Общая характеристика экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономики и политики. Задачей данной работы является: раскрыть общую характеристику экономики Германии и определить роль и место в мировом хозяйстве. Рассмотреть Германию, как главного экономического партнёра России, учесть все плюсы и минусы в дальнейшем сотрудничестве, которое очень важно для обеих держав.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.42 Кб (Скачать файл)

     Неспособность правительства покрывать свои расходы  за счёт налогов привела к превращению  бюджетных дефицитов в хроническое  явление.

     Рост  дефицита государственного бюджета  приводит к возрастанию государственного долга, так как дефицит покрывается  за счёт выпуска государственных  займов. Это приводит к ухудшению  денежного обращения, усиливает  инфляцию.

     Финансовый  капитал страны представлен группами сросшихся между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство. Особенностью ФРГ является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с  США, но и с теми развитыми капиталистическими странами, экономика которых по своим  масштабам сопоставима с западногерманской: в Японии, Франции, Великобритании количество таких групп составляет 15-20, а  в ФРГ не достигает и 10 (не считая региональных групп, не имеющих общеэкономического значения) . Это объясняется громадной  концентрацией банковского капитала в руках трёх гроссбанков-"Дойче  банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк": они контролируют около 80% акционерного капитала страны. Три главные финансовые группы сформировались вокруг этих гроссбанков. Их структуры частично переплетаются. Особенностью германских финансовых групп  является то, что они, по сравнению  с финансовыми группами других стран, имеют менее чёткие границы, можно  назвать лишь совокупность концернов, составляющих ядро той или иной группы.

     Важной  особенностью финансового капитала ФРГ является существенная роль союзов предпринимателей в механизме сращивания банков с промышленными монополиями, а так же в определении общей  стратегии крупного бизнеса, что  объясняется историческими особенностями  развития экономики страны и необходимостью объединения усилий германских монополий  в борьбе с конкурентами на внешних  рынках. Во главе союзов предпринимателей, как правило, стоят представители  крупнейших банков и концернов.

     Важно отметить, что усиление процессов  концентрации и централизации капитала ФРГ происходит при поддержке  государства, которое само выступает  как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат  мощные концерны.

     Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный  рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных  типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок  акций. В общем объеме облигаций, размещенных на территории ФРГ, в  последние годы доля государственных  облигаций не превышала 40%, в то время  как удельный вес облигаций, выпушенных частными банками, составлял более 60%. Следует отметить, что благодаря  активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора  государственных облигаций постоянно  возрастает.

     Другой  важной чертой рынка государственных  облигаций в ФРГ является наличие  единого статуса и универсальных  правил совершения операций с разными  видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов  государственных ценных бумаг выступают: федеральное правительство; специальные  его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является федеральное правительство.

     Для финансирования государственного долга  федеральное правительство выпускает  следующие виды ценных бумаг: облигации  ФРГ; федеральные облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты. Облигации ФРГ являются наиболее ликвидными и качественными среди  всех долговых инструментов, выпускаемых  с номиналом, выраженным в немецких марках. Первый выпуск этих облигаций был осуществлен в 1952 г.

     Иностранным банкам впервые было разрешено принять  участие в работе концорциума  в 1986 г. с учётом исключительной важной роли, которую они играли в размещении новых выпусков. Им была предоставлена  квота в размере 20% каждого выпуска.

     Каждый  банк должен при размещении займа  покупать облигации, соответствующие  его квоте в консорциуме независимо от условий выпуска. Федеральные  облигации официально котируются на всех биржах ФРГ.

     Цены  на часть из них фиксируются один раз в день, цены на другую часть, которая активно торгуется, могут  постоянно изменяться. Доля государственных  долговых обязательств в общем торговом обороте ценных бумаг в ФРГ  подвержена резким колебаниям в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. За последние 10 лет эта доля составляла от 7.8 до 46.1%.  
 

Глава III. Место и роль экономики Германии мировом хозяйстве в условиях глобализации

3.1 Председательство и роль Федеративной Республики Германия в ЕС

     Формально председательство Федеративной Республики Германия в Европейском Союзе (ЕС) осуществляется в течение первой половины 2007 года. В ЕС все государства-члены  председательствуют по очереди, и срок такого руководства для всех одинаков - шесть месяцев. Однако нахождение Германии во главе Европейского Союза  случай не рутинный для этого объединения, а весьма знаменательный. Дело в  том, что Германия является наиболее мощным и влиятельным государством ЕС. Во-первых, это самая многочисленная по населению страна объединенной Европы. Население Германии - 82 млн чел. - составляет одну шестую часть от всех граждан Евросоюза. Во-вторых, Германия обладает самой мощной экономикой в  Европе. ВВП Германии — свыше 3 трлн долл., и больше по объему только экономики  США (ВВП - 10 трлн долл.) и Японии (ВВП - 6 трлн долл.). В-третьих, ФРГ является страной - донором ЕС. Ее доля в европейском  бюджете самая большая, и страна платит в казну объединенной Европы, как считают немцы, много, а получает мало. В-четвертых, Германия - страна, стоявшая у истоков европейской интеграции, имеет колоссальный опыт управления интеграционными процессами, и начавшееся председательство будет двенадцатым  в ее истории.

     Наряду  с общей программой Германия разработала  собственную повестку в рамках президентства  в ЕС, включающую специальные цели и приоритеты председательства Германии в ЕС. Данные приоритеты и цели были сформулированы канцлером А. Меркель  в докладе парламенту 14 декабря 2006 г. В части, касающейся политики расширения, Германия подтвердила приоритет  и значение расширения для повышения  свободы и демократии на европейском  континенте. Для эффективного развития процесса расширения правительство Германии подчеркнуло необходимость дальнейших переговоров с новыми кандидатами, прежде всего с Турцией и Хорватией.

     По  приоритету, касающемуся правовой основы развития ЕС, Германия приняла решение  к окончанию своего председательства при активном участии других стран  – членов ЕС подготовить доклад Совету ЕС, в котором будет предложен  анализ возможных путей развития ЕС и который послужит основой  для принятия решений относительно дальнейшего процесса реформирования ЕС.

     Одной из центральных задач председательства Германии также стало проведение единой внешней политики безопасности, которая могла бы способствовать укреплению Европейского сообщества. Было отмечено, что за многие годы ЕС выработал систему мер по сохранению мира и предотвращению конфликтов.

     Развитие: вопрос развития стал особенно актуальным для председательства Германии в ЕС, поскольку вошел в повестку ее параллельного председательства в «Группе восьми». И это подтверждает заявление федерального министра экономического сотрудничества и развития Х. Викцорек-Цойль о том, что «историческая возможность двойного председательства преподнесла шанс дать новый импульс политике развития».

     В рамках политики развития для Германии особым приоритетом стала помощь повышению качества управления и  экономическому росту в Африке –  об этом заявил министр экономического сотрудничества и развития Германии на заседании министров развития ЕС 15 мая 2007 г.

     Внешняя политика и оборона: в рамках внешней политики и политики обороны цели председательства Германии в ЕС включали более интенсивное сотрудничество с внешними партнерами в соответствии с условиями Стратегии европейской безопасности (European Security Strategy), принятой в 2003 г. и направленной на борьбу с международными кризисами, терроризмом, распространением оружия массового поражения. Одним из механизмов, с помощью которого ЕС способен предотвратить гражданский или политический кризис, является определение Цели для вооруженных сил – 2010 (Headline Goal for armed forces, 2010) и определение Гражданской цели – 2008 (Civilian Headline Goal, 2008).

     Другой  задачей председательства Германии в ЕС в рамках политики обороны  стало стратегическое партнерство  ЕС с НАТО на основе политического  диалога и сотрудничества в повышении  военного потенциала. В частности, секретарем НАТО были прокомментированы отношения  ЕС и НАТО. Он отметил, что ЕС и  НАТО больше не должны восприниматься как соперники. Новый режим безопасности в XXI в. будет требовать новой формы  взаимоотношений между сторонами  – более тесного сотрудничества и партнерства.

     Еще одной темой внешней политики стала политика в отношении соседних регионов ЕС, таких как Балканы  и Ближний Восток, которая обсуждалась  на первой встрече Совета по внешним  связям, возглавляемым федеральным  министром иностранных дел Штайнмаером.

     Вопросы разрешения военных конфликтов и  нераспространения оставались в  центре внимания Совета по внешним  связям. Министры иностранных дел  ЕС выразили крайнюю озабоченность  сложившимся кризисом в Дарфуре  и указали правительству Хартума  на острую необходимость принятия международного присутствия ООН. Исполнение Резолюции  ООН № 1737 по ядерной программе  Ирана было единогласно поддержано министрами. Штайнмаер заявил, что  международное сообщество готово к дальнейшему диалогу с Ираном и ожидает только сигнала с его стороны.

     Одним из центральных аспектов международного сотрудничества ЕС в рамках политики безопасности оставалась энергетика. Главной задачей ЕС является устойчивое обеспечение Европы энергоресурсами  в долгосрочной перспективе. Существует широкий спектр мер для достижения данного результата – от прямого  диалога до конструктивных соглашений. Однако из всех возможных мер Германия выделила сотрудничество в сфере  энергетики с Россией в форме  партнерства и заключения соответствующего соглашения.

     Действия  Германии были направлены на обеспечение  безопасности Европейского сообщества как союза отдельных государств внутри и за его границами. Германия показала, что ЕС может реагировать  на международную обстановку и положение  в отдельно взятых странах «общим голосом», стремясь содействовать разрешению международных конфликтов, пользуясь  своим международным влиянием, формируя общую позицию и принимая непосредственное участие в выработке многосторонних международных решений.

     3.4.Внешнеэкономические  связи Германии

     Внешние связи играют ключевую роль в экономической  жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые  связи в мировой экономике  и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает  за дальнейшую либерализацию мировой  торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела  к тому, что Германия – после  США – имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире. 
 
         В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшие экспортные товары: были автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности. 
 
         Тесное переплетение немецкой экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Для позитивного непрерывного развития немецкого народного хозяйства важными предпосылками являются стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система.

     Важнейшими  торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада. Благодаря  продолжающемуся процессу экономической  интеграции стран ЕС стремительное  развитие получила внутриевропейская  торговля.  
 
         Франция по-прежнему остается важнейшим торговым партнером Германии. В 1999 г. стоимость немецкого  экспорта во Францию составила около 112,9 млрд. марок, импорта – примерно 87,9 млрд. марок. Вторым по величине рынком сбыта продукции Германии – после Франции – стали США (100,8 млрд. марок).  
 
          В 1999 г. вырос объем внешней торговли со странами Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. По сравнению с предыдущим годом товарооборот с ними вырос на 1,8 проц. И составил 192,5 млрд. марок. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы. Торговый оборот между Польшей и Германией составил почти 42 млрд. марок. На втором месте Чехия (39,5 млрд.). 
 
         В целом 70-75% объема немецкой внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13% - на азиатско-тихоокеанский регион, около 10% - на Северную Америку и примерно по 2% - на Африку и Латинскую Америку. 
 
          В мировой экономике все большую роль в глобализации деятельности предприятий и в развитии тесных экономических связей между странами играют прямые инвестиции. За последнее время международная конкуренция в области привлечения мобильного иностранного капитала в ту или иную страну значительно обострилась. Согласно докладу ООН о мировых инвестициях за 1999 г. 92% прямых инвестиций во всем мире были сделаны промышленными странами, на которые в свою очередь и пришлось почти 72% этих инвестиций. Поэтому при наличии благоприятных общих условий у Германии и в будущем есть прекрасные шансы играть важную роль в этой сфере, как в качестве дающей, так и принимающей стороны. 
 
         Созданное федерацией общество по вопросам инвестиций и развития поощряет прямые капиталовложения немецких фирм в третьем мире и в странах, проводящих реформы. Кредитное ведомство реконструкции и развития предоставляет германским средним предприятиям льготные кредиты и дотации в рамках программы для малого и среднего бизнеса, программы по созданию филиалов и технологической программы.

Информация о работе Общая характеристика экономики Германии