Общая характеристика экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономики и политики. Задачей данной работы является: раскрыть общую характеристику экономики Германии и определить роль и место в мировом хозяйстве. Рассмотреть Германию, как главного экономического партнёра России, учесть все плюсы и минусы в дальнейшем сотрудничестве, которое очень важно для обеих держав.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.42 Кб (Скачать файл)

     Эффективность работы правления контролируется наблюдательным советом – органом, представляющим интересы акционеров и (в большинстве  случаев) наемных работников. Он не только решает вопрос о менеджерских кадрах, но и задает ориентиры для  работы управляющих.

     Немецким  компаниям присущ «внутренний» характер систем их управления, т.е. все участники (акционеры, наемные работники, арендаторы, управляющие, поставщики и потребители) могут оказывать влияние на развитие компании, на принятие решений через  наблюдательный совет и правление.

     Данная  модель корпоративного управления характеризуется  определенной жестокостью, негибкостью  и в какой-то степени бюрократизмом. Тем не менее, она устанавливает  четкие правила в корпорации, балансирует  интересы разных групп. На уровне корпорации прекращается чрезмерная концентрация власти в одних руках.

     Фирмы и банки, владея акциями друг друга, минимизируют дисперсию владения на фондовых рынках и среди акционеров. Такое экономическое устройство базируется на сильной децентрализованной системе и формах политики, при  которых решения принимаются  в основном с согласия главных  партий – христианских демократов и социал-демократов. Размеры заемного капитала превосходят размеры собственного капитала, поэтому банки используют свое положение в наблюдательных советах для защиты своих прав в качестве кредиторов. Именно такое  право собственности без капитала, которое банки получают благодаря  распоряжению депонированными акциями, значительно усиливается их власть над предприятиями. 
 

2.3 Социальная система: социальное страхование, социальная помощь из государственного бюджета, политика на рынке труда 

     В ФРГ экономическая модель получила название «социально-рыночного хозяйства», обеспечивая высокую эффективность  рыночной экономики и гарантируя максимум социальной справедливости. Но как ни парадоксально, именно расширение социальных функций (и, соответственно, расходов) государства приводит к  нарастанию социальной нестабильности и неуверенности.

     Социальное  страхование – это не благотворительность, а важная составляющая эффективного экономического развития. Она повышает внутреннюю гибкость предприятия, снимая с последнего социальные заботы; мотивирует большую готовность к риску и  инновациям, поскольку обеспечивает минимальный уровень жизни; гарантирует  беспрерывность хозяйственного процесса.

     Социальная  сфера имеет два механизма  – перераспределение и страхование. Недостатки рыночного распределения  упраздняются или уменьшаются перераспределением доходов, имущества и деятельных прав, причем правила перераспределения  выводятся из общественных критериев  в процессе принятия политических решений. Потери доходов вследствие рисков (несчастный случай, болезнь или необходимость  ухода, безработица и старость) преодолеваются путем договоров страхования.

     В реальной германской действительности нет строгого разграничения обоих  механизмов – принцип эквивалентности  страхования не соблюдается и  социальное страхование выполняет  целый ряд перераспределительных  функций. Одновременно государственное  перераспределение тоже страхует. Но с хозяйственно-политической точки  зрения это – разные механизмы  и, соответственно, разные последствия. Перераспределение через налоговую  систему не учитывает характера  колебаний доходов и возможных  рисков. Индивидуальные контракты строго обозначают и предполагаемые риски, и притязания на возмещение.

     Рационально будет отдать приоритет системе  институционального страхования, где  в полной мере реализуется свобода  решений и собственная ответственность  индивида.

     Финансовая  политика ФРГ в области страхования  нацелена на широкое развитие данной отрасли. Во-первых, потому что она  приносит весомый доход в государственный  бюджет. Во-вторых, помогает решить ряд  сложнейших социальных проблем. Ярким  примером может служить идущее реформирование пенсионной системы. Большая роль отводится  частным страховщикам, которые готовы выполнить возлагаемые на них  задачи.

     В страховом секторе накапливаются  резервы, позволяющие возместить причиненный  ущерб, который часто бывает катастрофическим. Правительство заинтересовано в  таких накоплениях и в возмещении убытков без потери завоеванных  экономических позиций, когда восстановлением  занимаются частные компании, а из бюджета расходуются незначительные средства на самые неотложные задачи.

     Германская  модель социального рыночного хозяйства  с самого начала ее реализации предполагала активное участие государства в  социальной сфере. В ФРГ проблеме обеспечения, безработных, пожилых  нетрудоспособных уделялось достаточно большое внимание. На социальные нужды  расходуется порядка 30% ВВП. Почти  треть расходов приходится на пенсионное обеспечение. Безработные в течение 32 месяцев получают 2/3 прежнего оклада, после чего пособие начинает снижаться.

     Социальное  пособие в Германии получают все, кто не имеет работу, но удостоился вида на жительство. Минимальное пособие  здесь называют «социал». На каждого  члена семьи приходится где-то по 200 евро. Детей содержит другая организация - югендамт, выделяющая «детские деньги» (Kinder Geld). Предусмотрены различные выплаты, причем на третьего ребенка вы получите раза в три больше, чем на первого. За рождение первенца полагается еще и единовременная выплата - 3.000 евро. До достижения им двух лет вам будут выплачивать почти 500 евро каждый месяц.

     За минувшее десятилетие доля малолетних граждан Германии среди всех получателей социального пособия в Германии выросла на 1,9 процент, что значительно превышает среднестатистический показатель по всем возрастным группам. В следующем году бедных детей в ФРГ станет, по меньшей мере, ещё на полтора миллиона больше. 1 января 2005 года в Германии вступит в силу закон, который переводит безработных со стажем в категорию получателей социального пособия. Чистые доходы в таких семьях заметно сократятся, что неминуемо отразится и на детях. Фонд помощи детям Deutsches Kinderhilfswerk, который уже во второй раз проводит подобное исследование, призвал политиков к незамедлительным действиям. Эксперты требуют от государства оказать реальную помощь - срочно восполнить дефицит дошкольных учреждений в Германии и предоставить родителям больше возможностей для совмещения работы и ухода за детьми, как это практикуется, например, в Великобритании и скандинавских странах. Ориентированная на нужды семьи политика окупает себя и в масштабах всего народного хозяйства, отмечают эксперты. Родители больше зарабатывают, что приводит к увеличению налоговых поступлений в казну при одновременном сокращении расходов на выплату социальных пособий. Сегодня 13 процентов населения ФРГ подпадают под категорию "живущих за чертой бедности". Хотя, правильнее в данном случае говорить об „относительной бедности“. В индустриально развитых странах мира бедными считаются те, кто зарабатывает менее 60 процентов от среднего по стране заработка. В Германии – это 730,20 евро в месяц на Западе и 604,80 - на Востоке. С 1 января 2005 года  социальное пособие без доплат на квартиру и детей будет варьироваться в пределах 300 евро.

     В последние годы важнейшим направлением экономической политики стало сдерживание  расходов на рабочую силу и социальное обеспечение с целью уменьшения доли труда в единице готовой продукции. Из-за роста издержек на рабочую силу и производительность труда международная конкурентоспособность германских продуктов ослабла.

     Данные  по бывшей ГДР  кажутся удручающими, особенно социальные: из 15 миллионов  жителей работают только 40 %; безработица  в среднем на востоке составляет 20 %., а в некоторых землях 25–30 %. При этом примерно половина занятых  работают в непроизводительных секторах: государственная служба, сфера услуг  в общественных службах и т. д., то есть зависят от федерального или  земельных бюджетов. Безработица  провоцирует отток населения, преимущественно  молодежи. Таким образом, социально-экономический  кризис перерастает в демографический, что только усугубляет ситуацию, поскольку  мигрируют в первую очередь наиболее образованные, способные и активные молодые люди.

     Лидером по уровню расходов на заработную плату  в химической отрасли являются западные федеральные земли Германии. Час  работы здесь стоит 41,20 евро. Гораздо  дешевле обходится химическим концернам  труд наемных рабочих на Востоке  ФРГ (25,48 евро), что соответствует  среднему по ЕС показателю.

     В Германии с её социально-рыночной моделью  законодательно установленный минимальный  уровень оплаты труда существует только в строительстве. На этот шаг  государство пошло из-за нелегального трудоустройства, широко практикуемого  в этой сфере экономики. В остальных  отраслях действуют «тарифные модели», которые вырабатываются не государством, а профсоюзами и работодателями в ходе «тарифных переговоров». Поэтому  предложение председателя Социал-демократической  партии Германии Франца Монтеферинга (Franz Mоntefering) ввести в ФРГ минимальную  заработанную плату в стране восприняли, прежде всего, как покушение на «тарифную  автономию». Большинство оппонентов считают этот инструмент малоэффективным, а предложение Ф.Монтеферинга называют «популистским».

     Министр экономики ФРГ Вольфганг Клемент (Wolfgang Clement) объявляет о намерении  создать в стране 600 тысяч рабочих  мест с оплатой всего 1 евро в час. Сам министр высказался, между  тем, против минимальной зарплаты в  Германии.

Глава Института экономических исследований Удо Людвиг заявил, что «оклады  должен устанавливать рынок, вмешательство  государства излишне». 

2.4 Финансовая система Германии

     ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладая значительным экономическим  и научно-техническим потенциалом. В последние годы Германия значительно  увеличила своё участие в международной  миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения ФРГ опережает  США и другие ведущие страны мира.

     Государственные финансы и кредитно-денежная система  являются важнейшими элементами сферы  обращения экономики капиталистических  стран.

     Система государственных финансов включает в себя бюджет центрального правительства; бюджеты местных органов власти; специальные фонды, примыкающие  к бюджетам; финансовые ресурсы государственных  предприятий.

     Бюджетное перераспределение финансовых ресурсов является важным инструментом влияния  государства на формирование всей структуры  финансовых потоков в экономике.

     Расходы бюджета на социальное обеспечение  населения осуществляется в рамках, как программ социального страхования, так и социального вспомоществования.

     По  первому виду программ средства формируются  за счёт целевых налогов - социальных взносов, выплачиваемых лицами наёмного труда и работодателями. Таким  образом, в рамках бюджета формируются  специальные фонды социального  страхования. За их счёт финансируются  выплата пенсий по старости, медицинское  страхование, пособие по безработице.

     Социальное  вспомоществование представляет собой  программы помощи малоимущим слоям  населения. Они финансируются за счёт общего объёма налогов.

     Основным  видом дохода государственного бюджета  являются налоги (до 90%) . Усилилось обложение  как косвенными, так и прямыми  налогами.

     В последние годы приостановилась  тенденция к сокращению доли косвенных налогов в общем объёме налоговых доходов бюджета. Она составляет 30-35% всех налоговых сборов ФРГ. В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста.

     Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в  настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования  экономики. К числу главных методов  налогового регулирования относятся: 1) понижение или повышение общего уровня налогообложения (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов) ; 2) система ускоренной амортизации капитала предприятий; 3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит") ; 4) разнообразные специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных сферах или регионах.

Информация о работе Общая характеристика экономики Германии