Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:08, курсовая работа
Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. История создания и развития Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества……………………………………………………………………7
Создание и принципы развития АТЭС………………………………………7
Формы сотрудничества стран АТЭС…………………………………….....10
Место стран АТЭС в мировой экономике………………………………….20
2. Россия и АТЭС……………………………………….………………………..21
2.1 Перспективы участия России в АТЭС…………………………………..…21
2.2 Роль АТЭС в экономической политике России………………………....…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……37
Список используемых источников и литературы……………………….…….39
Рабочая группа по транспорту должна направить свою работу на увеличение эффективности, устойчивости и безопасности региональной транспортной системы. Рабочая группа по содействию торговле нацеливает свою деятельность на разъяснение роли и функций правительственных агентств по развитию торговли. Компетенция рабочей группы по техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства распространяется на следующие сферы: развитие биотехнологии в сельском хозяйстве; производство, переработка, реализация и потребление сельскохозяйственной продукции; передача сельскохозяйственных технологий.6
Важным элементом структуры АТЭС является Деловой консультативный совет (APEC Business Advisory Council) - автономный бизнес-форум (действует с 1996 г.), объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе. Совет сам определяет свою структуру и бюджет, предметы обсуждения на своих встречах и проблемы, которые он представляет на рассмотрение Министрам и Лидерам.
Совет осуществляет две главные функции:
1) дает советы относительно
реализации Осакской программы
действий и по другим
2) предоставляет по запросам
рабочих органов форума АТЭС
информацию по вопросам, связанным
с бизнесом, и информацию о
перспективах бизнеса в
В Совет входят по три представителя от каждого государства, причем все они назначаются правительствами своих стран. Каждый год проводятся встречи tete-a-tete Лидеров и Делового консультативного совета, на которых обсуждаются представляющие интерес для бизнеса вопросы.
Секретариат (административный орган форума АТЭС) был создан в соответствии с декларацией по институциональной организации АТЭС, принятой на четвертой министерской встрече в Бангкоке (сентябрь 1992 г.), как “механизм для содействия и координации деятельности АТЭС, оказания материально-технической поддержки, а также для управления финансовыми делами в соответствии с инструкциями Старших должностных лиц АТЭС”. Секретариат находится в Сингапуре, признается юридическим лицом, “пользующимся правоспособностью, необходимой для выполнения своих функций”. При осуществлении своих функций Секретариат ответственен перед Старшими должностными лицами.
Секретариат форума АТЭС имеет следующую структуру:
* исполнительный директор
(глава Секретариата), функции которого
выполняет представитель
* штат профессиональных
сотрудников, состоящий из чиновников,
направляемых в Секретариат
* штат поддержки, состоящий из местного персонала.
Секретариат АТЭС может быть уполномочен действовать от имени членов АТЭС на основании указаний Министров.
В работе форумов также принимают участие наблюдатели. На сегодняшний день статус официальных наблюдателей имеют Секретариат АСЕАН, Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), Тихоокеанский островной форум. Помимо этого, наблюдатели имеют право присутствовать на встречах Министров, отраслевых министров, заседаниях комитетов и рабочих групп, их вспомогательных органов, получать документы и т.п.
В деятельности рабочих групп могут принимать участие «гости» - категория участников, объединяющая государства - нечленов АТЭС и т. д.
Принципы развития
1) Сотрудничество только в
С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную "совокупность экономик". Термин "экономика" подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы.
2) Почти полное отсутствие
АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата.
3) Отказ от принуждения,
АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры "соседей", стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
4) Приоритетное внимание к
Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.7
АТР - зона интересов трех главных
ядерных держав: США, России, Китая, трех
самых мощных экономических держав: США,
Китая, Японии, двух самых населенных стран
мира: Китая и Индии. Экономическое развитие
азиатских стран АТР происходило по модели
«Стаи летящих гусей». Первым произошел
взлет Японии, ее примеру последовали
«четыре азиатских дракона: Тайвань, Южная
Корея, Гонконг и Сингапур. К примеру, в
Южной Корее в 1960 году доход на душу населения
составлял 80 долларов, в 1998 году - 5000 долларов.
Затем к ним присоединились страны Юго-Восточной
Азии: Индонезия, Малайзия, Таиланд другие
государства Индокитая, Китай. Регион
располагает мощным финансовым, технологическим
и производственным потенциалом, кадрами,
опытом и навыками в области организации
и управления, разветвленной системой
коммуникаций, а также громадными, можно
сказать, неисчерпаемыми трудовыми ресурсами.
Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. За последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи - 13, Тайваня - 25 раз, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз.8
Тенденция роста прослеживается практически во всех сферах, однако наиболее заметна она в растущем вкладе государств региона в мировую экономику. По состоянию на начало 2011 года в странах этого региона проживает около 40% населения земли, они производят более 60% мирового ВВП и на них приходится около 50% объема мировой торговли. Значительный прогресс наблюдается практически во всех областях – начиная с роста выпуска продукции, развития высокотехнологичных производств, повышения емкости азиатского рынка, особенно для высокотехнологичных товаров ведущих стран Запада, темпов развития экономики, и заканчивая состоянием рынка рабочей силы и последними демографическими данными.
С созданием АТЭС государства региона получили возможность оказывать существенное влияние на установление международных правил в торговле и экономическом сотрудничестве. В документах ведущих исследовательских организаций США подчеркивается, что несмотря на двухлетнюю депрессию, которая сопровождалась финансовым кризисом, уже в 1999 году рост экономики в Азии составил около 6%, практически полностью стабилизировался валютно-финансовый рынок, наблюдался процесс восстановления потоков иностранных инвестиций.
В ряде стран региона успешно проводятся структурные экономические и финансовые реформы, что позволяет прогнозировать дальнейшую стабилизацию политической ситуации, расширение внутреннего спроса и дальнейший рост экономики на основе наиболее современных методов ведения хозяйства с опорой на последние научные достижения. Быстрое развитие средств связи и коммуникаций создало более благоприятные условия для разработки ресурсов этого региона межнациональными монополиями.
По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский (НАФТА) и Европейский (ЕС).
Объяснений этому феномену предпринято немало. Считается, что главной причиной ускоренной модернизации стран АТР явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности.9
Другим важным фактором ускоренного развития региона была более высокая, чем на Западе роль государства. Здесь был найден необходимый баланс между рынком и государственным вмешательством, государственным протекционизмом.
2. Россия и АТЭС
2.1 Перспективы участия России в АТЭС
В ноябре 1997 года Россия была принята в состав участников АТЭС – межправительственного форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (Asia Pacific Economic Cooperation), причем формально Россия была провозглашена полноправным участником на саммите АТЭС в столице Малайзии Куала-Лумпуре в ноябре 1998 года.
В том же году учреждена Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам участия в Форуме АТЭС, которую возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанов.
Комиссия, в состав которой входят руководители федеральных министерств и ведомств, представители Федерального собрания, регионов и др., осуществляет координацию и выработку российской позиции по всем направлениям участия в Форуме АТЭС.10
Регулярным стало участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования и др., заседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода форумах, выставках, семинарах.
Российские эксперты по проблемам
Азиатско-Тихоокеанского региона единодушны
во мнении, что сложившиеся за последнее
время механизмы взаимодействия между
Россией и АТЭС позволяют российским государственным
и частным предприятиям активно и эффективно
выходить на рынки АТР. Прежде всего, это
относится к продвижению в регион новейших
российских технологий, к которым представители
научно-технических и деловых кругов стран
АТР проявляют значительный интерес.
Об этом, в частности, свидетельствует
опыт, накопленный Фондом сотрудничества
Россия – АСЕАН в процессе длительного
общения с правительственными организациями
и бизнесменами из стран АТЭС.
Российский вклад в работу АТЭС, а также и практическая отдача для нашей экономики от участия в Форуме растут из года в год. Президент Российской Федерации В.В. Путин представлял нашу страну на нескольких саммитах Форума (Окленд, Бруней, Шанхай). По сложившейся традиции, помимо участия в закрытых заседаниях лидеров, российский Президент выступает перед делегатами Делового саммита АТЭС (ежегодно собирает около 500 представителей предпринимательской элиты региона), проводит встречи с руководителями ключевых стран региона. Большое число практических вопросов деятельности Форума рассматривается на приуроченных к саммиту встречах министров иностранных дел и торговли.11
Расширяется российское участие в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп Форума, в работе выставок и семинаров АТЭС. На регулярной основе представители России участвуют в деятельности около десятка рабочих и экспертных групп Форума.
Для облегчения выхода российских товаров на рынки АТР большую ценность имеет работа наших представителей в Подкомитете Форума по стандартам и подтверждению соответствия. Немало конкретных направлений сотрудничества выявляется в процессе нашего участия в деятельности АТЭС в сферах транспорта, телекоммуникаций, рыболовства и охраны морских ресурсов, энергетики. Форум представляет также благоприятные возможности для продвижения интересов предпринимательского сообщества России в регионе, в том числе через налаживание деловых контактов, участие в выработке рекомендаций лидерам АТЭС, в диалогах Форума по автомобильной и химической промышленности, посредством выдвижения собственных инициатив.
Государственные структуры России не смогли бы активно и полноценно участвовать в деятельности АТЭС без налаживания плодотворного взаимодействия с российскими деловыми кругами. Учитывая это, непосредственно после вступления нашей страны в форум был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА).
Первое заседание этого неформального объединения представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион, состоялось 18 марта 1999 года. Важно отметить, что с идеей создания клуба под эгидой Комиссии Правительства по вопросам участия в форуме АТЭС выступило Министерство иностранных дел, затем она была активно поддержана другими членами комиссии, и состав ДКА был сформирован на основе их рекомендаций. В настоящее время клуб объединяет около 60 крупных российских предприятий и банков, создан также его Дальневосточный филиал (около 15 компаний).
На основе ДКА формируются делегации российских предпринимателей для участия в деловых саммитах АТЭС, их рекомендации принимаются во внимание при подготовке официальных позиций по вопросам повестки дня встреч на высшем уровне и других заседаний в рамках форума. В состав клуба входят и российские представители в Деловом консультативном совете АТЭС, назначенные распоряжением Президента России от 8 августа 2000 года (представители руководства Межпромбанка, «Газпрома», «Ростелекома» и «Связьинвеста»).10
Представители указанных выше российских компаний, а также другие члены ДКА внесли большой вклад в подготовку и проведение первого мероприятия АТЭС на территории России — заседания Делового консультативного совета АТЭС (16–19 мая 2001 года в Москве).
Информация о работе Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества