Общая характеристика экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономики и политики. Задачей данной работы является: раскрыть общую характеристику экономики Германии и определить роль и место в мировом хозяйстве. Рассмотреть Германию, как главного экономического партнёра России, учесть все плюсы и минусы в дальнейшем сотрудничестве, которое очень важно для обеих держав.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.42 Кб (Скачать файл)

Конкурентная  среда практически в основном определяется открытостью рынков: свободным  входом и выходом с него. Отсутствие ограничивающей регламентации (за исключением  ряда сфер деятельности, где необходимо подтверждение квалификации и компетенции, например, в медицине, фармацевтике, архитектуре, праве и т.д.) позволяет  достаточно свободно создавать новые  предприятия.

     Без политики содействия конкуренции степень  монопольной власти была бы значительно  больше, хотя, конечно, такая политика не сможет реализовать порядок совершенной  конкуренции.

     Открытость  рынков – характерная черта германской экономики, хотя это не исключает  осуществления строгого контроля качества и безопасности ввозимых товаров, а  в ряде случаев введения количественных ограничений на импорт определенных продуктов (при принятии совместных решений в рамках ЕС).

     В Германии узловыми элементами системы  экономической политики, обусловившими  скатывание немецкой экономики к  стагнации в начале нынешнего  десятилетия, но и способными при  должной их перестройке и модернизации обеспечить ее оздоровление и подъем, стали финансовая и социальная политика, а также регламентация предпринимательской  деятельности.

     Привлекательная и эффективная с политической точки зрения модель социального  рыночного хозяйства с сильной  перераспределительной политикой  государства оказалась слишком  дорогостоящей. Мощная и хорошо упорядоченная  финансовая система Германии достойно выдерживала трудности в течение  нескольких десятилетий, но в результат  постоянно возрастающих изъятий  в виде налогов и социальных взносов  увеличивались издержки производства и соответственно снижались сравнительные  условия для инвестирования, и  отток капитала из Германии стал хроническим.

Утрачивающие  эффективность и пришедшие в  негодность элементы давно известны, способы и характер их модернизации дискутируются уже несколько  лет. Если сформулировать в общем, виде основные проблемы системы государственных  финансов Германии к началу нынешнего  десятилетия, то они сводятся к четырем блокам: 

  1. общее оздоровление госфинансов и повышение устойчивости финансовой системы, означающее постепенную  ликвидацию дефицита госбюджета и уменьшение госдолга;
  2. Необходимость радикальной налоговой реформы (упрощение налоговой системы и снижение налоговых ставок на доходы);
  3. Оптимизация государственных расходов, прежде всего путем уменьшения субсидий экономик и государственных взносов в фонды социального страхования;
  4. Реформирование межбюджетных отношений и модернизации системы бюджетного федерализма (механизмов вертикального и горизонтального финансового выравнивания).

     Государственный долг Германии в первой половине 2010 года достиг рекордного уровня, составив 1,721 млрд евро. По сравнению с 2009 годом госдолг вырос на 29,6 млрд евро, или на 1,7%.

     Рост  государственной задолженности  эксперты объясняют оказанием финпомощи  немецким банкам, оказавшихся под  угрозой банкротства, а также принятием пакета мер по преодолению последствий мирового финансового кризиса. Наибольшая доля из общей суммы задолженности приходится на федеральный бюджет. По сравнению с предыдущим годом она увеличилась на 1,5% (15,7 млрд евро) и достигла 1,069 трлн.

     На  уровне земельных бюджетов задолженность  в 2010 году составит 536,9 млрд евро, увеличившись на 1,9%, или на 10,2 млрд евро. В эту сумму не входят финансовые отчисления на поддержку оказавшегося на краю банкротства земельного банка WestLB.

     Бюджетный дефицит возникает в последние  три года (и растет) как из-за недостатка поступлений доходов вследствие экономического спада, так и в  силу дополнительных социальных расходов (ухудшение положения населения, растущая безработица. Расходы по социальному страхованию составили 446,9 млрд. евро. Общие же социальные расходы государства в 2001 г. (включая социальную помощь) – 548 млрд. евро, а в 2002 г. – 573 млрд. евро. При этом общая сумма налогов в 2000-200 гг. уменьшилась на 5,2 %, а общая сумма социальных взносов выросла на 2,7 %.

Налоговые поступления обеспечивают подавляющую  часть доходов государственного бюджета, прежде всего федерального. Из общей суммы запланированных  на 2003 г. бюджетных доходов федерации  в 228,9 млрд. евро-налоговые поступления  составили 203,3 млрд., или 88,7%. За последние  годы увеличилась доля косвенных  налогов по сравнению с прямыми.

Экономисты  либерального направления, которые  поддерживают идею снижения налогов  и соответствующее уменьшение государственных  расходов, говорят, что и без того недостаточно финансируемые сферы (образование, научные исследования, вооруженные силы) могут пострадать от бюджетной экономии. Поэтому реформирование расходной части бюджета должно строиться исходя из модернизации всего  хозяйственного порядка, а не ведомственных  интересов и предпочтений.

Регулирование хозяйственных процессов государством также занимает доминирующее положение. В германской экономической политике второй половины 20 в. существовало 2 таких направления:

  1. конъюктурная политика и
  2. промышленная (структурная) политика.

     Конъектурная  политика изначально была направлена на предотвращение циклических кризисов. Постепенная конъюнктурная политика (и ее подвиды – антикризисное и антициклическое регулирование) уступили место более широко понимаемой политике роста. Для обеспечения устойчивого роста использовались меры финансовой политики, осуществляемой Министерством финансов, и особенно денежной политики Германского федерального банка (Бундесбанка). Отказ от непосредственного воздействия на конъюнктуру после 60-х гг. стал неприемлем.

     Следует отметить, в США воздействие на спрос со стороны государства  в последние 30 лет почти всегда имело антициклическую направленность (спрос ограничивался в период подъема и расширялся в период спада). В Германии этого добиться не удавалось и государство больше усиливало циклические тенденции: перегревало конъюнктуру или  усугубляло спад.

Второе  крупное направление регулирования  процессов – структурная политика, которая в свою очередь подразделяется на отраслевую и региональную. Региональная политика призвана выравнивать, прежде всего, социальные условия, условия жизнедеятельности в разных регионах страны (а теперь и в рамках Евросоюза).

     Отраслевая  структурная –  или промышленная – политика в наиболее неприкрытой форме предполагает  «исправление недочетов рынка», а потому особенно неприемлема для сторонников ордо-либеральной теории

К структурной  политике, которая имеет приспосабливающий  или формирующий характер отношение  ордо-либералов более позитивное. Именно эти направления структурной  политики тесно смыкаются с инвестиционной и научно-технической политикой  государства.

     Важно отметить, что принципы взаимодействия государства и бизнеса находятся  в центре институциональных преобразований. Государство занимается формированием  наиболее благоприятных условий  предпринимательской деятельности, гарантирует свободу предпринимательства (прежде всего, права собственности), поддерживает конкурентную среду. Такое  «вмешательство» государства в  экономику благоприятно для рынка.

     Таким образом, модель социального рыночного  хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и  равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская  деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение  социальных благ в обществе. Из-за этого  Германия испытывает серьезные сложности. Налоговое бремя достигает 80 % от дохода населения, наблюдается высокий уровень безработицы, которая носит хронический характер, распределение доходов осуществляется неэффективно и непрозрачно, качество общественных услуг не соответствует требованиям времени. На фоне падения темпов экономического роста безработица стала острой проблемой в ФРГ (на начало 2002 г. зарегистрировано свыше 4 млн. безработных).

2.2 Особенности предпринимательства: предпринимательская среда и корпоративное управление 

     В Германии проблеме предпринимательства  придается особенно большое значение. Эффективность немецкой политики хозяйственного порядка заключается именно в  сочетании юридического, экономического и социального анализов там, где  другие ограничиваются установлением  правовых норм. Германский вариант  предпринимательства находится  на пересечении новой институциональной  экономики, ордо-либерального институционализма  и теории рыночных процессов, а также  социальной и экономической психологии. Государство вынуждено балансировать  между контролем за слияниями  и содействием конкуренции, фактически вмешиваясь в предпринимательский  процесс. Это упорядочивающее вмешательство  целесообразно и необходимо для  сохранения дееспособности самой рыночной системы.

     Специфика германской предпринимательской модели обусловлена и структурой предприятий  с  организационно-правовыми формами. Подавляющая часть предприятий (фирм) в Германии – это частные фирмы и торговые общества, которые несут полную ответственность перед кредиторами всем своим имуществом (таковых более 83%). Всего в Германии около 3,3 млн. предприятий, из которых 99,6% имеют менее 500 занятых, т.е. относятся к мелким и средним, на которые приходится 685 занятых и 53% создаваемого валового продукта. В российской экономике доля ВВП, создаваемая такими предприятиями, оценивается в 8-10%, и этот показатель можно назвать катастрофически малым. Число российских малых предприятий составляет в 2004 г. 946 тыс.

     В большинстве своем  малые и  средние фирмы Германии ориентируются  на узкие локальные рынки. Поскольку  собственник и управляющий, как  правило, выступают в одном лице, сцепление интересов семьи и  политики фирмы являются крайне жестким. Стимулы развития, разумеется, здесь  очень сильны, но возможности менеджмента (особенности рискового и инновационного) весьма слабые. Отсутствие стратегических предпринимательских решений на фоне капитала делает мелкий и средний  бизнес лишь фоном, на котором отдельные  фирмы совершают прорывы.

Распределение предприятий по отраслям или типам  занятий, показывают данные статистики по уплате налога с оборота. Если средний  оборот предприятий составляет 1 млрд. 350 млн. евро, то в самом обширном по числу предприятий секторе  жилищного хозяйства, управления земельными участками, аренды жилья и земли  – всего 586,5 млн., а в обрабатывающей промышленности – 4 млрд. 769 млн. евро. Наибольший же оборот на 1 предприятие наблюдается  в энерго- и водоснабжении: 13,81 млрд. евро.

Преобладание  мелких предприятий не только поддерживает конкурентную среду, но и обеспечивает быструю реакцию рынков на изменение  потребностей или условий производства, а также благоприятствует инновационной  способности экономики, поскольку  именно малый и средний бизнес наиболее быстро и активно внедряют технологические, продуктовые, управленческие и маркетинговые нововведения. Однако государство особенно тщательно должно следить за сохранением эффективной конкурентной среды, потому что мизерное количество фирм обладает реальной возможностью доминирования на рынке, подавляя конкурентные механизмы.

     Специфика предприятия любой правовой формы (особенно обществ по капиталу) заключается  в частности в том, что внутреннее управление и контроль строятся не на рыночных основаниях (т.е. отношения  не конкурентные, а основываются на иерархических принципах или  принципах согласования и договоров), но конформны рынку. Германский рынок  капитала учитывает, что система  контроля над фирмой в существенной степени определяется прямым (личным) наблюдением за хозяйственной политикой  компании со стороны банков и других крупных акционеров, а потому атаки  против компании через фондовый рынок  малоэффективны.

     Система управления и контроля в германских акционерных обществах, обеспечивающая сбалансированный учет интересов  собственников, менеджеров и наемных работников, отрабатывалась в течение десятилетий. Она продемонстрировала свою жизнеспособность и свойство сигнализировать о  крупных злоупотреблениях той или  иной заинтересованной группы (это  обусловлено высокой степенью открытости, подчеркнутой публичной деятельности немецких АГ Aktiengesellschaften).

     В Германии проведено четкое разграничение  полномочий между общим собранием, наблюдательным советом и правлением.  Акционеры реализуют свои права  в отношении АГ через общее  собрание, которое может принимать  решения лишь применительно к  четко определенным законом и  уставом случаям (назначение членов наблюдательного совета от собственников  капитала, использование балансовой прибыли, назначение аудитора годового отчета, изменение в уставе АГ и  т.д.).

     Все оперативное руководство хозяйственной  деятельностью находится в руках  правления, представляющего собой  коллектив менеджеров (как правило, наемных), главная цель которых –  устойчивый рост фирмы. Управление работой  компании правление осуществляет под  свою полную ответственность (принимает все маркетинговые решения, отвечает за ведение бухгалтерского учета, регулярно предоставляет отчеты наблюдательному совету).

Информация о работе Общая характеристика экономики Германии