Основные направления реформирования ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день Организация Объединенных Наций играет важную роль на мировой арене. Начиная с 1945 года Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день ООН и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ООН
§1.1. История возникновения ООН 4
§1.2. Основная деятельность ООН 6
§1.3. Функционирование ООН 8
Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В РОССИИ 13
§2.1. Деятельность ООН в области демографии
§2.2. Деятельность ООН по улучшению здоровья населения
§2.3. Деятельность ООН в области образования
§2.4. Деятельность ООН по улучшению состояния окружающей среды
§2.5. Деятельность ООН в области экономического развития
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН
§3.1. Сложность в регулировании межгосударственных отношений
§3.2. Предвзятые отношения между государствами
§3.3. Реакция представителей РФ на сложности в ООН
Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН
§4.1. Реформирование Совета Безопасности ООН 23
§4.2. Реформирование Генеральной Ассамблеи 28
§4.3. Реформирование Секретариата 29
§4.4. Реформирование международного суда ООН 30
§4.5. Реформирование в области финансирования ООН 31
§4.6. Иные проблемы, касающиеся ООН 33
Глава 5. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН
§5.1. Деятельность ООН с 1945года по 1970 год
§5.2. Деятельность ООН с 1970 года по 2000 год
§5.3. Деятельность ООН в XXI веке
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 112.21 Кб (Скачать файл)

          -обсуждение международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработка рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и системы ООН в целом;

         -контроль и оценка осуществления общей стратегии политики и первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей в экономической, социальной и смежных областях;

          -обеспечение согласования и последовательное практическое оперативное осуществление на комплексной основе соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях ООН и других форумах в рамках системы ООН, после их утверждения Ассамблеей и/или ЭКОСОС;

       

         -обеспечение общей координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и смежных областях и с этой целью осуществление первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей для системы в целом;

          -проведение всесторонних обзоров политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН.

         ЭКОСОС имеет в своем составе  комиссии, комитеты, специальные группы, которые занимаются экономическими  вопросами. Это:

         -6 функциональных комиссий и подкомиссий: для социального развития; по наркотическим средствам; по науке и технике; в целях развития; по поддержанию устойчивого развития; по статистике, по транснациональным корпорациям;

         -5 региональных комиссий: для Европы; для стран Азии и Тихого океана; для Африки; для Латинской Америки и Карибского бассейна; для Западной Азии;

         -2 постоянных комитета: для программ и координации; по неправительственным организациям;

         -7 органов экспертов: Комитет по развитию планирования; Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения; комитеты – по транспортировке опасных грузов; по экономическим, социальным и культурным правам; по национальным ресурсам; по новым и возобновляемым источникам энергии и использованию энергии в целях развития; а также Встречи экспертов по государственному управлению и финансам.

         4)Совет по Опеке - был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Палау, находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством — членом Организации Объединенных Наций.

         Поскольку  работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее  время входят пять постоянных  членов Совета Безопасности.

В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства [4].

         5)Секретариат - проводит оперативную и административную работу Организации Объединенных Наций в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Его возглавляет Генеральный секретарь, который обеспечивает общее административное руководство.

         Секретариат  состоит из департаментов и  управлений, где работает около 7500 человек, должности которых финансируются  за счет регулярного бюджета  и которые представляют 170 стран  мира. Помимо Центральных учреждений  Организации Объединенных Наций, расположенных в Нью-Йорке, существуют  отделения Организации Объединенных  Наций в Женеве, Вене и Найроби  и другие места службы.

        6)Международный Суд — известный так же, как Всемирный Суд — является главным судебным органом Организации Объединенных Наций.

         Его 15 судей избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят голосование независимо и одновременно. Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами на основе добровольного участия заинтересованных государств. Если государство соглашается принять участие в судебном разбирательстве, то оно обязано подчиняться решению Суда.

 Суд также занимается подготовкой  консультативных заключений для  Организации Объединенных Наций  и ее специализированных учреждений [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.1. Деятельность ООН в области демографии

         Демографическая ситуация в Российской Федерации по прежнему вызывает беспокойство и может иметь негативные последствия для будущего страны. Неблагоприятная демографическая ситуация является, главным образом, результатом:

         - высокого уровня смертности в трудоспособных возрастах, вследствие, прежде всего, нездорового образа жизни и неинфекционных заболеваний, растущей распространенности ВИЧ и самой высокой в Европе смертности от туберкулеза;

         - низкого уровня рождаемости (общий показатель рождаемости в 2012 году составил 1,7), который является частью долгосрочной тенденции, характерной для большинства промышленно-развитых стран, и усиленный переходными процессами.

        Кроме того, миграция остается вызовом для социальной политики и оказывает существенное, но пока еще недостаточно изученное, влияние на основные демографические тенденции.

         Кривая продолжительности жизни России на протяжении прошлого столетия показывает, что воздействие соответствующих политических мер и инвестиций в здоровье и безопасность населения, или их недостаток, часто имело воздействие, сопоставимое с последствиями серьёзных катастроф или войн. Следовательно, чрезвычайно важно понять, что бездействие в отношении ключевых отрицательных факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России, сегодня может иметь огромные последствия для будущих поколений. Важно, что демографические проблемы России являются или прямым следствием или имеют прямую связь с проблемами, обозначенными в Целях Развития Тысячелетия, и, в конечном счете, влияют на конкурентоспособность и устойчивость экономики страны и общества.

               Агентства ООН в Российской Федерации определили стратегическую поддержку национальным усилий по предотвращению демографический кризиса как один из ключевых приоритетов для совместных действий [7].

 

§2.2. Деятельность ООН по улучшению здоровья населения

         В Российской Федерации наблюдается наиболее быстро растущая эпидемия ВИЧ в мире. На 1 января 2014 года в Российской Федерации зарегистрированы более 798 тысяч ВИЧ-инфицированных российских граждан, в том числе 7 524 ребенка, большинство из которых рождено инфицированными матерями. В наибольшей степени поражены молодые люди в возрасте 18 – 24 лет. В настоящее время эпидемия ВИЧ в Российской Федерации сконцентрирована в среде потребителей инъекционных наркотиков и лиц, практикующих незащищенный секс. Доля ВИЧ-позитивных женщин возрастает, так же как и число случаев ВИЧ среди беременных.

Рисунок 1 -  Заболеваемость ВИЧ-инфекцией населения России, на 100 тысяч человек населения, 1999-2013 годы

         В России заболеваемость туберкулезом среди мужчин почти втрое выше, чем среди женщин. В конце 1990-х годов первичная заболеваемость активным туберкулезом среди мужчин была в 3,7 раза выше, чем среди женщин (139 и 38 в расчете на 100 тысяч человек в 1999 году). В 2001-2012 годы заболеваемость мужчин активным туберкулезом сокращалась (кроме 2008 года), а среди женщин продолжала понемногу возрастать до 2008 года и лишь в 2009-2012 годах стала снижаться. В результате различия в заболеваемости по полу сократились до 2,6 раза в 2010-2011 годах (такими же они были в начале 1990-х годов) и 2,5 раза в 2012 году. В 2012 году было выявлено 67,0 тысячи мужчин и 30,6 тысячи женщин с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза (101,1 и 39,7 в расчете на 100 тысяч человек соответствующего пола).

Рисунок 2 -  Заболеваемость мужчин и женщин РФ активным туберкулезом, случаев заболеваний с впервые установленным диагнозом на 100 тысяч человек соответствующего пола, 1991-2013 годы

        Употребление табака и алкогольных напитков на сегодняшний день остается высоким. Доля курящих мужчин составляет 60% и не снижается. Среди женщин курят 25-30% и число курящих женщин возрастает. Алкоголь и сигареты даже для лиц с низкими доходами остаются весьма дешевыми.

        Правительство создало Комиссию по безопасности дорожного движения, в которую входят представители различных департаментов, частного и неправительственного сектора. На первом заседании в апреле 2006 был представлен Доклад по безопасности дорожного движения, разработанный совместно Европейской Комиссией Министров транспорта, ВОЗ и Всемирным Банком. МВД является ответственным исполнителем Государственной программы безопасности дорожного движения, к исполнению которой в будущем будут привлечены многие регионы.

        Основная причина ухудшения здоровья людей — кризис системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни. Кроме того, значительно сократились объемы государственного финансирования, а неформальные сборы с пациентов в учреждениях здравоохранения сужают доступ к медицинским услугам малообеспеченных слоев населения [7].

§2.3. Деятельность ООН в области образования

          На сегодняшний день уровень грамотности в России составляет 99,5%. Это связано, главным образом, с тем, что, благодаря усилиям российского правительства, в стране сохраняется всеобщее начальное образование. Однако в связи с экономическими и социальными проблемами в последние десятилетие процент охвата населения средним образованием уменьшился.

        Программы ЮНЕСКО, осуществляемые в стране в тесном сотрудничестве с государственными органами и направленные на совершенствование технологий и содержания образования, а также повышение качества образовательных услуг, способствуют достижению стратегических целей, стоящих перед системой образования в России. Совместная деятельность России и ее международных партнеров в области образования, таким образом, способствует достижению как целей программы Образование для Всех, так и Целей развития тысячелетия [7].

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

§2.4. Деятельность ООН по улучшению состояния окружающей среды

         В результате политической и экономической стабилизации последних лет Российская экономика претерпевает устойчивый рост, что неминуемо сказывается на возрастающей нагрузке на природные ресурсы и энергоносители. Российская экономика остается в числе наиболее энергоемких в мире. Показатель истинных сбережений России значительно уступает средним значениям в мире и в Европе и сохраняет отрицательную динамику. Прогнозы объемов выбросов и сбросов основных загрязняющих веществ показывают, что загрязненность воздуха в городах по-прежнему останется серьезной проблемой. В тоже время негативные тенденции наблюдаются и в долгосрочных прогнозных оценках загрязнения водного бассейна и качества питьевой воды. Деградация земель и нарушение экосистем несут угрозу безопасности и богатству будущих поколений. Кроме того, изменение климата влечет появление новых угроз для здоровья населения и экономики, в особенности в регионах российской Арктики и на юге России.

         Энергетическая безопасность и продовольственная безопасность широко признанные приоритеты России. Кроме того, Россия является участником международных договоров и конвенций в области охраны окружающей среды. Чтобы полностью реализовать свой огромный потенциал в области энергоэффективности и снижения уровня загрязнения окружающей среды, России необходимо снять экономические, структурные и институциональные барьеры, которые сегодня отпугивают потенциальных инвесторов в этой сфере. Принимая во внимание стоящие перед Россией задачи развития, существует неотложная необходимость интеграции принципов экологически устойчивого развития в политические, экономические и социальные приоритеты современной России [7].

 

 

 

 

 

§2.5. Деятельность ООН в области экономического развития

          Масштабы распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Наиболее уязвимыми группами населения являются дети в возрасте 7-15 лет и женщины. Две основные причины бедности — резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Разрыв в доходах был отчасти обусловлен переходом от государственной зарплаты к доходам от предпринимательской деятельности, которые, как правило, распределяются более неравномерно.

 Доходы в форме заработной  платы снизились в результате  сокращения рабочих мест и  сокращения уровня оплаты. труда в государственном секторе. Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности.

        Несмотря на то, что в России существуют обширные системы социальной помощи, включая пособия по нетрудоспособности и безработице, пенсии, пособия семьям и детям, эти социальные трансферты не смогли сдержать рост бедности. Произошло это по трем причинам. Во-первых, ресурсы, направляемые на борьбу с бедностью, относительно невелики, поскольку с падением уровня заработной платы сократились соответственно и объемы обязательных взносов, выплачиваемых в систему страхования социальных рисков, идущие на социальные выплаты (пенсии и пособия по безработице). Во-вторых, многие программы социальных трансфертов, унаследованные с советских времен (дотируемые цены на продовольственные товары, квартплату и коммунальные услуги, гарантированное трудоустройство), не соответствуют условиям рыночной экономики. В третьих, система льгот отдельным категориям граждан не гарантирует, что их получат именно бедные - не все в этих категориях являются бедными.

          Для координации работы ООН по этим и другим ключевым вопросам учреждениями системы ООН в Российской Федерации было создано несколько Тематических или Рабочих групп [7].

 

 

 

§3.1. Сложность в регулировании межгосударственных отношений

         О необходимости обновления системы международных отношений специалисты пишут уже давно. «Как известно, сегодня существуют сложности в регулировании межгосударственных отношений. Отнюдь не всегда соблюдаются требования международного права. Возникают проблемы различного характера, что провоцирует геополитическую напряженность, вызывает справедливое недовольство. По мнению специалистов, путь выхода из этой ситуации может быть в проведении реформ в ООН. Ряд государств отдают приоритет формированию альтернативных организаций. На деле ситуация крайне сложна» [8].

        Начиная  с 2006 года (после Всемирного саммита 2005) представлены ряд докладов по реформированию ООН. Основными проблемами реформирования ООН являются: 
 
         1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран. 
 
         2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН. 
 
         3. Необходимость разрешения финансовых проблем Организации с единственным выходом - предоставлением богатым экономически развитым странам статуса постоянных или «полупостоянных» членов Совета Безопасности [1].

         «С одной стороны, ради своих интересов ведущие государства миры творят несправедливость, проводя в жизнь политику «двойных стандартов». С другой, – такая организация, как ООН, по разным причинам не справляется с возложенными на нее обязательствами. В качестве причины этого указывается на несовершенство механизмов регулирования международных отношений.

         Обновление существующей системы  международных отношений – вопрос  сам по себе непростой. Основы  этой системы были заложены  после Второй мировой войны. А  для перехода к абсолютно новой  системе нужен совершенный и  концептуальный подход. В связи  с этой стороной вопроса между  государствами мира пока нет  консенсуса. Суть проблемы в том, что функционирующие сегодня  международные организации находятся  в основном под влиянием Запада. Опыт показывает, что они действуют  по указаниям из Вашингтона.

Руководители России, Китая, Турции и других крупных держав открыто говорят об этом. Это же утверждают и специалисты, долгое время работавшие в ООН.

         Отметим, что предпринимаются попытки  к созданию альтернатив существующим  ныне организациям. Например, члены BRICS прямо заявили о преследовании  ими этой цели. Это означает отказ от организаций, находящихся под влиянием Запада. Сторонники данной позиции мало верят в проведение реальных реформ в таких организациях, как ООН.  
         В любом случае ярые противники этого подхода также считают проведение в ООН реформ необходимым. Видимо, этим и объясняется тот факт, что последние выборы в Совет Безопасности этой организации прошли в обстановке напряженной борьбы. Явно ощущалась значимость того, кто и с какого континента будет избран в члены Совета [8]. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.2. Предвзятые отношения между государствами

        На  последнем заседании Ангола особо подчеркнула важность избрания в Совет Безопасности постоянных членов, представляющих Африку. И правда, отсутствие у этого континента представителя на уровне постоянного членства в СБ ООН не соответствует требованиям современного периода. Примечательно, что в настоящее время ни одна из 5 стран-постоянных членов не поднимает этот вопрос.

         Именно это и рассматривается  в качестве главного препятствия  на пути реформ в ООН. Дипломаты  считают, что к обновлениям не  готовы прежде всего 5 постоянных членов Совета Безопасности. Особо подчеркивают этот аспект проблемы и главы некоторых государств. Позиция президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в связи с этим однозначна. Он давно уже высказывается и выдвигает предложения по этому вопросу. Официальная Анкара считает неправильным оценку мировой политики только 5 странами (США, Великобритания, Франция, Россия и Китай). Р.Т.Эрдоган, выступая на последней сессии ООН, образно охарактеризовал эту ситуацию как «Мир больше пяти»» [5].

         События последних лет показали, что отнюдь не все государства-члены  ООН ведут себя искренне. К  примеру, когда Азербайджан был  избран в Совет Безопасности, он столкнулся с предвзятым  отношением ряда кругов. Слова  Президента Ильхама Алиева по  поводу этого достаточно точно  отражают ситуацию.

На церемонии вручения премии Фонда Национального героя Чингиза Мустафаева и группы компаний ANS «Человек 2013 года» Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев говорил: «Но должен отметить и то, что наше избрание в Совет Безопасности было не таким уж легким. Вам также хорошо известно, что Азербайджан был избран членом после 16 туров. И тому есть причины… Могу сказать, что против нас действовала серьезная оппозиция. В отличие от оппозиции внутри страны, это была действительно серьезная оппозиция. Но, несмотря на это, мы продемонстрировали принципиальную позицию, не отступили. Было даже сделано такое предложение: может быть, Азербайджан отзовет свою кандидатуру, возникла ситуация цейтнота. Не верю, чтобы в практике ООН был другой такой случай, когда этот процесс длился бы 16 туров и 3 дня… В пятницу этот процесс остановился, в субботу и воскресенье велась работа с некоторыми странами, чтобы те не поддержали кандидатуру Азербайджана. После этого ситуация несколько осложнилась...»

         Разумеется, решительная борьба  Азербайджана дала свои плоды. Объективную позицию продемонстрировали и большинство государств, входящих в ООН. Но, как отмечал господин Президент Ильхам Алиев, в этой организации имелись и антиазербайджанские силы, затягивавшие процесс. Следует отметить, что похожие события в ООН происходят часто. Профессор Принстонского университета Эдвард Лак задается вопросом: «американский идеализм создал ООН, а американский пессимизм губит ее?». Профессор Рамеш Такур, когда-то работавший помощником Генерального секретаря ООН, признается, что США контролируют определение повестки дня и деятельности этой организации. Именно поэтому в отношении ряда стран мира были предприняты несправедливые шаги. Например, в Ираке и Сомали ООН оказалась бессильна. А администрация Билла Клинтона после трагедии в Сомали сделала из ООН козла отпущения.

        Очевидно, что крупные державы, рассуждающие  о реформах в ООН, «забывают»  об одном важном моменте. Они  должны занять справедливую позицию  и не подходить к вопросу  только сквозь призму собственных  интересов. К примеру, не предпринимается  никаких действенных мер для  того, чтобы агрессор покинул  оккупированные азербайджанские  земли. Не ведется работа в  направлении выполнения 4 резолюций  СБ ООН. Предвзятое отношение наблюдалось и при избрании Азербайджана в СБ. Пока подобный порядок вещей сохраняется, об эффективности реформ не может быть и речи. Будет крайне сложно внедрить совершенные правила для регулирования международных отношений» [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.3. Реакция представителей РФ на сложности в ООН

         Как сказал президент Владимир  Путин, реформы должны идти на  основе полного консенсуса, а  не навязывания воли сильного: «Я считаю, что нужно идти к  реформированию. При двух обязательных  условиях. Это должно быть, во-первых, результатом широкого консенсуса. Подавляющее большинство участников  должно согласиться с предлагаемым  вариантом. И второе, нужно обязательно  сохранить фундаментальные основы  эффективности ООН. В частности, прерогативы и права ее Совета  Безопасности».

 

          Ситуация с ООН сегодня сильно отличается от той, что была при создании или еще три десятка лет назад, в силу того, что изменился «вес» разных стран. В 90-е и 2000-е годы использование силы в обход ООН нарастало, а организация никак этому не могла противостоять из-за разногласий между постоянными членами Совбеза.

 

          Всё негативное, что происходит ныне в ООН и ее Совбезе, это скорее не вина ООН, а ее беда. С распадом СССР сломался баланс сил, установленный после Второй мировой. И открылся такой «ящик Пандоры», из которого беды продолжают сыпаться на планету до сих пор. Сейчас Россия восстанавливает многополярность, но новый баланс отнюдь не зафиксирован. ООН сейчас находится в «транзитном состоянии», поскольку сам вектор развития международных отношений в связи с украинским кризисом, позицией США, НАТО, ЕС весьма неблагоприятный, считает профессор МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули: «Нужно начинать не с реформы ООН, а с реформы взаимоотношений. А изменение вектора взаимоотношений в итоге и должно привести к новой институциональной структуре. Бессмысленно начинать с реформы ООН, когда нет нормальных взаимоотношений» [10].

 

 

 
 

 

 

§4.1. Реформа Совета Безопасности ООН

         Как известно, в Совете Безопасности 15 членов: 5 постоянных (РФ, Великобритания, Франция, США, Китай) и 10 непостоянных (избираются  на 2 года Генеральной Ассамблеей  ООН). Каждый член Совета Безопасности  имеет одного представителя и  соответственно один голос. Но  при голосовании по вопросам  мира и безопасности постоянные  члены имеют право «вето».

Информация о работе Основные направления реформирования ООН