Общая характеристика Конституции КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучить, обобщить, систематизировать и изложить основные положения о конституционных характеристиках КНР.
Задача работы: расширение знаний по вопросу «Конституционное право зарубежных стран», в частности на примере КНР.
Объектом работы является конституционализм, как установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.

Содержание работы

Предисловие 4
Глава 1.Особенности конституционного права Китайской Народной Республики 5
Глава 2. Конституционное развитие КНР 10
Глава 3. Основы конституционного статуса личности. 18
Глава 4. Избирательное право и избирательная система КНР. 25
Заключение 31
Список литературы: 32

Файлы: 1 файл

Конституция КНР.docx

— 70.65 Кб (Скачать файл)

Во Введении отмечается, что после образования КНР  китайское общество осуществило  переход от новой демократии к  социализму. Одновременно на перспективу  поставлена амбициозная задача: через осуществление «социалистической модернизации» превратить страну в «высоко цивилизованное, высоко демократическое, социалистическое государство». В последующем, в ходе конституционных реформ 1987, 1993 и 2004 гг. последние фразы были заменены на «… могучее, процветающее и цивилизованное социалистическое государство». При этом признавалось, что Китай в течение долгого времени будет «находится на начальной стадии социализма» с «китайской спецификой», утверждается, что народ под руководством Компартии, руководствуясь теорией марксизма-ленинизма, идеями Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, будет проводить политику «реформ и открытости», опираясь на собственные силы. Собственно зрелое социалистическое общество предполагается создать к середине XXI века.

 Важное место в основном  законе занимает закрепление  основ внешней политики. Свое  будущее Китай связывает с  «будущим всего мира», и в  этом контексте формулирует основные  принципы своей внешней политики, взаимодействия с другими государствами:  взаимное уважение суверенитета  и территориальной целостности,  взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. КНР, что традиционно для конституций государств социалистического типа, выступает против империализма и колониализма; за укрепление сплоченности с народами различных стран мира; поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран…» Политика КНР по отношению к Тайваню закрепляется в конституционных формулировках, определяющих последний как «часть священной территории Китайской Народной Республики». Воссоединение Тайваня с континентальным Китаем определяется как важнейшая общенациональная задача, как «священный долг всего китайского народа». В главе I «Общие положения» сформулированы основы общественно-политического и экономического строя современного Китая.  КНР провозглашена «социалистическим государством демократической  диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян» (Ст. 1).  Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране народу, которую последний осуществляет через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания разного уровня. Статья 3 закрепляет механизм осуществления государственной власти, провозглашает принцип демократического централизма в организации деятельности государственных органов.

Как и другие социалистические конституции, Основной закон КНР  не содержит принципа разделения властей. Вместо него провозглашается принцип  полновластия и верховенства выборных представительных органов – Собраний народных представителей, которые формируют все остальные органы государственной власти и которым все они подчинены. Политическая система КНР наряду с государством включает: Коммунистическую партию Китая, другие политические партии и организации, Народный фронт. Конституция закрепляет  руководящую роль КПК в политической системе общества. Для нее характерно тесное переплетение партийных и государственных функций, КПК и государства. Несмотря на то, что в последние годы многократно декларировалось намерение разграничить эти функции, на практике этот процесс идет крайне медленно.

Помимо КПК в Китае  существуют еще 8 традиционных партий: Революционный комитет гоминьдана Китая; Демократическая лига Китая; Ассоциация содействия  развитию демократии Китая, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия Чжигундан «Партия стремления к справедливости», Общество Цзюсань «Общество 3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Вместе с тем, говорить о реальной много партийности применительно к КНР нельзя – эти партии признают руководящую роль КПК и не участвуют в конкурентной борьбе за политическую власть. КПК и перечисленные выше общественные организации образуют ядро патриотического единого фронта как символа единства китайского народа. Конституция подчеркивает, что фронт «и впредь будет укрепляться и расширяться». В Конституции КНР содержится обобщенная характеристика экономической системы Китая. Особенностью нынешней китайской модели социализма является множественность форм собственности. Однако они являются неравноправными. До внесения в Конституцию поправок в марте 1999 года основой социалистической экономической системы Конституция объявляла социалистическую общественную собственность. Наряду с общественной собственностью Конституция закрепляла «индивидуальную собственность городских и сельских тружеников», а также частную собственность (ст. 11). Однако индивидуальное и частное хозяйство рассматривалось лишь как «дополнение к социалистической экономике, основанной на общественной собственности». Поправки, внесенные в марте 1999 года, несколько смягчили данный подход. Новая редакция ст. 6, закрепляя доминирование общественной собственности в экономике, вместе с тем провозглашает ее параллельное развитие и сосуществование с другими формами собственности. Конституция декларирует, что государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство (ст. 15). Кроме того, если первоначально Конституция весьма категорично заявляла, что задача социалистической собственности заключается в ликвидации эксплуатации человека человеком и осуществлении приципа «От каждого по способностям – каждому по труду», то после вступления в силу упомянутых поправок Основной закон допускает существование наряду с распределением по труду других принципов распределения, что способствует развитию предпринимательства и других экономических свобод.

В главе также изложены принципы национальной политики (ст. 4), а также основы государственной политики в области науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта (ст. 19 - 24), планирования семьи (ст. 25). Статья 30 закрепляет административно – территориальное деление государства и создание автономных территориальных единиц.

Глава II «Основные права и обязанности граждан» посвящена основам конституционного статуса граждан и содержит перечень их основных прав, свобод и обязанностей. Глава содержит 23 статьи (что больше, чем в предыдущих Конституциях), в ней сформулировано понятие гражданства, закреплены гарантии реализации прав и свобод.

Глава III «Государственная структура» наиболее обширна по объему (ст. 54 - 135) и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. В пятой главе пособия будет дана их подробная характеристика. Глава IV «Государственный флаг, государственный герб, столица» состоит из трех статей (ст. 136-138), посвященных соответствующим символам и столице. В заключение отметим: как и многие социалистические конституции, Основной закон КНР «грешит» фиктивностью, декларированностью многих положений, отсутствием механизмов их реализации. Например, права и свободы не подкреплены прочными судебными гарантиями, а принцип полновластия народных собраний - постоянным, профессиональным характером их  деятельности.

 

Глава 3. Основы конституционного статуса  личности.

Права и свободы личности, их реализация и защита на государственном  уровне и соотношение с обязанностями являются той гранью, на которой сходятся политика и общество, по которой можно судить о достаточности (или недостаточности) забот государства о гражданах. Отметим, Китай участвует в международной деятельности в сфере прав человека. На сегодня он ратифицировал и присоединился к 17 международным конвенциям по правам человека. В 1997 году китайское правительство подписало Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в октябре 1998 года - Международный пакт о гражданских и политических правах. Китайское правительство, по заявлению его представителей, высоко оценивает Всеобщую декларацию прав человека. Оно считает, что эта декларация является первым международным документом, в котором в систематизированной форме предусмотрены конкретные положения в области уважения и защиты элементарных прав человека, заложен фундамент практического осуществления прав человека в мире.

Одновременно Китай считает, что реализация принципа всеобщности  прав человека должна сочетаться с  реальными конкретными условиями  каждой страны. В силу больших различий в социальном строе, уровне экономического развития, исторических условий и культурных традиций тех или иных стран, по мнению китайских властей, весьма различно и их понимание вопроса прав человека и подходов к практической их реализации.

Конституция КНР исходит  из социалистической доктрины прав и  обязанностей гражданина. Соответственно, для правового статуса личности в КНР характерны следующие особенности:

  • определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец);
  • отрицание концепции "естественных прав". Права и свободы  предоставляются гражданам КНР только самим государством, и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод; 
  • права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и задачам строительства социализма в Китае. Многие права и свободы дифференцируются по социально-классовому признаку, в частности, различаются права граждан и права трудящихся (например, право на образование имеют все граждане, а право на отдых - только трудящиеся);
  • на первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально- экономические права. В Конституции говорится о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение (пенсии получают лишь 1/10 всех занятых), образование, о праве собственности и ее наследования. Названы также социально-культурные права;
  • ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих           принципов и носит моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины);
  • конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например, обязанность соблюдать дисциплину труда;
  • отсутствует конституционное закрепление юридических материальных гарантий многих прав и свобод, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридическим и фактическим статусом китайских граждан.

Большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуацяо) и членов их семей.

Гражданство. Гражданами Китая считаются лица, хотя бы один из родителей которых является китайским гражданином и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются (ст. 32).

Система конституционных  прав и свобод. Закрепляя равенство граждан перед законом (ст. 33), равные права женщин и мужчин во всех областях (ст. 48), Конституция содержит достаточно  широкий перечень прав и свобод граждан КНР. В ней содержатся как традиционные нормы, так и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие  из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, ложным обвинениям, травле и т.п.). Наибольшее внимание Конституция уделяет закреплению социально-экономических прав и свобод, которые рассматриваются в КНР как приоритетные. К их числу относятся:

  • право на труд (ст. 42) . Граждане имеют право на труд и обязаны трудиться. Государство должно создавать условия для занятости, улучшать условия труда, и, увеличивать оплату труда и социальные пособия. До того, как граждане начинают трудовую деятельность, государство обеспечивает им необходимую профессиональную подготовку;
  • право на отдых (ст. 43). Государство при этом определяет время работы и отдыха трудящихся. Право на пенсионное обеспечение (ст. 44);
  • право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни, или потери трудоспособности (ст. 45);
  • право собственности и ее наследования (ст. 13);
  • государство защищает законное право граждан наследовать частную собственность;
  • право на образование (ст. 46);
  • ряд прав в социально-культурной области, в частности, свободу научно-исследовательской деятельности,  литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры (ст. 47). Политические права:
  • право на критику и внесение предложений относительно деятельности любого государственного органа или официального лица (ст.41) ;
  • право избирать и быть избранным (ст.34), за исключением лиц, которые в соответствии с законом лишены политических прав, либо не достигли совершеннолетия (18 лет);
  • свобода слова, печати, собраний, шествий и демонстраций, создание обществ (ст. 35).

Личные права:

  • Свобода вероисповедания. Ст. 36 гласит: « Ни один государственный орган, общественная организация или частное лицо, не может воспрепятствовать гражданам исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».
  • Неприкосновенность жилища (ст.39).

Информация о работе Общая характеристика Конституции КНР