Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. История создания и развития Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества……………………………………………………………………7
Создание и принципы развития АТЭС………………………………………7
Формы сотрудничества стран АТЭС…………………………………….....10
Место стран АТЭС в мировой экономике………………………………….20
2. Россия и АТЭС……………………………………….………………………..21
2.1 Перспективы участия России в АТЭС…………………………………..…21
2.2 Роль АТЭС в экономической политике России………………………....…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37
Список используемых источников и литературы……………………….…….39

Файлы: 1 файл

курсовая МЭО.docx

— 85.89 Кб (Скачать файл)

* Участие в обсуждении  проблем с лидерами крупных  государств Азиатско-Тихоокеанского  региона может быть использовано  для развития двусторонних связей  с отдельными странами. При других  обстоятельствах это могло бы  занять больше времени и усилий.

* Такое обсуждение проблем  может помочь пониманию региональных  и национальных проблем и интересов, что, в свою очередь, может помочь  России развивать собственную  политику и стратегию в отношении  двусторонних и международных  экономических проблем, в том  числе стратегии по решению  глобальных экономических проблем, таких как финансовый криз 1998 г.

* Участие представителей  бизнеса как в Деловом консультативном  совете АТЭС (ДКС), так и в различных  рабочих группах АТЭС.

* Значительное число докладов  АТЭС и другие документы информируют  о политике и административных  мерах, оказывающих воздействие  на развитие торговли и инвестиций. К ним относятся Индивидуальные  планы действий и Путеводитель  по инвестициям. Данные документы  представляют уникальный источник  информации о политике и административных  мерах, используемых в странах  АТЭС, что будет представлять  интерес для российских компаний, изучающих условия ведения бизнеса  в этих государствах. Для иностранных  инвесторов это будет важнейшим  источником информации о российском  рынке.

К негативным моментам можно отнести следующие:

* Участие России в торговом, инвестиционном и экономическом  сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском  регионе слишком ограничено, чтобы  представлять интерес для партнеров  по АТЭС.

* Россия могла бы выиграть  не столько от процесса торговой  либерализации в рамках АТЭС, сколько от концентрации своих  ограниченных ресурсов для вступления  в ВТО.

* Многие из преимуществ  можно добиться посредством развития  двусторонних связей и, если участники  АТЭС откроют свои рынки, это  будет более выгодно и приемлемо  для России, чем взвалить на  себя ношу участия в АТЭС.

* Участие России может  замедлить и затруднить процесс  реализации целей АТЭС.

* Принцип «открытого регионализма»  может представлять опасность  для России, поскольку ей, возможно, придется делать уступки, что  ослабит позиции России с более  значимыми торговыми партнерами  в Европе.

Была образована Комиссия Правительства РФ по вопросам участия в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», которая выполняет следующие задачи: координация действий федеральных органов исполнительной власти в рамках АТЭС; обеспечение участие России в различных областях деятельности АТЭС; подготовка предложений, направленных на повышение эффективности сотрудничества между Россией и другими участниками форума.

2.2 Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в экономической политике России

В 2012 году Россия принимает председательство в АТЭС – форуме, объединяющем 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот Форум созывается АТЭС - международной организацией, объединяющей 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона и включающую Австралию, Бруней, Канаду, Индонезию, Японию, Республику Корея, Малайзию, Новую Зеландию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг, Китай, Мексику, Папуа-Новую Гвинею, Чили, Перу, Россию и Вьетнам.

На страны АТЭС приходится около 40% мирового населения, приблизительно 54% мирового ВВП и 44% мировой торговли. В 2009 г. в экономики АТЭС было инвестировано более 27% мировых прямых иностранных капиталовложений и в тоже время экономики АТЭС инвестировали в другие страны свыше 63% общего объема мировых прямых иностранных инвестиций. После ожидаемого принятия в члены АТЭС Индии и Монголии, подавших заявление о вступлении в АТЭС, удельный вес АТЭС в мировом населении, ВВП и торговле существенно увеличится. Речь пойдет о потенциале более чем половины  планеты, причем включающем наиболее стремительно развивающиеся страны, в первую очередь Китай и Индию. Кроме Индии и Монголии, на членство в АТЭС претендуют Камбоджа, Лаос, Аомень, Пакистан, Шри-Ланка, Маньяма, Колумбия и Эквадор.

АТЭС была создана в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. На первой учредительной конференции было отмечено, что АТЭС должна иметь консультативный статус, называться форумом и являться региональным органом экономического сотрудничества. 13

На третьей конференции, проведенной в Сеуле в 1991 г., была

принята первая Декларация АТЭС, установившая следующие главные задачи Форума: - поддержание экономического роста стран региона;

- укрепление многосторонней системы торговли с учетом роста экономической

взаимозависимости стран-участниц;

- снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала в соответствии с нормами ГАТТ/ВТО3.

С 1993 г. на основании решения пятой конференции (Сиэтл, США) главной формой организационной деятельности АТЭС стали ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых начали приниматься декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Кроме этого, был установлен порядок проведения регулярных сессий министров иностранных дел и экономики. В 1994 г. Форум АТЭС в Богоре (Индонезия) принял «Декларацию об общей экономической решимости экономических лидеров АТЭС», которая установила главной долгосрочной стратегической целью АТЭС создание к 2020 г. в АТЭС системы свободной и открытой торговли и либерализации инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2011 г., новые индустриальные страны – к 2015 г., а развивающиеся – к 2020 г. Каждая страна самостоятельно должна определять свой статус и сроки введения новых режимов на основе Индивидуальных планов действий. Декларация отмечала, что взаимодействие между странами-членами АТЭС должны осуществляться на основе равноправного партнерства, ответственности за принимаемые решения, взаимоуважения и взаимной выгоды.

Либерализация торговли и инвестиционных режимов, как предусматривалось, должны распространяться и на тарифы, нетарифные барьеры, услуги, инвестиции, стандартизацию, таможенные процедуры, интеллектуальную собственность, конкурентную политику. Кроме Декларации, АТЭС приняло Кодекс прямых иностранных инвестиций, предусматривающий применение национального режима в отношении иностранных инвесторов, устранение препятствий для вывоза капитала, применение принципов не дискриминации и открытости, отказ от экспроприации и др. Эти базовые положения предлагалось использовать в национальном законодательстве стран – участниц АТЭС. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация, устанавливающая “справедливые правила игры” и регулирующая справедливое экономическое сотрудничество.

АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем — ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.

Спектр проблем, рассматриваемых АТЭС, очень широк. Среди прочего он включает: освоение новейших информационных и телекоммуникационных технологий; вопросы устойчивого развития использования морских ресурсов, повышения эффективности контроля за использованием морских ресурсов, осуществления контроля за их качеством; проблему выявления основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости (в том числе, в сфере науки и технологий); вопросы инфраструктуры и развития электронной торговли, стандартизации средств телекоммуникаций; экономические аспекты развития туризма в регионе, проблемы сохранения окружающей среды и охраны исторического и культурного наследия региона. Также АТЭС рассматривает вопросы содействия развитию региональной торговли, финансирования торговли. Проводится осуществление задач и программ в области борьбы с терроризмом.

В заключение можно констатировать, что участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане - нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.

Цели российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении несильно отличаются от целей и интересов большинства других государств региона. Так же, как и другим, России нужен мир и стабильность, возможность торговать продуктами нашего труда, нормально общаться с соседями по региону. Россия намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР.

Россия играет немаловажную роль в деятельности АТЭС. Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия вносит свой реальный вклад в экономическое развитие этого региона - прирост ежегодного товарооборота нашей страны со странами-участницами АТЭС составляет более 20%. В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится до 22% экспорта и до 15% импорта внешнеторгового оборота России. Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея).

Главная проблема России - низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. Доля России во внешнеторговых операциях стран АТР находится в районе 1%, ее инвестиции в эти государства незначительны.

 

 

Список используемых источников и литературы

  1. Булатов Л.С. Мировая экономика: Уч. - М.: Экономист, 2012-98 с.
  2. Гурова И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Уч. - М.: Дело, 2012-76 с.
  3. Киреев А.П. Международная экономика: Уч. - М.: Международные отношения, 2011-221 с.
  4. Кудров В.М. Мировая экономика: Уч. - М.: Бек, 2012- 54 с.
  5. Красавина Л.Н., Алибеков Т.И., Былиняк С.А. и др. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М.: Финансы и статистика, 2012- 137 с.
  6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Уч. - М.: Юнити, 2011- 209 с.
  7. Носова Н. С., Роньшина Н. И.Международные экономические отношения - М.: Научная Книга, 2012 г.-201 с.
  8. Симионов Ю. Ф., Лыкова О. А.Международная экономика и международные экономические отношения -М.: Феникс, 2011 г.- 305 с 
  9. Хасбулатов Р. И. Международные экономические отношения-М.: Юрайт, 201 г.-126 с
  10. Черный В.А. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион. - Томск: ТПУ, 2011-311 с.
  11. Ершов Ю.А., Журнал Российский внеэкономический вестник статья «Роль Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в экономической политике России». № 9 2012 г.
  12. Васильев С. «АТЭС, Россия и деловые круги»// Экономика России – XXI век №3 июль 2012 www.ruseconomy.ru
  13. Сайт Фонда сотрудничества Россия-АСЕАН www.asean-russia.ru
  14. Свободная электронная библиотека: http://ru.wikpedia.org.
  15. World Investment Report, United Nations, 2012- 67с.
  16. www.ruseconomy.ru

 

Приложение

1 Основные экономические  показатели на 2012 год

Таблица 1

Страна

Площадь

(тыс. км кв.)

Численность населения

(млн. чел.)

ВВП по ППС (млрд. долл. США)

ВВП на душу населения (долл. США)

Рост ВВП (%)

 

Австралия

7741

21

889,6

39900

3,3

 

Бруней

6

0,4

19,88

49900

1

 

Вьетнам

331

89

278,1

2900

6,8

 

Гонконг

1

7

323,3

42700

5,7

 

Канада

9985

33

1335

38100

3

 

КНР

9597

1339

9854

6700

10,1

 

Индонезия

1905

240

1033

4000

6

 

Малайзия

330

26

416,4

13800

7,1

 

Мексика

1964

111

1560

13200

5

 

Новая Зеландия

268

4

119,2

27300

2,1

 

Папуа-Новая Гвинея

463

6

14,93

2300

6,2

 

Перу

1285

30

274,7

8500

7,8

 

Россия

17098

140

2229

15100

3,8

 

Сингапур

0,7

5

292,2

53900

14,6

 

США

9827

307

14720

46000

2,8

 

Таиланд

513

66

580,3

8100

7,6

 

Тайвань

36

23

807,2

32000

8,3

 

Чили

756

17

260

14700

5,3

 

Филиппины

300

98

351,2

3300

6,7

 

Южная Корея

100

49

1467

28100

6,1

 

Япония

378

127

4338

32600

3

 

Всего

62884,7

2738,4

41163

-

-

 

В мире

510072

6852

74430

10800

4,6

 

Доля АТЭС в мировых показателях (%)

12,33

40

55,3

-

-

 

Информация о работе Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества