Общая характеристика Конституции КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучить, обобщить, систематизировать и изложить основные положения о конституционных характеристиках КНР.
Задача работы: расширение знаний по вопросу «Конституционное право зарубежных стран», в частности на примере КНР.
Объектом работы является конституционализм, как установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.

Содержание работы

Предисловие 4
Глава 1.Особенности конституционного права Китайской Народной Республики 5
Глава 2. Конституционное развитие КНР 10
Глава 3. Основы конституционного статуса личности. 18
Глава 4. Избирательное право и избирательная система КНР. 25
Заключение 31
Список литературы: 32

Файлы: 1 файл

Конституция КНР.docx

— 70.65 Кб (Скачать файл)

После конституционной реформы 2004 г. Основной закон  пополнился рядом  новых положений: в Конституции КНР появилась фраза: «Государство уважает и гарантирует права человека» (ст. 33). Это вовсе не означает, что оно готово в ближайшем будущем ввести многопартийную систему, состязательные выборы в высшие эшелоны власти или согласиться на существование независимых СМИ. Китайские эксперты говорят, что эта поправка решает две задачи: повышение уровня правового сознания граждан, и укрепление авторитета КНР на мировой арене, где Пекин столь часто критикуют за нарушение прав человека. Нововведенная формулировка, по их мнению, превратила «права человека» из понятия политического в юридическое, а уважение и соблюдение прав человека теперь зависят не от воли партии и правительства, а являются проявлением воли народа и государства. Однако, чтобы это утверждение стало полностью справедливым, в китайской политической системе необходимо провести реальное разграничение между государством и монопольно правящей коммунистической партией.

Наибольший интерес в Китае и за рубежом вызвало появление в Конституции следующего положения: "законное частное имущество граждан неприкосновенно" (ст. 13). Фактически собственникам был предоставлен политический статус - удостоверение строителя социализма.  Кроме того, отныне частный бизнес ("экономика необщественной собственности") мог рассчитывать не только на "руководство", но и на "поощрение и поддержку" со стороны государства (ст. 11). В Конституции закреплено теперь положение о выплате компенсации при конфискации государством земли (ст. 10) или частной собственности граждан (ст. 13).

Следует, конечно, иметь в  виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они, нормы, представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка. Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравнению с другими странами, круг основных обязанностей, многие из которых имеют ярко выраженную идеологическую направленность.

Некоторые обязанности представляют собой сочетание правовых и моральных обязанностей, а ряд обязанностей носит чисто моральный характер, например, обязанность трудящихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).

К числу основных обязанностей граждан КНР относятся:

  • соблюдать Конституцию и законы страны, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали (ст.53);
  • охранять безопасность, честь и интересы родины (ст.54);
  • защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан (ст.55);
  • защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны (ст.52);
  • в соответствии с законом платить налоги (ст.56);
  • праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд - почетная обязанность всех трудоспособных граждан трудиться (ст.46,42);
  • муж и жена обязаны практиковать планирование семьи, что связано со сложной демографической ситуацией в стране. Так, в городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности - не более двух. При соблюдении этого правила семья получает материальное поощрение от государства, при нарушении штрафуется. Штрафы составляют примерно 1600 долларов США за второго ребенка в городской семье и 3200 долларов США за третьего. В 2004 году в Китае было проведено 7 показательных процессов о нарушении законодательства о деторождении. Одна семейная пара была оштрафована на несколько десятков тысяч долларов США.
  • Родители обязаны содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, а совершеннолетние дети - содержать и поддерживать родителей, (ст.49,25). Как отмечалось выше, государственная доктрина в сфере прав человека предполагает  ограничение основных прав и свобод, прежде всего по идеологическим основаниям. Конституция подчеркивает, что граждане КНР, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан, (ст.51). В этой связи особое беспокойство демократической общественности вызывает цензура СМИ и Интернет-ресурсов; ущемления прав верующих; притеснение диссидентов и правозащитников; практика трудового перевоспитания и административного ареста; лишение свободы без санкции суда; принуждение к признанию и пытки в уголовном судопроизводстве; смертная казнь, ограничение права человека на жизнь; детский труд, в том числе в рамках государственных школ; массовое выселение и насильственное переселение в рамках реализации инфраструктурных проектов; дискриминация в отношении сельских жителей, осуществляемая через регистрацию по месту жительства, а также репрессии против тибетцев в Тибете и уйгуров в Синьцзяне.

 

Глава 4. Избирательное право и избирательная  система КНР.

Принцип избирательного права.

Принцип всеобщности Конституции  КНР устанавливает: «Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными (ст. 34)». Эта норма вместе с нормами ст.ст. 59, 97 детализирована Законом КНР о выборах во ВНСП и местные собрания народных представителей различных ступеней и постановлением Постоянного комитета ВСНП о порядке проведения выборов депутатов от Народно – освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней.

Возрастной ценз при выборах  в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для активного  и пассивного избирательного права  и составляет 18 лет, а кандидаты  на посты Председателя Республики и  его заместителя должны достичь 45 лет.

Законодательство КНР  предусматривает серьезные ограничения  принципа всеобщности. В списки избирателей не включаются душевнобольные, которые не в состоянии осуществлять свои избирательные права. Удостоверение данного факта и решение вопроса о невключении в списки по причине душевной болезни возложено на избирательную комиссию.

В соответствии со ст. 52 УК КНР  в обязательном порядке лишаются

политических прав "контрреволюционные элементы". Речь идет о лицах,

совершивших так называемые "контрреволюционные преступления". В соответствии со ст. 90 УК КНР это - "деяние, совершенное с целью свержения политической власти диктатуры пролетариата и подрыва социалистической системы либо нанесения вреда КНР". Политическими правами не обладают также осужденные к смертной казни и пожизненному лишению свободы; эта мера наказания может быть применена также "к преступным элементам, серьезно нарушающим общественный порядок".

Невключение в списки избирателей может быть обжаловано в избирательную комиссию, которая выносит решение в трехдневный срок с момента подачи жалобы. Если лицо, подавшее жалобу, не удовлетворено решением избирательной комиссии, оно может обратиться в суд, решение которого является окончательным.

Принцип равного избирательного права в КНР этот принцип тоже имеет свои особенности. Национальные меньшинства и представительство Народно-освободительной армии Китая имеют преимущество при формировании Собрания народных представителей всех уровней. Так же имеет место неравное представительство городского и сельского населения. Постоянный Комитет ВСНП распределяет нормы представительства в крупных административно-территориальных единицах с учетом численности национальных меньшинств, их расселения, уровня развития и других обстоятельств, устанавливая при этом льготы. Каждая малочисленная национальность должна быть представлена, по крайней мере, хотя бы одним представителем.

Цель этих мер – обеспечение  диктатуры пролетариата и руководящей  роли рабочего класса.

 При формировании СНП  автономных округов, уездов, автономных

уездов нормы представительства от городского и сельского населения соотносятся как 1:4 в пользу городского населения. Нормы представительства в СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения различаются соответственно в пять раз (1:5). При формировании ВСНП один депутат от сельской местности представляет в  восемь раз больше избирателей, чем депутат от городского населения (1:8).

Вопросы представительства  вооруженных сил в СНП регулируются отдельным специальным нормативным актом Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Связано это особое представительство с большой ролью армии в политической истории Китая и современном механизме власти. В соответствии с этим Постановлением, достигшие 18-летнего возврата военнослужащие, штатные и внештатные рабочие и служащие в армии, члены семей военнослужащих независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и времени проживания в данной местности имеют право избирать и быть избранными от армии.

Выборы от НОАК в ВСНП являются трехступенчатыми, в местные СНП - двухступенчатыми. Роты и низовые единицы на собраниях военнослужащих избирают делегатов в вышестоящие собрания представителей военнослужащих (полков, подокругов, дивизионных гарнизонов и т.п.). Собрания представителей военнослужащих полков выбирают делегатов в вышестоящие собрания представителей и депутатов в СНП различных уровней. Представители военнослужащих главных штабов, больших военных округов, родов войск, Государственного управления оборонной промышленности, военных академий избирают депутатов ВСНП. Постановление (ст. 4) устанавливает нормы представительства от различных воинских единиц (рот, полков, подокругов и округов и т.д.).

Принцип тайного голосования - этот принцип действует не везде. Иногда встречаются проведения голосований путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного населения очень высок.

 Принцип  личного голосования. Однако если избиратель неграмотен или по причине физического недостатка не может заполнить избирательный бюллетень сам, то он может уполномочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вместо него. В случае отсутствия избирателя в день выборов он может с согласия избирательной комиссии уполномочить в письменной форме другого избирателя проголосовать вместо него. Однако одно лицо может иметь поручения не более чем от трех избирателей. Порядок организации избирательного процесса.ьХарактерной особенностью формирования представительных органов в КНР является то, что прямыми выборами формируются лишь представительные органы, образуемые в административно-территориальных единицах низового звена (волости, национальные волости и поселки) и уездного уровня (уезды, автономные округа, автономные уезды, города без районного деления, городские районы). Вышестоящие СНП, а также ВСНП избираются соответствующими нижестоящими представительными органами. Таким образом, имеет место сочетание прямых и непрямых (многостепенных) выборов, когда депутаты нижестоящих СНП избирают депутатов вышестоящих представительных органов власти.  Проведением выборов во ВСНП руководит Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Проведение выборов депутатов провинции, автономного района, города центрального подчинения, города с районным делением, автономного округа руководит постоянный комитет собрания народных представителей соответствующей ступени. Для руководства проведением выборов депутатов в собрания народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков образуются избирательные комиссии.

Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, которые  могут быть образованы как по месту  жительства, так и по производственному  принципу.

Дата проведения выборов  устанавливается избирательными комиссиями различных ступеней в соответствии с конкретными требованиями Постоянного  комитета Всекитайского собрания народных представителей, а также местных  избирательных комиссий или постоянных комитетов местных собраний народных представителей различных ступеней.

Право выдвижения кандидатов имеют политические партии (как раздельно, так и совместно), а также группы избирателей (более 10 человек).

При выдвижении кандидата  необходимо предоставлять сведения о нем в избирательную комиссию либо в президиум собрания. При  этом число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию при прямых выборах.

Предвыборная агитация заключается  в информировании избирателей или  депутатов сведениями о кандидатах в депутаты избирательными комиссиями, президиумом собрания народных представителей. Выдвинувшие кандидатов в депутаты политические партии, народные организации, а также избиратели и депутаты в группах могут сообщать сведения о выдвинутых кандидатах в депутаты в группах избирателей или  на собраниях групп депутатов. Ознакомление со сведениями о кандидатах в депутаты начинается с выдвижения кандидата  в депутаты и прекращается за день до проведения выборов.

При проведении выборов путем  прямого голосования в каждом избирательном округе под руководством избирательных комиссий образуются избирательные участки.

При проведении выборов многостепенным путем руководство выборами осуществляется президиумом собрания народных представителей данной ступени.

Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа участвовавших  в голосовании. При этом, если в бюллетень внесено больше установленного числа подлежащих избранию депутатов, то он считается недействительным.

По способу распределения  мандатов избирательная система  КНР является мажоритарной. Кандидат считается победившим, если он набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки. При избрании депутатов уездного и вышестоящих звеньев СНП избранным считается депутат, получивший более половины голосов общего числа всех депутатов соответствующих нижестоящих СНП. Избранный кандидат наделяется императивным мандатом, специальными полномочиями и ответственностью.

Избирательная комиссия или  президиум собрания народных представителей определяет правильность выборов и  оглашает их результаты.

Информация о работе Общая характеристика Конституции КНР