Национальные отношения в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 08:34, реферат

Описание работы

Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами. Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране.

Файлы: 1 файл

Национальные отношения в современном мире.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Перемены  и реформы в Российской Федерации  последнего десятилетия обусловили глубокие как позитивные, так и  негативные последствия. Непосредственное влияние на сложные процессы в межнациональных отношениях оказывает ряд объективно складывающихся тенденций и противоречий между:

- стремлением каждого народа к самоопределению, самоутверждению и объективными процессами интеграции общества в целом;

- возрастающей самостоятельностью субъектов Федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов;

- тяготением к национально-культурной самобытности и исторически сложившейся культурной и языковой общностью народов России.

Названные противоречия и ряд других негативных факторов способствуют возникновению и усилению межнациональной напряженности и конфликтов в ряде регионов страны.

Данные  отечественных исследований, фиксируя эту напряженность, прослеживая ее развитие во времени, говорят о том, что уровень межнациональной толерантности в стране в целом не имеет тенденции позитивного развития, а, следовательно, межнациональная напряженность и связанная с нею опасность для политической стабильности и целостности России - явление достаточно устойчивые.

Состояние межнациональных отношений в  России определяется в значительной мере ее исторической спецификой, культурной самобытностью населяющих ее народов. Россия представляет уникальное многонациональное образование, отличающееся исключительным разнообразием своих этносоциальных элементов как по численности своего физического субстрата (от нескольких сотен людей до десятков миллионов), пространственно-географического расселения и природно-климатических условий существования, так и по специфичности, своеобразию их этноисторической культуры. Этнокультурный облик России определяется тем, что на протяжении всей ее истории русский народ служил ее этнокультурным и демографическим ядром, обеспечивавшим историко-культурную идентичность страны в глазах всех ее жителей, включая и нерусских, соседних государств и всего мирового сообщества. Вместе с тем, определенную, и временами весьма значительную долю жителей России всегда составляли представители других народов. В настоящее время Российская Федерация имеет население, позволяющее рассматривать ее как типичное национальное государство современного мира. Население страны представлено как русскими, численность которых по переписи 1989 г. составляла около 120 млн. человек, так и такими этническими группами как ороки (179 человек) и энцы (198 человек), самосознание которых и интерес к собственной традиционной культуре в последние годы усиливается. После распада СССР как единого государства этнополитическая ситуация в соотношении русских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России существенно изменилась: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их более 82%. По этому показателю Россия сближается с такими странами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к полиэтническим. Но Россия остается именно таковой. Общее число народов России достигает 150, в числе которых можно выделить три основных подразделения.

Во-первых, это народы, большая часть которых  живет в Российской Федерации и, как правило, имеет национально-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи: тюркская группа - татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др.; монгольская группа - буряты, калмыки и др.; тунгусо-маньчжурская группа - эвенки, эвены и др. Сюда же относятся уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, марийцы, коми и др.) и северокавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др.), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, адыгейцы, черкесы и др.) и другие этносы (народы).

Во-вторых, это народы стран "ближнего зарубежья" (т.е. республик бывшего Союза), представленные на территории России значительными этническими группами, нередко с компактным расселением. К ним относятся украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, молдаване, грузины, узбеки и другие группы людей с определенной национальностью.

В-третьих, мелкие группы этносов, которые в  большинстве своем живут за пределами  России. Это - евреи, турки-месхитинцы, ассирийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды и другие этнические группы.

Каждый  из этих народов обладает своей спецификой и определяемым ею статусом - положением, занимаемым им в различных сфера общественной жизни. Каждая из его социальных позиций связана с определенной сферой общества. Соответственно этому выделяются такие виды статусов, как экологический, социально-экономический, культурный, демографический, социально-политический, правовой, социально-психологический. Каждый из них охватывает совокупность достаточно внешних по отношению к нации статусных позиций, формирует не только ее место в обществе, но и межнациональные отношения. В его структуре наличествуют как достаточно стабильные, так и относительно изменчивые вариативные структуры. Этим он представляет особый интерес для политики, поскольку допускает изменения и коррективы.

Статус  народа (этноса) измеряется количественно, что делает возможным проведение сравнительных исследований. Его влияние на политическую, экономическую и социальную жизнь общества может быть высоким и низким, порождающим чувства ущербности, обыденности и провоцирующим таким образом возникновение различного рода протестных явлений.

В структуре  каждого статуса лежит ряд  различных характеристик (показателей), которые в зарубежной литературе называют "маркерами". Экологический статус народа определяется размером занимаемой территории, характером рельефа (горный, равнинный), климатом (жарким, умеренным и холодным), почвой (плодородная или неплодородная), наличием растительности (пустыни, степь, тундра, тайга и т.п.), водными системами, флорой и фауной, с типом расселения (компактным, плотным или редким, рассеянным, дисперсным). Территория, занимаемая этносом, является фактором, определяющим его социальную значимость. Важной характеристикой этого статуса выступает продолжительность проживания па территории, Подобная временная характеристика определяет укорененность народа не только в природной, но и в социальной среде. С этой точки зрения, возможно, выделить основную этническую территорию (историческую родину) и неосновную; "коренные"- и "некоренные" народы.

Демографический статус нации определяется ее численностью, возрастным и семейным составом, состоянием здоровья, заболеваемостью и смертностью и в итоге - средней продолжительностью жизни. Абсолютная и относительная численность народа во многом определяют его будущность, перспективы ассимиляции; масштабность потребностей и связанных с их удовлетворением проблем; базу для соответствующих движений; социальный и политический вес в обществе. Существенным показателем этого статуса является средняя продолжительность жизни, формирующаяся на основе параметров рождаемости и смертности, которая обобщенно свидетельствует об уровне и образе жизни этноса. Ее уменьшение или увеличение говорит об улучшении или ухудшении социального благополучия этнической группы. Ухудшение демографического статуса этноса часто определяется сознательно проводимой политикой, ориентируемой на изменение этнодемографического баланса: этническими чистками, "выдавливанием" определенных этнических групп, их фактической дискриминацией.

Социально-экономический  статус определяется объемом материальных благ, приходящихся на весь народ в  целом и в среднем на одного его представителя (обеспеченность жильем, его средний размер и характер; средний уровень заработной платы и дохода в целом; уровень занятости и безработицы; профессионально-отраслевая структура; обеспеченность бытовыми, транспортными, медицинскими и тому подобными услугами; средний размер валового национального дохода, приходящийся на одного представителя парода, что принято называть показателем уровня и качества жизни). Важная характеристика социально-экономического статуса - место, занимаемое в профессионально-отраслевой структуре, в национальном разделении труда. С этой точки зрения каждый народ имеет специфическую систему занятий, а в некоторых случаях можно говорить даже о монополизации нацией определенных социальных ниш, целых видов общественной деятельности. Статус определяется и представительством народа в различных социальных и профессионально-классовых категориях и слоях. Это представительство может быть различным: соответствовать удельному весу народа в населении страны, либо не отклоняться от него в большую или меньшую сторону. Соотнесение данного показателя для различных народов позволяет судить об их экономическом равенстве или неравенстве.

Важными характеристиками политического статуса  являются наличие собственной государственности  и ее форма самостоятельное государство  или автономия), определяющих возможность защиты интересов народа, формы организации его жизни. Одним из проявлений политического статуса является национальное представительство в различных структурах власти - законодательных, исполнительных и пр., реализуется через разные этнополитические институты (государственные или партийные), канал учета национальных интересов и требований и т.п. Это представительство может быть минимальным, незначительным; соответствующим удельному весу этноса в обществе, либо доминирующим, преобладающим. Тип этого представительства во многом определяет не только этнический облик власти, но и направленность проводимой ею политики. Национальная элита довольно остро реагирует на снижение представительства во властных структурах, особенно, если оно значительно меньше доли этого народа в обществе. Подобная практика воспринимается и истолковывается как дискриминация и становится почвой для выдвижения соответствующих требований.

Определенную  специфику имеет связанный с  политическим правовой статус нации. Он характеризуется объемом и характером прав и свобод, которыми она располагает (ограниченных, полноправных или привилегированных), характером законодательства, соотношением писаного, современного или традиционного, обычного права. Этот статус может варьироваться и иметь форму полноправности, когда нация равна в своих правах с другими нациями. Он может быть и ограниченным вследствие традиций или проводимой политики. Некоторые национальные группы обладают и привилегированным статусом.

В структуру социокультурного статуса нации входят язык, литература, фольклор и искусство, религия и церковь, образовательные, научные, театральные и тому подобные учреждения. Для существования и развития этноса чрезвычайно важна традиционная религия: для русских - православие. Язык признается источником культурного возрождения и политического сознания, показателем духовной силы и мощности народа, наиболее надежным признаком этичности. Существенной характеристикой культурного статуса этноса является культурная инфраструктура, в состав которой входят: наличие письменного языка, системы книгоиздательства, искусство и наука, театры и библиотеки, национальные школы, религиозные учреждения, определяющие объективные возможности и условия развития этнической культуры, объем потребляемых этносом культурных благ.

Своими  особенностями обладает и социально-психологический  статус этноса. Он охватывает как относительно постоянные, так и переменные характеристики сознания этноса: традиции, обычаи и  нравы, этническую идентификацию и самосознание, выражаемые в этнониме (названии), национальный характер и темперамент, межэтнические и внутренние напряжения, обиды, претензии, неудовлетворенности и т.п., историческое сознание, стиль жизни, ведущие ориентации.

Межнациональные противоречия и конфликты не могут быть объяснены с помощью только этнических факторов. Этносы как таковые не выступают самостоятельными субъектами исторического или политического действия. В качестве такого рода субъектов выступают определенные элитные группы, претендующие на участие во власти и формирующие содержание национальных интересов. "Национальный интерес, - писал по этому поводу российский исследователь Г.Г. Дилигенский - не абстракция и не мистика... В нем выражена насущная жизненная потребность такой социальной общности как нация или народ в выживании, самосохранении, обеспечении своей безопасности. Поэтому он есть живая конкретность; он подвижен, лабилен, легко применяется к меняющимся внутренним и внешним условиям, оставаясь в то же время на удивление постоянным в глубинной фундаментальной своей сущности, пока продолжают существовать государство, народ, нация, суть которых он олицетворяет." Идея защиты национальных интересов становятся для них средством политического самоутверждения, т.к. эти идеи всегда играли мобилизационную роль, придавая смысл участию в политической деятельности огромному числу людей.

Для правильного  понимания этого вопроса важно  иметь в виду, что межнациональные отношения носят комплексный, интегральный характер, они пронизывают все другие сферы общественной жизни - экономику, политику, идеологию, духовную жизнь. Поэтому анализ причин их осложнения должен быть системным.

Для реформируемой  России характерно взаимопереплетение целой совокупности факторов, обусловливающих ободрение межнациональных противоречий и конфликтов. К ним, в частности, относятся сложившееся социально-экономическое неравенство регионов, отсутствие необходимых (в том числе и финансовых) условий для законодательно оформленного равноправия русского и нерусского языков, кризисно-экологическое существование ряда этносов и др. Соответственно, и межнациональные противоречия - не просто непосредственно связаны со всеми остальными группами противоречий: экономическими, политическими, правовыми, социальными и др., а включаются в их содержание и разрешаются, прежде всего, в их рамках. При этом средства разрешения, скажем, экономических противоречий могут меняться в зависимости от ситуаций, включая не только сугубо хозяйственные, но также политические, правовые и социальные меры. Другими словами, как межнациональные противоречия, так и способы их разрешения, как правило, носят комплексный характер, хотя на том или ином этапе своего развития они могут иметь преимущественное выражение в политической, социальной либо культурной сферах.

К основным межнациональным противоречиям  относятся противоречия между:

1) потребностями  национального развития и возможностями  их удовлетворения;

2) интернационализацией  общественных отношений и элементами  автаркии, национальной обособленности;

3) неотчуждаемостью  национального суверенитета и необходимостью компромиссов при столкновении нескольких национальных интересов;

4) неодинаковой  степенью экономического развития и диктуемой ею необходимостью дополнительного финансирования одних регионов за счет общегосударственного фонда, т.е. частично за счет других;

5) тормозящим  воздействием сохраняющихся пережитков  клановости и потребностями формирования  современных социо - культурных структур;

6) модернизацией  и отмирающими, становящимися негативными национальными традициями и т.д.

Необходимо  также помнить, что многонациональный  состав населения обусловливает  поливариантный характер национальных интересов и потому нужен поиск  равнодействующей этих интересов. Именно от субъективного фактора почти всегда зависят качество и последствия разрешения противоречия объективного. От него зависит - быть или не быть новому противоречию, перерастет ли противоречие в конфликт или все-таки можно будет предотвратить развитие этого процесса. Однако "играя одну из существенных ролей в создании спектра возможностей, - справедливо пишет Л.В. Сморгунов, - субъективный фактор, тем не менее, не выступает абсолютной истиной, а подчинен в конечном итоге объективным предпосылкам. Поэтому в политике следует опираться на единство объективного и субъективного факторов в складывании исторических альтернатив".

Информация о работе Национальные отношения в современном мире