 наций, народностей, национальных и этнических групп. Национальные образования существенно различались по этносоциальным, этнокультурным, этнодемографическим характеристикам. Эти различия обусловили различие интересов и потребностей народов, что и порождало противоречия. Развал СССР вызвал многочисленные трения и конфликты на разных уровнях и в разных регионах одной шестой части планеты. На фоне усиления тенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознания проявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов.

Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами. Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране. 
 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕФОРМИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ

"Национальный  вопрос", понимаемый как состояние  национальных отношений в определенных исторических условиях, является одним из важнейших показателей внутренней безопасности и политической стабильности в любом полиэтническом государстве. Национальная принадлежность в реформируемом российском обществе стала заметной составляющей политической мобилизации, активно влияющей на весь политический процесс.

Особенно  явной актуализация этнической (национальной) проблематики становится на рубеже веков, о чем пишут сегодня многие исследователи, "Историческая практика показала, - отмечает Н.Г. Скворцов, - этничность, а также связанные с ней формы национализма не только сохранили, но и усилили свою роль в социальных и политических процессах. Нет надобности говорить о том, насколько остро сегодня стоят этнические и национальные проблемы в ряде регионов земного шара, в том числе и на территориях бывшего Советского Союза и современной России".

Негативный  опыт распавшихся в недавние годы в результате этно-национальных конфликтов и войн Югославии, Чехословакии, Эфиопии, СССР, построенных по принципу "социалистического федерализма" и выделения "национальных республик", говорит о необходимости уделять этой проблеме особое внимание. Более того, тезис об опасности возможных коллизий в развитии межэтнических отношений для будущего России зачастую становится непременным атрибутом выступлений многих политических лидеров.

Главной проблемой исследования состояния  и характера межнациональных отношений становится точная оценка и определение перспектив их дальнейшего развития в различных регионах страны. Возможность научной оценки состояния этих отношений основывается на междисциплинарном подходе и анализе объективных условий, в которых эти отношения формируются. Такого рода подход позволяет получить обоснованный вывод о вероятности возникновения напряженности в межнациональных отношениях и перерастания ее в конфликты, особо опасные вследствие того, что они могут вызывать в условиях современной России рост регионального сепаратизма, угрожающего целостности и стабильности страны.

Усиление  внимания исследователей к проблеме межнациональных отношений в последнее время не означает, к сожалению, наличия сложившегося понятийного аппарата, позволяющего определить сущность и специфику этого феномена.

И первое, с чем сталкивается исследователь, это использование таких научных категорий, как "национальные отношения" и "межнациональные отношения" как равнозначных. С нашей точки зрения, эти понятия не совпадают по содержанию, и употребление их как равнопорядковых может существенно осложнить осмысление внутренних противоречий национальной сферы. Мы считаем, что, если исходить из сути проблемы, то национальные отношения корректнее понимать как социальные, экономические, политические отношения внутри нации, т.е. как процессы, отражающие ее внутреннюю жизнь.

В рамках каждой нации как целостного организма  можно наблюдать противоположные  тенденции во взаимодействии ее частей, перспективы развития которых могут быть противоположны: от солидарности до взаимного отрицания. Как правило, они имеют объективную основу. В условиях классового общества социальные отношения внутри нации выливаются в классовую борьбу, апогеем которой может стать революция, специфически разрешающая в каждом отдельном случае внутринациональные антагонистические противоречия.

В период вызревания революционной ситуации объективной становится необходимость  устранения причин и условий возникновения  острых социальных конфликтов. Однако неспособность правящих классов решить накопившиеся проблемы приводит к тому, что естественные неантагонистические противоречия национального развития приобретают антагонистический характер. Причем этот антагонизм, как правило, имеет две сферы проявления - внутреннюю и внешнюю. Во внутренней он проявляется в нарастающем несоответствии стратегических задач воплощения "национальной идеи" и реального состояния нации, в расхождении официально провозглашенного курса с реальной практикой утверждения приоритетности своего национального в многонациональном регионе (при определении государственного языка, расстановке кадров, обеспечении людей жилой площадью, работой, земельными участками, возможностью получения высшего образования и т.д.), борьбы за так называемую "национальную чистоту" и "особую" миссию данной нации. Во внешнем самовыражении национальные противоречия способны трансформироваться в межнациональные, поскольку нередко инспираторы внутринациональных конфликтов заинтересованы в искусственной "канализации" народного гнева, вызванного внутренними сложностями национального бытия, в сторону инонационального соседа.

Межнациональные отношения, влияющие на развитие наций  и функционирование общества, следует понимать как отношения между различными нациями, народностями, этническими группами в различных сферах жизнедеятельности общества и на различных уровнях взаимосвязей - от национально-личностных до государственных. Субъектами этих отношений являются нации, народности, национальные и этнические группы. Межнациональные отношения, как и другие общественные отношения, представляют собой один из видов направленного социального взаимодействия, социальной активности и деятельности. Они детерминированы экономическими, политическими и психологическими факторами, которые в свою очередь обусловлены природой и социальной средой существования народов, их потребностями, обычаями и традициями. Межнациональные отношения относятся к числу субъектно-субъектных отношений, ибо в процессе этого взаимодействия каждая нация, народность, национальная или этническая группа выступают как субъект.

Структурировать межнациональные отношения можно  как минимум по трем параметрам: по количеству охватываемых каждым из видов отношений народов, по характеру  и содержанию этих отношения.

В первом случае речь может идти об отношениях:

а) между  двумя народами;

б) между  группами народов;

в) международные  отношения. Во втором случае выделяются:

а) отношения  более или менее тесного, многоаспектного  сотрудничества народов;

б) разноплановые  отношения: от благожелательности до неприязни; с) враждебные отношения.

В третьем  случае - отношения экономические, политические, культурные и т.д.

Разумеется, предложенное структурирование является весьма условным, ибо межнациональные  отношения чрезвычайно многообразны, они группируются и переплетаются самым неожиданным образом, могут сохраняться практически неизменными длительное время, а могут неожиданно видоизменяться, В конечном счете, взаимоотношения между нациями, их позитивное взаимодействие зависит от того, насколько высок экономический и культурный уровень каждой из них. А от позитивного взаимодействия народов, как показывает опыт истории, зависят не только отношения одного народу к другому, но и успешный процесс внутреннего развития самого народа. Борьба народов за максимально благоприятные условия своего экономического, социального и культурного развития породила национальный вопрос. Национальный вопрос - это прежде всего отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные; это неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций; отставание неравноправных наций от наций привилегированных; это, наконец, атмосфера национальной розни, национальных распрей, вражды на национальной почве, закономерно возникающих под воздействием первых двух факторов (неравноправия, то есть режима национальных привилегий и национальной дискриминации, и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям и т.п.).

Каждый  из названных элементов национального вопроса может иметь различную степень напряженности, разные масштабы проявления. Иногда национальные проблемы проявляются в вопросах экономики и культуры, а иногда на первый план выступают политико-правовые моменты. Указанные проблемы могут обострить ситуацию в сфере межнационального общения, оживить негативные наслоения в сознании и быту, которые сложились в результате длительного воздействия факторов, составляющих сущность национального вопроса.

Национальный  вопрос всегда имеет конкрегно-историческое содержание, включающее совокупность национальных проблем на данном этапе развития. Причем с решением одних возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возросшим уровнем развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях. Для его решения нет и не может быть рецептов, одинаковых для всех этапов общественного развития всех регионов нашей страны. Каждый новый этап в жизни нашего общества выдвигает и новые проблемы в сфере национальных отношений. Российское государство, соединившее в себе более ста народов, находящихся на разных ступенях и уровнях исторического развития, служит ярким примером того, как отношения между различными национальностями могут служить основой единства или вызывать межэтнические конфликты, ведущие к взаимному отчуждению, к разрушению государственной целостности.

Информация о работе Национальные отношения в современном мире