Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 18:57, курсовая работа
Описание работы
На сегодняшний день Организация Объединенных Наций играет важную роль на мировой арене. Начиная с 1945 года Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день ООН и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ООН §1.1. История возникновения ООН 4 §1.2. Основная деятельность ООН 6 §1.3. Функционирование ООН 8 Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН В РОССИИ 13 §2.1. Деятельность ООН в области демографии §2.2. Деятельность ООН по улучшению здоровья населения §2.3. Деятельность ООН в области образования §2.4. Деятельность ООН по улучшению состояния окружающей среды §2.5. Деятельность ООН в области экономического развития Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН §3.1. Сложность в регулировании межгосударственных отношений §3.2. Предвзятые отношения между государствами §3.3. Реакция представителей РФ на сложности в ООН Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН §4.1. Реформирование Совета Безопасности ООН 23 §4.2. Реформирование Генеральной Ассамблеи 28 §4.3. Реформирование Секретариата 29 §4.4. Реформирование международного суда ООН 30 §4.5. Реформирование в области финансирования ООН 31 §4.6. Иные проблемы, касающиеся ООН 33 Глава 5. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН §5.1. Деятельность ООН с 1945года по 1970 год §5.2. Деятельность ООН с 1970 года по 2000 год §5.3. Деятельность ООН в XXI веке Заключение 36 Список использованной литературы 37
О проблемах реформирования Секретариата
ООН говорят значительно реже, чем о реформировании
Совета Безопасности. Да и предлагаемые
реформы являются более мягкими.
К предлагаемым реформам относится:
1) Расширить полномочия самого Генерального
Секретаря ООН в выборе способов повышения
эффективности результатов.
2) Внедрить
новейшие информационные, цифровые технологии
и средства, для более быстрого сбора и
обработки поступающей информации, а также
дальнейшей координации деятельности
ООН [9].
§4.4. Реформа международного
суда ООН
Согласно
статье 92 Устава ООН, Международный
Суд является главным судебным
органом Организации Объединенных
Наций. Статут Международного Суда
является неотъемлемой частью
Устава ООН. Все члены ООН являются
одновременно участниками Статута
Суда. Главная задача Международного
суда ООН состоит в разрешении
на основе международного права
дел (международных споров), переданных
ему сторонами (только государствами).
В
связи с тем, что количество
государств на планете Земля
приблизительно равно 200-м, то и
споров, разбирательством которых
занимается Международный суд
ООН невелико. Тем более что
ему подведомственные дела, участники
которых сами обратились в
этот орган.
Основные проблемы Международного
суда ООН:
1) Международный суд ООН рассматривает
международные споры только между государствами
и только при их обращении. Он не имеет
право самостоятельно инициировать судебные
разбирательства, проводить расследования,
собирать доказательства, исследовать
факты.
2) Юридическая сила решений. Решения Международного
суда ООН обязательны только для сторон
в определенном споре и только в отношении
этого дела.
3) Повышение квалификации судей, их подготовки
не только в области международного права,
но и национального права. Порядок избрания
судей.
4) Упрощение процедуры разбирательства.
5) Увеличение финансирования – Международный
суд ООН является наименее затратным учреждением
в ООН по сравнению с другими подобными
судебными органами (Трибунал по бывшей
Югославии). Возможно, увеличение финансирования
приведёт к более качественному рассмотрению
дел [9].
§4.5. Реформирование в области
финансирования ООН
Финансирование является проблемным
аспектом не только деятельности
Совета Безопасности, но и в
целом для ООН.
Основные
проблемы:
1) Неравенство взносов. Разница очевидна:
в 2013 г. США должны были внести 22 % от общего
количества взносов, а маленькие и неразвитые
страны (например Центральноафриканская
Республика) по 0,001 %. Эта проблема является
наиболее сложной в разрешении. Если вклады
уравнять, это погубит неразвитые государства
и все «банановые» республики.
2) Большая доля взноса США. Это порождает
парадокс. С одной стороны США за счет
этого имеют рычаги давления на ООН, так
как без финансирования организация просто
не сможет функционировать. А с другой
стороны США долгое время имели задолженность
по выплатам.
3) Постоянно
возникающие споры между странами. Развитые
страны (Германия, Япония и другие), доля
финансирования которых превышает поступления
от некоторых постоянных членов Совета
Безопасности, требуют наделения их соответствующим
статусом, либо снижения их доли за счет
увеличения доли постоянных членов Совета
Безопасности. Односторонние заявления
о снижении финансирование ООН и отдельных
её миротворческих операций ставят в подвешенное
положение организацию.
4) Нерациональное,
нецелевое использование средств.
5) Огромный
штат сотрудников (более 60 000 человек),
который также необходимо содержать и
оплачивать деятельность.
6) Коррупция. Во время действия программы
«нефть в обмен на продовольствие» было
выявлено не только множество фактов незаконного
присвоения денежных средств сотрудниками
ООН, но и само продовольствие было ненадлежащего
качества. Даже название программы звучит
кощунственно и ультимативно. Иракская
газета «al Mada» в свой список тех, кто обогатился
за счет программы, включила даже Русскую
православную церковь.
7) Неравное участие в финансировании так
или иначе влияет и на деятельность страны
внутри организации.
В идеале, в соответствии с принципом юридического
равенства государств, взносы должны быть
равными.
Это обеспечило бы независимость
государств друг от друга, равноправие
в принятии решений, ограничило бы влияние
какого-либо государства на ООН. Другое
дело, что в современных условиях это пока
недостижимо.
Среди
мер также появилась точка зрения, что
взносы должны быть добровольными (Джон
Болтон). Но в этом случае огромное влияние
на организацию в целом получат государства,
которые могут внести большие суммы. Либо
финансирование организации совсем прекратиться.
Также
высказывалась точка зрения, что нужно
создать Кредитную организацию (или Фонд),
которая будет выдавать кредиты тем странам,
которые не могут внести взнос по экономическим
причинам.
Регулярный
бюджет ООН составляет порядка 1,3 млрд.
долл. США в год. Из него покрываются расходы
на мероприятия, персонал и базовую инфраструктуру
ООН, но не на операции по поддержанию
мира, имеющие собственный бюджет. Следовательно,
создание дополнительных контрольных
органов, ужесточение контроля как финансового,
так и административного необходимы [9].
§4.6. Иные проблемы, касающиеся
ООН
Среди таких проблем можно
назвать:
1) Неквалифицированные
специалисты, которые работают в
ООН. Кадровая политика выглядит
странной – на работу принимаются
на основе постоянного контракта,
но преимущественно людей, чья
нация мало представлена. Есть
возрастные ограничения: от 32 до 62 лет,
поэтому молодые специалисты
лишены возможности поучаствовать
в деятельности, а также квалифицированны
кадры с большим опытом вынуждены выходить
на пенсию после 62 лет. (Профессор Рут Веджвуд).
Обсуждается также введение жесткого
кодекса этики.
2) Бюрократизм.
Затягивание процессов реформирования,
сложность оформления бумаг (ведь
даже в здания ООН пускают
не всех и не сразу).
3) Политизированность
решений. Многие ученые считают,
что решения в ООН (в Совете
Безопасности в частности) принимаются
с подачи США и других постоянных
членов Совета Безопасности. Обвиняют
Пан Ги Муна (Генерального секретаря
ООН) в «проамериканской» политике.
Многие резолюции не соблюдаются
государствами и не несут ответственности
за это, а как следствие падает
авторитет ООН. Исторические противоречия
между странами стоят выше
принципа единства, поэтому, например,
Китай выступает против получения
статуса постоянного члена Совета
Безопасности Японией.
4) Перенос
штаб-квартиры. Многие ученые считают,
что нахождение штаб-квартиры
ООН в Нью-Йорке отдаляет организацию
от мировых проблем, превращает
ООН в дискуссионный клуб при
США, не говоря уже о том, что
все сотрудники, работающие в штаб-квартире
ООН проживают на территории США, что косвенно
также влияет на их позицию.
5) Военно-Штабной
Комитет формально продолжает
функционировать, собираясь на ежемесячные
заседания. Однако на деле он
оставался и остается одной
из чисто протокольных структур,
не обладающих никакой реальной
властью.
6) Процесс
реформирования идёт медленно, в основном,
по политическим причинам: нежелание постоянных
членов Совета Безопасности и других влиятельных
и развитых государств к утрате рычагов
управления организацией.
7) Замена
Комиссии по правам человека Советом с
аналогичным названием. Он должен был
решить проблему политизированности и
запретить доступ странам, которые имеют
порочную историю в области нарушения
прав человека.
8) Проблемы существования и развития
специализированных учреждений
ООН, таких как Международный
валютный фонд, Международная организация
труда и других [6].
§5.1. Деятельность ООН с 1945года
по 1970 год
За первые 40 лет существования Организации
Объединённых Наций (1945—1985 годы) были
проведены лишь 13 операций по поддержанию
мира.
В 1946 году одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование
в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН
приняла и провозгласила «Всеобщую декларацию
прав человека», после чего рекомендовала
всем государствам-членам обнародовать
текст Декларации путем «распространения,
оглашения и разъяснения, главным образом
в школах и других учебных заведениях,
без какого бы то ни было различия, основанного
на политическом статусе стран или территорий»
[2].
Также в 1948 году ООН была разработана
«Конвенция по предупреждению
и наказанию преступления геноцида».
В период 1948–1949 годах ООН удалось разрядить
берлинский кризис (разделение Германии),
В 1959 году первым актом ООН, касающимся прав детей, стала
принятая Генеральной Ассамблеей «Декларация прав ребёнка».
В 1962 году Организации Объединенных
Наций удалось ослабить влияние
карибского кризиса (угроза ядерной войны).
В 1966 году ООН был принят «Международный пакт о гражданских
и политических правах».
В 1968 году ООН был одобрен и
открыт «Договор о нераспространении
ядерного оружия»[11].
§5.2. Деятельность ООН с 1970 года
по 2000 год
В 1973 году ООН удалось снять напряжение
на Ближнем Востоке.
Также, усилия ООН позволили прекратить
ирано-иракскую войну в 1980х годах, а в следующем
году позволили вывести советские войска
из Афганистана.
В 1989 году ООН была разработана «Конвенция о правах ребёнка».
В 1990-е годы Организация способствовала
восстановлению суверенитета Кувейта,
прекращению гражданских войн в таких
странах как Камбоджа, Гватемала, Сальвадор
и Мозамбик, а также способствовала восстановлению
правительств в Гаити и Сьерра-Леоне, а
также в урегулированию споров в др. странах.
В 1992
году была разработана «Рамочная конвенция ООН об изменении
климата». В 1994 году она вступила в силу
и была ратифицирована Россией
В 1995 г почти 70 тыс. человек было задействовано
в миротворческой операции из более чем
70 государств, что явилось пиком активности.
Более того, развитие получили превентивная
дипломатия (установление фактов, примирения
сторон, посредничество), наблюдения за
перемирием, гуманитарные операции (предоставление
помощи беженцам), содействие реабилитации
после конфликтов. Таким образом, ООН была
вовлечена в процессы по урегулированию
«горячих точек», в таких странах как Сомали,
Мозамбик, Камбоджа, Афганистан, в странах
Центральной Америки, Гаити, на Ближнем
и Среднем Востоке, в Руанде, Зап. Сахаре,
Таджикистане, Грузии и тд. Вместе с тем
СБ использовал и такие инструменты, как
санкции (экономические, политические,
финансовые и др.) и принудительное разоружение.
8 сентября 2000 года была принята «Декларация
тысячелетия Организации Объединённых
Наций» Генеральной Ассамблеи ООН [11].
§5.3. Деятельность ООН в XXI веке
На состоявшейся в 2001 году Конференции
ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями государства
договорились о мерах по укреплению международного
сотрудничества с целью пресечения этой
незаконной торговли оружием.
5 января 2005 года был сделан «экстренный
призыв» к мобилизации 977 млн долл. США
для финансирования важнейших работ по
оказанию помощи, осуществляемых примерно
40 учреждениями Организации Объединённых
Наций и неправительственными организациями
(НПО). А 1 февраля Генеральный секретарь назначил
бывшего президента США Клинтона своим Специальным посланником
в странах, пострадавших от цунами.
В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями
в пользу мира в самых разных уголках планеты,
в которых участвовали в общей сложности
почти 89 000 военнослужащих, полицейских
и гражданских сотрудников.
31 июля 2007 года Совет Безопасности санкционировал создание Смешанной
операции Африканского союза — Организации
Объединенных Наций в Дарфуре. Действуя на основании главы VII
Устава Организации Объединенных Наций, Совет уполномочил ЮНАМИД
принимать необходимые меры для поддержания
процесса осуществления Мирного
соглашения по Дарфуру, а также для защиты своего
персонала и гражданских лиц «без ущерба
для ответственности правительства Судана».
Несмотря на свою уникальность, ООН дискредитировала
себя недоработками и скандалами. Организация
показала, что она не всегда способна своевременно
адаптироваться в соответствии с быстро
меняющимися мировыми политическими реалиями.
В связи с этим ООН часто критикуют за
неэффективность, недемократичность,
недостаток внимания к проблемам развивающихся
стран, бюрократизм, раздутость штатов
и непомерный бюджет. С именем ООН также
были связаны и некоторые громкие финансовые
скандалы. В одном из них, по программе
помощи Ираку «Нефть
в обмен на продовольствие», был замешан даже Коджо
Аннан (сын Кофи Аннана). Подобной критике подвергается
и деятельность ООН под руководством Пан
Ги Муна. Также солдаты ООН, вероятно, спровоцировали эпидемию
холеры на острове
Гаити в 2010 году, которая к середине
2013 года унесла жизни 8,5 тыс. человек, а
число заразившихся к середине 2012 года
превысило 600 тыс.. При этом международная
организация не предприняла никаких мер
для оказания помощи жертвам эпидемии
[11].
Заключение
Несмотря на то, что вопрос об обновлении
ООН обсуждается уже не первый год, в действительности
никаких глобальных действий к реформированию
Организации Объединенных Наций предпринято
так и не было.