Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель моей работы – изучить, обобщить, систематизировать и изложить основные положения о конституционных характеристиках КНР.
Задача работы: расширение знаний по вопросу «Конституционное право зарубежных стран», в частности на примере КНР.
Объектом работы является конституционализм, как установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.
Предисловие 4
Глава 1.Особенности конституционного права Китайской Народной Республики 5
Глава 2. Конституционное развитие КНР 10
Глава 3. Основы конституционного статуса личности. 18
Глава 4. Избирательное право и избирательная система КНР. 25
Заключение 31
Список литературы: 32
Во Введении отмечается, что после образования КНР китайское общество осуществило переход от новой демократии к социализму. Одновременно на перспективу поставлена амбициозная задача: через осуществление «социалистической модернизации» превратить страну в «высоко цивилизованное, высоко демократическое, социалистическое государство». В последующем, в ходе конституционных реформ 1987, 1993 и 2004 гг. последние фразы были заменены на «… могучее, процветающее и цивилизованное социалистическое государство». При этом признавалось, что Китай в течение долгого времени будет «находится на начальной стадии социализма» с «китайской спецификой», утверждается, что народ под руководством Компартии, руководствуясь теорией марксизма-ленинизма, идеями Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, будет проводить политику «реформ и открытости», опираясь на собственные силы. Собственно зрелое социалистическое общество предполагается создать к середине XXI века.
Важное место в основном
законе занимает закрепление
основ внешней политики. Свое
будущее Китай связывает с
«будущим всего мира», и в
этом контексте формулирует
Как и другие социалистические конституции, Основной закон КНР не содержит принципа разделения властей. Вместо него провозглашается принцип полновластия и верховенства выборных представительных органов – Собраний народных представителей, которые формируют все остальные органы государственной власти и которым все они подчинены. Политическая система КНР наряду с государством включает: Коммунистическую партию Китая, другие политические партии и организации, Народный фронт. Конституция закрепляет руководящую роль КПК в политической системе общества. Для нее характерно тесное переплетение партийных и государственных функций, КПК и государства. Несмотря на то, что в последние годы многократно декларировалось намерение разграничить эти функции, на практике этот процесс идет крайне медленно.
Помимо КПК в Китае
существуют еще 8 традиционных партий:
Революционный комитет
В главе также изложены принципы национальной политики (ст. 4), а также основы государственной политики в области науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта (ст. 19 - 24), планирования семьи (ст. 25). Статья 30 закрепляет административно – территориальное деление государства и создание автономных территориальных единиц.
Глава II «Основные права и обязанности граждан» посвящена основам конституционного статуса граждан и содержит перечень их основных прав, свобод и обязанностей. Глава содержит 23 статьи (что больше, чем в предыдущих Конституциях), в ней сформулировано понятие гражданства, закреплены гарантии реализации прав и свобод.
Глава III «Государственная структура» наиболее обширна по объему (ст. 54 - 135) и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. В пятой главе пособия будет дана их подробная характеристика. Глава IV «Государственный флаг, государственный герб, столица» состоит из трех статей (ст. 136-138), посвященных соответствующим символам и столице. В заключение отметим: как и многие социалистические конституции, Основной закон КНР «грешит» фиктивностью, декларированностью многих положений, отсутствием механизмов их реализации. Например, права и свободы не подкреплены прочными судебными гарантиями, а принцип полновластия народных собраний - постоянным, профессиональным характером их деятельности.
Права и свободы личности, их реализация и защита на государственном уровне и соотношение с обязанностями являются той гранью, на которой сходятся политика и общество, по которой можно судить о достаточности (или недостаточности) забот государства о гражданах. Отметим, Китай участвует в международной деятельности в сфере прав человека. На сегодня он ратифицировал и присоединился к 17 международным конвенциям по правам человека. В 1997 году китайское правительство подписало Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в октябре 1998 года - Международный пакт о гражданских и политических правах. Китайское правительство, по заявлению его представителей, высоко оценивает Всеобщую декларацию прав человека. Оно считает, что эта декларация является первым международным документом, в котором в систематизированной форме предусмотрены конкретные положения в области уважения и защиты элементарных прав человека, заложен фундамент практического осуществления прав человека в мире.
Одновременно Китай считает,
что реализация принципа всеобщности
прав человека должна сочетаться с
реальными конкретными
Конституция КНР исходит из социалистической доктрины прав и обязанностей гражданина. Соответственно, для правового статуса личности в КНР характерны следующие особенности:
Большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо) и членов их семей.
Гражданство. Гражданами Китая считаются лица, хотя бы один из родителей которых является китайским гражданином и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются (ст. 32).
Система конституционных прав и свобод. Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно широкий перечень прав и свобод граждан КНР. В ней содержатся как традиционные нормы, так и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, ложным обвинениям, травле и т.п.). Наибольшее внимание Конституция уделяет закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматриваются в КНР как приоритетные. К их числу относятся:
Личные права: