Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа
Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. История создания и развития Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества……………………………………………………………………7
Создание и принципы развития АТЭС………………………………………7
Формы сотрудничества стран АТЭС…………………………………….....10
Место стран АТЭС в мировой экономике………………………………….20
2. Россия и АТЭС……………………………………….………………………..21
2.1 Перспективы участия России в АТЭС…………………………………..…21
2.2 Роль АТЭС в экономической политике России………………………....…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37
Список используемых источников и литературы……………………….…….39
* Участие в обсуждении
проблем с лидерами крупных
государств Азиатско-
* Такое обсуждение проблем
может помочь пониманию
* Участие представителей
бизнеса как в Деловом
* Значительное число докладов
АТЭС и другие документы
К негативным моментам можно отнести следующие:
* Участие России в торговом,
инвестиционном и
* Россия могла бы выиграть
не столько от процесса
* Многие из преимуществ
можно добиться посредством
* Участие России может
замедлить и затруднить
* Принцип «открытого
Была образована Комиссия Правительства РФ по вопросам участия в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», которая выполняет следующие задачи: координация действий федеральных органов исполнительной власти в рамках АТЭС; обеспечение участие России в различных областях деятельности АТЭС; подготовка предложений, направленных на повышение эффективности сотрудничества между Россией и другими участниками форума.
2.2 Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в экономической политике России
В 2012 году Россия принимает председательство в АТЭС – форуме, объединяющем 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот Форум созывается АТЭС - международной организацией, объединяющей 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона и включающую Австралию, Бруней, Канаду, Индонезию, Японию, Республику Корея, Малайзию, Новую Зеландию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг, Китай, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Перу, Россию и Вьетнам.
На страны АТЭС приходится около 40% мирового населения, приблизительно 54% мирового ВВП и 44% мировой торговли. В 2009 г. в экономики АТЭС было инвестировано более 27% мировых прямых иностранных капиталовложений и в тоже время экономики АТЭС инвестировали в другие страны свыше 63% общего объема мировых прямых иностранных инвестиций. После ожидаемого принятия в члены АТЭС Индии и Монголии, подавших заявление о вступлении в АТЭС, удельный вес АТЭС в мировом населении, ВВП и торговле существенно увеличится. Речь пойдет о потенциале более чем половины планеты, причем включающем наиболее стремительно развивающиеся страны, в первую очередь Китай и Индию. Кроме Индии и Монголии, на членство в АТЭС претендуют Камбоджа, Лаос, Аомень, Пакистан, Шри-Ланка, Маньяма, Колумбия и Эквадор.
АТЭС была создана в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. На первой учредительной конференции было отмечено, что АТЭС должна иметь консультативный статус, называться форумом и являться региональным органом экономического сотрудничества. 13
На третьей конференции, проведенной в Сеуле в 1991 г., была
принята первая Декларация АТЭС, установившая следующие главные задачи Форума: - поддержание экономического роста стран региона;
- укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической
взаимозависимости стран-участниц;
- снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО3.
С 1993 г. на основании решения пятой конференции (Сиэтл, США) главной формой организационной деятельности АТЭС стали ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых начали приниматься декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Кроме этого, был установлен порядок проведения регулярных сессий министров иностранных дел и экономики. В 1994 г. Форум АТЭС в Богоре (Индонезия) принял «Декларацию об общей экономической решимости экономических лидеров АТЭС», которая установила главной долгосрочной стратегической целью АТЭС создание к 2020 г. в АТЭС системы свободной и открытой торговли и либерализации инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2011 г., новые индустриальные страны – к 2015 г., а развивающиеся – к 2020 г. Каждая страна самостоятельно должна определять свой статус и сроки введения новых режимов на основе Индивидуальных планов действий. Декларация отмечала, что взаимодействие между странами-членами АТЭС должны осуществляться на основе равноправного партнерства, ответственности за принимаемые решения, взаимоуважения и взаимной выгоды.
Либерализация торговли и инвестиционных режимов, как предусматривалось, должны распространяться и на тарифы, нетарифные барьеры, услуги, инвестиции, стандартизацию, таможенные процедуры, интеллектуальную собственность, конкурентную политику. Кроме Декларации, АТЭС приняло Кодекс прямых иностранных инвестиций, предусматривающий применение национального режима в отношении иностранных инвесторов, устранение препятствий для вывоза капитала, применение принципов не дискриминации и открытости, отказ от экспроприации и др. Эти базовые положения предлагалось использовать в национальном законодательстве стран – участниц АТЭС. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация, устанавливающая “справедливые правила игры” и регулирующая справедливое экономическое сотрудничество.
АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем — ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.
Спектр проблем, рассматриваемых АТЭС, очень широк. Среди прочего он включает: освоение новейших информационных и телекоммуникационных технологий; вопросы устойчивого развития использования морских ресурсов, повышения эффективности контроля за использованием морских ресурсов, осуществления контроля за их качеством; проблему выявления основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости (в том числе, в сфере науки и технологий); вопросы инфраструктуры и развития электронной торговли, стандартизации средств телекоммуникаций; экономические аспекты развития туризма в регионе, проблемы сохранения окружающей среды и охраны исторического и культурного наследия региона. Также АТЭС рассматривает вопросы содействия развитию региональной торговли, финансирования торговли. Проводится осуществление задач и программ в области борьбы с терроризмом.
В заключение можно констатировать, что участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане - нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.
Цели российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении несильно отличаются от целей и интересов большинства других государств региона. Так же, как и другим, России нужен мир и стабильность, возможность торговать продуктами нашего труда, нормально общаться с соседями по региону. Россия намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР.
Россия играет немаловажную роль в деятельности АТЭС. Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия вносит свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона - прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами-участницами АТЭС составляет более 20%. В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится до 22% экспорта и до 15% импорта внешнеторгового оборота России. Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея).
Главная проблема России - низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1%, ее инвестиции в эти государства незначительны.
Список используемых источников и литературы
Приложение
1 Основные экономические показатели на 2012 год
Таблица 1
Страна |
Площадь (тыс. км кв.) |
Численность населения (млн. чел.) |
ВВП по ППС (млрд. долл. США) |
ВВП на душу населения (долл. США) |
Рост ВВП (%) |
|
Австралия |
7741 |
21 |
889,6 |
39900 |
3,3 |
|
Бруней |
6 |
0,4 |
19,88 |
49900 |
1 |
|
Вьетнам |
331 |
89 |
278,1 |
2900 |
6,8 |
|
Гонконг |
1 |
7 |
323,3 |
42700 |
5,7 |
|
Канада |
9985 |
33 |
1335 |
38100 |
3 |
|
КНР |
9597 |
1339 |
9854 |
6700 |
10,1 |
|
Индонезия |
1905 |
240 |
1033 |
4000 |
6 |
|
Малайзия |
330 |
26 |
416,4 |
13800 |
7,1 |
|
Мексика |
1964 |
111 |
1560 |
13200 |
5 |
|
Новая Зеландия |
268 |
4 |
119,2 |
27300 |
2,1 |
|
Папуа-Новая Гвинея |
463 |
6 |
14,93 |
2300 |
6,2 |
|
Перу |
1285 |
30 |
274,7 |
8500 |
7,8 |
|
Россия |
17098 |
140 |
2229 |
15100 |
3,8 |
|
Сингапур |
0,7 |
5 |
292,2 |
53900 |
14,6 |
|
США |
9827 |
307 |
14720 |
46000 |
2,8 |
|
Таиланд |
513 |
66 |
580,3 |
8100 |
7,6 |
|
Тайвань |
36 |
23 |
807,2 |
32000 |
8,3 |
|
Чили |
756 |
17 |
260 |
14700 |
5,3 |
|
Филиппины |
300 |
98 |
351,2 |
3300 |
6,7 |
|
Южная Корея |
100 |
49 |
1467 |
28100 |
6,1 |
|
Япония |
378 |
127 |
4338 |
32600 |
3 |
|
Всего |
62884,7 |
2738,4 |
41163 |
- |
- |
|
В мире |
510072 |
6852 |
74430 |
10800 |
4,6 |
|
Доля АТЭС в мировых показателях (%) |
12,33 |
40 |
55,3 |
- |
- |
Информация о работе Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества