Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель моей работы – изучить, обобщить, систематизировать и изложить основные положения о конституционных характеристиках КНР.
Задача работы: расширение знаний по вопросу «Конституционное право зарубежных стран», в частности на примере КНР.
Объектом работы является конституционализм, как установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.
Предисловие 4
Глава 1.Особенности конституционного права Китайской Народной Республики 5
Глава 2. Конституционное развитие КНР 10
Глава 3. Основы конституционного статуса личности. 18
Глава 4. Избирательное право и избирательная система КНР. 25
Заключение 31
Список литературы: 32
Оглавление
Предисловие 4
Глава 1.Особенности конституционного права Китайской Народной Республики 5
Глава 2. Конституционное развитие КНР 10
Глава 3. Основы конституционного статуса личности. 18
Глава 4. Избирательное право и избирательная система КНР. 25
Заключение 31
Список литературы: 32
Введение
Представленная работа посвящена
теме «Общая характеристика Конституции
КНР».
Цель моей работы
– изучить, обобщить, систематизировать
и изложить основные положения о конституционных
характеристиках КНР.
Задача работы: расширение знаний по вопросу «Конституционное право зарубежных стран», в частности на примере КНР.
Объектом работы
является конституционализм, как установление
и функционирование политических систем,
в которых имеются законы о политических
и экономических правах и свободах граждан,
предназначенных для защиты прав личности
от незаконного принуждения со стороны
государства.
Предметом роботы
является: основы конституционного строя
Китайской Народной Республики.
Проблема данного исследования
носит актуальный характер в современных
условиях. Об этом свидетельствует
частое изучение поднятых вопросов.
Китай неизменно приковывает к себе внимание
многих исследователей и наблюдателей
остального мира. В своей работе мне бы
тоже хотелось попытаться познать эту
страну в сфере конституционного права.
Китайская Народная Республика (КНР) – самое большое по численности государство мира (свыше 1,3 миллиарда человек) и одно из самых крупных вслед за Россией и Канадой по размерам территории (площадь 9,6 млн. кв. километров). В последние два десятилетия Китай демонстрирует самые высокие и устойчивые темпы роста экономики. По объему ВВП в 2010 году он вышел на второе место в мире после США, правда, оставаясь лишь в седьмом десятке стран по доле ВВП на душу населения. Китай – крупнейший центр мировой торговли, имеет самые большие в мире золото-валютные резервы, быстро возрастающий военный и технологический потенциал.
Китай - постоянный член Совета Безопасности ООН, крупная ядерная держава. Это позволяет ему оказывать всё более возрастающее влияние на ход мировых событий. По общему признанию, если XX век был веком США и СССР, то XXI,очевидно, станет веком китайской гегемонии. Китай – древнейшая цивилизация, успешно переварившая и кочевные империи, и колонизаторов. Сегодня это одно из немногих государств, которое конституировало себя как республика советского типа, идущая «по пути строительства социализма с китайской спецификой». Конституционное право КНР отражает особенности и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества. Неотъемлемой частью Китая является остров Тайвань, где существует иной общественный строй. Общенациональной проблемой является вопрос о путях воссоединения Тайваня с материковым Китаем.
Ведущая отрасль права Китайской Народной Республики имеет целый ряд особенностей.
Во-первых, на ее содержание и развитие в силу политических, исторических и социальных причин большое влияние оказвала и отчасти и сегодня оказывает традиция. Многие общественные отношения, которые в других странах регулируются нормами права (в том числе конституционного), в Китае регулируются обычаями, традицией. Законы нередко принимаются только тогда, когда традиция непригодна для урегулирования новых общественных отношений, или в дополнение к ней.
До семидесятых годов конституционное право носило фрагментарный характер: акты, детализировавшие Конституцию, были немногочисленными и не составляли целостную систему. Некоторые особо важные институты вообще не имели правового оформления, например, институт гражданства. С момента отмены в 1949 г. гоминьдановского закона о гражданстве и до принятия действующего закона о гражданстве 1980 г. этот институт не имел законодательного оформления, и вопросы гражданства решались «согласно обычаю и политическим установкам». Правда, в последние годы в связи с проводимой экономической реформой законодательная деятельность существенно оживилась. Были приняты законы, регулирующие организацию и деятельность государственных органов, детализированы в текущем законодательстве конституционные нормы об экономической системе, закреплены отдельные аспекты правового статуса личности. Все это привело к созданию целостной системы нормативных актов, которая отодвинула традиционалистское регулирование на второй план. Во-вторых, в условиях тоталитарного социализма, несмотря на его модернизацию, многие принципиальные общественные отношения регулируются актами правящей Коммунистической партии Китая (КПК). В настоящее время установки Компартии определяют некоторые принципы права, в том числе конституционного. Эти установки в партийных директивах формулируются следующим образом: коллективизм вместо «западного» индивидуализма, дисциплина взамен вседозволенности, гармония вместо плюрализма1.
Также во многих случаях нет четкого различия между правовым актом и партийной директивой. Например, в Законе КНР об организации народной прокуратуры говорится, что прокуроры должны "проводить в жизнь линию масс, прислушиваться к мнениям масс, находиться под контролем масс" (ст. 7). Некоторые законы насыщены такого рода положениями в высшей степени. Например, в главе 3 закона КНР об охране окружающей среды "Предотвращение загрязнения и нанесения другого общественного ущерба" содержатся предписания следующего характера: "активно испытывать и применять такую технологию и промышленные изделия, которые не вызывают загрязнения" (ст. 18), "постепенно совершенствовать сеть городской канализации и очистные сооружения" (ст. 20), "активно развивать высокоэффективные агрохимические препараты с низкой или частично остающейся токсичностью" (ст. 21), "усилить контроль за шумом и вибрациями в городах и в промышленности" (ст.22). В-третьих, конституционное право Китая, как отрасль социалистического права, имеет отчетливо выраженный идеологический характер. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции социалистического «конституционализма», постулаты марксистско-ленинской идеологии (социалистическая законность, классовая борьба, диктатура пролетариата, руководящая роль Компартии, различие прав трудящихся и «эксплуататоров», единство государственной власти), учение Мао Цзэдуна. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в Конституции 1982г.: «В дальнейшем коренная задача государства — общими усилиями осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность с тем, чтобы превратить нашу страну в высоко демократическое социалистическое государство». В-четвертых, конституционное право отчетливо отражает современное противоречие между экономической и политической системами китайского общества: с одной стороны, сравнительно либеральная экономика с элементами рыночного хозяйства при государственном планировании, с другой - тоталитарная политическая система с обязательной государственной идеологией и руководящей ролью одной партии. В-пятых, для конституционного права Китая, как и вообще для социалистического конституционного права, характерно обилие норм-принципов, норм-деклараций, норм-назиданий и т.п., которые призваны скорее отражать определенные взгляды, идеологические принципы, чем служить нормами-правилами для регулирования конкретных отношений. В ст.27 Конституции записано: « Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу».
Чаще всего нормы такого
рода встречаются в текущем
Многие акты конституционного
права носят экспериментальный,
временный характер. Такие акты издаются
почти на всех уровнях власти, а
их иерархия не всегда соблюдается. В
частности, наиболее важные вопросы
часто регулируются не законами, а
совместными постановлениями
временных актов обосновывается
сложностями выработки
Своеобразием отличается и решение вопроса о выборе формы акта и их иерархии при регулировании конституционно-правовых отношений. Одни и те же общественные отношения для разных групп населения могут регулироваться актами разного уровня. Основные источники конституционного права. Источниками конституционного права Китая являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:
Конституция Китайской Народной Республики — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные. Законы Китайской Народной Республики. Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Председателем КНР. Важным источником конституционного права являются акты Председателя КНР, главы государства. Председатель реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Китайской Народной Республики. В Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения Председателя не должны противоречить Конституции КНР. Источником конституционного права являются также различные декларации. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства (Госсовета КНР). Они издаются на основании и во исполнение Конституции и законов КНР. Эти постановления и распоряжения обязательны для исполнению в КНР. В случае их противоречия Конституции, законам и указам, постановления и распоряжения правительства могут быть отменены Председателем КНР. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые КНР с ее Автономными районами. Источником конституционного права являются также акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные Конституцией издают по вопросам своей компетенции правовые акты.
В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения.
2.1 Этапы китайского конституционализма
За время после провозглашения 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики, в КНР было принято четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг.), отразившие сложный и противоречивый путь её развития.
До принятия Конституции 1954 года роль основного закона государства выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая и закон об организации Центрального народного правительства, принятые в сентябре 1949 года, а также ряд других нормативно-правовых актов. В этих документах КНР характеризовалось как «государство новой демократии», целями которой провозглашались «борьба против империализма, феодализма…за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». Первая конституция КНР была принята в 1954 году. Она состояла из 3 десятков статей и представляла собой скорее политическую декларацию, чем правовой акт. Поэтому вслед за ней были приняты пять органических законов, определявших принципы формирования, построения и деятельности верховных и местных государственных органов. КНР характеризовалась теперь как «государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян». В рамках многопартийной системы закреплялась руководящая роль Компартии, четко определялась цель общественного развития: «построение процветающего и счастливого социалистического общества». В качестве основных задач переходного к социализму периода определялись социалистическая индустриализация, завершение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, промышленности и торговле.
Организация государственной власти строилась по советскому типу – через систему полновластных собраний народных представителей разных уровней. Учреждался институт Председателя КНР, призванный представлять государство в международных отношениях и возглавлять вооруженные силы. В период так называемой «культурной революции» (1966-1976 гг.) произошел разгром основных конституционных институтов КНР. Управление страной на всех уровнях было во многом основано на произволе властей и «толпы». Политическую основу государства составили революционные комитеты, выступавшие в качестве правительственных органов. В их состав входили назначаемые «сверху» лица и представители карательных структур. Была предпринята попытка немедленно социализировать все общество и под лозунгом «большого скачка» в кратчайший срок достигнуть уровня экономически развитых стран. Результаты «культурной революции» были закреплены в конституции 1975 года. Основной закон упразднил институт Председателя КНР, прокуратуру, урезал полномочия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета (ПК), ужесточил режим управления страной. Через 2 года после смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) в Китае была принята третья конституция, имевшая компромиссный, конъюнктурный характер. В Основном законе сочетались установки нового китайского руководства с постулатами «культурной революции». Конституция просуществовала немногим более 4 лет, в нее дважды вносились существенные изменения. Был упразднен институт ревкомов и учреждался новый институт – постоянных комитетов местных собраний народных представителей (СНП). Конституция поставила в качестве основной задачи осуществление «четырех модернизаций», что предполагало превращение КНР в «мощное государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой».
Внесенные в Конституцию 1978 г. поправки не смогли устранить присущие ей существенные недостатки. Поэтому ВСНП, по указанию ЦК КПК, приняло решение о ее пересмотре. Проект новой Конституции, подготовленный специальной комиссией, был вынесен на всенародное обсуждение, рассмотрен на сессии ВСНП пятого созыва и 4 декабря 1982 г. принят высшим представительным органом страны. Порядок изменения конституции. Конституция КНР относится к числу «жестких». Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 от числа депутатов ВСНП. Поправка считается принятой, если в ее поддержку высказалось квалифицированное большинство депутатов (2/3 от общего числа).
За истекший период в Конституцию было внесено значительное число поправок. Особенно значимой стала конституционная реформа 1993 г., отразившая курс на проведение социалистической модернизации и создание социалистической рыночной экономики. В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, поскольку наивысшее положение среди государственных органов занимает ВСНП. Государственно - правовая доктрина исходит из того, что никакой другой орган не может стоять над ВСНП, признавать принятые им законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы. Считается, что сами государственные органы, издающие правовые акты, осуществляют контроль за соответствием этих актов конституции. Контроль за законностью осуществляет специальная система органов – прокуратура, а соблюдение конституционности законов – задача ВСНП и его Постоянного комитета.
2.2 Особенности Конституции КНР 1982г.
Конституция КНР 1982г. сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из Введения и четырех глав, содержащих 138 статей. По форме и по содержанию – это типичная социалистическая конституция. Документ перегружен нормами общего регулирования (нормами-лозунгами, нормами-принципами, нормами-декларациями и т.п.), которые призваны скорее отражать определенные идеологические установки, чем служить регулятором общественных отношений.
В обширном Введении показана ретроспектива пройденного Китаем исторического пути, перечислены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа, увековечивается роль личности Мао Цзэдуна в этой борьбе, восхваляется Коммунистическая партия. Китайский народ призывается в течение длительного времени вести борьбу против внутренних и внешних врагов, «которые подрывают наш социалистический строй». Это положение в контексте признания факта ликвидации класса эксплуататоров можно рассматривать и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий, а также действий на международной арене и как дань прежним идеологическим представлениям.