Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. История создания и развития Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества……………………………………………………………………7
Создание и принципы развития АТЭС………………………………………7
Формы сотрудничества стран АТЭС…………………………………….....10
Место стран АТЭС в мировой экономике………………………………….20
2. Россия и АТЭС……………………………………….………………………..21
2.1 Перспективы участия России в АТЭС…………………………………..…21
2.2 Роль АТЭС в экономической политике России………………………....…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37
Список используемых источников и литературы……………………….…….39

Файлы: 1 файл

курсовая МЭО.docx

— 85.89 Кб (Скачать файл)

Тема: «Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества»

(курсовая работа по  дисциплине «МЭО»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 Москва  -  2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3 
1. История создания и развития Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества……………………………………………………………………7

    1. Создание и принципы развития АТЭС………………………………………7
    2. Формы сотрудничества стран АТЭС…………………………………….....10
    3. Место стран АТЭС в мировой экономике………………………………….20

2. Россия и АТЭС……………………………………….………………………..21

2.1 Перспективы участия  России в АТЭС…………………………………..…21

2.2 Роль АТЭС в экономической  политике России………………………....…34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37

Список используемых источников и литературы……………………….…….39

Приложение…………………………………………………………………..….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.

Россия, две трети территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы. Активное участие России в делах АТЭС, подключение к идущим интеграционным процессам обуславливают актуальность обращения к теме "Взаимодействие России и АТЭС".

Возможности этого региона впечатляют - в его пределах расположены страны, в которых в совокупности проживает более половины населения планеты. На долю АТР приходится примерно 60 процентов мирового ВВП, свыше половины планетарного торгового оборота, более 60 процентов морских и почти 25 процентов воздушных перевозок. В АТР сосредоточены крупнейшие финансовые резервы, там находят применение наиболее передовые технологии.

Россия подала официальную заявку на вступление в АТЭС 17 марта 1995 г. В том же году на встрече в Осаке (Япония) глав государств-членов АТЭС было принято решение об участии России в рабочих группах. К маю 1996 г. Россия подала заявки на вступление в 7 рабочих групп АТЭС.

В августе 1996 г. в соответствии с постановлением правительства РФ была создана межведомственная комиссия по делам АТЭС для изучения разрабатываемых в АТЭС режимов торговли и инвестиционных потоков, координации действий министерств и ведомств в решении вопросов сотрудничества со странами АТР (азиатско-тихоокеанский регион).

25 ноября 1997 г. на 5-ой встрече 18 лидеров государств и территорий  стран, входящих в АТЭС, Россия  единогласно принята в АТЭС. Полноправное  вступление России в АТЭС состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных  дел и экономики накануне саммита 17-18 ноября.

Россия традиционно придает особое значение развитию отношений с государствами АТР. Важность этих отношений для России отражена в "Концепции внешней политики Российской Федерации". Такое внимание обусловлено геостратегическим статусом России как крупнейшей евроазиатской державы, растущей ролью внешнеэкономических связей, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами АТР и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками.

Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Цель курсовой работы- изучить возможности и проблемы участия России в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе.

Задачами являются:

1. Рассмотреть взаимодействие  Азиатско-Тихоокеанского экономического  сообщества.

2. Раскрыть основные этапы  развития форума Азиатско-Тихоокеанского  экономического сообщества.

3. Выявить перспективы  участия России в Азиатско-Тихоокеанском  экономическом сообществе.

Объект  - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество. Предмет  - участие России в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Киреева А. П., Ломакина В.К. и других.

Диапазон решаемых АТЭС задач простирается от либерализации торговли и инвестиционных режимов, электронной торговли, гармонизации стандартов и таможенных процедур до противодействия терроризму, отработки систем социальной защиты населения и гендерной проблематики. 
Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

  1. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере, изучаются возможности расширения применения цифровых технологий и обеспечения их доступности для всех стран, развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления. 
  2. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли, ведется работа по улучшению инвестиционного климата в регионе, принимаются меры по поддержке многосторонней торговой системы и подготовке нового раунда торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, сокращению сроков достижения целей Богорской декларации по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам. 
  3. Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере, проведение диалога по макроэкономической политике для обеспечения большей предсказуемости экономического развития стран региона, содействие структурным реформам в интересах развития конкурентоспособных отраслей промышленности.

Формально сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки глобальных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности, а также налаживания экономического сотрудничества на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Форум, охватывающий широкий круг областей и сфер деятельности, связанных в первую очередь с экономикой, имеет значительный потенциал для того, чтобы не только оказывать существенное влияние на экономическую ситуацию в АТР, но и способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом.

Даже беглый и далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается АТЭС, показывает, насколько полезно для России активное участие в работе этого Форума, нацеленного на объединение усилий крупнейших мировых держав в деле строительства глобальной экономики 21 века.

 

  1. История создания и развития Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества
    1. Создание и принципы развития

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Образована в 1989 в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. В настоящее время в АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории - Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Россия участвует в АТЭС с ноября 1997 года. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.1

Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост

Ее главная долгосрочная цель - углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:

1) Поддержание экономического  роста стран региона;

2) Укрепление взаимной  торговли;

3) Обеспечение режима  свободной открытой торговли  согласно нормам ГАТТ/ВТО и  укрепление регионального сотрудничества.2

В 1994 в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Богорская декларация 1994 - программная цель АТЭС

Формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций к 2010 году для развитых и к 2020 году для развивающихся стран.

Осакский план действий 1995 - три основные приоритета

· Либерализация и упрощение процедур в области торговли и инвестиций.

· Содействие развитию бизнеса.

· Экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЭК).

Индивидуальные планы действий

· тарифы

· нетарифные меры

· услуги

· инвестиции

· стандарты и соответствие

· таможенные процедуры

· права интеллектуальной собственности

· конкурентная политика

· государственный заказ

Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

1. Достижение выгод от  глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению  экономического и технологического  сотрудничества путем принятия  индивидуальных планов действий  в этой сфере, изучаются возможности  расширения применения цифровых  технологий и обеспечения их  доступности для всех стран, развития  человеческого потенциала, внедрения  новейших методов корпоративного  управления.

2. Продвижение либерализации  торговли и инвестиций. Расширяется  применение методов упрощения  торговых процедур для повышения  эффективности торговли, ведется  работа по улучшению инвестиционного  климата в регионе, принимаются  меры по поддержке многосторонней  торговой системы и подготовке  нового раунда торговых переговоров  в рамках Всемирной торговой  организации, сокращению сроков  достижения целей Богорской декларации  по либерализации торговли к 2010 и 2020 годам.

3. Поддержание устойчивого  экономического роста. Предусматривается  расширение сотрудничества в  финансовой сфере, проведение диалога  по макроэкономической политике  для обеспечения большей предсказуемости  экономического развития стран  региона, содействие структурным  реформам в интересах развития  конкурентоспособных отраслей промышленности.

Информация о работе Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества