Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 20:15, курсовая работа
Актуальность темы написания работы обусловлена существованием в структуре мировой экономики бедных стран с долей валового внутреннего продукта на душу населения не превышающим 300 долларов США на человека. Наименее развитые страны, к которым относятся «48 стран мира с общейчисленностью населения 880 миллионов человек, составляют самую бедную исамую слабую часть международного сообщества»[8].
Введение 3
Глава 1 Особенности развития наименее развитых стран 6
1.1. Международные критерии классификации наименее развитых стран 6
1.2. Экономические модели развития наименее развитых стран 14
Глава 2 Статистический анализ социально-экономических проблем 25
2.1. Социально-экономические проблемы на примере Бурунди и Мадагаскара 25
2.2. Макроэкономические показатели Бурунди и Мадагаскара 30
2.3. Особенности структуры экономики Бурунди и Мадагаскара 34
Глава 3 Проблемы и перспективы наименее развитых стран по преодолению последствий кризиса. 37
3.1. Прогноз по преодолению долгового кризиса 37
3.2. Пути решения проблем выявленных при статистическом анализе индикаторов развития Бурунди и Мадагаскара 39
Заключение 43
Библиографический список 44
1. Законы, указы, постановления 44
2. Книги, изданные под фамилией автора (авторов). 44
3. Книги, указанные по заглавию. 45
4. Книги, изданные под редакцией автора (авторов) 45
5. Статьи в журналах. 45
6. Электронные источники 45
К началу нового тысячелетия наименее развитые страны добились определенных успехов в социально-экономическом развитии и развитии людских ресурсов. Вместе с тем в ситуации, более 75 процентов жителей наименее развитых стран все еще живут в нищете. За последние три десятилетия из этой категории вышли всего три страны.
В наименее развитых странах сохраняется самый низкий доход на душу населения при самых высоких темпах роста населения. Они больше всех отстают в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия, и занимают последние позиции по индексу развития человека. Наименее развитым странам не удалось преодолеть экономическую уязвимость и провести структурную перестройку экономики и выработать устойчивость к воздействиям внутренних и внешних потрясений и кризисов.
У наименее развитых стран ограниченный производственный потенциал и чрезвычайно слаборазвитая инфраструктура. Кроме того, в наименее развитых странах по-прежнему с трудом решается задача повышения уровня развития людских ресурсов и темпов социального развития. В некоторых из них нет надлежащей системы управления и соответствующих институтов, в том числе способных действовать после конфликтов.
По данным ЮНКТАД в «2011 году рост в наименее развитых странах составил 4,2%, на 1,4 процентных пункта ниже, чем в предыдущем году, что отражает снижение темпов роста в мире (с 5,3% в 2010 году до 3,9% в 2011 году)[7].
Ввиду высокой зависимости от внешнеэкономических условий НРС не удалось избежать этого повсеместного замедления, темпы которого были примерно одинаковыми в развивающихся странах (1,3%) и развитых странах (1,6%). По прогнозу ООН среднесрочные перспективы для НРС сопряжены с серьезными рисками. В общем плане недавнее увеличение официального кредитования со стороны многосторонних банков развития, как правило, основывалось на представлении финансирования, которое было запланировано к перечислению за более длительный период. Кроме того, поскольку доноры стремились принять адекватные антициклические меры реагирования на кризис, увеличение помощи развитию создало нагрузку на их финансовые ресурсы.
Нынешние прогнозы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ускоренных планов расходования средств донорами указывают на лишь незначительное увеличение по страновым программам помощи для НРС. Как отмечается в совместном докладе Всемирного банка и МВФ «Доклад о глобальном мониторинге» 2010 года, «при отсутствии возросших ресурсов эти важнейшие шаги по представлению столь остро необходимых ресурсов в разгар кризиса приведут к значительному сокращению льготного финансирования в ближайшую пару лет» [3]. Кроме того, часть НРС по-прежнему находятся в ситуации долгового дистресса или высокого риска долгового дистресса, в то время как факторы долговой уязвимости скорее всего усугубятся в результате глобального кризиса. На этом фоне неудивительно, что, согласно нынешним экономическим прогнозам, хотя замедление в НРС было менее резким, чем в других развивающихся странах, оживление в последующие годы будет более медленным. Так, ожидается, что их экономическое оживление будет самым слабым среди всех групп стран. Оно будет отчасти зависеть от того, продолжится ли глобальное оживление и будет ли предоставление официальной помощи развитию (ОПР) способствовать росту инвестиций и поддержанию душевого потребления.
Долговое бремя и долговой навес представляют собой препятствие для инвестиций и ухудшают перспективы экономического роста и искоренения бедности и, таким образом, требуют срочных действий по выработке долговременного решения, необходимого для того, чтобы страны смогла добиться прогресса в достижении международных целей развития, включая цели, содержащиеся в Декларации тысячелетия. Долговое бремя наименее развитых стран сдерживает все их усилия по развитию, поскольку после оплаты долга ничего не остается для инвестирования. Необходимо механизм решения в отношении долга бедных стран с крупной задолженностью, распространив его на все НРС. В этой связи потребуется увеличить потоки официальной помощи в целях развития и активизировать меры по облегчению долгового бремени, которые должны дополняться расширением доступа на рынки развитых стран и сокращением размера сельскохозяйственных субсидий.
Таким образом, в современных условиях для преодоления расширения долгового кризиса, в который вовлечены страны необходимо проведение системной реформы глобальных экономических режимов, направленной на расширение инициатив по облегчению бремени задолженности для решения проблемы сохраняющегося долгового навеса во многих НРС
Неустойчивость глобального экономического подъема и обострение кризиса в еврозоне продолжают разрушать те факторы, которые позволяли наименее развитым странам как группе достигать опережающих темпов роста в период 2002-2008 годов. Несмотря на незначительное повышение темпов роста реального ВВП в 2010 году, в 2011 году группа в целом показала более низкий рост, что стало признаком будущих трудностей.
И действительно, пока всеобщее внимание сосредоточено на Европе, есть опасность того, что международное сообщество упустит из вида тот факт, что в последние годы именно НРС сильнее всех пострадали в результате финансовых кризисов, вызванных другими странами. Будучи странами с менее диверсифицированной экономикой, НРС не имеют ни резервов, ни ресурсов, необходимых для того, чтобы смягчить последствия для их экономики и легко адаптироваться к отрицательным шокам.
Более того, если очередное глобальное замедление подорвет перспективы роста стран – развивающихся рынков, НРС, будучи крупными экспортерами сырья, окажутся затронуты этим самым непосредственным образом. В этой связи НРС нуждаются в увеличении внешней помощи, чтобы повысить защищенность их экономики от внешних шоков и помочь им справиться с нестабильностью.
Как было отмечено во второй главе для Бурунди и Мадагаскара отсутствуют качественные изменения доли промышленности этих стран в структуре ВВП. Высокие темпы рождаемости ежегодно обеспечивают на рынке труда приток огромной армии молодых людей, нуждающихся в работе. Для выбранных стран характерен низкий уровень образованности для большинства ее граждан. В связи с чем, основная масса рабочей силы является неквалифицированной. Не найдя работы дома молодые люди, как более мобильная часть общества, вынуждены мигрировать в поисках «лучшей доли». Высокий уровень миграции в пределах африканских стран к югу от Сахары, по всей видимости, отражает тот факт, что:
а) по большей части миграция в Африке носит вынужденный характер (перемещение беженцев) и охватывает бедных, в результате чего критическим фактором становится расстояние;
б) африканцы сталкиваются с серьезными препятствиями при въезде в другие страны.
Следствием таких перемещений является потеря значительного человеческого и финансового капитала, рабочей силы, а зачастую и квалифицированных кадров.
В мировых масштабах развитые страны, как правило, принимают квалифицированных иммигрантов, но создают все большие препятствия для неквалифированных работников, если только в отдельных секторах (например, сельском хозяйстве или строительстве) не имеется высокого спроса на такую рабочую силу. Мигранты из НРС, как правило, моложе мигрантов из других стран: в среднем их возраст составляет 29 лет по сравнению с 34 годами в других развивающихся странах и 43 в развитых странах.
В случае невозможности найти работу такие молодые люди легко могут быть вовлечены в криминал, а также в разнообразные радикальные террористические организации.
В связи с чем, развитие национальной промышленности является ключевым моментом для Бурунди и Мадагаскара. Именно высокотехнологический промышленный сектор способен обеспечить работой такую огромную армию соискателей, в отличие от сельского хозяйства и обрабатывающих отраслей экономики. Но первоначально необходимо ввести всеобщее среднее образование, развить систему начальной, средней и высшей профессиональной подготовки кадров, способной обеспечить такие производства высококвалифицированными кадрами.
Кроме того, необходимо исключить использование детского труда на тяжелых работах. Дети работают, чтобы помочь своим семьям. Опыт показал, что детский труд наносит серьезный, а иногда непоправимый вред физическому и психо-социальному развитию ребенка. Дети вовлекаются в сложный труд и вынуждены работать в опасных, вредных условиях для получения какого-либо дохода.
Более того, они имеют ограниченный, либо не имеют вовсе, доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает замкнутый круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны. В связи, с чем необходимо запретить использование детского труда и обеспечить получение всеми детьми обязательного бесплатного школьного образования.
Таким образом, численность населения НРС неуклонно растет из года в год. Структурно слабая экономика таких стран не способна справиться с большим объемом рабочей силы, вынуждая молодежь либо мигрировать в другие более успешные страны, либо заниматься неправомерной деятельностью в поисках средств к существованию. Отсутствие развитой бесплатной обязательной системы образования не позволяет родителям отдать детей в школу, в связи с чем, раз за разом пополняется армия неквалифицированной рабочей силы. Кроме того, зачастую дети используются, как бесплатные работники в семье либо сдаются за гроши нанимателям. В связи с чем, развитие высокотехнологического сектора промышленности, а вместе с ним и системы общего и профессионального образования – единственный путь для трудоустройства огромного населения таких стран.
Несмотря на все усилия мирового сообщества, проблема наименее развитых стран по настоящее время не решена и ее острота не уменьшается. Объем оказываемой официальной финансовой помощи со стороны развитых стран в текущем десятилетии несколько снижается в связи с продолжающимся мировым финансовым кризисом. Число стран, включенных в перечень наименее развитых, не уменьшается вот уже с 1997 года, что свидетельствует о недостаточности применяемых мер.
Экономическое развитие страны - основа ее будущего роста, определяемого, как количественные изменения, в то время, как само развитие выступает в виде качественных положительных изменений, направленных на рост. Эффективность государственного регулирования, и, следовательно, эффективность самого государства и его институтов во многом определяет эффективность процессов развития страны, в том случае, когда оно приводит к положительным качественным изменениям во всех видах экономической деятельности, а также в качестве жизни населения.
Экономическая стратегия развития стран, целью которой является преодоление отставания стран по уровню развития, и, как следствие, искоренение бедности, носит название стратегии догоняющего развития и могут быть выделены две модели экономики: импортозамещающая и экспортоориентированная. Однако все эти модели помимо своих достоинств имеют и ряд недостатков. Синтезируя все позитивные стороны моделей догоняющего развития, модель на основе инновационного развития дает экономике необходимый толчок к ее промышленному росту и росту благосостояния её граждан.
Проведенный анализ социально-экономических проблем Бурунди и Мадагаскара показывает, что несмотря на незначительные улучшения по отдельным показателям, общая картина остается удручающей, как, например, по уровню смертности или использованию детского труда в Бурунди, так и по увеличению темпов прироста населения в этих странах и, как следствие, усугубление ситуации на рынке труда. Бурунди и Мадагаскар - беднейшие страны, как по макроэкономическим показателям, так и по уровню жизни. Показатели человеческого развития для обеих стран также находятся на достаточно низком уровне. Индексы развития человеческого потенциала для Бурунди ниже самого низкого предела. Индекс Мадагаскара, хотя и превышает минимальный уровень, но также не дотягивает до мировых значений.
Особенность структуры ВВП обеих стран – преобладание доли услуг над другими составляющими. Сельское хозяйство, являющееся преобладающим в формировании ВВП в Бурунди до 2007 года, уступило свои позиции услугам. Как негативный момент можно отметить низкую долю промышленного производства и отсутствие позитивной динамики по его развитию. Отсутствие такой динамики ведет к увеличению безработицы в странах, так как именно высокотехнологичная промышленность способна «вобрать» в себя ту огромную массу молодых людей, которые ежегодно «поставляются» на рынок труда. Кроме того, использование труда детей на тяжелых работах, зачастую исключающее их обучение в школе – является проблемой Бурунди, решение которой должно быть принято неотлагательно.
Численность населения НРС неуклонно растет из года в год. Структурно слабая экономика таких стран не способна справиться с большим объемом рабочей силы, вынуждая молодежь либо мигрировать в другие более успешные страны, либо заниматься неправомерной деятельностью в поисках средств к существованию. Отсутствие развитой обязательной системы образования не позволяет родителям отдать детей в школу, в связи с чем, раз за разом пополняется армия неквалифицированной рабочей силы. Кроме того, зачастую дети используются, как бесплатные работники в семье либо сдаются за гроши нанимателям. В связи с чем, развитие высокотехнологического сектора промышленности, а вместе с ним и системы общего и профессионального образования – единственный путь для трудоустройства огромного населения таких стран.
1. Законы, указы, постановления