Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:07, курсовая работа
Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономики и политики. Задачей данной работы является: раскрыть общую характеристику экономики Германии и определить роль и место в мировом хозяйстве. Рассмотреть Германию, как главного экономического партнёра России, учесть все плюсы и минусы в дальнейшем сотрудничестве, которое очень важно для обеих держав.
Неспособность
правительства покрывать свои расходы
за счёт налогов привела к превращению
бюджетных дефицитов в
Рост дефицита государственного бюджета приводит к возрастанию государственного долга, так как дефицит покрывается за счёт выпуска государственных займов. Это приводит к ухудшению денежного обращения, усиливает инфляцию.
Финансовый
капитал страны представлен группами
сросшихся между собой
Важной
особенностью финансового капитала
ФРГ является существенная роль союзов
предпринимателей в механизме сращивания
банков с промышленными монополиями,
а так же в определении общей
стратегии крупного бизнеса, что
объясняется историческими
Важно отметить, что усиление процессов концентрации и централизации капитала ФРГ происходит при поддержке государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны.
Рынок
государственных ценных бумаг Германии
- четвертый крупнейший международный
рынок правительственных
Другой
важной чертой рынка государственных
облигаций в ФРГ является наличие
единого статуса и
Для
финансирования государственного долга
федеральное правительство
Иностранным банкам впервые было разрешено принять участие в работе концорциума в 1986 г. с учётом исключительной важной роли, которую они играли в размещении новых выпусков. Им была предоставлена квота в размере 20% каждого выпуска.
Каждый
банк должен при размещении займа
покупать облигации, соответствующие
его квоте в консорциуме
Цены
на часть из них фиксируются один
раз в день, цены на другую часть,
которая активно торгуется, могут
постоянно изменяться. Доля государственных
долговых обязательств в общем торговом
обороте ценных бумаг в ФРГ
подвержена резким колебаниям в соответствии
с изменениями рыночной конъюнктуры.
За последние 10 лет эта доля составляла
от 7.8 до 46.1%.
Глава III. Место и роль экономики Германии мировом хозяйстве в условиях глобализации
3.1 Председательство и роль Федеративной Республики Германия в ЕС
Формально
председательство Федеративной Республики
Германия в Европейском Союзе (ЕС)
осуществляется в течение первой
половины 2007 года. В ЕС все государства-члены
председательствуют по очереди, и срок
такого руководства для всех одинаков
- шесть месяцев. Однако нахождение
Германии во главе Европейского Союза
случай не рутинный для этого объединения,
а весьма знаменательный. Дело в
том, что Германия является наиболее
мощным и влиятельным государством
ЕС. Во-первых, это самая многочисленная
по населению страна объединенной Европы.
Население Германии - 82 млн чел. -
составляет одну шестую часть от всех
граждан Евросоюза. Во-вторых, Германия
обладает самой мощной экономикой в
Европе. ВВП Германии — свыше 3 трлн
долл., и больше по объему только экономики
США (ВВП - 10 трлн долл.) и Японии (ВВП
- 6 трлн долл.). В-третьих, ФРГ является
страной - донором ЕС. Ее доля в европейском
бюджете самая большая, и страна
платит в казну объединенной Европы,
как считают немцы, много, а получает
мало. В-четвертых, Германия - страна, стоявшая
у истоков европейской
Наряду с общей программой Германия разработала собственную повестку в рамках президентства в ЕС, включающую специальные цели и приоритеты председательства Германии в ЕС. Данные приоритеты и цели были сформулированы канцлером А. Меркель в докладе парламенту 14 декабря 2006 г. В части, касающейся политики расширения, Германия подтвердила приоритет и значение расширения для повышения свободы и демократии на европейском континенте. Для эффективного развития процесса расширения правительство Германии подчеркнуло необходимость дальнейших переговоров с новыми кандидатами, прежде всего с Турцией и Хорватией.
По приоритету, касающемуся правовой основы развития ЕС, Германия приняла решение к окончанию своего председательства при активном участии других стран – членов ЕС подготовить доклад Совету ЕС, в котором будет предложен анализ возможных путей развития ЕС и который послужит основой для принятия решений относительно дальнейшего процесса реформирования ЕС.
Одной
из центральных задач
Развитие: вопрос развития стал особенно актуальным для председательства Германии в ЕС, поскольку вошел в повестку ее параллельного председательства в «Группе восьми». И это подтверждает заявление федерального министра экономического сотрудничества и развития Х. Викцорек-Цойль о том, что «историческая возможность двойного председательства преподнесла шанс дать новый импульс политике развития».
В рамках политики развития для Германии особым приоритетом стала помощь повышению качества управления и экономическому росту в Африке – об этом заявил министр экономического сотрудничества и развития Германии на заседании министров развития ЕС 15 мая 2007 г.
Внешняя политика и оборона: в рамках внешней политики и политики обороны цели председательства Германии в ЕС включали более интенсивное сотрудничество с внешними партнерами в соответствии с условиями Стратегии европейской безопасности (European Security Strategy), принятой в 2003 г. и направленной на борьбу с международными кризисами, терроризмом, распространением оружия массового поражения. Одним из механизмов, с помощью которого ЕС способен предотвратить гражданский или политический кризис, является определение Цели для вооруженных сил – 2010 (Headline Goal for armed forces, 2010) и определение Гражданской цели – 2008 (Civilian Headline Goal, 2008).
Другой
задачей председательства Германии
в ЕС в рамках политики обороны
стало стратегическое партнерство
ЕС с НАТО на основе политического
диалога и сотрудничества в повышении
военного потенциала. В частности, секретарем
НАТО были прокомментированы отношения
ЕС и НАТО. Он отметил, что ЕС и
НАТО больше не должны восприниматься
как соперники. Новый режим безопасности
в XXI в. будет требовать новой формы
взаимоотношений между
Еще
одной темой внешней политики
стала политика в отношении соседних
регионов ЕС, таких как Балканы
и Ближний Восток, которая обсуждалась
на первой встрече Совета по внешним
связям, возглавляемым федеральным
министром иностранных дел
Вопросы
разрешения военных конфликтов и
нераспространения оставались в
центре внимания Совета по внешним
связям. Министры иностранных дел
ЕС выразили крайнюю озабоченность
сложившимся кризисом в Дарфуре
и указали правительству
Одним из центральных аспектов международного сотрудничества ЕС в рамках политики безопасности оставалась энергетика. Главной задачей ЕС является устойчивое обеспечение Европы энергоресурсами в долгосрочной перспективе. Существует широкий спектр мер для достижения данного результата – от прямого диалога до конструктивных соглашений. Однако из всех возможных мер Германия выделила сотрудничество в сфере энергетики с Россией в форме партнерства и заключения соответствующего соглашения.
Действия
Германии были направлены на обеспечение
безопасности Европейского сообщества
как союза отдельных государств
внутри и за его границами. Германия
показала, что ЕС может реагировать
на международную обстановку и положение
в отдельно взятых странах «общим
голосом», стремясь содействовать разрешению
международных конфликтов, пользуясь
своим международным влиянием, формируя
общую позицию и принимая непосредственное
участие в выработке
3.4.Внешнеэкономические связи Германии
Внешние
связи играют ключевую роль в экономической
жизни Германии. С самого начала
она выступала за тесные межотраслевые
связи в мировой экономике
и принцип международного разделения
труда. В соответствии с этим строится
и внешнеторговая политика Германии.
Федеративная Республика выступает
за дальнейшую либерализацию мировой
торговли с более сильным учетом
экологических и социальных аспектов
в духе устойчивого развития. Открытость
по отношению к внешнему миру привела
к тому, что Германия – после
США – имеет второй по объему
внешнеторговый оборот в мире.
В настоящее
время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой
экономике прямо или косвенно работают
на экспорт. Это означает, что примерно
каждое четвертое рабочее место в Германии
зависит от экспорта. В обрабатывающей
промышленности эта зависимость еще выше:
четверть всей ее продукции идет на экспорт.
Важнейшие экспортные товары: были автомобили,
станки, изделия химической и электротехнической
промышленности.
Тесное переплетение
немецкой экономики с мировым хозяйством
влечет за собой и определенную зависимость.
Германия чутко реагирует на все помехи
в мировой торговле и на изменения мировой
конъюнктуры: это затрагивает рабочие
места, капиталовложения, доходы и уровень
жизни. Для позитивного непрерывного развития
немецкого народного хозяйства важными
предпосылками являются стабильная мировая
экономика, свобода торговли и упорядоченная
валютная система.
Важнейшими
торговыми партнерами Германии являются
промышленные государства Запада. Благодаря
продолжающемуся процессу экономической
интеграции стран ЕС стремительное
развитие получила внутриевропейская
торговля.
Франция по-прежнему
остается важнейшим торговым партнером
Германии. В 1999 г. стоимость немецкого
экспорта во Францию составила около 112,9
млрд. марок, импорта – примерно 87,9 млрд.
марок. Вторым по величине рынком сбыта
продукции Германии – после Франции –
стали США (100,8 млрд. марок).
В 1999 г. вырос
объем внешней торговли со странами Центральной
и Восточной Европы, включая страны СНГ.
По сравнению с предыдущим годом товарооборот
с ними вырос на 1,8 проц. И составил 192,5
млрд. марок. Польша закрепила за собой
позицию ведущего торгового партнера
Германии на востоке Европы. Торговый
оборот между Польшей и Германией составил
почти 42 млрд. марок. На втором месте Чехия
(39,5 млрд.).
В целом 70-75%
объема немецкой внешней торговли приходится
на европейские государства, примерно
13% - на азиатско-тихоокеанский регион,
около 10% - на Северную Америку и примерно
по 2% - на Африку и Латинскую Америку.
В мировой
экономике все большую роль в глобализации
деятельности предприятий и в развитии
тесных экономических связей между странами
играют прямые инвестиции. За последнее
время международная конкуренция в области
привлечения мобильного иностранного
капитала в ту или иную страну значительно
обострилась. Согласно докладу ООН о мировых
инвестициях за 1999 г. 92% прямых инвестиций
во всем мире были сделаны промышленными
странами, на которые в свою очередь и
пришлось почти 72% этих инвестиций. Поэтому
при наличии благоприятных общих условий
у Германии и в будущем есть прекрасные
шансы играть важную роль в этой сфере,
как в качестве дающей, так и принимающей
стороны.
Созданное
федерацией общество по вопросам инвестиций
и развития поощряет прямые капиталовложения
немецких фирм в третьем мире и в странах,
проводящих реформы. Кредитное ведомство
реконструкции и развития предоставляет
германским средним предприятиям льготные
кредиты и дотации в рамках программы
для малого и среднего бизнеса, программы
по созданию филиалов и технологической
программы.