Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:51, курсовая работа
Цель моей работы – изучить, обобщить, систематизировать и изложить основные положения о конституционных характеристиках КНР.
Задача работы: расширение знаний по вопросу «Конституционное право зарубежных стран», в частности на примере КНР.
Объектом работы является конституционализм, как установление и функционирование политических систем, в которых имеются законы о политических и экономических правах и свободах граждан, предназначенных для защиты прав личности от незаконного принуждения со стороны государства.
Предисловие 4
Глава 1.Особенности конституционного права Китайской Народной Республики 5
Глава 2. Конституционное развитие КНР 10
Глава 3. Основы конституционного статуса личности. 18
Глава 4. Избирательное право и избирательная система КНР. 25
Заключение 31
Список литературы: 32
После конституционной реформы 2004 г. Основной закон пополнился рядом новых положений: в Конституции КНР появилась фраза: «Государство уважает и гарантирует права человека» (ст. 33). Это вовсе не означает, что оно готово в ближайшем будущем ввести многопартийную систему, состязательные выборы в высшие эшелоны власти или согласиться на существование независимых СМИ. Китайские эксперты говорят, что эта поправка решает две задачи: повышение уровня правового сознания граждан, и укрепление авторитета КНР на мировой арене, где Пекин столь часто критикуют за нарушение прав человека. Нововведенная формулировка, по их мнению, превратила «права человека» из понятия политического в юридическое, а уважение и соблюдение прав человека теперь зависят не от воли партии и правительства, а являются проявлением воли народа и государства. Однако, чтобы это утверждение стало полностью справедливым, в китайской политической системе необходимо провести реальное разграничение между государством и монопольно правящей коммунистической партией.
Наибольший интерес в Китае и за рубежом вызвало появление в Конституции следующего положения: "законное частное имущество граждан неприкосновенно" (ст. 13). Фактически собственникам был предоставлен политический статус - удостоверение строителя социализма. Кроме того, отныне частный бизнес ("экономика необщественной собственности") мог рассчитывать не только на "руководство", но и на "поощрение и поддержку" со стороны государства (ст. 11). В Конституции закреплено теперь положение о выплате компенсации при конфискации государством земли (ст. 10) или частной собственности граждан (ст. 13).
Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они, нормы, представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка. Конституционные обязанности граждан КНР, так же как и права, соответствуют социалистической доктрине прав человека и в этой связи имеют ряд характерных особенностей. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайно широкий, по сравнению с другими странами, круг основных обязанностей, многие из которых имеют ярко выраженную идеологическую направленность.
Некоторые обязанности представляют собой сочетание правовых и моральных обязанностей, а ряд обязанностей носит чисто моральный характер, например, обязанность трудящихся относиться к своему труду как хозяев страны (ст. 42).
К числу основных обязанностей граждан КНР относятся:
Глава
4. Избирательное право и
Принцип избирательного права.
Принцип всеобщности Конституции КНР устанавливает: «Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными (ст. 34)». Эта норма вместе с нормами ст.ст. 59, 97 детализирована Законом КНР о выборах во ВНСП и местные собрания народных представителей различных ступеней и постановлением Постоянного комитета ВСНП о порядке проведения выборов депутатов от Народно – освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней.
Возрастной ценз при выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для активного и пассивного избирательного права и составляет 18 лет, а кандидаты на посты Председателя Республики и его заместителя должны достичь 45 лет.
Законодательство КНР
предусматривает серьезные
В соответствии со ст. 52 УК КНР в обязательном порядке лишаются
политических прав "контрреволюционные элементы". Речь идет о лицах,
совершивших так называемые "контрреволюционные преступления". В соответствии со ст. 90 УК КНР это - "деяние, совершенное с целью свержения политической власти диктатуры пролетариата и подрыва социалистической системы либо нанесения вреда КНР". Политическими правами не обладают также осужденные к смертной казни и пожизненному лишению свободы; эта мера наказания может быть применена также "к преступным элементам, серьезно нарушающим общественный порядок".
Невключение в списки избирателей может быть обжаловано в избирательную комиссию, которая выносит решение в трехдневный срок с момента подачи жалобы. Если лицо, подавшее жалобу, не удовлетворено решением избирательной комиссии, оно может обратиться в суд, решение которого является окончательным.
Принцип равного
избирательного права в КНР этот принцип тоже имеет
свои особенности. Национальные меньшинства
и представительство Народно-освободительной
армии Китая имеют преимущество при формировании
Собрания народных представителей всех
уровней. Так же имеет место неравное представительство
городского и сельского населения. Постоянный
Комитет ВСНП распределяет нормы представительства
в крупных административно-
Цель этих мер – обеспечение диктатуры пролетариата и руководящей роли рабочего класса.
При формировании СНП автономных округов, уездов, автономных
уездов нормы представительства от городского и сельского населения соотносятся как 1:4 в пользу городского населения. Нормы представительства в СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения различаются соответственно в пять раз (1:5). При формировании ВСНП один депутат от сельской местности представляет в восемь раз больше избирателей, чем депутат от городского населения (1:8).
Вопросы представительства
вооруженных сил в СНП
Выборы от НОАК в ВСНП являются трехступенчатыми, в местные СНП - двухступенчатыми. Роты и низовые единицы на собраниях военнослужащих избирают делегатов в вышестоящие собрания представителей военнослужащих (полков, подокругов, дивизионных гарнизонов и т.п.). Собрания представителей военнослужащих полков выбирают делегатов в вышестоящие собрания представителей и депутатов в СНП различных уровней. Представители военнослужащих главных штабов, больших военных округов, родов войск, Государственного управления оборонной промышленности, военных академий избирают депутатов ВСНП. Постановление (ст. 4) устанавливает нормы представительства от различных воинских единиц (рот, полков, подокругов и округов и т.д.).
Принцип тайного голосования - этот принцип действует не везде. Иногда встречаются проведения голосований путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного населения очень высок.
Принцип
личного голосования. Однако если избиратель неграмотен
или по причине физического недостатка
не может заполнить избирательный бюллетень
сам, то он может уполномочить другое лицо
заполнить бюллетень и проголосовать
вместо него. В случае отсутствия избирателя
в день выборов он может с согласия избирательной
комиссии уполномочить в письменной форме
другого избирателя проголосовать вместо
него. Однако одно лицо может иметь поручения
не более чем от трех избирателей. Порядок организации
избирательного процесса.ьХарактерной особенностью
формирования представительных органов
в КНР является то, что прямыми выборами
формируются лишь представительные органы,
образуемые в административно-
Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, которые могут быть образованы как по месту жительства, так и по производственному принципу.
Дата проведения выборов устанавливается избирательными комиссиями различных ступеней в соответствии с конкретными требованиями Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а также местных избирательных комиссий или постоянных комитетов местных собраний народных представителей различных ступеней.
Право выдвижения кандидатов имеют политические партии (как раздельно, так и совместно), а также группы избирателей (более 10 человек).
При выдвижении кандидата необходимо предоставлять сведения о нем в избирательную комиссию либо в президиум собрания. При этом число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию при прямых выборах.
Предвыборная агитация заключается в информировании избирателей или депутатов сведениями о кандидатах в депутаты избирательными комиссиями, президиумом собрания народных представителей. Выдвинувшие кандидатов в депутаты политические партии, народные организации, а также избиратели и депутаты в группах могут сообщать сведения о выдвинутых кандидатах в депутаты в группах избирателей или на собраниях групп депутатов. Ознакомление со сведениями о кандидатах в депутаты начинается с выдвижения кандидата в депутаты и прекращается за день до проведения выборов.
При проведении выборов путем прямого голосования в каждом избирательном округе под руководством избирательных комиссий образуются избирательные участки.
При проведении выборов многостепенным путем руководство выборами осуществляется президиумом собрания народных представителей данной ступени.
Выборы считаются
По способу распределения мандатов избирательная система КНР является мажоритарной. Кандидат считается победившим, если он набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей, внесенных в списки. При избрании депутатов уездного и вышестоящих звеньев СНП избранным считается депутат, получивший более половины голосов общего числа всех депутатов соответствующих нижестоящих СНП. Избранный кандидат наделяется императивным мандатом, специальными полномочиями и ответственностью.
Избирательная комиссия или президиум собрания народных представителей определяет правильность выборов и оглашает их результаты.