Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы являлось исследование роли научно-технического сотрудничества России с лидирующими странами в развитии инновационного потенциала ее экономики.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- проанализировать научно-технический потенциал страны и проблемы ее инновационного развития в настоящее время;
- описать основные направления международного научно-технического сотрудничества РФ в рамках разработанной концепции государственной политики в этой области;
- исследовать и привести конкретные примеры сотрудничества РФ с каждой из четырех стран, выделить его основные направления в настоящем и тенденции развития в будущем;
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Анализ состояния научно-технического комплекса России……………………………...5
Перспективы развития научно-технического сотрудничества………………………….14
Основные направления международного сотрудничества в области науки и техники………..........................................................................................................................14
Проблемы развития научно-технического сотрудничества с США………………..22
Проблемы развития научно-технического сотрудничества с ЕС…………………..25
Проблемы развития научно-технического сотрудничества с Китаем……………...28
Проблемы развития научно-технического сотрудничества с Японией…………....32
Заключение…………………………………………………………………………………...…38
Список использованной литературы………………………………………………………….40
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЕ
Степкина Екатерина Федоровна
Научный руководитель:
д-р экон. наук, профессор
____________________Цитленок В.С.
Автор работы:
студентка 3 курса, 963 «б» группы
____________________Степкина Е.Ф.
Томск 2009
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Анализ состояния научно-технического комплекса России……………………………...5
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Тема моей курсовой «Научно-техническое сотрудничество России с ведущими странами мира: состояние и перспективы развития». Это довольно широкая проблема, имеющая свои особенности и противоречия развития. Ее изучение я основала на анализе сотрудничества России в области науки и техники с такими ведущими экономиками мира как страны Европейского Союза, США, Япония, Китай.
Актуальность этой темы в настоящее время, на мой взгляд, неоспорима по ряду причин. Во-первых, тенденции в современном глобальном мире сложились таким образом, что знания и передовые технологии определяют сегодня всё. Практика показывает, что научно-технический потенциал и уровень развития экономики прямо пропорциональны в своем изменении. Но поддержание науки на должном уровне с каждым годом становится все дороже, а проведение исследовательских работ в рамках одной страны все сложнее, поэтому все страны мира начали кооперировать свои усилия для достижения общих целей. Естественно, Россия в этом плане не исключение, тем более, если она стремится занять место среди лидирующих стран. Во-вторых, не случайно взяты именно ЕС, США, Китай и Япония. Это страны, обладающие самым высоким научно-техническим и инновационным потенциалом, это глобальные лидеры, сотрудничество с ними – это возможность ускорить процесс догоняющего развития для нашей страны. В-третьих, постоянное отслеживание тенденций в развитии международного научно-технического сотрудничества страны, их анализ, оценка помогает выявлять и развивать наиболее приоритетные направления и области сотрудничества в соответствии с национальными интересами, разрабатывать грамотную научно-техническую политику и с помощью нее эффективно воздействовать на экономику страны, стимулируя ее рост.
Таким образом, целью данной работы являлось исследование роли научно-технического сотрудничества России с лидирующими странами в развитии инновационного потенциала ее экономики.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- проанализировать научно-
- описать основные направления
международного научно-
- исследовать и привести конкретные примеры сотрудничества РФ с каждой из четырех стран, выделить его основные направления в настоящем и тенденции развития в будущем;
- дать оценку влияния сотрудничества России с ведущими страновыми экономиками мира на рост инновационной активности ее экономики.
В важности той роли, которую сегодня
играет наука и инновации в
определении
Для написания данной работы были изучены материалы таких исследователей и ученых как Иванова Н.И., Волынец-Руссет Э.Я., Тодосийчук А.В, Ничков В.В. и др., а также электронные ресурсы с официальных сайтов институциональных органов (Российская Академия наук, Федеральное агентство по науке и инновациям, Посольские Представительства и т.д.)
1. Анализ состояния
научно-технического комплекса
В современных условиях результативность науки все в большей степени определяется характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности. Мировая практика показывает, что наука не может нормально результативно функционировать без стабильного наращивания научно-технического потенциала, состояние которого во многом зависит от объемов ее финансирования. Прогресс развития общества может быть обеспечен только на основе систематического роста объемов финансирования научно-технической сферы сбалансированного по видам затрат, видам работ, областям науки и социально-экономическим целям. Динамика НТП требует непрерывного увеличения затрат на НИОКР, поскольку процесс получения новых знаний с ростом фактора времени становится все более дорогостоящим.
В первой половине 90-х гг ХХ века в России наблюдалось резкое сокращение объемов финансирования научных исследований и разработок, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. В таблице 1 представлены данные о динамике внутренних затрат на исследования и разработки.
Таблица1. – Внутренние затраты на исследования и разработки1
внутренние затраты на исследования и разработки, млн. руб. (до 1988г. - млрд. руб.) | |||
год |
в фактически действующих ценах |
в постоянных ценах 1989г. |
в процентах к валовому внутреннему продукту |
1992 |
140,6 |
3,22 |
0,74 |
1995 |
12149,5 |
2,49 |
0,85 |
2000 |
76697,1 |
3,32 |
1,05 |
2001 |
105260,7 |
3,91 |
1,18 |
2002 |
135004,5 |
4,34 |
1,25 |
2003 |
169862,4 |
4,78 |
1,28 |
2004 |
196039,9 |
4,69 |
1,17 |
2005 |
230785,2 |
4,55 |
1,07 |
2006 |
288805,2 |
4,91 |
1,07 |
Несмотря на некоторый рост объема затрат на науку в начале ХХI века, разрыв между 1991 г. и 2006 г. по этому показателю составляет около двух раз. В индустриально развитых странах наблюдается совершенно иная ситуация в научно-технической сфере. Статистические данные свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции опережающего роста затрат на НИОКР по сравнению с приростом ВВП и капитальных вложений, сокращения сроков разработки новой продукции, увеличение частоты ее обновления на рынке, например в 2005 г. доля внутренних затрат на НИОКР в ВВП Израиля составила 4,71 %, Швеции – 3,86%, Финляндии – 3,48 %, Японии – 3,18 %. Кореи – 2,99 %, США – 2,68 %, Германии – 2,51 %2.
Анализ структуры внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования свидетельствует о том, что основным источником финансирования науки по-прежнему является федеральный бюджет. И это несмотря на то, что в результате проведения в 1990-х гг. политики ускоренной приватизации государственной собственности, в частных руках сосредоточено более 90% национального богатства.
Общий объем финансирования науки из федерального бюджета на 2008-2010 годы определен федеральным законом от 27 июля 2007 года «О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов». В соответствии с этим законом расходы на науку гражданского назначения на период до 2010 года определены с разбивкой по годам в следующих объемах: 2008 г. – 156,442 млрд. руб. (2,38 % к расходам федерального бюджета), 2009 г. – 173,721 млрд. руб.(2,37%), 2010 г. – 207,183 млрд. руб. (2,56%). Анализ этих данных свидетельствует о некотором росте расходов федерального бюджета на науку. Однако это увеличение направленно лишь на покрытие затрат по текущим статьям (в основном, заработная плата, отчисления на уплату единого социального налога, частичное возмещение материальных затрат, коммунальных платежей), но не обеспечивает в соответствии с потребностями такие статьи расходов, как приобретение нематериальных активов, приборов и оборудования, капитальный ремонт основных фондов. И это притом, что уровень заработной платы в науке остается одним их самых низких в стране. Результаты расчетов свидетельствуют о том, что в настоящее время расходы на науку за счет всех источников составляют 10-15% от минимально необходимой потребности.3
В настоящее время финансирование НИОКР из бюджета осуществляется в основном на конкурсной основе. Но зачастую, как показывает практика, эти конкурсы носят чисто формальный характер, и победители бывают заранее определены в результате закулисных договоренностей чиновников-распределителей. Естественно такая система отбора исполнителей НИОКР может только усилить негативные тенденции развития науки и ускорить деформацию научно-технического потенциала страны. То есть, необходимо обеспечить реальный переход к конкурсному отбору тематики и исполнителей НИОКР с использованием анонимной научной экспертизы, исключающее случаи проявления субъективизма и экономической заинтересованности лиц.
Федеральные целевые научно-технические программы являются важнейшим механизмом реализации научно-технической и инновационной политики. Анализ показывает, что в них не предусмотрен механизм финансирования внедрения полученных результатов НИОКР, а также передачи этих результатов в другие федеральные целевые программы для тех же целей. Этот недостаток не устранен и в Федеральной целевой научно-технической программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. Отсутствие механизма вовлечения результатов научно-технической деятельности снижает эффективность проводимых НИОКР.
В условиях хронического недофинансирования
научно-технической сферы в при
По числу патентных заявок Россия значительно уступает многим развитым странам. Поступления от экспорта технологий в 2005 году в России составили 389,4 млн. долл., Бельгии – 6581,1 млн. долл., Великобритании – 29505, 6 млн. долл., Германии – 31635,8 млн. долл., США – 57410 млн. долл., Японии – 16354,4 млн. долл4. Еще одним показателем результативности науки является число научных статей, их удельный вес и цитируемость в ведущих журналах мира. Статистика свидетельствует о снижении числа статей российских авторов в ведущих журналах мира с 19659 в 1993 г. до 15782 в 2003 г. Это привело к снижению удельного веса публикаций российских ученых в общем числе статей в ведущих журналах мира с 3,64 % в 1993 г. до 2,26 в 2003 г. Наибольшую результативность российские ученые показали в области физики, химии.5
Снижение результативности научных исследований и разработок, спад инновационной активности промышленных предприятий привели к падению конкурентоспособности страны на мировых рынках, снижению вклада интеллектуального капитала в экономический рост. В 2007 году Россия занимала менее 0,3% мирового рынка наукоемкой продукции, а вклад интеллектуального капитала в экономический рост составлял только 9% ( в развитых странах этот показатель составляет примерно 70-95%).
Повышение конкурентоспособности отечественной продукции, увеличение ее доли на мировом рынке, развитие международной кооперации, особенно в научно-технической сфере, не мыслимо при наличии критических разрывов в уровнях развития науки и человеческого капитала от индустриально развитых стран. Поэтому перед Россией сейчас стоит тяжелая задача обеспечивать устойчивое развитие науки в условиях необходимости формирования экономики, основанной на знаниях с одной стороны, и учетом имеющихся ограничений в виде недостаточного финансирования науки, ухудшения кадровой и материально-технической составляющих научно-технического потенциала – с другой стороны.
Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная прозрачность и поэтому низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций. В результате созданный потенциал используется недостаточно эффективно, а инновационная активность и показатели технологического развития страны при наметившейся тенденции к постепенному росту остаются пока не высокими. Обеспечение эффективного протекания процессов коммерциализации технологий требует проведения целенаправленных и системных действий, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны частного сектора.
Ключевую роль в развитии инновационной деятельности призвана играть заводская наука, интегрированная в реальный сектор экономики. В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок: 65% - в странах ЕС, 71 – Японии, 75 – в США. В России заводская наука располагает небольшими ресурсами ( 6% затрат идет на исследовательские разработки) 6 и ориентирована главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе путем адаптации к конкретным производственным условиям разработок, выполненных сторонними организациями.