Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 20:15, курсовая работа
Актуальность темы написания работы обусловлена существованием в структуре мировой экономики бедных стран с долей валового внутреннего продукта на душу населения не превышающим 300 долларов США на человека. Наименее развитые страны, к которым относятся «48 стран мира с общейчисленностью населения 880 миллионов человек, составляют самую бедную исамую слабую часть международного сообщества»[8].
Введение 3
Глава 1 Особенности развития наименее развитых стран 6
1.1. Международные критерии классификации наименее развитых стран 6
1.2. Экономические модели развития наименее развитых стран 14
Глава 2 Статистический анализ социально-экономических проблем 25
2.1. Социально-экономические проблемы на примере Бурунди и Мадагаскара 25
2.2. Макроэкономические показатели Бурунди и Мадагаскара 30
2.3. Особенности структуры экономики Бурунди и Мадагаскара 34
Глава 3 Проблемы и перспективы наименее развитых стран по преодолению последствий кризиса. 37
3.1. Прогноз по преодолению долгового кризиса 37
3.2. Пути решения проблем выявленных при статистическом анализе индикаторов развития Бурунди и Мадагаскара 39
Заключение 43
Библиографический список 44
1. Законы, указы, постановления 44
2. Книги, изданные под фамилией автора (авторов). 44
3. Книги, указанные по заглавию. 45
4. Книги, изданные под редакцией автора (авторов) 45
5. Статьи в журналах. 45
6. Электронные источники 45
В настоящее время по данным, опубликованным на официальном сайте ООН, к наименее развитым странам мира отнесено 48 государств. Из них (рис.1): 33 находятся в Африке, 13 — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, одна — в Америке (Гаити) и одна — в регионе арабских государств (Йемен). В НРС проживает около 12 процентов населения мира (855 млн. человек).
Рисунок 1. Региональная структура состава наименее развитых стран
С 2003 года Экономический и социальный совет ООН использует для определения наименее развитых стран следующие три критерия. Эти критерии предложены Комитетом по политике в области развития ООН (КПР):
Критерий низкого уровня дохода рассчитывается как приблизительное среднее значение валового внутреннего продукта на душу населения за три года. Для включения в перечень критерий уровня дохода должен составлять менее 905 долларов США, а для исключения из перечня - свыше 1086 долларов США.
Критерий человеческого капитала рассчитывается с использованием сводного расширенного индекса реального качества жизни на основе показателей:
Расчет критерия экономической уязвимости осуществляется с использованием сводного индекса экономической уязвимости на основе таких показателей, как:
При включении в перечень страна должна удовлетворять всем трем критериям. Для исключения из перечня страна должна соответствовать пороговому значению по двум из трех указанных критериев в течение двух трехгодичных обзоров Комитета по политике в области развития ООН подряд. Кроме того, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основе определения наименее развитых стран, т.е. принципом признания структурных проблем, в эту категорию не включаются крупные страны. Таким образом, численность населения страны не должна превышать 75 миллионов человек.
В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) действует специальная программа для наименее развитых стран и издается ежегодный доклад об экономическом положении этой группы государств. Такие страны пользуются рядом льгот и преимуществ и во Всемирной торговой организации (ВТО), в частности им предоставлены более длительные сроки реализации отдельных соглашений ВТО.
На рис. 2 представлено распределение общего числа лиц, живущих в условиях крайней нищеты (на менее чем 1,25 долл. США в день), между всеми развивающимися странами, 1990, 2000 и 2007 годы по данным ЮНКТАД.
Рисунок 2. Распределение общего числа лиц, живущих в условиях крайней нищеты (на менее чем 1,25 долл. США в день), между всеми развивающимися странами, 1990, 2000 и 2007 годы
Тем не менее, за все годы существования классификации «наименее развитые страны» в нее были включены 50 стран и всего 3 государства смогли выйти из этого перечня и «подняться» в список развивающихся. Это -Ботсвана в 1994 году, Кабо-Верде в 2007 году и Мальдивская Республика в 2011 году.
Основываясь на критериях, КПР рекомендовал включить Экваториальную Гвинею в список стран, которые могут быть исключены из списка наименее развитых. Однако Генеральная Ассамблея не утвердила это. Самоа также должно было быть включено в этот список. Однако принимая во внимание финансово-экономический кризис 2008 года и тихоокеанское цунами, разорившее эту страну в сентябре 2009 года, Генеральная Ассамблея отложила исключение Самоа из списка еще на три года, до 1 января 2014 года.
Пороговое значение для исключения из списка НРС намеренно установлено на более высоком уровне, чем для включения в этот список. Это сделано для того, чтобы в качестве кандидатов для исключения из списка рассматривались только те страны, которые способны поддерживать улучшенное экономическое положение.
Страны могут отказываться от возможности включения в список НРС, однако в случае исключения из списка наименее развитых стран их утверждение не требуется. «Только Гана, Папуа-Новая Гвинея и Зимбабве когда-то отказались принять рекомендацию КПР о включении в список, утверждая, что анализ их конкретных социально-экономических условий не отражает реального положения дел»[18].
Таким образом, проблема наименее развитых стран по настоящее время не решена и ее острота не уменьшается, несмотря на все усилия мирового сообщества. Объем оказываемой официальной финансовой помощи со стороны развитых стран в текущем десятилетии несколько снижается в связи с продолжающимся мировым финансовым кризисом. Число стран, включенных в перечень наименее развитых, не уменьшается вот уже с 1997 года, что свидетельствует о недостаточности применяемых мер. В следующем разделе рассматриваются экономические модели развития таких стран.
В самом общем смысле экономическое развитие государства — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.
Развитие общественных отношений входит в состав экономического развития, в связи с чем, оно протекает неодинаково как в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики, так и в распределения материальных благ[].
Среди основных показателей экономического развития страны помимо качества жизни населения, конкурентоспособности экономики, ВВП, ВНП, человеческого капитала на душу населения присутствует и индекс экономической свободы.
Хотя рост и развитие экономики есть взаимосвязанные показатели, первичным выступает развитие экономики. Оно служит фундаментом ее будущего роста в долгосрочной перспективе. В связи с чем, теории роста и экономического развития являются взаимоувязанными величинами, дополняющими одна другую.
Главным «локомотивом» роста и развития экономики выступает человеческий капитал, который в свою очередь порождает инновации.
Впервые о теории экономического развития еще в начале ХХ века задумался известный Йозеф Шумпетер [13]. Кроме того, значительное место данной теории было отведено в трудах Саймона Кузнеца, Фернана Броделя, Герхарда Менша, Теодора Шульца, Гэри Беккера, Майкла Портера, Николая Кондратьева и других видных ученых.
В 1911 году Йозеф Шумпетер в своем фундаментальном труде «Теория экономического развития» впервые ввел различия между понятиями роста и развития экономики, тем самым определив саму сущность инноваций различных видов. Кроме того, его заслуга заключается в классифицировании данных понятий.
По мнению Йозефа Шумпетера развитие и рост экономики совершенно различные понятия. Он пояснил это так: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится» [13].
Согласно его теории экономический рост — это количественные изменения - увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг во времени. В то время, как экономическое развитие — это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом - то есть это есть инновации.
Таким образом, для краткости: рост - количественные изменения; развитие - качественные положительные изменения, направленные на рост.
С точки зрения общества экономическое развитие представляет собой многоаспектный процесс, в состав которого входит экономический рост, создание сектора инновационной экономики, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда и качества жизни населения.
Эффективность государственного регулирования, и, следовательно, эффективность самого государства и его институтов во многом определяет эффективность процессов развития страны.
Системное регулирование экономики только тогда эффективно, когда оно приводит к положительным качественным изменениям во всех видах экономической деятельности, а также в качестве жизни населения. Кроме того, оно должно обеспечивать стабильное и долгосрочное накопление позитивных изменений, также общий рост экономики, ее эффективности и качества жизни населения.
Применяемая в настоящее время концепция управления изменениями включает составляющие регулирования и управления, представленные на рис. 2.
Рисунок 3. Составляющие концепции управления изменениями
Саймоном Кузнецом в процессах развития особо выделена ведущая роль человеческого капитала. При недостатке накопленного человеческого капитала, его низком качестве страна не может создать следующий этап конкурентоспособного технологического уклада экономики. Как показывает опыт промышленно развитых стран, лишь системный подход к процессам развития позволяет выйти на устойчивую траекторию роста экономики и качества жизни.
Так для всех стран с растущей и развивающейся экономикой можно выделить следующие позитивные и негативные моменты (табл. 2):
Таблица 2.
Общие черты, присущие странам с растущей и развивающейся экономикой
Позитивные моменты |
Негативные моменты |
|
циклическое развитие экономики со спадами, кризисами и долгосрочным ростом |
Экономическая стратегия развития стран, целью которой является преодоление отставания стран по уровню развития, и, как следствие, искоренение бедности, носит название стратегии догоняющего развития (рис. 3). Так, опираясь на опыт стран, перешедших из разряда беднейших в разряд развитых, для достижения успеха могут быть выделены две модели догоняющего развития:
Рисунок 4. Модели экономического развития стран
Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. В основе импортозамещающей модели лежит протекционизм по отношению к большинству отраслей национальной экономики, зачастую подкрепленный государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты. Все это обеспечивает развитие импортозамещающих отраслей и, как следствие, ослаблению конкуренции со стороны иностранных компаний. Кроме того, неконвертируемость национальной валюты препятствует вывозу национального капитала, тем самым, концентрируя его во внутренних инвестициях.
Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию машиностроительного производства, научного потенциала. Такая модель развития в своё время применялась в крупных странах Латинской Америки, таких как Бразилия, Аргентина, Мексика, а также в странах Азии: Индия и Пакистан.
Негативными сторонами импортозамещающей модели экономического развития являются:
Кроме того, насыщая внутренний рынок неконкурентоспособной не пользующейся спросом на внешнем рынке продукцией, государство, окупая понесённые затраты, вынуждено реализовывать её через ограничения реализации более качественной импортной, а зачастую и более дешевой, продукции, что негативно и для национального производство, и для потребителей.